Большой ракетный катер ивановец. Ракетный катер «Ивановец» вернулся с трёхмесячной боевой службы из Средиземного моря

Большой ракетный катер «Ивановец» (бывший «Р-334») проекта 12411 шифр «Молния-1» (по классификации НАТО – Tarantul-class corvettes) предназначен для уничтожения боевых надводных кораблей противника, десантных и транспортных средств и судов в море, пунктах базирования, морских группировок и их прикрытия, а также для прикрытия своих кораблей и судов от надводных и воздушных угроз.

Катер под именем «Р-334» был заложен 04 января 1988 года, строительный номер 211, на Средне-Невском ССЗ. Спущен на воду 28 июля 1989 года. Вступил в состав Черноморского флота 30 декабря 1989 года. С 1990 года имеет бортовой номер 954.

Основные характеристики: Водоизмещение стандартное 436 тонн, полное 493 тонны. Длина 56,1 метра, ширина 10,2 метра, осадка 2,5 метра. Скорость полного хода 41 узел. Дальность плавания 1600 миль на 14 узлах, 450 миль на 36 узлах. Автономность 10 суток. Экипаж 40 человек, в том числе 5 офицеров.

Силовая установка: 2х4000 л.с. дизели М-510, 2х12000 л.с. ГТУ М-70, 2 ВФШ, 2 ДГ по 200кВт, 1 ДГ 100 кВт.

Вооружение: 2x2 ПУ ПКР «Москит»; 1x1 76-мм АУ АК-176; 2x6 30-мм АУ АК-630; 1 ПУ ЗРК «Игла».

В ноябре 1998 года был заключен договор между 41 БрРКА и администрацией Ивановской области о шефских связях. 29 октября 1998 года катер переименован в «Ивановец».

По состоянию на август 2013 года проходил капитальный ремонт в доке. В сентябре должен был войти в состав группировки кораблей ВМФ РФ в Средиземном море, однако вместо этого был привлечен к мероприятиям по обеспечению безопасности зимней Олимпиады в Сочи.

По состоянию на март 2015 года входил в боевой состав ВМФ РФ. По сообщению от 05 октября успешно выполнил совместные ракетные стрельбы по сложной мишени, имитирующей отряд боевых кораблей условного противника.

По сообщению от 22 апреля 2016 года в тактическом учение. 13 июля проливами Босфор и Дарданеллы проследовал из Черного моря в Средиземное море, для выполнения плановых задач. По сообщению от 21 октября в Севастополь.

По сообщению от 10 мая 2017 года в соответствии с планом боевой подготовки в полигонах Черноморского флота в двухстороннем тактическом учение с соединением ракетных катеров ЧФ. 24 августа в рамках планового зачетного тактического учения группировки разнородных ударных сил Черноморского флота артиллерийские стрельбы по морскому буксируемому щиту, имитирующему надводную цель.

По сообщению от 29 марта 2018 года стрельбу противокорабельными крылатыми ракетами «Москит», которые успешно поразили заданную морскую цель.

По сообщению от 31 марта 2019 года в составе отряда кораблей Черноморского флота в пункт постоянной дислокации после выполнения зенитных и артиллерийских стрельб в морских полигонах боевой подготовки. По сообщению от 06 апреля в Севастополь после успешного выполнения ракетных стрельб в акватории Чёрного моря.

23 июля через пролив Босфор из Средиземного моря в Черное прошел корвет «Серпухов» с ракетами «Калибр» на борту. Несколькими днями ранее в сирийском Тартусе его сменил большой ракетный катер «Ивановец», называемый на западе «Тарантулом».

Как сообщала «Русская Весна», у берегов Сирии в составе средиземноморской флотилии ВМФ России выполняют задачи новейшие малые ракетные корабли «Серпухов» и «Зеленый дол», оснащенные ракетами «Калибр». Ранее эти два корвета раз в несколько месяцев сменяли друг друга на вахтах в Средиземноморье.

