Пересказ мальчик в белой рубашке. Виктор астафьев - мальчик в белой рубашке

1933 год. Стоит засушливое лето. Все население дальневосточного села переезжает на заимки убирать уцелевшую рожь и пшеницу. В селе остаются старики и дети. Витин пес Шарик воет, накликивая, по мнению бабушки, беду. И беда приходит.

Заимка тетки Апрони находится верстах в шести от села. Там она убирает урожай, оставив дома троих сыновей, младшему из которых только три годика.

Стосковавшись по матери, братья отправляются на заимку, преодолевают горную речку, таежную седловину, раскаленное ущелье и невредимыми добираются до заимки. Младший Петенька устает еще на полпути, и старшие уговаривают его идти, обещая привести к маме. В конце пути они по очереди тащат его на закорках.

Уставшие братья садятся под навесом и засыпают. Петенька же решает отправиться к маме.

Чем выше поднималась водомоина, тем уже и глубже делалась она, и по подмытому ли, обвалившемуся закрайку, по вешнему ли желобку, пробитому снеговицей к придорожной канаве, Петенька убрел от дороги.

Апроня тем временем думает о детях. Она припасла гостинцев, собрала в лесу ягод и хочет вечером забежать в село. Вдруг замечает она в недожатках кудлатые головы старших сыновей, вот только младшего с ними нет. Много дней искали Петеньку, да так и не нашли. Не осталось от мальчика ни капельки крови, ни клочка одежды.

Прошло сорок лет. Апроня нянчила внуков, хоронила родню, но ни на миг не забывала о Петеньке. Родные оплаканы, преданы земле, а детская душа бродит где-то в неведомых пространствах. И все снится Апроне, как по тропинке меж высоких хлебов уходит от нее мальчик в белой рубахе.

(2 оценок, среднее: 4.50 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Бабушка послала меня на увал за земляникой вместе с соседскими ребятишками. Пообещала: если наберу полный туесок, она продаст мои ягоды...
  2. Мальчик с пальчик – младший из семи сыновей дровосека и его жены, семилетний ребенок маленького роста (при рождении был не...
  3. В этой статье мы предоставим вам знаменитое произведение Николая Дубова, точнее, его краткое содержание. «Мальчик у моря» по главам в...
  4. За кулисами цирка толпятся артисты, народ веселый и беспечный. Среди них выделяется уже не слишком молодой лысый человек, чье лицо...

Виктор Астафьев

Мальчик в белой рубашке

В засушливое лето тридцать третьего года рано вызорились, начали переспевать и осыпаться хлеба. Население нашей деревни почти поголовно переселилось на заимки - убирать не везде убитую зноем рожь и поджаристую низкорослую пшеницу с остистым колосом, уцелевшую в логах и низинах. Улицы села обезлюдели. По ним беспризорно бродили мослатые телята, сипло блажили ссохшимися глотками плохо продоенные детишками и старухами коровы, вяло пурхались в пыли курицы, сохранившиеся в некоторых домах, и выли за околицей одичавшие собаки.

Верстах в шести от села, на Фокинском улусе, страдовала и моя старшая тетка, оставив дома ребятишек: Саньку, Ванюху и Петеньку. Саньке весною пошел седьмой год, у Ванюхи на исходе шестой, а Петеньке и трех еще не минуло.

Вот эта-то компания, задичавшая без взрослого присмотра и стосковавшаяся по родителям, решила податься на пашню, к матери. У мужчин такого возраста колебаний, как известно, не бывает, и коли они что замыслили, то уж непременно и осуществят.

Каким образом троица эта шла, где сил набралась и бесстрашия - объяснить трудно. Может, и впрямь всевышний ей пособил добраться до места, а скорее всего - смекалка деревенских детей, сызмальства привыкших жить своим трудом и догадливостью. На пути мальчишки преодолели горную речку, пусть и мелкую, но с завалами; затем - таежную седловину с каменными останцами и горбатииами, пока скатились по обвальному спуску в ущелье, где нет воды, но дополна раскаленного, острого камешника, принесенного потоками во время дикого вешневодья. Они миновали раскаленное ущелье, уморившее в камнях траву и все живое, кроме змей и ящерок, и ниточка дороги, разматываясь, привела их на убранные покосы, затем - в пыльные, проплешисто зажелтевшие овсы.

