На земле, в небесах и на море. Крылатые близнецы. Время новых крылатых ракет Система отражения гранат

С-10 Гранат (3М-10; SS-N-21 Sampson) - КР морского базирования

Дозвуковая малогабаритная стратегическая крылатая ракета, совершающая полет с огибанием рельефа местности на малой высоте, предназначена для использования против важных стратегических обьектов противника с заранее разведанными координатами. Модификацией ракеты является ракета РК-55 "ГРАНАТ" (по классификации НАТО SS-N-21 Sampson). Крылатая ракета "ГРАНАТ" предназначена для поражения наземных объектов противника и имеет дальность стрельбы до 3 000км. Может быть оснащена ядерной головной боевой часть мощность 200 кт. Управление ракетой в полете на начальном этапе осуществляется пассивной системой наведения. При приближении к цели на заданную дальность включается активная система самонаведения.
Для уничтожения ПЛ, кораблей и судов противника АПЛ оснащена противокорабельными ракетами "Новатор-1"(SS-N-15 Snarfish) и "Новатор-2"(SS-N-16 Stallion). Запуск ПКР "Новатор-1" производится из торпедных аппаратов калибра 533мм, дальность поражения целей составляет 45 км. Запуск ПКР "Новатор-2" производится из 650мм торпедных аппаратов, дальность поражения целей до 100км. Данные ПКР могут быть оснащены ядерной боевой частью или подвесной универсальной торпедой. Наличие нескольких типов торпед позволяет эффективно уничтожать подводные и надводные корабли и суда противника.

Корабельный комплекс ПКР
Ракета РК-55
Тип ПУ - ТА 533мм
Носитель - ПЛ
Дальность - 3000 км
Скорость - 0.7 М
Тип БЧ - ядерная
Длина - 8.09 м
Диаметр - 0.51 м
Размах крыльев - 3.3 м
Стартовый вес - 1.7 т
ИНС+по рельефу местности

В 70-е гг. в США, опираясь на успехи, достигнутые в области создания
миниатюрных высокоэкономичных воздушно-реактивных двигателей, приступили к разработке малоразмерных дозвуковых стратегических крылатых ракет воздушного и морского базирования. Последние должны были запускаться из стандартных торпедных аппаратов калибром 533 мм, совершать полет на малой высоте и поражать наземные цели ядерными БЧ на дальности до 2000 - 2500 км с относительно высокой точностью (КВО менее 200 м). Появление нового высокоэффективного оружия грозило нарушить уже сложившийся между сверхдержавами баланс в области стратегических ядерных
вооружений. Это потребовало от советской стороны поиска "адекватного" ответа. Перед отраслевой наукой и промышленностью была поставлена задача провести оценку технической возможности и военной целесообразности создания стратегических крылатых ракет, аналогичных американской КР типа "Томагавк".
Анализ показал, что задача может быть решена в течение пяти-шести лет, однако относительно целесообразности проведения подобных работ мнения специалистов разделились: многие считали ненужным создание стратегических КР, так как они будут значительно уступать баллистическим ракетам в способности преодоления ПРО противника, потребовав при этом значительных государственных
ассигнований на создание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей их использование. В частности, для КР нужно было создать цифровые карты местности территории вероятных противников и мощные вычислительные центры, необходимые для обработки и ввода в системы наведения ракет информации о рельефе местности по маршрутам полета. В пользу КР говорили их относительная простота и дешевизна,
возможность использования различных (в том числе и не специально созданных) носителей, а также высокая вероятность преодоления ПВО противника за счет маловысотного профиля полета и малой радиолокационной заметности. Следовало учесть и тот факт, что для успешного отражения массированного удара советских крылатых ракет Соединенным Штатам потребовалось бы создать систему ПРО, затраты на которую в несколько раз превосходили стоимость развертывания группировки КР.
В результате руководство СССР в 1976 г. приняло принципиальное решение о разработке стратегических крылатых ракет воздушного, морского и наземного базирования. При этом предполагалось создать морские КР двух типов - малоразмерные, дозвуковые, способные стартовать из ТА подводных лодок, и более крупные, сверхзвуковые, стартующие из специальных вертикальных ПУ. Создание дозвуковой крылатой ракеты РК-55 "Гранат", являющейся аналогом американской ракеты "Томагавк", было поручено свердловскому НПО "Новатор", возглавляемому Л. В. Люльевым. Разработка КР была начата в 1976 г. В 1984 г., на четыре года позже, чем американский аналог ("Томагавк"), ракета была принята на вооружение.
Для обеспечения боевого применения КР, оснащенных экстремальной корреляционной системой наведения в ВМФ, был создан специальный вычислительный центр по формированию цифровых карт местности предполагаемых театров военных действий и выработке полетных заданий. Аппаратура системы управления ракеты, подводной лодки и берегового вычислительного центра была разработана НИИ авиационного приборостроения (директор и главный конструктор А. С. Абрамов).
Первыми кораблями, которые были оснащены КР "Гранат", стали подводные крейсера проекта 667АТ ("Груша"), созданные на базе подводных лодок 667А проекта. Лодки этого типа в соответствии с советско-американским договором об ограничении стратегических вооружений должны выводиться из состава флота с вырезанием ракетного отсека, после чего допускалось их дальнейшее использование.
В результате модернизации, проводимой в Северодвинске, у подводных лодок вырезался ракетный отсек и вместо него вваривался новый, в котором располагались по 4 с каждого борта 533-мм торпедных аппарата, установленных (впервые в отечественном подводном кораблестроении) под утлом к ДП корабля. В ходе модернизации корабли получили усовершенствованный навигационный комплекс
"Тобол-6б7АТ", БИУС "Омнибус-АТ" и ряд других новых или модернизированных систем. ГЭУ и основные общекорабельные системы остались фактически без изменений.
Стратегическая крылатая ракета РК-55 "Гранат" имеет стартовую массу 1700 кг, длину 8,09 м и диаметр корпуса 0,51 м. Она оснащена турбореактивным маршевым двигателем и твердотопливным стартовым ускорителем. Крейсерская скорость соответствует М=0,7, максимальная дальность -3000 км, система наведения - инерциальная, с экстремальной корреляцией по рельефу местности.
Программа создания ракеты была реализована в следующие сроки: начало - середина 1976 года, окончание - середина 1982 года, принятие на вооружение - 31 декабря 1983 года. В результате был создан оригинальный летательный аппарат со складывающимися крылом и оперением, а также с двухконтурным турбореактивным двигателем, размещающимся внутри фюзеляжа и выдвигаемым вниз.
выполнена по нормальной аэродинамической схеме с прямым крылом относительно большого удлинения, в нерабочем положении убирающимся в фюзеляж. Двигатель расположен на выдвижном подфюзеляжном пилоне (в нерабочем положении также находится внутри ракеты). В конструкции ракеты реализованы мероприятия по снижению радиолокационной и тепловой заметности. Ракета использует инерциальную систему наведения с коррекцией местоположения, основанной на принципе сравнения с картой местности, введенной в бортовую вычислительную машину перед пуском. Система наведения ракеты является одним из существенных отличий данной крылатой ракеты от предшествующих систем авиационного оружия. Это и обеспечило автономный полет ракеты независимо от протяженности, погодных условий и т.д. В этих целях было изготовлено соответствующее картографическое обеспечение (цифровые карты местности).

