Приватизация специализированного жилого помещения. Особенности приватизации служебного жилья. Повод для приватизации жилья через суд

Цены на недвижимость в нашей стране очень высокие, и далеко не каждый может позволить себе приобрести жилплощадь в собственность. Многие стараются выйти из ситуации и берут кредиты, кто-то вступает в ипотечную программу, но у большей части населения не хватает средств даже на вступительный взнос. Бюджетные организации идут навстречу населению и предоставляют своим сотрудникам служебные квартиры.

Служебное жилье — это квартиры, которые принадлежат конкретной организации или государственному учреждению и предоставляются сотрудникам для временного проживания. С работником заключается договор найма служебного жилого помещения, который не может превышать срок службы сотрудника, указанный в контракте или трудовом договоре. Таким образом, ведомственное жилье — временное решение проблемы и не дает уверенности, что завтра работника не уволят и не попросят освободить помещение. Более того, служебные квартиры привязывают работника к рабочему месту в конкретной организации в конкретном регионе и ставят человека в полную зависимость от работодателя. Таким образом, приватизация служебной недвижимости является одной из самых актуальных и острых проблем, так как получить ее в собственность практически невозможно.

В Жилищном кодексе РФ не предусмотрено процедуры приватизации служебного жилья, а в части 1 статьи 4 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» закреплено, что служебные квартиры входят в перечень объектов, не подлежащих приватизации. Однако, несмотря на общее правило о запрете приватизации служебного жилья, законодательство РФ все же допускает определенную свободу действий в этой сфере.

1. В законе РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» есть лазейка, а именно: в соответствии с пунктом 2 статьи 4 собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, с согласия собственников могут принять решение о приватизации по собственной инициативе. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30.03.2012 № 9-П вышеуказанная норма признана не противоречащей Конституции РФ, и соответственно, дает право собственнику муниципального жилищного фонда при реализации своего права по основаниям, на условиях и в порядке, установленном федеральным законодательством, издавать нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений. Но при условии, что такие решения принимаются в порядке исключения и позволяют сохранять массив служебных жилых помещений в объеме, соответствующем их целевому предназначению.

Таким образом, одним из вариантов решения проблемы приватизации служебного жилья является издание собственником муниципального жилищного фонда нормативного правового акта, касающегося принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений. Основанием для издания такого правового акта является заявление нанимателя служебного жилого помещения либо инициатива собственника муниципального жилищного фонда.

Однако положительное решение о приватизации — право, а не обязанность собственников помещений, и является скорее исключением, чем правилом.

2. Можно приватизировать служебное жилое помещение, которое было добровольно передано органам местного управления государственным или муниципальным предприятием, учреждением, например, в связи с ликвидацией или реорганизацией МУП, ГУП либо в связи с отсутствием возможности нести расходы на содержание помещений. В таком случае жилое помещение утрачивает статус «служебное» и подлежит приватизации как жилье, предоставленное по договору социального найма. Аналогичной позиции придерживается Верховный суд РФ: в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в муниципальную собственность, предполагает изменение статуса жилого помещения.

Но даже при такой четкой регламентации органы местного самоуправления не всегда идут навстречу гражданам, и дело приходится решать в суде. Судебная практика в данном случае выступает на стороне граждан.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 14.05.2013 № 5-КГ13-18.

Из материалов дела: Н.В.И., Н.Е.В., Н.А.В. обратились в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование иска указали, что Н.В.И. в связи с его работой в ЖКО КЭУ города Москвы, находящейся в ведении Минобороны РФ, на основании служебного ордера на состав семьи из четырех человек была предоставлена трехкомнатная квартира. В настоящее время деятельность комендатуры прекращена. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19.07.2005 № 536-ПП дом, в котором находится занимаемое истцами жилое помещение, был передан от Минобороны РФ в собственность города Москвы. Истцы не могут реализовать свое право на приватизацию жилого помещения в связи с тем, что Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в ответ на их обращение по вопросу приватизации сообщил, что занимаемая истцами квартира является служебной и приватизации не подлежит, решение об исключении ее из числа служебных жилых помещений органом исполнительной власти не принималось.

Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19.07.2005 № 536-ПП «О приеме ведомственного жилищного фонда и объектов инженерного и коммунального назначения Минобороны РФ в собственность города Москвы в 2005-2006 годах» жилой многоквартирный дом, в котором находится спорное жилое помещение, передан в собственность города Москвы.

Статьей 2 закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), приобрести эти помещения в собственность на условиях социального найма.

Исходя из положений статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», Верховный суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года (вопрос 21), разъяснил следующее.

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных, и к ним применяется правовой режим, установленный статьей 2 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Следовательно, спорное жилое помещение после передачи в собственность города Москвы утратило статус служебного, поэтому к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Истцы же, проживавшие в спорном жилом помещении на момент передачи его из федеральной собственности в собственность города Москвы, приобрели право пользования им на условиях договора социального найма и имеют право приобрести его в собственность, в связи с чем их иск следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Следует отметить: если ГУП или МУП было акционировано или другим способом реорганизовано в коммерческое общество, но свой жилищный фонд по каким-либо причинам не передало муниципалитету, либо органы местного самоуправления не приняли его на баланс, проживающие в таком помещении имеют право требовать заключить с ними договор социального найма и в дальнейшем участвовать в приватизации.

Кстати, перевод служебного жилья в муниципальную собственность можно осуществить по согласованию с предприятием — собственником служебного помещения, в результате чего собственник подает в органы муниципалитета ходатайство с просьбой взять жилье на баланс в местную администрацию. Такая практика применяется в основном с жилищным фондом, принадлежащим МВД, Минобороны, МЧС и другим силовым структурам.

3. Даже если служебное жилье не передано в муниципальную собственность, не следует терять надежду. Необходимо проверить законность присвоения статуса служебного жилья, так как наличие штампа в ордере еще не говорит, что квартира является служебной, и есть ряд условий, при которых присвоение статуса служебного жилья будет считаться законным.

Решение Октябрьского районного суда города Омска от 03.12.2007.

Из материалов дела: Н.Д., А.В., действующие также в интересах своих дочерей А.А., П.А. обратились с иском, просят признать за ними право долевой собственности и право приватизации на квартиру.

Изучив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Спорная квартира была предоставлена А.В. на состав семьи из четырех человек, включая жену Н.Д., дочерей А.А., П.А. в связи с трудовыми отношениями с ПО «СПС» как служебное жилье по ордеру. В ордере стоит соответствующий штамп.

Нанимателем значится А.В., который состоял в трудовых отношениях с ПО «СПС», 01.09.1997 уволен по собственному желанию. После его увольнения предприятием требований о выселении истцов из указанного жилого помещения не предъявлялось.

На основании договора о безвозмездном отчуждении объектов государственной собственности Омской области в муниципальную собственность от 01.11.2001 спорная квартира передана в муниципальную собственность.

Истцы желают приватизировать занимаемое ими жилое помещение в общую долевую собственность по ¼ за каждым из них. Администрация полагает, что указанное жилое помещение является служебным, истцам отказано в его приватизации. Администрацией города не предоставлен документ, которым указанное жилое помещение в установленном порядке и уполномоченным органом отнесено к специализированному жилищному фонду. Если исходить из того, что такого решения не имеется, то независимо от наличия ордера со штампом «служебная», следует считать, что истцы занимают указанное жилое помещение на условиях социального жилищного найма, и не имеется препятствий к приобретению его в собственность в порядке приватизации по желанию истцов.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона РФ «О введении в действие ЖК РФ» в результате передачи жилого дома, в котором находится спорная квартира в муниципальную собственность, указанная квартира, как составная часть данного дома, также поступила в муниципальную собственность. Таким образом, с момента передачи дома в муниципальную собственность квартира истцов, которая находится в этом доме, утратила статус служебной, к ней применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма. Решений муниципальных органов о снятии статуса служебного жилья с указанной квартиры (исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда) для ее приватизации не требуется.