Долго еще оборачивались ребятишки назад, на тайгу, на ущелье, радуясь тому, что выбрались они на свет, и хотя их мучил зной, идти сделалось веселей. И они добрались-таки до заимки, попили студеной водицы, заботливо охлопали пыль с головы и с рубахи младшего братишки, присели отдышаться в холодке, под навесом, крытым чапыжником и соломой, да и задремали.

Очень устали Санька и Ванюха - поочередно несли в гору Петеньку на закукорках. А он такой тяжелый - долго грудь тянул, вот и набузовался пузан молочком-то мамкиным. Ближе к заимке, когда Петенька начал садиться в пыль и хныкать, отказываясь следовать дальше, мальчишки увлекали его разными штуковинами, виднеющимися впереди: то суслика показывали, попиком стоящего у норы, то пустельгу, парящую над сухо шелестящим лугом, то дымящуюся в скалистом провале чистоводную Ману-реку, в которой сколько хочешь холодной-прехолодной, сладкой-пресладкой воды, и надо только ноги переставлять, как сей же момент окажешься на берегу, и попьешь, и побрызгаешься.

Но настала пора, когда ребенок вовсе выбился из сил и никакие уговоры и заманивания на него не действовали. Он плюхнулся на дорогу решительно и молча. И тогда смекалистые парнишки употребили последнее средство: они показывали ему на желто скатывающуюся с крутого косолобка полосу, где виднелись работающие люди: «Мама там. Она теплую шанежку и шкалик молочка Петеньке припасла».

Петенька сразу этому поверил, слюну сглотнул, поднялся, дал братьям руки и, с трудом переставляя разбитые ноги, двинулся к Фокинскому улусу.

Забыли братья свой обман, а Петенька помнил и про маму, и про шанежку, и про шкалик с молоком, и когда братья сморенно заснули под навесом, он вышел за ворота заимки и, подрубив ладошкой ослепляющий свет закатывающегося к вечеру солнца, потащился к желтой полосе, где и в самом деле жала рожь и вязала снопы его мать.

Не ведала, не знала она, что явились самовольно на заимку ее сыновья-разбойники и младшенький к ней потопал. И притопал бы, да попал он в водомоину, что тянулась вдоль дороги. В рытвине той было мягко ногам - песок в ней и галька мелкая. Чем выше подымалась водомоина, тем уже и глубже делалась она, и по подмытому ли, обвалившемуся закрайку, по вешнему ли желобку, пробитому снеговицей к придорожной канаве, Петенька убрел от дороги. Не угодил он на расплеснувшуюся по горному склону полоску жита, где до звона в голове, пропеченная солнцем, оглохшая от усталости, хрустко резала серпом ржаные стебли его мать, а в узелке под кустиком и в самом деле хранилась припасенная Петеньке картовная шанежка и кринка пахучей лесной клубники, утром, по росе, набранной.

Скорей бы упряг одолеть, скорей бы солнце закатилось - и она с поля напрямки побежит в село через гору - гостинец ребятишкам принесет. То-то радость будет! Как-то они там, соловьи-разбойники? Не подожгли бы чего. В реке не утонули бы…

Обычные крестьянские думы и тревоги, укорачивающие знойный день, гасящие время, как лесной пал, скрашивающие нудь однообразного нелегкого труда.

Нет, не предсказывало материнское сердце беды. Глохнут, притупляются чувства и предчувствия у тяжко уставшего человека. Лишь праздным людям снятся диковинные сны и мучают их сладкие, загадочные или тревожные предчувствия.