Чудо-ракеты РФ – новое поколение ракетного комплекса С-10 «Гранат»

Моя статья «Ракетный сюрприз Путина», неожиданно для меня получила очень широкое распространение и собрала в сети массу читательских комментариев.

Среди читателей (и это радует!) нашлось немало весьма компетентных и въедливых специалистов, некоторые из которых, прочтя статью, предъявили автору претензию, что он (то есть, я), говоря о революционном характере нового ракетного комплекса, коё о чём умолчал.

А именно: говоря, что раньше из торпедных аппаратов диаметром 533 мм применялись только баллистические ракеты 81Р, 83Р, 84Р и их модификации, я не упомянул о ракетном комплексе С-10 «Гранат», в состав которого входила КРБД 3М10, предназначенная для пуска именно из таких ТА.

Это правда, принимаю упрёк. Желая оттенить прорывной характер путинского «ракетного сюрприза», я несколько слукавил. Впрочем, это моё (надеюсь, простительное) лукавство никак не меняет сути дела.

Судите сами.

Попытка создать советский «Томагавк» (крылатую ракету большой дальности для советского ВМФ, в ответ на соответствующие американские КРБД), действительно, была. Ещё в конце 60-х годов, в результате проведенных исследований под кодовым названием "Эхо", была установлена возможность преодоления системы ПВО и ПРО противника дозвуковыми крылатыми ракетами «при массированном их применении», а так же с применением приема «встречного подрыва», т.е. поражения средств ПВО и ПРО противника ядерными взрывами с целью расчистки коридора для других атакующих КР.

Разработка торпедно-ракетного комплекса была начата КБ "Малахит" (главный конструктор - Л.А.Подвязников) в 1975 г. Комплекс предназначался для решения оперативно-стратегических задач на континентальном театре боевых действий путем поражения административно-политических и крупных военно-промышленных центров с заранее известными координатами. Комплекс обеспечивал боевое применение в любое время суток и года, в любых метеоусловиях, в условиях гористой и труднопроходимой местности.

В 1976 году были начаты испытания ракеты, которая позже получила наименование 3М10 «Гранат». Она должна была стартовать из 533-мм торпедного аппарата, имела дальность полёта до 2 000 км и вооружалась ядерной боевой частью мощностью до 200 кт. Эта ракета должна была входить в боекомплект АПЛ проектов 671, 671РТ, 671РТМ, 667А, 670, 670М и 971.

Ракетный комплекс С-10 "Гранат" был принят на вооружение в 1985 г. К концу 1988 г. (по западным данным) на подводных лодках ВМФ СССР было размещено около 100 ракет 3М10 «Гранат".