Таким образом, истцы обладают всеми правами и обязанностями, вытекающими из правоотношений социального жилищного найма квартиры, в том числе правом на приватизацию указанного жилого помещения.

На основании вышеизложенного определим условия, которые необходимы для присвоения помещению статуса «служебное».

Решение о включении квартиры в число служебных должно приниматься уполномоченными органами, осуществляющими управление государственным и муниципальным жилищным фондом, с соблюдением установленных требований и в порядке, который установлен Правительством РФ (пункт 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ). Решение об отнесении квартиры к числу служебных может быть принято только до предоставления квартиры жильцам.

Решение Алейского городского суда Алтайского края.

Из материалов дела: А.Н.В. обратилась в суд с заявлением о признании недействительным решения квартирно-эксплуатационного управления Сибирского военного округа (КЭУ), указывая на то, что в июне 2006 года ее мужу (А.С.А.) как военнослужащему была предоставлена квартира.

В 2009 году она узнала о том, что квартира, в которой проживает, относится к числу служебных. Оказалось, что существует выписка из решения КЭУ «О включении в специализированный жилой фонд», в соответствии с которой ее квартира включена в этот жилой фонд.

Считает, что решение КЭУ подлежит отмене, так как данная квартира была заселена ею и членами ее семьи до момента включения жилого помещения в состав служебного жилья.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду.

Из содержания пункта 3 Постановления Правительства РФ № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» следует, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма.

Как установлено в судебном заседании, жилое помещение семье А.С.А. было предоставлено для проживания до присвоения статуса «служебное».

Данное обстоятельство свидетельствует о незаконности решения КЭУ «О включении в специализированный жилой фонд» в части включения в состав служебного жилья спорной квартиры.

То обстоятельство, что с А.С.А. был заключен договор найма служебного жилого помещения, не может выступать основанием для признания предмета договора — квартиры — служебной, так как на момент заключения договора спорная квартира служебной не являлась.

На основании изложенного суд принимает решение удовлетворить требования, заявленные А.Н.В.

После принятия решения о присвоении жилому помещению статуса «служебное» данное жилье должно быть зарегистрировано как служебное в установленном порядке в органах государственной регистрации недвижимости.

Необходимые сведения о присвоении статуса служебного жилья можно получить в архивах. В случае если такой информации в архиве не обнаружено, стоит исходить из того, что жилое помещение предоставлено по договору социального найма, следовательно, его можно приватизировать.

В случае если нет возможности приватизировать служебное жилье, можно обратиться к положениям 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ, закрепляющим перечень лиц, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления других жилых помещений. При условии, что данные лица не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

Указанным гражданам предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта.

Апелляционное определение Ростовского областного суда по делу № 33-6459/2013 от 27.05.2013.

Из материалов дела: ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П.Чехова» обратилось в суд с иском к Д.Н.И., Д.Б.А. о выселении из общежития.

В обосновании иска указано, что ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П. Чехова» на праве оперативного управления принадлежит здание общежития. В помещении № 115 указанного общежития проживают ответчики. Д.Н.И. в период времени с апреля 1983 по август 1992 являлась сотрудником института, однако 29.08.1992 прекратила трудовые отношения, уволившись по собственному желанию.

Договор найма жилого помещения между истцом и ответчиками не заключался. Истец полагает, что поскольку ответчики в настоящее время не являются учащимися института, в трудовых отношениях с институтом не состоят, основания для их проживания в спорном жилом помещении отсутствуют.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано.

Изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с пунктом 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены пенсионеры по старости.

Суд установил, что ответчик с 01.09.1995 является пенсионером по старости.

Также суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Д.Н.И. относится к категории лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и имеет право состоять на таком учете (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ).

В статье 13 Федерального закона РФ «О введении в действие ЖК РФ» установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, состоят, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не могут быть выселены без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ (пункт 6 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР).

Таким образом, статья 13 вышеуказанного закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ перечень лиц, которые не могут быть выселены без предоставления им других жилых помещений.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что ответчики не могут быть выселены из общежития без предоставления другого жилого помещения.

Важно отметить , что существуют безусловные запреты на приватизацию служебного жилья. Так, например, приватизации не подлежат аварийные дома, или если кто-то из жильцов служебной квартиры возражает против приватизации. Также в приватизации будет отказано лицам, которые ранее уже участвовали в приватизации. Согласно статье 11 закона РФ № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» повторная приватизация квартиры невозможна.

Вывод: Приватизация служебной квартиры, несмотря на запреты, установленные законодательством, все же реальна. И в судебном порядке, как правило, удается добиться права приватизировать жилье, если не доказано, что жилое помещение предоставлено нанимателю именно как служебное, а не по договору социального найма.

Получить бесплатное жилье могут те граждане, которые не имеют собственных квадратных метров и не могут решить этот вопрос самостоятельно. Жилплощадь может выдаваться местными органами власти или работодателем. На первый взгляд, особого различия для заселенных граждан нет, но на самом деле разница значительная. Муниципальная собственность выдается для бессрочного пользования, а служебная только на время выполнения трудовых обязанностей.

В соответствии с Законом о приватизации переводить служебное жилье в личную собственность нельзя, так как она не принадлежит ни государству, ни муниципальным властям.

Однако существует немало нюансов, которые позволят приватизировать жилое помещение, даже если оно носит статус служебного.

Процедура приватизации регулируется Законом №1541-1, который был введен в действие 04.07.1991 года. Этот нормативный акт определяет условия участия в программе получения муниципальной собственности в частное владение. Основных критериев три:

  1. Процедура производится бесплатно.
  2. Решение о приватизации принимается самостоятельно и добровольно.
  3. Приватизировать жилплощадь можно единожды.

Долгие годы Закон имел конечные сроки реализации, что ограничивало возможности использования права на приватизацию. Но в феврале 2018 года это ограничение было снято, чтобы не ущемлять интересы тех граждан, которые не успели воспользоваться своим правом.

Законодательные нормы, регулирующие процедуру приватизации, устанавливают некоторые ограничения. Согласно им нельзя приватизировать:

  1. Аварийные жилые объекты.
  2. Комнаты, расположенные в зданиях общежитий.
  3. Жилую площадь, которая располагается на территории закрытых военных городков.
  4. Служебное жилье.

Иные причины для отказа считаются необоснованными и подлежат оспариванию.

Назначение служебного жилья

Служебное жилье – это помещения, выделяемые работодателями своим работникам для временного решения их жилищной проблемы.

Наличием собственного жилфонда может похвастаться далеко не каждый наниматель. Крупные организации и предприятия приобретают недвижимость специально для возможности привлекать к работе толковых специалистов, не привязываясь к их поиску территориально. Многие бюджетники также живут в служебных квартирах, например, сотрудники Министерства обороны.

Жилплощадь служебного типа, хотя и выдается бесплатно для проживания, все же имеет значительные отличия от социальных квартир. Выделенные работодателем квадратные метры предоставляются работнику по договору найма с четким ограничением срока проживания в нем – на время работы. В случае увольнения сотрудника по собственному желанию или по причине грубых нарушений трудовой дисциплины, он теряет право на дальнейшее нахождение в помещении и должен выехать из него в кратчайшие сроки.