Современный малый ракетный корабль «Серпухов» - корвет модернизированного проекта 21631 «Буян-М» с увеличенным водоизмещением и оснащенный новейшим высокоточным оружием - универсальным корабельным огневым комплексом, позволяющим использовать ракеты «Калибр» и «Оникс».

Теперь впервые МРК «Серпухов» у берегов Сирии сменил не «Зеленый дол», а большой ракетный катер (БРК) «Ивановец» (проект 12411 «Молния», по классификации НАТО – Tarantul-class corvettes). БРК предназначен для уничтожения военных надводных вражеских кораблей и десантных судов в море и в пунктах базирования. Кроме того, в его стандартные задачи входит прикрытие российских кораблей от надводных и воздушных угроз.

Главное оружие «Тарантула» «Ивановца» - это 4 пусковых установки противокорабельных сверхзвуковых ракет 3 М-80 «Москит».

Эта крылатая сверхзвуковая самонаводящаяся ракета после пуска делает «горку», после чего снижается до маршевой высоты полета около 20-ти метров, при подлете к вражескому кораблю она снижается до 7-ми метров. Скорость полета «Москита» составляет 2,35 Маха. Благодаря большой скорости и тяжелой боевой части (150 кг) ракета способна потопить не только корабль среднего класса, но и крейсер противника. Дальность поражения «Москита» - до 120 километров.

Кроме того, в носовой части большого ракетного катера установлена автоматическая артиллерийская установка АК-176 М калибром 76,2 мм, а на корме для борьбы с низколетящими противокорабельными ракетами размещены две шестиствольные 30/54 АУ АК-630 М с двумя ленточными магазинами на 2000 патронов и запасной лентой в 1000 патронов каждый.

Дальность стрельбы автоматических скорострельных артиллерийских установок - 4000 м. В нормативном режиме стрельба ведётся 4–5 очередями по 20–25 выстрелов, начиная с предельной дальности, на дистанции наиболее эффективного огня огонь ведётся очередями по 400 выстрелов с перерывом между очередями в 3 – 5 секунд.

Также известно, что ракетные катера проекта 1241 оснащены системой радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Вымпел-Р2», обеспечивающей РЭБ ракетного катера способом постановки активных радиоэлектронных помех. Кроме того, для целей РЭБ ракетные катера проекта 1241 оснащены также двумя шестнадцатиствольными дистанционно управляемыми пусковыми установками ПК-16 для постановки пассивных помех, ведущими стрельбу 82-мм снарядами с дипольными отражателями или тепловыми ловушками.

Местом постоянного базирования БРК «Ивановец» и МРК «Серпухов» является город-герой Севастополь, где находится штаб-квартира Черноморского флота России.

Ракетные катера проекта 12411 «Молния» предназначены для уничтожения боевых надводных кораблей противника, транспортных и десантных средств и судов в море, пунктах базирования, морских группировок и их прикрытия, а также для прикрытия дружественных кораблей и судов от надводных и воздушных угроз.

С 1981 года ракетные катера «Молния» в модификации 12411 (12411М) стали поступать на вооружение военно-морского флота Советского Союза. Они являются развитием РК «Молния» проекта 1241. Основной разработчик — объединение «Алмаз». Всего было построено на разных судостроительных верфях более трех десятков ракетных катеров. Главным отличием является установка противокорабельного ракетного комплекса с ракетами 3М-80 «Москит», вместо ракет «Термит» (П-15).

В наше время ракетные катера серии 12411 состоят на вооружение военно-морского флота России. Совсем недавно три РК с противокорабельными ракетами «Москит» заказало для нужд своих ВМС Ливия. Ориентировочная стоимость заказа около 200 миллионов долларов.

История разработки РК проекта 12411

Боевые действия с участием ракетных кораблей вооруженных противокорабельными ракетами П-15 в 1967 году (арабо-израильский конфликт) и в 1971 году (индо-пакистанский конфликт) стали отправной точной для создания ракетного катера, несущего на борту улучшенный противоракетный комплекс с более мощной и современной противокорабельной ракетой «Москит».