Основные ТТХ этой ракеты таковы :


Длина ракеты со стартовым РДТТ - 8090 мм;


Размах крыла - 3300 мм;


Диаметр фюзеляжа ракеты - 510 мм;


Дальность действия – до 2000 км;

Скорость крейсерская: - 720 км/ч;


Потолок крейсерский - 15-200 м;


Глубина пуска - 40 м.

К сожалению, полностью развернуть «Гранат» СССР не успел. В 1989 году, согласно советско-американским договоренностями, из состава вооружений флотов обоих стран (за исключением стратегических сил – РПК СН) были выведены боеприпасы с ядерными боевыми частями. Соответственно, ракеты 3М10 комплекса «Гранат» со всех носителей были сняты и сданы на хранение. А фугасная БЧ для «Граната», которая позволила бы оставить комплекс на вооружении, разработана не была, ибо точность попадания ракеты в цель была недостаточна для её уверенного поражения.

И вот теперь командующий Черноморским Флотом доложил президенту России, что крылатые ракеты большой дальности – ракеты нового поколения – возвращаются в боекомплект российского флота! При этом само собой разумеется, что возвращаются они с качественно новыми характеристиками, как в области преодоления ПРО, так и в точности поражения цели.

Так, если ракеты «Граната» могли преодолевать ПРО противника только при массированном применении и в ядерном варианте, то новые ракеты, судя по тому, что количество их носителей, которое предполагается развернуть на южном ТВД, весьма невелико (7 ПЛ на Чёрном море и 9 МРК на Каспии), обладают исключительной, «хирургической» точностью и способностью форсировать противоракетную оборону противника.

Кроме того, если «Гранат» мог поражать только неподвижные цели с заранее известными координатами, то новое поколение российских КР способно перенацеливаться во время полёта и поражать, таким образом, даже подвижные цели.

Ну и, конечно, тот факт, что новый ракетный комплекс с КРБД становится универсальным и может быть установлен на любой носитель, как подводный, так и надводный, радикально увеличивает эффективность его боевого применения. (Есть даже вариант размещения на гражданских кораблях, в стандартном грузовом контейнере, для маскировки).

А что касается дальности новой ракеты, то ведь адмирал Витко её точно не назвал. Сказал лишь, что она «превышает 1500 км». Значит, может быть и две, и три тысячи…

Так что главный вывод статьи о том, что принятие на вооружения этого нового ракетного комплекса радикально меняет соотношение сил в огромном геополитическом регионе от Кабула и Багдада до Рима и Варшавы – остается в силе!

ПЛА пр.971, в боекомплект которой входит С-10 «Гранат»

Носитель ракет 3М10 "Гранат" - ПЛАРК пр.667АТ

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)

Комплекс 3К-10 / С-10 "Гранат", ракета КС-122 / 3М-10 - SS-N-21 SAMPSON


Крылатая ракета большой дальности морского базирования. Полноценная разработка комплекса морского базирования с ракетой КС-122 в ответ на создание в США крылатых ракет SLCM и GLCM начата КБ "Новатор" (г.Свердловск) по решению ВПК при Совмине СССР №282 от 19 июня 1975 г. Главный конструктор - Л.В.Люльев. Согласно неподтвержденным официально воспоминаниям (ист. - Широкорад ) предварительная проработка проекта дозвуковой крылатой ракеты большой дальности велась в КБ "Новатор" в инициативном порядке в конце 1960-х - начале 1970-х годов. Так же существует легенда о попадании в КБ "Новатор" одного из испытательных образцов КР SLCM, который случайно оказался на Кубе.

В результате проведенной ГосНИИАС в конце 1960-х годов НИР "Эхо" установлена возможность преодоления системы ПВО и ПРО противника дозвуковыми крылатыми ракетами при массированном их применении, а так же с применением приема "встречного подрыва" для поражения ядерными взрывами средств ПВО и ПРО противника с целью расчистки коридора для других атакующих КР. Разработка торпедно-ракетного комплекса с ракетой КС-122 начата КБ "Малахит" (главный конструктор - Л.А.Подвязников) по приказу Минсудпрома от 9 декабря 1975 г. Торпедно-ракетный комплекс предназначался для решения оперативно-стратегических задач на континентальном театре боевых действий путем поражения административно-политических и крупных военно-промышленных центров с заранее известными координатами. Комплекс обеспечивал боевое применение в любое время суток и года, в любых метеоусловиях, в условиях гористой и труднопроходимой местности.

Официальное проектирование комплексов с крылатыми ракетами большой дальности воздушного и морского базирования начато в СССР по Постановлению Совмина СССР от 9 декабря 1976 г. Позже на базе комплекса С-10 "Гранат" с ракетой КС-122 был создан его вариант наземного базирования - . 26 мая 1978 г. Постановлением Совмина СССР задана переработка проекта ПЛА для размещения КРБД "Гранат".