Несмотря на отличия в понятиях, в них есть и схожесть. Работник, получивший право занимать предоставленные квадратные метры, имеет право переселить туда членов своей семьи, более того, при определении размеров помещении они должны учитываться. Жильцы должны зарегистрироваться по месту проживания и выполнять обязанности, возложенные на них договором найма, с учетом норм Жилищного кодекса.

Ограничения в приватизации

Приватизация как процедура может быть применена далеко не в каждом случае. Для ее проведения необходимо наличие определенных условий. По закону каждый гражданин имеет право приватизировать жилплощадь, но воспользоваться им могут лишь те, что проживают в социальных помещениях на законных основаниях, то есть имеют регистрацию и заключенный с местной администрацией договор соцнайма. Служебные помещения не подходят под эти категории, так как:

  1. Предоставляются не от государства, а от конкретного нанимателя.
  2. Между сторонами заключается просто договор найма, а не соцнайма.

Да и сам объект находится на балансе предприятия, а не муниципалитета, что не позволяет причислить его к недвижимости подлежащей приватизации.

Все эти ограничения и условия не отрицают саму возможность приватизации. Но в отличие от муниципальной собственности, служебные помещения могут переводиться в разряд частного имущества только в разрешительном порядке.

Многие предприятия устанавливают определенные критерии, после выполнения, которых работник может приватизировать выданное жилище. Это может быть дополнительной мерой поощрения своих сотрудников за долгий и ответственный труд или способом привлечения квалифицированных кадров. Иногда приватизация служебного жилья производится не благодаря, а вопреки, если предприятию необходимо избавиться от жилого фонда и ответственности за его содержание.

Условия передачи в собственность

Приватизация служебного жилья, кроме четкого запрета, изложенного в Законе №1541-1, никак не регулируется. Но в последние годы участились случаи судебных разбирательств по поводу права приватизировать такие объекты, поэтому к 2018 году сложилась некоторая практика, которая разъясняется Постановлениями Верховного суда и разъяснениями от него. Принимая решение о возможности получения жильцами ведомственных помещений прав собственности, следует руководствоваться статьями Жилищного кодекса РФ и учитывать конституционные права граждан. Эти нормативные документы позволяют координировать спорные отношения и принимать правильные решения в непростых ситуациях.

Приватизировать ведомственную жилплощадь могут те лица, которые проживают там по заключенному с нанимателем договору аренды и не потеряли право на пользование ею. Стать собственником служебного помещения можно в двух случаях:

  1. Наниматель, владеющий выделенными квадратными метрами на законных основаниях, дает согласие на проведение процедуры.
  2. В силу ряда причин жилплощадь утеряла статус служебного.

Вариативность ситуаций в каждом отдельном случае позволяет расширить спектр возможностей для желающих приватизировать ведомственную жилплощадь.

Согласие собственника

Муниципальную жилплощадь можно приватизировать на общих основаниях, отказать в данном праве администрация может, лишь опираясь на изложенные в Законе №1541-1 запреты. Ведомственные помещения приватизируются по иному принципу – разрешительному.

Проживающий в служебном жилье сотрудник минобороны или любой другой организации имеет право подать заявление с просьбой о приватизации, но одобрить его или нет, решает лишь сам наниматель. Отсутствие федеральных норм в этой области, позволяет собственникам устанавливать свои правила. Некоторые предприятия регламентируют данные процедуры внутренними локальными актами, которые могут содержать сведения о том кто, когда и на каких условиях может получить прав собственности на ведомственные квадратные метры.

В некоторых случаях можно обойтись и без согласия владельца. Так, военнослужащие получают право на бесплатные квадратные метры, которые могут быть приватизированы в следующих случаях:

  1. Военнослужащий уволен в запас по выслуге лет.
  2. Увольнение произведено ранее срока по состоянию здоровья.
  3. Членами семьи военнослужащего, который погиб при исполнении своих обязанностей.
  4. Преждевременный перевод в запас состоялся по причине организационно-штатных мероприятий.

Длительное сотрудничество с нанимателем является веской причиной для получения прав собственности, но не гарантирует его.

Снятие статуса служебности

В 2006 году было принято решение, которое обязало всех собственников служебной жилплощади зарегистрировать его в соответствующем статусе.

Наниматели должны были подать заявление в Росреестр, подтвержденное документально, с просьбой присвоить объекту статус ведомственного. Далеко не все воспользовались указанным правом и на сегодняшний день есть немало жилых помещений, которые хотя и выданы были нанимателями, но на сегодняшний день не числятся ни в качестве ведомственного жилья, ни в качестве муниципального. Зачастую такая неразбериха была вызвана реорганизациями предприятий, их банкротством и ликвидацией.

Отсутствие какого-либо официального статуса дает право жильцам, проживающим на такой жилплощади осуществить приватизацию. Законодательно это регламентируется статьей 7 ЖК РФ, в которой четко оговорено, что отношения, не подпадающие ни под один нормативный документ, регулируются жилищными нормам, подходящими в этой ситуации. Граждане подают иск в суд для признания своего права на приватизационную процедуру, по отношению к спорному объекту.

Наниматели имеют право самостоятельно выводить жилые объекты в муниципальный фонд. Как только документально переход был оформлен, по отношению к жилью вступает в силу Закон №1541-1 и появляется возможность приватизировать его на общих основаниях.

Процедура передачи в собственность

Желая приватизировать ведомственное жилое помещение, следует быть готовым к тому, что сам процесс будет отличаться от стандартного порядка и займет больше времени. При наличии оснований для перехода прав или согласия собственника на данную процедуру пошагово это будет выглядеть следующим образом:

  1. Пишется заявление на имя нанимателя с просьбой позволить приватизировать жилплощадь.
  2. Получается разрешение от работодателя.
  3. Собирается пакет документов в местную администрацию. Его комплектность стоит уточнить заранее, так как он может отличаться от стандартного.
  4. Пишется заявление на приватизацию указанного помещения.
  5. Бумаги передаются в Департамент по жилищным вопросам того населенного пункта где расположен объект недвижимости.
  6. Документы рассматриваются на протяжении отведенного времени, в результате чего принимается решение разрешить процедуру или отказать в ней. Отказ должен быть мотивированным.
  7. Одобрение заявки позволяет заключить договор о приватизации, который собственно и является подтверждением перехода прав собственности на жилье.

Получив договор о переходе прав владения, необходимо зарегистрировать их в установленном порядке – через Росреестр.

Подача заявления

Подготовка заявления начинается со сбора документов. Этот этап крайне важен, так как бумаги следует собрать на всех проживающих в помещении лиц. В этот перечень обязательно входят:

  1. Паспорта всех жильцов старше 14 лет.
  2. Свидетельство о рождении детей до 14 лет.
  3. Согласия на приватизацию или отказ от нее.
  4. Разрешение нанимателя на переход права собственности.
  5. Договор найма жилплощади.
  6. Кадастровый и технический паспорт помещения.
  7. Справки о том, что ранее граждане не производили приватизацию муниципальной или служебной жилплощади.
  8. Выписка из ЕГРН.

Перечень может дополняться иными бланками.

Заявление пишется на специальных разработанных формах. Их можно получить в жилищном отделе или скачать в интернете. Бланк заявки содержит в себе большой объем информации. В частности, в него вносятся данные:

  1. О собственнике жилья.
  2. Участниках приватизационного процесса.
  3. Жилом объекте.
  4. О желании стать частными владельцами квадратных метров.

Правильность заполнения заявления, как и комплектацию пакета документов к нему проверяет специалист, принимающий заявку. После регистрации заявления необходимо ожидать окончательного вердикта, который будет оглашен в течение месяца.