Первоначально, были проведены оценки возможностей размещения противокорабельных ракет «Москит» на ракетных катерах, в частности на РК проекта 205, являющего основным носителем морской противокорабельной ракеты П-15. В итоге, РК проекта 205 не подходил по массогабаритным характеристикам, а МРК «Овод» проекта 1234 не подошел по скоростным.

Требуемая максимальная скорость нового ракетного катера с ПКР «Москит» должна была быть не менее 42-43 узлов. Как выяснилось, малые и средние ракетные катера не смогли бы взять на борт «Москиты» и обеспечить требуемую скорость. Поэтому была поставлена задача спроектировать большой ракетный корабль с установкой на борт мощной энергоустановки. В 1973 выходит Постановление, согласно которому начинается проектирование и разработка современного скоростного ракетного катера. Кроме этого, согласно ТТТ БРК, должен обладать лучшими ТТХ, современными средствами боевой самообороны, РЭБ, улучшенной обитаемостью и автономностью.

Проектирование и разработку нового БРК поручили объединению «Алмаз». Руководителем проекта назначают ГК Юхнина Е.И. Согласно реализуемой идее, катера разрабатывались как целая система больших боевых катеров. Проект 1241 становился единой основой для создания ракетных, противолодочных и сторожевых катеров. Планировалось серийно выпускать корабли для нужд не только Советского Союза, но и обеспечить потребности флотов дружественных государств. Это и различная готовность мощностей ВПК по производству комплектующих привели к появлению и созданию на базе проекта 1241 нескольких модификаций. Основному разработчику поручили выполнить постройку головных кораблей основных двух модификаций.

Первой модификацией становится ракетный корабль с установленными противокорабельными ракетами Термит «П15М» и газотурбинной двигательной установки. Данная модификация появилась вследствие отставания разработчиков ПКР «Москит» и дизельной газотурбинной двигательной установки поставить изделия к назначенному сроку. Модификация получает обозначение 1241-1 и позволила начать производство корпусной конструкции и начать производство ракетных катеров заказанных зарубежными заказчиками.

Одновременно с первой модификацией велась разработка основной модификации – РК проекта 12411. Эта модификация и становится тем новым ракетным катером, что требовался ВМФ Советского Союза. Головной корабль проекта 1241-1 с «Термитом» поступил на вооружение ВМФ в 1979 году. Головной корабль проекта 12411 с противокорабельными ракетами «Москит» и новой ДГТУ поступает на вооружение ВМФ в конце 1981 года.

Перед этим были успешно проведены заводские испытания, после которых ракетный катер был отправлен на Черное море, где проводились основные испытания. В ходе испытаний корабль была проведена окончательная доводка основного оборудования и вооружения, после чего головной РК проекта 12411 успешно прошел комплекс госиспытаний. После принятия на вооружение головного ракетного катера начинается серийное производство данной модификации.

Для быстрого ввода в стой новых РК ракетные корабли собирались на Хабаровском и Средне-Невском ССЗ. Оба завода строили и сдавали в среднем два-три РК в год, основную часть ракетных катеров построили и ввели в строй с 1985 по 1992 года. Ракетных катеров проекта 1241-1 было построено до 1985 года еще три единицы.

Устройство и конструкция

Водоизмещение РК — около полутысячи тонн, архитектура новых кораблей гладкопалубная с круглоскулыми (передняя часть) и остроскулыми (корма) обводами. Стальной корпус для обеспечения живучести поделен на десять отсеков. Надстройку и внутренние корабельные переборки исполнены из сплавов алюминия. РК проекта 12411 оснастили новой ДГТУ комбинированного типа. Она состояла из двух газотурбинных двигателей и 2 дизельный двигателей, передающих вырабатываемую мощность на два винта с фиксированным шагом, которые обеспечивали максимальную скорость 40 и более узлов.