Испытания ракет КС-122 начаты в июле 1976 г. в Крыму совместными усилиями двух полигонов - полигон "Песчаная балка" УРАВ ВМФ и Глубоководный полигон УПВ ВМФ СССР. Техническая база для подготовки техники к испытаниям размещалась на Глубоководном полигоне, наземные испытательные пуски велись на полигоне "Песчаная балка", пуски с подводных лодок отслеживались средствами обоих полигонов. Обработка материалов испытаний велась на полигоне "Песчаная балка".


Первый пуск с наземной полигонной пусковой установки в ходе летно-конструкторских испытаний на 21-м морском полигоне ВМФ СССР в Неноксе. 25.05.1981 г. или 23.04.1982 г. Стартовый пенал-капсула скинут, работает стартовый РДТТ ракеты (кадры из фильма "Государственный Центральный Морской полигон. 50 лет. ", 2004 г.).


- первый этап испытаний: "Экспериментальные испытания изделия КС-122РС с береговой подвижной пусковой установки КС-93В3, установленной на танке Т-70". Проведено два пуска.
- второй этап испытаний - "Экспериментальные испытания изделия КС-122РТ с подводной лодки" - использовалась опытовая ПЛ С-49 пр.633РВ 475-го дивизиона подводных лодок (командир - капитан 2 ранга Н.Н.Синичкин).
- третий этап испытаний - "Испытания изделий КС-122РП пусками с самолета Ту-16КСР-2 по проверке аэродинамических характеристик". Пуски производились с самолета Ту-16КСР-2 авиации Балтийского флота временно базировавшемуся на аэродроме Гвардейское между Симферополем и Джанкоем.
- четвертый этап испытаний - "Летно-конструкторские испытания ракет 3М-10 в разных модификациях изготовления бортовой аппаратуры управления". Испытывались ракеты с вариантами бортовой аппаратуры АБ-12, АБ-13 и АБ-51. Начиная с 26 декабря 1978 г. испытывались ракеты с двигателем Р-95А-300. 30.05.1980 г. произведен первый пуск с опытовой ПЛ С-128 пр.633КС (командир тот же - капитан 2 ранга Н.Н.Синичкин). ПЛ пр.633РВ более в испытаниях ракет КС-122 не участвовала. Испытания четвертого этапа проводились на полигоне "Песчаная балка" и в акватории Черного моря в районе Феодосии (по 23-й пуск включительно).

Совместные испытания средств комплекса С-10 "Гранат" проводились на 21-м морском полигоне ВМФ СССР в Неноксе. Летно-конструкторские испытания по программе главного конструктора, а так же Государственные испытания комплекса предполагалось вести на ПЛА пр.671РТМ К-254 (Б-254 с 03.06.1992 г.). В октябре 1979 г. ПЛА с подготовленными для установки оборудования комплекса помещениями прибыла Беломорско-Балтийским каналом из Ленинграда в Северодвинск на сдаточную базу "Дубрава". Летом 1980 г. в Северодвинске на лодке проведены основные монтажные работы по установке оборудования комплекса. Летом 1981 г. установка оборудования комплекса завершена. В июле 1981 г. проведены комплексные испытания аппаратуры комплекса и корабельных систем с ракетой 3М-10В2. Акт готовности ПЛА К-264 к первому пуску КР 3М-102 подписан 29.07.1981 г.


Раскадровка первого пуска с наземной полигонной пусковой установки летно-конструкторских испытаний на 21-м морском полигоне ВМФ СССР в Неноксе. 25.05.1981 г. или 23.04.1982 г. Ракета стартует в пенале-капсуле, который скидывается после окончания первого этапа работы стартового двигателя (кадры из фильма "Государственный Центральный Морской полигон. 50 лет. ", 2004 г.).


http://www.shipmodels.info).


ПЛА К-254 пр.671РТМ с дополнительным торпедным аппаратом для испытаний КРБД 3М-10 "Гранат" (http://www.atrinaflot.narod.ru).


Летно-конструкторские испытания проводились в Белом и Баренцевом морях с 23 апреля 1982 г. по 15 апреля 1983 г. Государственные испытания начаты пуском с ПЛА К-254 21 июля 1982 г. С августа по декабрь 1982 г. по техническим причинам выходы на пуски по программе Госиспытаний неоднократно откладывались. После перебазирования в Североморск в январе-марте 1983 г. на ПЛА велись налалочные работы и стыковочные испытания аппаратуры комплекса и ракет. 30 марта 1983 г. подписан акт о готовности к пуску ракеты 3М-10В5 - завершающего этапа программы Госиспытаний. 8 апреля 1983 г. - первый пуск ракеты 3М-10В5 завершающего этапа Госиспытаний. Государственные испытания завершены в Баренцевом море на ПЛА К-264 успешными пусками 23 августа 1983 г.


Раскадровка одного из пусков с ПЛА К-254 пр.671РТМ в ходе летно-конструкторских испытаний на 21-м морском полигоне ВМФ СССР в Неноксе, 1981-1983 г.г. Ракета стартует в пенале-капсуле, который скидывается после окончания первого этапа работы стартового двигателя (кадры из фильма "Государственный Центральный Морской полигон. 50 лет. ", 2004 г.).