Решение собственника

Приватизация служебного жилья начинается с решения собственника. Получить его можно, подав заявление работодателю. Этот документ пишется произвольно, главное, чтобы в нем были указаны следующие моменты:

  1. На каком основании и когда было выделено жилое помещение.
  2. Сведения о помещении.
  3. Количество проживающих в квартире лиц, включая всех зарегистрированных членов семьи.
  4. Какие причины, по мнению заявителя, являются решающими для выдачи ему разрешения на переход права собственности.

Заявление должно полностью разъяснять позицию работника. Неплохо будет подкрепить сказанное ссылками на внутренние нормативные акты или на государственное законодательство.

Владелец жилплощади принимает решение, основываясь не на своем личном мнении и предпочтениях. Он должен учесть – есть ли обоснованные причины для отказа или, наоборот, одобрения. Например, в Уставе организации может быть прописано, что после отработки определенного беспрерывного срока сотрудник имеет право приватизировать жилплощадь или иные условия.

Решение собственник выдает в письменном виде, независимо от того является ли оно положительным или отрицательным. Бумага заверяется подписью руководителя и круглой печатью, обязательно регистрируется как исходящий документ.

Заключение договора

Положительный исход приватизации выражается в заключение договора о переходе прав собственности. Этот документ заключается между нынешним и будущим собственником жилого помещения. Соглашение составляется по установленным ГПК РФ правилам. В нем должны быть указаны исчерпывающие сведения о проводимой процедуре, права и обязанности нового собственника после вступления в права владения.

Договор о приватизации является доказательством того, что служебное помещение перешло во владении указанных граждан. Заполняется он следующим образом:

  1. Вносятся сведения о жилом помещении – адрес, размер общей и жилой площади, количество комнат и иное.
  2. Информация о каждом участнике договоренности. Обратите внимание, в соглашение вносятся сведения обо всех жильцах, которые получают свою долю в помещении.
  3. Размер долей определенных каждому.
  4. Данные о договоре найма, который позволил вселение и дает право на проживание.
  5. Основания для передачи имущества.
  6. Обязанности, возлагающиеся на новых владельцев.

Подписывается договор всеми участниками и приватизации и представителем муниципальной власти, отвечающий за приватизацию жилых объектов.

Государственная регистрация

Государственная регистрация недвижимости это обязательная процедура, которая производится после любой смены прав. Собственники, приватизировавшие служебную жилплощадь, могут воспользоваться всем спектром своих прав только после госрегистрации.

Процедура госрегистрации производится следующим образом:

  1. Подготавливаются документы. Удостоверения личности все совладельцев, технический и кадастровый паспорт, договор о приватизации.
  2. Оплачивается госпошлина за внесение сведений.
  3. Пишется заявление.

Весь пакет документов подается специалисту на регистрацию.

Пройти госрегистрацию можно подав бумаги в Росреестр или МФЦ. Процесс перерегистрации занимает не более 10 дней, после чего распоряжаться имуществом можно по своему усмотрению. Новый собственник может продать жилье, сдать в аренду, подарить, завещать его или сделать предметом залога. Дополнительного согласия на подобные действия от бывшего собственника не потребуется.

Решение спорных вопросов

Инструкция по приватизации выглядит несложно, но в случае со служебной жилплощадью большинству жильцов приходится решать немало спорных моментов, прежде чем получить законное право на недвижимость. Ситуации, в которых одна сторона не может достигнуть согласия с другой решаются в судебном порядке.

Причины спора могут быть различны, но итоговые требования всегда идентичны – признать право на приватизацию. Отсутствие четких законодательных норм, позволяющих приватизировать служебное жилье, зачастую приводит к отрицательным результатам по поданным искам. Однако желание реализовать свои права и защитить свои интересы позволяет добиваться невозможного и выигрывать судебные тяжбы.

Обращение в суд

Судебные разбирательства по вопросам приватизации служебного жилья в большинстве случаев инициируются гражданами, проживающими в таких помещениях. При обращении в суд они должны подготовиться следующим образом:

  1. Собрать доказательную базу, которая позволит отстоять свои требования. Этот этап требует максимальной подготовки, чем больше бланков будет собрано, тем выше вероятность получить положительный вердикт.
  2. Составить исковое заявление. Специалисты говорят, что правильно составленный иск - это залог успеха. В сложных и запутанных ситуациях лучше не писать его самостоятельно, а обратиться к квалифицированному юристу.
  3. Оплатить госпошлину.

Ответчик оповещается о поданном иске в обязательном порядке. Он также может обосновать свою позицию и предоставить документальные свидетельства своей правоты.

Решение выносится на основании всех освещенных фактов в строгом соответствии с действующим законодательством. В спорных ситуациях по приватизации суд чаще всего становится на сторону жильцов, подтверждая их право на жилье.

Судебная практика

Ярким примером решения спорного вопроса явилось исковое заявление, которое было рассмотрено в Ярославской области. Истец обратился в суд для защиты своих интересов и прав несовершеннолетнего ребенка, который с ним проживает. По существу дела он сообщил следующее:

  1. В 1988 году отец устроился работать на предприятие, которое выделило ему служебную квартиру.
  2. В 1998 году он уволился, но работодатель не заявил о необходимости выселения, поэтому продолжил проживать в выделенной квартире.
  3. На данный момент отец умер, а сын со своим ребенком зарегистрирован и проживает в указанном помещении.
  4. Истец решил приватизировать жилплощадь и выяснил, что данный объект недвижимости был передан на баланс города.
  5. Он обратился в местной администрации с просьбой о приватизации, но ему отказали ввиду отсутствия договора соцнайма.
  6. Просьба о заключении договора была отклонена на том основании, что это помещение является служебным и числится в специальном жилфонде.

Ввиду того, что истец проживает в помещении длительное время, а его право на пребывание там не было оспорено прежним владельцем собственности, суд принял решение полностью удовлетворить требования заявителя и разрешить ему провести приватизационную процедуру в равных долях на себя и несовершеннолетнего.

Приватизация служебного жилья началась после распада Советского союза: в первой половине девяностых годов. До сегодняшнего дня еще не все имущество, находящееся в служебном пользовании, имеет статус частной собственности. Порядка 80-ти процентов жилья, находившегося в распоряжении жильцов по условиям договора служебного найма, уже приватизировано.

Содержимое страницы

Существуют отдельные категории населения, которым не так просто пройти процедуру разгосударствления недвижимости, поскольку оно служебное. По регламенту Жилищного кодекса такое имущество не подпадает под национализацию. Однако, при соблюдении некоторых норм, становится возможным стать его полноправным обладателем.

Условия приватизации служебного жилья

Приватизация служебного жилья регулируется согласно закону «О национализации». Именно в нем (пункт 2 ст. 4) есть оговорка о вероятности разгосударствления служебных жилых апартаментов с разрешения владельца. Квартиры и дома, предоставляемые предприятиями и ведомствами своим рабочим исключительно на период работы на организацию или предприятие. Поэтому собственником жилплощади является ведомство и решение о передаче права собственности принимается им.

Это утверждение не противоречит Законодательству. Конституционный суд принял Постановление №9 в 2012 году о том, что по изданию предприятием нормативно-правового акта имущественное право на жилье может передаваться гражданам.

Приватизировать жилье можно при наличии разрешительного документа от ведомства, распоряжающегося своим жилищным фондом. Также есть жилые помещения, некогда отданные вправо пользования городским администрациям от государственных и муниципальных предприятий.

Важно! Когда такой вид собственности переходит на баланс города, с него снимается статус служебного и переходит к населению по договору социального найма. Муниципальное жилье приватизируется без выполнения каких-либо условий.