Она связала свою норму снопов, в суслоны их составила, выпрямилась, растирая задубевшую поясницу, и думала о том, что в дороге, глядишь, разомнется, а как к речке спустится, лицо и ноги ополоснет - совсем от дури очнется… И тут увидела Санькину кудлатую голову в недожатках. А за Санькой и Ванюха вперевалку тащится. Рубаха у него будто выкушена на брюхе, даже криво завязанный пупок видать. Старшенького Мухой кличут - легкий он, жужливый, непоседливый. А Ванюха воловат, добр, песни петь любит, но как разозлится - почернеет весь, ногами топает и руку себе кусает. Быком его дразнят. У младшенького нет пока ни характера, ни прозвища. У него еще и хрящик-то не везде окостенился. Он и грудь-то материнскую вот только-только перед страдой мусолить перестал…

Парни-то мои идут! Ножонками чапают! Муха-то моя жужжит, ягоду медову ишшет. Бычок мычит - молочка хочет! - запела мать, встречая сыновей, и на ходу уж выдавливала им носы, смахивала пыль со щек, рубашонки застегнула и узелок свой разобрала: шанежку разломила, по кусочку ребятам сунула, ягод в потные ладони сыпанула - ешьте, милые, питайтесь, славные Как там малый-то наш, несмышленыш-то, без матери живет-поживает?

А он к тебе ушел…

Много дней кружила мать вокруг полей, кричала, пока не обезголосела и не свалилась без сил наземь. Бригада колхозная рыскала по окрестным лесам. После всем селом искали Петеньку, но даже лоскутка от рубахи мальчика не нашли, капельку крови нигде не увидели. Взял его, невинного и светлого, к себе в ангелы господь бог, - заверяли падкие на суеверия и жуткую небылицу земляки мои…


Виктор Астафьев

Мальчик в белой рубашке

В засушливое лето тридцать третьего года рано вызорились, начали переспевать и осыпаться хлеба. Население нашей деревни почти поголовно переселилось на заимки - убирать не везде убитую зноем рожь и поджаристую низкорослую пшеницу с остистым колосом, уцелевшую в логах и низинах. Улицы села обезлюдели. По ним беспризорно бродили мослатые телята, сипло блажили ссохшимися глотками плохо продоенные детишками и старухами коровы, вяло пурхались в пыли курицы, сохранившиеся в некоторых домах, и выли за околицей одичавшие собаки.

Верстах в шести от села, на Фокинском улусе, страдовала и моя старшая тетка, оставив дома ребятишек: Саньку, Ванюху и Петеньку. Саньке весною пошел седьмой год, у Ванюхи на исходе шестой, а Петеньке и трех еще не минуло.

Вот эта-то компания, задичавшая без взрослого присмотра и стосковавшаяся по родителям, решила податься на пашню, к матери. У мужчин такого возраста колебаний, как известно, не бывает, и коли они что замыслили, то уж непременно и осуществят.

Каким образом троица эта шла, где сил набралась и бесстрашия - объяснить трудно. Может, и впрямь всевышний ей пособил добраться до места, а скорее всего - смекалка деревенских детей, сызмальства привыкших жить своим трудом и догадливостью. На пути мальчишки преодолели горную речку, пусть и мелкую, но с завалами; затем - таежную седловину с каменными останцами и горбатииами, пока скатились по обвальному спуску в ущелье, где нет воды, но дополна раскаленного, острого камешника, принесенного потоками во время дикого вешневодья. Они миновали раскаленное ущелье, уморившее в камнях траву и все живое, кроме змей и ящерок, и ниточка дороги, разматываясь, привела их на убранные покосы, затем - в пыльные, проплешисто зажелтевшие овсы.

Долго еще оборачивались ребятишки назад, на тайгу, на ущелье, радуясь тому, что выбрались они на свет, и хотя их мучил зной, идти сделалось веселей. И они добрались-таки до заимки, попили студеной водицы, заботливо охлопали пыль с головы и с рубахи младшего братишки, присели отдышаться в холодке, под навесом, крытым чапыжником и соломой, да и задремали.