Первые пуски КРБД 3М-10 "Гранат" с головной ПЛА пр.971 К-284 проведены в январе 1987 г. на Тихом океане. Испытания вооружения завершены только в 1988 г.

Хронология испытательных пусков КР 3М-10 / КС-122 (в работе):

№пп Дата Ракета Пусковая установка Дальность пуска Примечания
1 05.08.1976 КС-122РС без системы управления и маршевого двигателя
КС-93В-3 3.6 км Первый этап. Отработка сброса капсулы с ракеты. Капсула без головного обтекателя (труба). Старт произведен под углом 50 град.
2 12.08.1976 КС-122РС без системы управления и маршевого двигателя КС-93В-3 3.6 км Первый этап. Отработка сброса капсулы с ракеты. Капсула штатная с головным обтекателем. Старт произведен под углом 50 град.
3 28.07.1977 КС-122РТ, аппаратура управления АБ-12, без маршевого двигателя ПЛ С-49 пр.633РВ Второй этап. Успешный пуск с глубины 40 м - ракета прошла подводный участок в капсуле, вышла из воды, "сбросила" капсулу, кралья и стабилизатор раскрылись, РДТТ-ускоритель отстрелился.
4 10.08.1977 КС-122РТ, аппаратура управления, без маршевого двигателя ПЛ С-49 пр.633РВ Второй этап. Успешный пуск с глубины 40 м.
5 27.09.1977 ПЛ С-49 пр.633РВ 2129 м Второй этап. Первый пуск с включением ТРДД. Пуск с глубины 40 м прошел штатно (время движения под водой - 4.88 с). Полет длился 39.5 с, отклонение от директрисы влево.
6 20.10.1977 КС-122РТ, аппаратура управления, маршевый ТРДД-50 ПЛ С-49 пр.633РВ Второй этап. Пуск с глубины 40 м прошел штатно. Маршевый двигатель включался.
7 01.11.1977 КС-122РТ, аппаратура управления, маршевый ТРДД-50 КС-93В-3 Старт произведен под углом 50 град.
8 24.12.1977 Ту-16КСР-2 57 км Третий этап. Пуск с самолета без капсулы, пуск прошел успешно на высоте 2150 м. На 35-й сек полета ракеты вышла на заданный эшелон 1000 м и должна была лететь по кругу радиусом 100 км. Из-за неисправности ТРДД-50 ракета упала в море.
9 27.01.1978 КС-122РП, с системой управления и маршевым ТРДД-50 Ту-16КСР-2 82.5 км Третий этап. Пуск с самолета без капсулы, пуск прошел успешно на высоте 2250 м. Ракета выполнила полет по кругу с выполнением маневров по программе (5 по тангажу 2 по крену и 3 по курсу). Продолжительность полета - 376 с, плановая дальность - 90 км.
10 28.03.1978 КС-122РТ, аппаратура управления, маршевый ТРДД-50 видимо ПЛ С-49 пр.633РВ
11 28.03.1978 КС-122РТ, аппаратура управления, маршевый ТРДД-50 видимо ПЛ С-49 пр.633РВ Четвертый этап. Пуск с целью доработки ТРДД-50
12 04.07.1978 ПЛ С-49 пр.633РВ 130 км Четвертый этап. Полностью успешный пуск с глубины 40 м, скорость лодки 5.1 уз. Запланированная дальность пуска достигнута.
13 10.08.1978 3М-10В1А, аппаратура управления АБ-12 ПЛ С-49 пр.633РВ 27,6 км Четвертый этап. Пуск с глубины 40 м прошел штатно. Из-за отрыва лопасти турбины ротора двигатель ТРДД-50 выключился.
14 26.12.1978 3М-10В1, аппаратура управления АБ-13 КС-93В-3 24.7 км Старт произведен под углом 70 град. Первый пуск ракеты с двигателем Р-95А-300. Запланированная дальность полета - 120 км. Из-за отказа системы управления ракета упала на дальности 24.7 км.
15 23.04.1979 КС-93В-3 Старт произведен под углом 70 град. Ракета с двигателем Р-95А-300. Запланированная дальность полета - 120 км. Из-за отказа системы управления ракета упала через 8.8 с после старта.
16 05.06.1979 3М-10В1, аппаратура управления КС-93В-3 125 км Успешный пуск . Запланированная дальность пуска 120 км. Время полета - 506 с, средняя скорость на марше - 240 м/с
17 19.07.1979 3М-10В1, аппаратура управления АБ-51
КС-93В-3 0.9 км Из-за отказа системы управления ракета упала в 921 м от пусковой установки.
18 23.09.1979 3М-10В1, аппаратура управления АБ-51 ПЛ С-49 пр.633РВ 1.49 км Из-за отказа системы управления ракета упала в 1490 м от места старта.
19 30.05.1980 3М-10, аппаратура управления ПЛ С-128 пр.633КС 23.1 км Пуск с ПЛ пр.633КС. Из-за отказа системы подачи топлива остановился двигатель, ракета пролетела 141.7 с, дальность - 23.1 км. Плановая дальность - 125 км.
20 31.07.1980 3М-10, аппаратура управления ПЛ С-128 пр.633КС 21 км Из-за помпажа двигателя Р-95А-300 на 144-й секунде полета ракета упала. Плановая дальность - 125 км.
21 18.09.1980 3М-10, аппаратура управления ПЛ С-128 пр.633КС 206 км Успешный пуск с глубины 40 м, волнение моря 2-3 балла. время полета 1103 с.
22 04.11.1980 3М-10, аппаратура управления ПЛ С-128 пр.633КС 220 км Успешный пуск с глубины 40 м, волнение моря 4 балла. время полета 1119 с.
23 23.12.1980 3М-10, аппаратура управления ПЛ С-128 пр.633КС Пуск произведен с глубины 40 м при солнении моря 4 балла. При выходе из воды ракета потеряла устойчивость и упала на 20-й секунде полета.
24 25.05.1981
23.04.1982
3М-10В2 наземная полигонная ПУ Программа ЛКИ.
25 30.11.1981 (источники по ПЛА К-254 )
30.12.1981 (фильм 21 ГЦМП )
3М-10В2 ПЛА К-264 пр.671РТМ Программа ЛКИ. Первый пуск со штатного носителя.
26 21.07.1982 3М-10В2 ПЛА К-264 пр.671РТМ Первый пуск программы Государственных испытаний.
27 08.04.1983 3М-10В5 ПЛА К-264 пр.671РТМ Завершающий этап Государственных испытаний, первый пуск. Баренцево море.
28 15.04.1983 3М-10В5 ПЛА К-264 пр.671РТМ Завершающий этап Государственных испытаний, второй пуск. Баренцево море.
.. 23.08.1983 3М-10В5 ?
ПЛА К-264 пр.671РТМ Завершающие пуски пуск программы Государственных испытаний. Баренцево море (по др.данным - Белое море, Северодвинск).