Во многих крупных городах Российской Федерации были приняты нормативные документы под закон о приватизации, в которых описывается регламент прохождения процесса обретения права собственности на служебное жилье. Соответственно подзаконному акту Москвы, правом на приватизацию служебной квартиры обладают граждане, живущие в ней и работавшие на заводе больше десяти лет.

Что называют служебным и ведомственным жильем

ЖК России жилые помещения разделяет на несколько подвидов:

  • жилищный фонд муниципалитетов, переданный в пользование граждан на основе договора соцнайма;
  • специализированный вид жилища, к которому относят пребывание населения непродолжительное время (пока не завершится капитальный ремонт здания, либо на время расселения дома, находящегося в аварийном состоянии);
  • здание отведенное под общежитие, либо служебное помещение.

К служебному виду жилья относятся помещения занимаемые гражданами не по контракту с муниципалитетом и не переданные вправо распоряжения, а на время работы (по трудовому контракту), либо выполнения служебных обязанностей организации, в ведомстве которой находится жилье.

При увольнении работнику дается определенное время на освобождение помещения. Не выселяют семью работника из служебной квартиры в случае:

  • смерти служащего, получением рабочей травмы, послужившей инвалидности;
  • серьезного заболевания, наличия детей, оставшихся без одного из родителей.

Ведомственное жилье в понимании наших соотечественников ничем не отличается от служебного. Однако в кодексах – Жилищном и Гражданском – нет понятия ведомственного жилья.

Ведомственное – это государственное имущество, которым управляют госорганы и организации, выдаваемое на определенный промежуток времени. К примеру депутаты, находящиеся на выборной должности, живут в апартаментах на протяжении всего периода, пока работают в Госдуме.

Ведомственное жилье может являться собственностью и негосударственного заведения. Когда приватизировались фабрики и заводы, жилой фонд, находившийся в их распоряжении, перешел в права собственности лица, осуществлявшего национализацию.

Кто имеет право на приватизацию служебной квартиры

Приватизация служебного жилья является безвозмездной передачей его вправо пользования от организации к гражданину. Регулирование процедуры регламентируется Законом «О национализации жилфонда в Российской Федерации» и Жилищным кодексом.

На приватизацию ведомственного жилья имеют право не все. На проведение процедуры необходимо разрешение владельца объекта недвижимости. Положительный ответ на заявления подобного рода получают:

  • сотрудники предприятий, которые занимаются поощрением своих работников, длительное время служащих на благо организации;
  • когда предприятие заинтересовано в сохранении ценных кадров;
  • организация жаждет избавиться от ответственности за жилой фонд, передав его на баланс органов местной власти.

Важно! Особого отличия в дальнейшем прохождении национализации нет.

Подачей заявлений в адрес предприятий-собственников занимаются в основном подчиненные. Процедура происходит с наличием разрешения всех лиц, зарегистрированных на квадратных метрах.

Законодательство позволяет разгосударствление жилья без разрешения собственника следующей категории населения, работающей в бюджетной сфере:

Данная статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к нашему консультанту совершенно БЕСПЛАТНО!

  • врачи;
  • учителя;
  • научные работники;
  • спасатели;
  • работники правоохранительных органов и социальных служб.

Главным условием является проживание в обозначенной квартире и работа в вышеуказанной сфере более десяти лет. Это обусловлено не потребностью населения в решении проблемы с отсутствием жилплощади, а необходимостью предприятия в обеспечении себя ценными кадрами.

Прерогативой на приватизацию обладает не только сотрудник ведомства, но и члены его семьи: жена с детьми. При расторжении супружеских отношений оба из супругов вправе распоряжаться частями имущества на свое усмотрение.

Важно! В случае развода до начала процедуры, у бывшего супруга нет никаких прав на обладание и распоряжение служебным жильем и выписаться из него, покинув пределы помещения.

Правом на приватизацию один из супругов не сможет воспользоваться даже если период проживания в квартире составляет более десяти лет. В отличие от супруги, дети бывшими не бывают. Если процедура разгосударствления началась менее чем через шесть месяцев после выписывания из квадратных метров, они обладают правом на участие в процессе.

Если ведомственное жилье расположено на территории сельской местности, по закону запрет на его приватизацию не распространяется. Объекты недвижимости, относящиеся к жилому фонду совхоза, приравненного к сельскохозяйственному предприятию, подлежат национализации. То есть жителям сельской местности можно подавать документы на приватизацию жилья, подведомственного предприятию или органов самоуправления без получения соответственного разрешения.

Этапы прохождения процедуры приватизации

Приватизация служебной квартиры происходит дольше, нежели обычного жилья. На прохождение процедуры потребуется обзавестись согласием владельца:

  1. Сначала организация должна передать жилое помещение в распоряжение муниципалитета.
  2. Затем гражданин, жаждущий приватизировать квартиру, пишет заявление с пакетом документов в муниципальную службу, ответственную за жилфонд, на предоставление ему разрешения осуществить отчуждение имущества.
  3. Бумаги рассматривают на соответствие законодательным нормам.
  4. Заключается контракт между гражданином и муниципалитетом, свидетельствующий о переходе права собственности от первого второму.
  5. На следующем этапе потребуется регистрация контракта в Росреестре.
  6. Росреестр впоследствии выдает свидетельство о регистрации права собственности.

Бумаги и заявление на национализацию подают и через центры предоставления гос- и муниципальных сервисов, при наличии их в вашем городе.

Повод для приватизации жилья через суд

Возникают ситуации, когда организация, которой принадлежит жилье, занимаемое гражданами, отказывается передавать его в частную собственность. В таких случаях можно прибегнуть к обретению права собственности на жилье через обращение к органам судебной власти.

Подавать иск на предприятие, либо на его администрацию, обосновывая его отказом в приватизации и требуя передать квартиру в жилфонд муниципалитета, неправомерно. Само население не обладает подобным правом. Однако органы судебной власти могут потребовать от предприятия-владельца предоставить заявителю разрешение на разгосударствление квартиры:

  1. В заявлении в суд должны быть четко сформулированы требования истца к ответчику о том, что организация должна передать служебное помещение в жилищный фонд органа самоуправления для снятия с него назначения служебного помещения.
  2. В иске должны присутствовать данные нанимателя помещения и ответчика.

Чтобы иск получил решение в пользу истца, он должен быть хорошо обоснованным. Поскольку организация-собственник вправе распоряжаться имуществом на свое усмотрение и удовлетворение судом подобных исков большая редкость. Есть условия, когда суд не принимает решение в пользу нанимателя:

  1. Жилплощадь не занесена в Росреестр в статус служебной.
  2. Квартира числится на балансе органов местного управления после того как предприятие ликвидировали, либо реорганизовали.

Судебные инстанции больших городов не практикуют принятие положительных решений в пользу заявителей подобных исков. Таким образом они сдерживают увеличение количества инцидентов при национализации ведомственного жилья. Не забывайте что существует апелляция.

Имея веские основания для разгосударствления имущества, стоит обратиться с протестом к вышестоящим судебным органам. Запрет на национализацию ведомственного имущества в законодательстве можно обойти при определенных условиях. Чтобы увеличить вероятность победы в судебном разбирательстве заручитесь помощью специалиста в области юриспруденции жилищных вопросов.

Как получить согласие предприятия

Приватизировать служебное жилье без разрешения собственника невозможно. Чтобы получить разрешение:

  1. Наниматель пишет заявление с просьбой предоставить ему право на приватизацию имущества. На рассмотрение бумаги администрация предприятия имеет два месяца.
  2. После данного срока сотруднику-нанимателю на руки выдают официальный ответ. Если предприятие отказало в проведении отчуждения владения, процесс приватизации завершен.
  3. При положительном ответе можно заниматься дальнейшим сбором документов для подачи в соответствующие органы.