Очень устали Санька и Ванюха - поочередно несли в гору Петеньку на закукорках. А он такой тяжелый - долго грудь тянул, вот и набузовался пузан молочком-то мамкиным. Ближе к заимке, когда Петенька начал садиться в пыль и хныкать, отказываясь следовать дальше, мальчишки увлекали его разными штуковинами, виднеющимися впереди: то суслика показывали, попиком стоящего у норы, то пустельгу, парящую над сухо шелестящим лугом, то дымящуюся в скалистом провале чистоводную Ману-реку, в которой сколько хочешь холодной-прехолодной, сладкой-пресладкой воды, и надо только ноги переставлять, как сей же момент окажешься на берегу, и попьешь, и побрызгаешься.

Но настала пора, когда ребенок вовсе выбился из сил и никакие уговоры и заманивания на него не действовали. Он плюхнулся на дорогу решительно и молча. И тогда смекалистые парнишки употребили последнее средство: они показывали ему на желто скатывающуюся с крутого косолобка полосу, где виднелись работающие люди: «Мама там. Она теплую шанежку и шкалик молочка Петеньке припасла».

Петенька сразу этому поверил, слюну сглотнул, поднялся, дал братьям руки и, с трудом переставляя разбитые ноги, двинулся к Фокинскому улусу.

Забыли братья свой обман, а Петенька помнил и про маму, и про шанежку, и про шкалик с молоком, и когда братья сморенно заснули под навесом, он вышел за ворота заимки и, подрубив ладошкой ослепляющий свет закатывающегося к вечеру солнца, потащился к желтой полосе, где и в самом деле жала рожь и вязала снопы его мать.

Не ведала, не знала она, что явились самовольно на заимку ее сыновья-разбойники и младшенький к ней потопал. И притопал бы, да попал он в водомоину, что тянулась вдоль дороги. В рытвине той было мягко ногам - песок в ней и галька мелкая. Чем выше подымалась водомоина, тем уже и глубже делалась она, и по подмытому ли, обвалившемуся закрайку, по вешнему ли желобку, пробитому снеговицей к придорожной канаве, Петенька убрел от дороги. Не угодил он на расплеснувшуюся по горному склону полоску жита, где до звона в голове, пропеченная солнцем, оглохшая от усталости, хрустко резала серпом ржаные стебли его мать, а в узелке под кустиком и в самом деле хранилась припасенная Петеньке картовная шанежка и кринка пахучей лесной клубники, утром, по росе, набранной.

Скорей бы упряг одолеть, скорей бы солнце закатилось - и она с поля напрямки побежит в село через гору - гостинец ребятишкам принесет. То-то радость будет! Как-то они там, соловьи-разбойники? Не подожгли бы чего. В реке не утонули бы…

Одним из наиболее известных советских авторов является В. Астафьев. «Мальчик в белой рубашке» (краткое содержание данного рассказа является предметом настоящей статьи) - это, пожалуй, самое пронзительное и трогательное произведение автора, в котором он описал трудное время начала 1930-х годов, когда в ряде районов СССР разразился голод, унесший жизни многих людей. Это сочинение отличается лиричностью и вместе с тем глубоким драматизмом во многом за счет того, что в нем главным образом является маленький мальчик Петенька, ставший жертвой трудного времени.

Вступление

Настоящим мастером лирической прозы является Астафьев. «Мальчик в белой рубашке» (краткое содержание данного произведения является тому доказательством) - рассказ, в котором нашли отражение реалии непростой эпохи 1930-х годов. В начале автор описывает грустную картину села, которое опустело из-за того, что все трудоспособное население было вынуждено отправиться на заимки, чтобы спасти урожай от засухи. Тетя рассказчика также отправилась в поле, оставив одних своих трех маленьких сыновей: Сашу, которому было семь лет, шестилетнего Ваню и Петеньку, которому еще не исполнилось и трех лет. Мальчики, стосковавшись по матери, решили самостоятельно отправиться на ее поиски. Мастерски описал деревенский степной пейзаж в своем произведении Астафьев. «Мальчик в белой рубашке» (краткое содержание рассказа показывает умение писателя кратко и лаконично с помощью эпитетов создавать панораму природы) - это произведение, в котором тонкий добрый юмор сочетается с глубокими философскими размышлениями о жизни и ее смысле.