Ракетный комплекс С-10 "Гранат" принят на вооружение 31 лекабря 1983 г. (в апреле 1984 г. по др.данным и в 1985 г. по данным полигона в Неноксе). К концу 1988 г. по западным данным на подводных лодках ВМФ СССР размещено около 100 ракет 3М-10 "Гранат". Для обеспечения боевого применения КР, оснащенных экстремальной корреляционной системой наведения, в ВМФ был создан специальный вычислительный центр по формированию цифровых карт местности предполагаемых театров военных действий и выработке полетных заданий.

По состоянию на 2012 г. комплекс С-10 "Гранат", вероятно, находится на вооружении ВМФ России, но крылатые ракеты не размещены на подводных лодках, а располагаются в базах Флота на хранении.

Пусковая установка :
- КС-93В3 - опытная подвижная полигонная ПУ на шасси танка Т-70 - использовалась на первом этапе испытаний КР на полигоне "Песчаная балка" в Крыму.

533-мм торпедные аппараты подводных лодок - ракетно-торпедный комплекс разработки КБ "Малахит" (главный конструктор - Л.А.Подвязников). Разработка начата по приказу Минсудпрома от 9 декабря 1975 г. для размещения на ПЛА пр.671, 671РТ, 671РТМ, 667А, 670 и 670М. Корабельная система управления стрельбой (КСУС) "Акация" (ПЛА пр.671РТМ как минимум).

Ракета КС-122РС:
Конструкция
- нормальная аэродинамическая схема с раскрывающимися после старта крыльями и двигателем, находящимся внутри фюзеляжа. Крылья складывались каждое в свою нишу в топливном баке в корпесе ракеты назад по полету. В отличие от аналогичных КРБД типа Х-55 разработки МКБ "Радуга" у ракет КС-122 после старта маршевый двигатель НЕ выдвигался из фюзеляжа. Рули направления и рули высоты цельноповоротные раскладные.


Боковая проекция крылатой ракеты КС-122 комплекса С-10 "Гранат" - SS-N-21 SAMPSON (http://forum.keypublishing.com , обработано).


Аналог ракеты 3М-10 "Гранат" - ракета 3М-54Э (кадр из фильма "Государственный Центральный Морской полигон. 50 лет. ", 2004 г.).


Старт подводный из торпедного аппарата на стартовом РДТТ. До выхода из воды ракета находится в пенале-капсуле. После выхода из воды головной обтекатель капсулы отсекался от капсулы с помощью специального заряда (время действия 0.001-0.003 с) и ракета освобождается от капсулы под воздействием газов стартового РДТТ.

Система управления и наведение - автономная инерциальная с коррекцией от рельефометрической корреляционно-экстремальной системы коррекции. Система коррекции включает в себя БЦВМ, радиовысотомер, систему хранения цифровых матриц-карт участков коррекции и полетного задания. В основу принципов работы системы коррекции положены работы академика Красовского. Разработку бортового оборудования системы наведения и комплекса технических средств подготовки полетных заданий вел НИИ приборостроения (г.Москва, директор - А.С.Абрамов). Блоки разных систем БРЭО выполнены в собственных корпусах, электрические кабели, как правило, выполнены не "многохвостыми".