Не получат разрешения на разгосударствление наниматели, проживающие в зданиях, относящихся к аварийным. Процедура запрещена законом. Не оформят право собственности лица, единожды участвовавшие в разгосударствлении.

Важно! Исключением из правил являются граждане, принимавшие впервые участие в процессе еще не будучи совершеннолетними.

Какие документы нужны для приватизации служебного жилья

Чтобы оформить право собственности на ведомственное или служебное жилье необходимо собрать два пакета бумаг. Первый состоит из документов на жилье, второй – на лиц, участвующих в процедуре. Сбор документов займет немало сил и времени. Малейшая ошибка или неточность в бумагах послужит отказом в приватизации, поэтому отнеситесь к этому этапу со всей серьезностью. Приватизировать служебную квартиру без наличия следующего пакета документов невозможно:

  1. Технический паспорт на недвижимость, предоставленный бюро технической инвентаризации.
  2. Справка, сделанная из домовой книжки, оформленная в соответствии с формой номер 9.
  3. Справка о наличии лицевого счета.
  4. Паспорт или свидетельство о рождении для участников, не имеющих паспорта по возрасту.
  5. Документы на попечительство или опекунство.
  6. Паспорта опекунов или попечителей.
  7. Документ, подтверждающий что право на бесплатную приватизацию еще не использовалось.
  8. Нотариально оформленный отказ одного из лиц, которое должно принимать участие в процессе.
  9. Разрешительные документы от органов опеки, позволяющие несовершеннолетнему участвовать в процедуре.
  10. Доверенность на представителя, при отсутствии у заявителя возможности самостоятельно заниматься оформление бумаг.
  11. Постановление суда вместе с разрешением попечительского совета на участие в национализации недвижимости гражданина с ограниченными способностями, либо недееспособного вообще. Лицо, являющееся опекуном, в обязательном порядке представляет документ, подтверждающий факт установления опеки.
  12. Документы, подтверждающие наличие/отсутствие брачных уз.
  13. Контракт, подтверждающий факт социального найма недвижимости.

Помимо основных документов, в ходе национализации могут потребовать дополнительные сведения, выдвигаемые органами местного управления. Такие нюансы возникают в процессе сбора бумаг. Чтобы облегчить прохождение процедуры, обратитесь к квалифицированному специалисту, который ознакомившись с документами и укажет на их недостатки.

Остались вопросы? Задайте их БЕСПЛАТНО нашему юристу!

Проблема приватизации служебного жилья не теряет своей актуальности, ведь немало людей проживает в служебных жилых помещениях и не имеет возможности их приватизировать (или не знает, как это сделать).

Конечно, количество служебных квартир сегодня намного меньше, чем 20 лет назад, но этот вопрос еще волнует многих, в частности тех, кто уже обращался к властям по своего жилья и получил стандартный отказ: служебные жилые объекты приватизации не подлежат. А как на самом деле?

Служебное жилье: приватизация с оговоркой

Служебным считается жилье, предназначенное для заселения жильцами, которые по характеру трудовых отношений должны находиться недалеко от своего предприятия или учреждения. Служебные жилые помещения предназначены для работников жилищно-коммунального хозяйства, аварийно-спасательных служб, работников рыболовецкого и лесного хозяйства, сотрудников таможенных и налоговых органов и т.п.. Перечень конкретных должностей для выделения служебного жилья и порядок их использования установлен еще постановлением Совета Министров СССР.

Законодательством установлено, что дома, квартиры, комнаты, признанные в установленном порядке служебными, приватизации не подлежат. Это условие направлено на то, чтобы жильцы служебных квартир не злоупотребляли правом на приватизацию, ведь предоставление такого жилья не связано с проблемой , а связано лишь с интересами предприятия (учреждения). Если бы каждый мог приватизировать служебное жилье, оно бы скоро совсем исчезло. Но ситуация, когда такая мера является еще и способом соцобеспечения граждан, не имеющих своей жилплощади или имеющих недостаточное количество квадратных метров, также не исключена. Как же быть человеку, много лет отработавшему на предприятии и другого жилья на данный момент не имеющему?

Шанс получить служебное жилье в частную собственность есть, но приватизировать его можно только в том случае, если с квартиры снимают статус служебной. Тогда она переводится в категорию государственного (муниципального) жилфонда. По закону служебное жилье исключается из такой категории по заявлению предприятия, предоставившего жильцу такое жилье.

Такой принцип сработает в том случае, если собственник жилья захочет исключить его из служебного фонда. Естественно, что в большинстве случаев предприятие или учреждение в приватизации не заинтересовано, имея полное право отказать сотруднику без комментариев. Требовать изменения статуса квартиры у проживающих в служебных квартирах нет, и единственный выход получить его в таком случае – это обращение в суд. Подается иск на имя собственника с просьбой подать ходатайство об исключении квартиры из числа служебных и к местным властям требование принять такое решение. Но обосновать иск и добиться положительного решения не так и просто. Но, несмотря на многочисленную практику отказа судов, есть и положительные примеры. Чаще всего они касаются военных, которым законом установлено право получения постоянного жилья, в частности, путем исключения жилья из числа служебного.

Таким образом, весомым аргументом в суде будет тот факт, что претендент состоит на учете по улучшению жилищных условий для постоянного проживания, а по факту было предоставлено только служебное. Но если предоставление такого жилья не является обязанностью работодателя (как с военными), тогда есть вероятность, что в иске откажут по уже названным причинам. Единственным утешением тех, кому отказали в приватизации, может быть статья жилищного кодекса о том, что что если работник отработал на предприятии не мене 10 лет, он не может быть выселен без предоставления другого помещения.

В законе РФ «О приватизации» сказано, что служебные квартиры приватизации не подлежат, но в абзаце 2 ст. 4 есть уточнение по поводу того, что владельцы жилищного фонда, а также органы – их представители или предприятия и учреждения, за которыми числится служебный жилой фонд, могут решать вопрос с приватизацией служебных жилых помещений.

Таким образом, с начала действия закона возникает вопрос о том, имеют ли право жильцы служебных квартир в обязательном порядке требовать от владельца жилого помещения разрешения на передачу ему в собственность используемой служебной квартиры. Или такие права имеет исключительно собственник жилого фонда?

Практика московских судов

В основном суды общей юрисдикции признают право собственников самим принимать решение о предоставлении конкретному гражданину возможности приватизации служебной квартиры. Судебные иски о признании отказов в приватизации служебного жилья неправомерными оставались без удовлетворения ─ Москва не хочет лишаться собственности, а суды «сохраняют солидарность».

Пример одного последнего дела: гражданка М. и гражданин С. обращаются с иском в суд к департаменту и жилищному фонду Москвы, а также ОАО «Теплосеть», где просят признать в рамках приватизации право общей долевой собственности, по ½ доли за каждым, на квартиру.

Суды двух инстанций в удовлетворении иска отказали, прокомментировав причину: спорная жилая площадь истцу С. Была предоставлена при нахождении в трудовых отношениях с ОАО « Теплосеть ». На учете по улучшению условий жилья С. не состоял, не оспаривал это обстоятельство. Заявители занимают квартиру из числа служебных и убедительных доказательств, что спорное жилье исключено из жилищного фонда предприятия и включено в социальный жилфонд, не представлено. Поэтому правовых оснований для приватизации служебной квартиры с передачей ее в собственность нет. Спорная служебная квартира ─ городская собственность, а так как ее собственник решение о приватизации спорного жилья не принимал, то статус оспариваемой квартиры не меняется. Таких "отказников" в московских судах великое множество».