Путешествие героев

Для братьев поиски матери стали настоящим испытанием. Писатель не скупился на краски, показывая, какие препятствия им удалось преодолеть в дороге: речку, ущелье, завалы, овсы. Автор рисует трогательную картину того, как старшие братья несли на своих плечах младшего, как уговаривали его разными выдумками и заманивали продолжать путь, показывая то зверей, то речку, пока, наконец, не прибегли к последнему средству и сказали, что впереди их ждет мама. Эти слова заставили Петеньку идти дальше, несмотря на смертельную усталость. Очень достоверно переживания своих героев передал писатель Астафьев. «Мальчик в белой рубашке» (краткое содержание рассказа показывает, насколько тонко и умело он передает душевные переживания героев) - произведение, которое, несмотря на свою краткость, поражает достоверностью воспроизведения эпохи.

Описание матери

Важное место в сочинении занимает образ мамы мальчиков, которая во время путешествия сыновей работала в поле. Писатель подробно воспроизводит нелегкие условия ее труда. Единственной отрадой для нее было воспоминание о ее детях. Мысль о них помогает ей смириться с нелегкими условиями и тяжелой работой на жатве. Она припасла для мальчиков молока и ждет в нетерпении времени, когда сможет отдать им еду. Автор в очень трогательных выражениях описывает встречу матери с ее сыновьями. При этом он использует живую разговорную речь, чтобы передать всю нежность этой женщины. Первое, что она сделала, поправила их одежду, а потом накормила, отдав им последнее из своих припасов. Писатель в очень сильных выражениях описывает горе матери, когда она узнала об исчезновении ее младшего сына.

Жизнь после потери

Много известных произведений написал Астафьев. «Мальчик в белой рубашке» (краткое содержание рассказа даст школьникам некоторое представление о творчестве этого писателя) - произведение, которое занимает видное место в советской литературе, несмотря на его небольшой объем. Заключительная часть сочинения посвящена жизни матери после этой трагической истории. У нее была большая семья, многих она пережила и похоронила, однако никого из своих родственников не вспоминала с такой теплотой и любовью, как своего младшего Петеньку. Никто не умел передать переживания простых деревенских людей так, как Виктор Астафьев. «Мальчик в белой рубашке» (краткое содержание рассказа должно включать и описание особенностей его языка) - это сочинение, которое можно предложить школьникам на уроках по советской литературе.

Язык

Данное сочинение написано живым разговорным языком, который насыщен народными выражениями и даже сказочными фольклорными элементами. Это придает повествованию особенно грустный лирический тон, который пронизывает все произведение. Автор ласково сравнивает мальчиков с соловьями-разбойниками, природу описывает красочными эпитетами, отношения между братьями передает с помощью трогательных эпитетов. Финал имеет глубоко символическое значение во многом за счет создания образа ребенка в белоснежной одежде, которая символизирует его чистоту и невинность. Итак, одним из самых признанных советских писателей стал Астафьев. «Мальчик в белой рубашке» (очень краткое содержание рассказа должно содержать заключение об идее повести) - это сочинение, которое обязательно для прочтения всякому, кто интересуется не только творчеством автора, но и историей страны.

Одним из наиболее известных советских авторов является В. Астафьев. «Мальчик в белой рубашке» (краткое содержание данного рассказа является предметом настоящей статьи) - это, пожалуй, самое пронзительное и трогательное произведение автора, в котором он описал трудное время начала 1930-х годов, когда в ряде районов СССР разразился голод, унесший жизни многих людей. Это сочинение отличается лиричностью и вместе с тем глубоким драматизмом во многом за счет того, что в нем главным образом является маленький мальчик Петенька, ставший жертвой трудного времени.