До установки на ракеты бортовая аппаратура системы наведения отрабатывалась на самолете-летающей лаборатории Ан-30. В ходе испытаний на ракетах устанавливались разные варианты бортовой аппаратуры - АБ-12, АБ-13, АБ-51 и, возможно, другие. АБ - "аппаратура бортовая".

Корабельная система управления стрельбой (КСУС) "Акация" (ПЛА пр.671РТМ как минимум).

Двигатели :
Стартовый двигатель (агрегат) - РДТТ массой 382 кг

Маршевый - малогабаритный ТРДД - на конкурсной основе по заданию МАП для КРБД КС-122РС велось создание малогабаритных маршевых ТРДД с размещением в фюзеляже в Омском моторостроительном КБ и в МНПО "Союз".

Омское моторостроительное КБ, главный конструктор В.С.Пащенко - ТРДД ТРДД--50 / изделие 36-01 (ныне - изделие 37-01 и 37-01Э) тягой 450 кг. Проектирование ТРДД начато в 1976 г. Государственные испытания выдвигаемого пилонного варианта ТРДД-50 (для КРБД МК "Радуга", изделие 36) успешно проведены в 1980 г., несколько позже так же успешно была испытана и встроенная компоновка двигателя (изделие 36-01). После положительных государственных испытаний и подготовки к запуску в серию на Рыбинском моторостроительном заводе (ныне - НПО "Сатурн") по нетехническим причинам МАП СССР сделан выбор в пользу ТРДД Р-95А-300. Хотя несколько неудачных испытательных пусков по вине двигателя, включая пуск 10.08.1978 г., могли сыграть в принятии такого решения определенную роль.
Длина ТРДД - 850 мм
Диаметр - 330 мм
Масса сухая - 82 кг
Марки топлива - Т-1 (авиационный керосин), Т-6, Т-10 (децилин), ТС-1, РТ
Масло - ВТ-301
Удельный расход топлива на максимальном режиме - 0,71 кг/кгс в час



Более поздний вариант беспилонного (встроенного) ТРДД "изделие 37-01Э" разработки и производства ОМКБ (http://www.uk-odk.ru).


Вариант двигателя для КР МКБ "Радуга" с пилонной установкой - малогабаритный двигатель ТРДД-50АТ ("изделие 36МТ") разработки и производства ОМКБ, выставка МАКС-2005 (фото - Евгений Ерохин, http://www.missiles.ru).


- МНПО "Союз", главный конструктор - О.Н.Фаворский - ТРДД Р-95А-300 / изделие 95 / Р-95ТМ-300 тягой 400 кг. Производство освоено на Запорожском машиностроительном заводе (Украина).
Длина - 850 мм
Диаметр - 315 мм
Масса сухая - 100 кг
Топливо - Т-1 (авиационный керосин), ТС-1, Т-10 (децилин)


ТТХ ракеты :
Длина ракеты со стартовым РДТТ - 8090 мм
Длина ракеты маршевая - 6200 мм
Размах крыла - 3300 мм
Диаметр фюзеляжа ракеты - 510 мм
Диаметр капсулы:
- внутренний - 518 мм
- наружный - 533 мм

Масса стартовая в капсуле - 2385 кг (КС-122РТ, пуск 27.09.1977 г.)
Масса стартовая:
- 1485 кг (КС-122РТ, пуск 27.09.1977 г.)
- ок. 1700 кг (3М-10)
Масса без стартового двигателя - 1103 кг (КС-122РТ, пуск 27.09.1977 г.)
Масса стартового РДТТ - 382 кг
Масса БЧ - до 200 кг

Дальность действия - 3000 км (максимальная, данные не потдверждены)
Скорость крейсерская:
- 240 м/с (испытания, 1979 г.)
- 720 км/ч
- 0.7 М
Потолок крейсерский - 15-200 м

Глубина пуска - 40 м (в ходе испытаний)
Время прохождения подводного участка после пуска - 4.88 с (КС-122РТ, пуск 27.09.1977 г.)

Типы БЧ :
- ядерная, мощностью 200 кт - основной тип боевой части.

Фугасная - по западным данным разрабатывалась и, возможно, устанавливалась на размещенные на лодках ракеты (маловероятно).

Модификации :
- КС-122РС - первый опытный вариант ракеты КС-122, видимо, "Статический" - без системы управления и маршевого двигателя.

КС-122РТ - второй опытный вариант ракеты КС-122, видимо, "Телеметрический" - с инерциальной системой управления (автопилотом) и маршевым двигателем. Ракеты выполняли прямолинейный полет.

КС-122РП - третий опытный вариант ракеты КС-122, видимо, "Программный" - предназначался для испытательных пусков с самолета Ту-16КСР-2 с выполнением полета с инерциальной системой управления (автопилотом) с выполнением маневров по программе.