Верховным Судом РФ в одном таком деле давался четкий комментарий о том, что запрет на приватизацию служебного жилья, установленный законодательством, может быть действительным, когда квартира зарегистрирована как служебное жилое помещение в органах госрегистрации прав на недвижимость. В остальных случаях жильцы служебных квартир могут использовать свое право изменение статуса жилья.

Точку в этой проблеме поставил Конституционный Суд, подтвердивший право владельцев жилого фонда самостоятельно принимать решение о возможности приватизации служебных квартир.

Возможности приватизации

Приватизировать желанные квадратные метры все же можно. Вот три варианта.

  1. Вариант 1: Если служебное жилое помещение строилось или приобреталось коммерческой организацией за собственные средства, а затем было передано жильцам – право пользования квартирой по договору социального найма за ним не признается.
  2. Вариант 2: Если служебное жилое помещение принадлежало в прошлом государственному предприятию, передавшему добровольно жилой фонд органам местного управления. В такой ситуации за жильцами при их желании может быть признано право использовать жилье на условиях социального найма с возможностью изменения статуса, если государственное предприятие не приватизировалось, не акционировалось, не реорганизовывалось. Время передачи жилого фонда госпредприятием муниципалитету (до или после утверждения Жилищного кодекса РФ) в этом вопросе роли не играет. Если же предприятие продолжает оставаться государственным и жилой фонд в муниципалитет не передает, то служебное жилье сохраняет тот же статус, а его жильцы не могут рассчитывать на приватизацию.
  3. Вариант 3: по закону о приватизации приватизированное жилье передают государству. Но если служебные жилые объекты зависают на балансе бывших госпредприятий давно реорганизованных в коммерческие и в муниципальную собственность так и не передаются, то в такой ситуации нежелание муниципалитета принять жилой фонд в свою собственность дает возможность жильцам служебных квартир заключать договоры с дальнейшей приватизацией служебного жилья.

Когда жилье в муниципальной собственности

Седьмая статья Закона «О введении в действие жилищного кодекса» говорит, что в отношении к пользованию жильем в общежитиях, принадлежащих госучреждениям или муниципальным предприятиям, и переданных органам местного самоуправления применяют нормы Жилищного Кодекса РФ о договоре социального найма. О служебном жилье здесь ничего не сказано, отсюда следует, что последствия передачи служебных квартир в госсобственность закон не регулирует.

И все же главное назначение служебных квартир — проживание граждан, работающих в госучреждениях, при передаче в муниципальную собственность не сохранится, а это значит, что передача служебного жилья в муниципалитете изменяет его статус. В отношении этого жилья применяют ст.7 вводного закона, что вполне допускает Жилищный кодекс.

Итак, служебные квартиры, которые принадлежали госпредприятиям, а теперь переданы в собственность органов самоуправления, можно приватизировать, как категорию жилья, предоставленную по договору социального найма.

Такая же позиция и у Верховного суда РФ, по аналогичному пути приватизации служебного жилья идет и судебная практика.

Что делать, с чего начать

Заключение о возможности приватизации квартир выдает департамент имущественных отношений администрации. К заявлению надо приложить минимальный перечень копий документов:

  • лицевого счета;
  • выписки из реестра муниципального имущества (предварительно запросить в том же департаменте);
  • паспорта;
  • техпаспорта на квартиру.

Обращаться надо в департамент с просьбой разрешить приватизацию занимаемого жилья. При положительном решении вопроса в департаменте, жилье приватизируется в общем порядке, если получен отрицательный ответ, то признавать право собственности на занимаемую квартиру придется в суде.

Еще один вариант. Если служебную квартиру не передали в муниципальную собственность, надо проверять законность присвоения статуса служебного жилья – сам по себе штамп в ордере еще ничего не значит.

Во-первых, решение включить квартиру в категорию служебных принимается в установленном порядке уполномоченным органом, который осуществляет управление жилищным фондом. Согласно Жилищному кодексу, который действовал ранее, это были решения исполнительных комитетов районного или городского Совета народных депутатов.

Во-вторых, решение об отнесении квартиры к служебным возможно принимать только в период, пока квартира жильцам не предоставлена.

В-третьих, после принятия решения о включении жилплощади в категорию служебных, данная квартира регистрируется как служебная в органах госрегистрации недвижимости.

Только при соблюдении всех условий можно рассчитывать на законность присвоения статуса служебного жилья. Сведения о статусе предоставляемой квартиры, как и о наличии решения о ее включении в категорию служебных (или о его отсутствии) можно получить в госархиве. Если этих решений в архиве нет, надо исходить из того, что квартиру жильцы используют по договору социального найма, а это означает, что она подлежит приватизации.

В Госдуму внесен законопроект, который предусматривает бессрочное право бюджетников на приватизацию служебного жилья. По сегодняшнему законодательству решение о приватизации служебного жилья принимают собственники или уполномоченные ими органы. Также по согласованию это могут делать предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд. Но с 1.03.2015. это положение (ст.4 от 4.07.1991. Закона «О приватизации жилфонда в РФ») утратит силу. Для многих работников бюджетной сферы и их семей служебное жилье — единственно возможное для постоянного проживания. Граждане, которые трудятся в интересах общества, заслуживают право на предоставление служебной квартиры в собственность, и все же право на такую приватизацию будут иметь не все. Законопроект ограничивает претендентов, которые смогут приватизировать служебные квартиры. Речь идет о научных, педагогических, медицинских работниках, сотрудниках учреждений социального обслуживания соцзащиты населения и, физкультурно-спортивных организаций, учреждений культуры, о спасателях профессиональных аварийно-спасательных служб, о лицах федеральной противопожарной службы, о работниках федеральной почтовой связи.

При этом право стать собственниками служебного жилья будет предоставляться только добросовестным работникам, которые не привлекались к материальной и дисциплинарной ответственности. Кроме того эта категория работников должна прожить в этой служебной квартире не менее 10 лет.

Срок бесплатной приватизации жилья скоро истечёт, времени осталось совсем мало. А между тем многие граждане нашей страны ещё не успели оформить жилые помещения в свою собственность.

Мы уже освещали вопрос, как приватизировать квартиру, которой вы пользуетесь на условиях социального найма. Но ведь есть категория граждан, которые получили служебное жильё. В каких случаях его можно приватизировать? Об этом мы поговорим сегодня.

Понятие служебного жилья

Служебным считается жилое помещение, которое предоставляется сотруднику на время выполнения им трудовых обязанностей. Такое жильё принадлежит определённой организации или учреждению, но не муниципалитету.

Закон гласит, что жилые помещения, имеющие статус служебных, приватизации не подлежат. Приватизировать их можно лишь в случае перевода жилья в собственность муниципалитета и, соответственно, постановки на баланс в местных органах государственной власти.

Уточняем статус квартиры

Приватизация ведомственной квартиры возможна, закон этого не запрещает. Однако решение о возможности приватизации такого помещения принимает собственник. В нескольких словах, предприятие, предоставившее вам служебную квартиру, может разрешить вам оформить её в собственность. Но практика показывает, что собственники расстаются с такими квартирами с неохотой, так что шансов здесь мало.

Прежде чем начать расстраиваться, уточните статус предоставленного вам жилья. Дело в том, что статус жилого помещения должен быть зарегистрирован в органах Росреестра, иначе «служебность» квартиры можно легко оспорить.

С чего начать? Обязательно нужно выяснить ряд важных моментов.

  1. Кто именно принимал решение о присвоении жилью служебного статуса . Таким правом обладают лишь уполномоченные органы, у которых жилой фонд находится в управлении.
  2. Когда именно квартире был присвоен статус служебной . Это должно было произойти до момента её предоставления вам.
  3. Желательно изучить всю документацию, которая касается вселения в квартиру . На каком основании вас туда вселяли? В случае необходимости направляйте запросы работодателю, в архив и в местную администрацию.