Вступление

Настоящим мастером лирической прозы является Астафьев. «Мальчик в белой рубашке» (краткое содержание данного произведения является тому доказательством) - рассказ, в котором нашли отражение реалии непростой эпохи 1930-х годов. В начале автор описывает грустную картину села, которое опустело из-за того, что все трудоспособное население было вынуждено отправиться на заимки, чтобы спасти урожай от засухи. Тетя рассказчика также отправилась в поле, оставив одних своих трех маленьких сыновей: Сашу, которому было семь лет, шестилетнего Ваню и Петеньку, которому еще не исполнилось и трех лет. Мальчики, стосковавшись по матери, решили самостоятельно отправиться на ее поиски. Мастерски описал деревенский степной пейзаж в своем произведении Астафьев. «Мальчик в белой рубашке» (краткое содержание рассказа показывает умение писателя кратко и лаконично с помощью эпитетов создавать панораму природы) - это произведение, в котором тонкий добрый юмор сочетается с глубокими философскими размышлениями о жизни и ее смысле.

Путешествие героев

Для братьев поиски матери стали настоящим испытанием. Писатель не скупился на краски, показывая, какие препятствия им удалось преодолеть в дороге: речку, ущелье, завалы, овсы. Автор рисует трогательную картину того, как старшие братья несли на своих плечах младшего, как уговаривали его разными выдумками и заманивали продолжать путь, показывая то зверей, то речку, пока, наконец, не прибегли к последнему средству и сказали, что впереди их ждет мама. Эти слова заставили Петеньку идти дальше, несмотря на смертельную усталость. Очень достоверно переживания своих героев передал писатель Астафьев. «Мальчик в белой рубашке» (краткое содержание рассказа показывает, насколько тонко и умело он передает душевные переживания героев) - произведение, которое, несмотря на свою краткость, поражает достоверностью воспроизведения эпохи.

Описание матери

Важное место в сочинении занимает образ мамы мальчиков, которая во время путешествия сыновей работала в поле. Писатель подробно воспроизводит нелегкие условия ее труда. Единственной отрадой для нее было воспоминание о ее детях. Мысль о них помогает ей смириться с нелегкими условиями и тяжелой работой на жатве. Она припасла для мальчиков молока и ждет в нетерпении времени, когда сможет отдать им еду. Автор в очень трогательных выражениях описывает встречу матери с ее сыновьями. При этом он использует живую разговорную речь, чтобы передать всю нежность этой женщины. Первое, что она сделала, поправила их одежду, а потом накормила, отдав им последнее из своих припасов. Писатель в очень сильных выражениях описывает горе матери, когда она узнала об исчезновении ее младшего сына.

Жизнь после потери

Много известных произведений написал Астафьев. «Мальчик в белой рубашке» (краткое содержание рассказа даст школьникам некоторое представление о творчестве этого писателя) - произведение, которое занимает видное место в советской литературе, несмотря на его небольшой объем. Заключительная часть сочинения посвящена жизни матери после этой трагической истории. У нее была большая семья, многих она пережила и похоронила, однако никого из своих родственников не вспоминала с такой теплотой и любовью, как своего младшего Петеньку. Никто не умел передать переживания простых деревенских людей так, как Виктор Астафьев. «Мальчик в белой рубашке» (краткое содержание рассказа должно включать и описание особенностей его языка) - это сочинение, которое можно предложить школьникам на уроках по советской литературе.

Язык

Данное сочинение написано живым разговорным языком, который насыщен народными выражениями и даже сказочными фольклорными элементами. Это придает повествованию особенно грустный лирический тон, который пронизывает все произведение. Автор ласково сравнивает мальчиков с соловьями-разбойниками, природу описывает красочными эпитетами, отношения между братьями передает с помощью трогательных эпитетов. Финал имеет глубоко символическое значение во многом за счет создания образа ребенка в белоснежной одежде, которая символизирует его чистоту и невинность. Итак, одним из самых признанных советских писателей стал Астафьев. «Мальчик в белой рубашке» (очень краткое содержание рассказа должно содержать заключение об идее повести) - это сочинение, которое обязательно для прочтения всякому, кто интересуется не только творчеством автора, но и историей страны.

Похожие статьи