3М-10В1А - вариант ракеты для испытаний с двигателем ТРДД-50 и аппаратурой управления АБ-12, пуски 1978 г.

3М-10В1 - вариант ракеты с двигателем Р-95А-300 и разными вариантами аппаратуры управления, первый пуск 26.12.1978 г.

3М-10В2 - вариант ракеты с двигателем Р-95А-300 для проведения летно-конструкторских испытаний с подводных лодок. Первый пуск с наземного стенда - 23.04.1982 г.

3М-10В5 - вариант ракеты, применявшийся на завершающем этапе Государственных испытаний, первый пуск - 8 апреля 1983 г.

КС-122 / 3М-10 - базовый вариант крылатой ракеты большой дальности морского базирования.

Источники :
Асанин В. Ракеты отечественного флота. ().
"Государственный Центральный Морской полигон. 50 лет". Документальный фильм, 2004 г.
. 2012 г.
Широкорад А.Б. Огненный меч Российского флота. М., Яуза, Эксмо, 2004 г.
Штурм глубины. Сайт

С-10 «Гранат» — ракетный комплекс морского и наземного базирования с дозвуковой малогабаритной крылатой ракетой большой дальности.

В начале 70-х достигнутый прогресс в создании малогабаритных экономичных турбореактивных двигателей позволил начать работы над относительно небольшими крылатыми ракетами большой дальности. В США начались работы над целым рядом ракет, в том числе унифицированным семейством крылатых ракет SLCM/GLCM наземного и морского базирования (причем морские могли запускаться как с надводных кораблей, так и с подводных лодок), в дальнейшем, после принятия на вооружение, ставшие известными как «Томагавки».

В СССР прорабатывались схожие решения. С 1975 года в КБ «Новатор» официально начались работы над морским комплексом для использования на подводных лодках. Крылатая ракета получила внутренний индекс КБ КС-122 . Первый пуск с наземных испытательных пусковых установок полноценной ракеты состоялся в 1981-м. В 1983-м ракета прошла государственные испытания и была принята на вооружение как часть арсенала атомных подводных лодок проектов 667АТ «Груша»; 671РТМ (К) «Щука»; « » .

Сигароподобные ракеты не обладали высокой скоростью полета, но подкупали очень интересным соотношением дальности (2000−3000 км) и возможности размещать их на ранее неиспользовавшихся для стратегического вооружения носителях. Преодоление ПВО обеспечивалось благодаря пониженной радиозаметности и полету на малых и сверхмалых высотах в режиме радиомолчания. Как и «Томагавки», «Гранаты» изначально проектировались для запуска непосредственно из 533 мм торпедных аппаратов. С поступлением на вооружение «Гранатов» количество в советском флоте подводных лодок, способных наносить практические стратегические ядерные удары, в масштабах гипотетического европейского театра военных действий, увеличилось в разы.

В дополнение к крылатым ракетам для подлодок в 1983 году КБ «Новатор» было дано задание в кратчайшие сроки разработать грунтовый подвижный ракетный комплекс с ракетами КС-122 . Комплекс получил название РК-55 «Рельеф». Во многом он создавался как симметричная мера в ответ на BGM-109G «Грифон» — сухопутную версию «Томагавка». Государственные испытания РК-55 «Рельеф» прошел в 1985−86 годах, в 1986-м комплекс был принят на вооружение. Однако успели выпустить только небольшую опытную партию — в 1987 году был подписано американо-советское соглашение о ликвидации ракет средней и малой дальности. В 1988 году все выпущенные РК-55 «Рельеф» (как и BGM-109G) были уничтожены.

В отличие от грунтовых комплексов с баллистическими ракетами комплексы с крылатыми ракетами несли сразу несколько ракет: американский «Грифон» нес четыре «Томагавка», а «Рельеф» — сразу шесть КС-122 . В сочетании с малой заметностью пуска и более высокой эффективностью ракет над сушей, где они могли укрываться в складках местности, это позволяло использовать их для нанесения ударов по важным целям в Европе после обмена ударами баллистических ракет.

Комплекс РК-55 «Рельеф». Фото: militaryrussia.ru

В данный момент комплекс С-10 «Гранат», вероятно, все еще состоит на вооружении ВМФ России, однако в соответствии с международными соглашениями, ракеты в боевом оснащении находятся на хранении на базах. Заменяется перспективным семейством крылатых ракет «Калибр».

Технические решения, отработанные на РК-55 «Рельеф», судя по всему, использовались при создании новейшего грунтового комплекса с крылатыми ракетами « » .

Основные характеристики:

  • Дальность стрельбы — 2500−3000 км (по различным данным),
  • Стартовая масса — около 1700 кг,
  • Габариты, м:
    — длина 8,09 (со стартовым ускорителем),
    — диаметр 0,51,
    — размах крыла 3,3,
  • Скорость полета ракеты — 720 км/ч.,
  • Боевая часть — ядерная, эквивалентная мощность — 200 кТ.

Похожие статьи