Если хоть в одном из озвученных нюансов есть нарушения, считается, что вы занимаете квартиру по договору социального найма. А это уже даёт вам право на приватизацию жилья. Документы и справки для приватизации квартиры . Этой информации стоит уделить пристальное внимание.

Приватизация служебного жилья через суд

Принудительная приватизация через суд возможна. Но прежде чем «строчить» исковое заявление, нужно точно убедиться, что вы действительно обладаете правом на приватизацию занимаемого жилого помещения.

В каких случаях суд будет на вашей стороне?

В первую очередь, это то самое отсутствие регистрации статуса жилого помещения, о котором мы уже говорили.

Если квартира не значится служебной по линии Росреестра, у вас есть шансы на её приватизацию.
Об этом было чётко сказано в решении Верховного Суда РФ от 2006 года.

Ещё одним поводом для оспаривания «служебности» жилья могут послужить нарушения, которые были допущены при его передаче предприятию, которое вам его и предоставило.

Если же квартира была передана муниципалитету в связи с реорганизацией или ликвидацией предприятия-собственника, то вы сможете доказать, что пользуетесь ей по договору социального найма. Именно поэтому в предыдущем разделе мы и говорили о том, что нужно выяснить статус жилого помещения. Если вас интересует, как выглядит типовой договор социального найма .

Ошибки может допустить любая инстанция, а вот вы можете этим легко воспользоваться. Например, некоторые служебные квартиры были предоставлены гражданам по договору не служебного, а социального найма. Или же вселение могло происходить вообще без заключения каких-либо договоров. В этом случае ваши шансы в суде возрастают.

Стоит отметить, что действующее законодательство отменило прежние требования, касающиеся стажа работы и количества квадратных метров занимаемой квартиры. Это значит, что для приватизации служебного жилья от вас никто не потребует зарегистрироваться в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и вы не должны отработать на конкретном предприятии определённое количество лет (раньше было 10).

Конечно, самый лучший вариант при обращении в суд – воспользоваться помощью юриста. Затратно, но весьма эффективно. Ведь любой рядовой гражданин не знает действующее законодательство в таком объёме, в котором оно известно специалистам по праву.

Но даже если тратить средства на оплату юридических услуг не совсем хочется, вы всегда можете составить иск самостоятельно. В нём нужно указать все существенные моменты:

  • процесс предоставления вам служебного жилья;
  • основные моменты вашего в нём проживания;
  • пояснение текущей ситуации .

Обязательно укажите, почему вы обращаетесь в суд (отказ собственника и т.п.). Обязательно приложите копии квитанций, подтверждающих оплату коммунальных услуг и прочих платежей (капитальный ремонт и т. д.), так вы подтвердите свою добросовестность в отношении содержания данного жилья. Образец искового заявления вы можете «подсмотреть» в интернете.

Помните, что срок исковой давности по приватизации квартиры и прочих острых жилищных вопросов составляет три года.

Приватизация служебной жилплощади военнослужащими

Право на получение бесплатного жилья закреплено за следующими категориями военнослужащих:

  • уволенными со службы в связи с выслугой лет;
  • уволенными по состоянию здоровья;
  • уволенными вследствие организационно-штатных мероприятий;
  • члены семей военнослужащих.

Получаемое таким образом жилое помещение может быть приватизировано на общих основаниях, предусмотренных приватизацией.

Иная ситуация со служебным жильём. Прямыми нормами действующего законодательства такое право не закреплено. Однако здесь есть свои исключения.

Служебное жильё, предоставляемое военнослужащим, относится к жилищному фонду Министерства обороны РФ. Оно предназначено для военных, которые обеспечивают защиту и безопасность страны. Другими словами служебное жильё в данном случае – один из инструментов, с помощью которых военное ведомство выполняет свои задачи в полном объёме.

Приватизация такой квартиры во внесудебном порядке возможна с согласия собственника, то есть Минобороны. Однако военнослужащие не смогут приватизировать жилое помещение, если оно:

  • находится в аварийном состоянии;
  • расположено в общежитии;
  • находится в пределах территории закрытого военного городка.

Принудительная приватизация служебной квартиры через суд возможна.

Приватизация жилья военными возможна и в том случае, если с него будет снять статус служебного. Для этого нужно:

Документы для приватизации, которые должен представить военнослужащий:

  • заявление на передачу квартиры в собственность;
  • выписка о праве нанимателя на данный объект (выписка о другой жилой недвижимости, имеющейся в собственности, если таковая есть);
  • справки, подтверждающие факт того, что военнослужащий и члены его семьи не участвовали ранее в приватизации жилья;
  • копии удостоверений личности;
  • решение Департамента жилобеспечения Минобороны о предоставлении жилья по договору соцнайма;
  • договор соцнайма;
  • выписка из домовой книги;
  • кадастровый паспорт;
  • выписка из приказа Минобороны об увольнении со службы;
  • отказ от приватизации члена семьи, заверенный нотариально, если такая ситуация имеет место. О том, как выглядит , уже шла речь в одной из наших статей;

Важно знать, что для снятия с жилья служебного статуса, военный должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, согласно нормам действующего законодательства РФ.

Также у военнослужащего должно быть право на приобретение жилого помещения в собственность, возникающее в следующих случаях:

  • увольнение со службы по состоянию здоровья, имея стаж 10 лет;
  • увольнение вследствие организационно-штатных мероприятий;
  • продолжительность службы – более 20 лет.

Основная проблема перевода жилья в собственность муниципалитета – отсутствие нормативной базы. До настоящего времени в законодательстве РФ этот вопрос не был отражён. В то же время Конституционный суд России ещё в 2000 году встал на сторону военнослужащих, указав в своём постановлении о злоупотреблении полномочиями со стороны должностных лиц.

Судебная практика приватизации служебной жилплощади

Ситуации случаются разные и иногда из самого безвыходного положения выход всё-таки есть. Главное – хорошо поискать. В завершение нашего разговора приведём несколько случаев из судебной практики, которые кому-то могут стать подсказкой.

Ситуация 1 . Гражданину «А» была предоставлена служебная квартира на семью из четырёх человек: сам работник, его супруга и две дочери. Квартира была предоставлена на основании ордера, в котором есть соответствующий штамп.

В 1997 году гражданин «А» уволился с предприятия, являющегося собственником жилья, по собственному желанию. После этого собственник жилого помещения не предъявлял требований о его освобождении.

В 2001 году многоквартирный дом, в котором расположена квартира, передали в собственность муниципалитету на безвозмездной основе. Однако администрация города отказала гражданину в приватизации, считая квартиру служебной. Он обратился в суд с иском о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации

Суд решил удовлетворить требования истца, учитывая следующее:

  • жилое помещение было передано в муниципальную собственность;
  • отсутствует решение местной администрации о том, что квартира относится к специализированному жилому фонду;
  • решение о присвоении квартире служебного статуса не может быть принято после предоставления её жильцу.

Ситуация 2 . Гражданин «Л», являясь военнослужащим, получил в 2006 году жильё с заключением договора служебного найма жилого помещения.

В 2009 году квартирно-эксплуатационное управление (КЭУ) включило данную квартиру в специализированный жилой фонд, приняв соответствующее решение. В приватизации нанимателю жилого помещения отказали по причине того, что жильё является служебным.

Суд признал незаконным решение КЭУ, поскольку статус «служебная» был присвоен квартире после её предоставления нанимателям. Тот факт, что был заключён договор служебного найма, не является существенным условием, которое препятствует приватизации.

Похожие статьи