Вооружение

Кроме основного противокорабельного комплекса с ПКР 3М-80 «Москит», ракетный катер оснащался одной артустановкой АК-176 калибра 76 мм и двумя шестиствольными артустановками АК-630 калибра 30 мм. Имелась возможность установки двух блоков ПЗРК «Стрела-3».

Ракетные корабли проекта 12411

Всего было заложено 34 корабля, их строили на мощностях Ленинградского «Алмаза», Средне-Невского и Хабаровского заводов:
Р-46 – заводской №402, головной корабль серии, заложен в марте 1976 года на мощностях объединения «Алмаз», спущен со стапелей в марте 1980 года, принят в строй в декабре 1981 года. Списан в 1994 году;
Р47 – заводской №206, первый корабль заложенный на мощностях Средне-Невского завода в июне 1983 года, спущен со стапелей в августе 1986 года, принят в строй в феврале 1987 года. Бортовой №819. ДКБФ (36 БрРКА);
Р-60 – заводской №207, заложен в декабре 1985 года, спущен со стапелей в декабре 1986 года, принят в строй в декабре 1987 года. Бортовой №955. Модернизирован – установка ЗАК Палаш. ЧФ;
Р-160 (МАК-160) – заводской №208, заложен в феврале 1986 года, спущен со стапелей в сентябре 1987 года, принят в строй в августе 1988 года. Модернизирован до пр. 12411Т. Бортовой №054. Каспийская флотилия;
Р-187 (Заречный) – заводской №209, заложен в июле 1986 года, спущен со стапелей в апреле 1988 года, принят в строй в марте 1989 года. Бортовой № 855. ДКБФ (36 БрРКА);
Р-239 — заводской №210, заложен в октябре 1987 года, спущен со стапелей в декабре 1988 года, принят в строй в сентябре 1989 года. Бортовой №953. ЧФ;
Р-334 (Ивановец) – заводской №211, заложен в январе 1988 года, спущен со стапелей в июле 1989 года, принят в строй в декабре 1989 года. Бортовой №954. ЧФ;
Р-109 – заводской №212, заложен в июле 1989 года, спущен со стапелей в апреле 1990 года, принят в строй в октябре 1990 года. Бортовой №952. ЧФ;
Р-291 (Димитровград) – заводской №213, заложен в декабре 1985 года, спущен со стапелей в декабре 1986 года, принят в строй в декабре 1987 года. Бортовой №825. ДКБФ (36 БрРКА);
Р-293 (Моршанск) – заводской №214, заложен в апреле 1991 года, спущен со стапелей в августе 1991 года, принят в строй в марте 1992 года. Бортовой №874. ДКБФ;
Р-2 – заводской №215, заложен в 1991 года, спущен со стапелей в 1994 года, принят в строй в феврале 2000 года. Бортовой №870. ДКБФ (36 БрРКА);
Р-5 – заводской №216, последний заложенный РК на мощностях Средне-Невского завода в 1991 году;
Р-66 – заводской №905, первый заложенный РК на мощностях Хабаровского завода, принят в строй в апреле 1985 года. Списан в 1999 году;
Р-85 – заводской №906, принят в строй в сентябре 1985 года;
Р-103 – заводской №907, принят в строй в ноябре 1985 года;
Р-113 – заводской №908, принят в строй в декабре 1985 года. Списан в 1997 году;
Р-158 – заводской №909, принят в строй в октябре 1986 года. Списан в 1996 году;
Р-76 – заводской №910, принят в строй в декабре 1986 года. Списан в 1996 году;
Р-83 – заводской №911, принят в строй в декабре 1986 года;
Р-229 – заводской №912, принят в строй в сентябре 1987 года;
Р-230 – заводской №913, принят в строй в декабре 1987 года. Списан в 1997 году;
Р-240 – заводской №914, принят в строй в октябре 1988 года;
Р-261 – заводской №915, принят в строй в декабре 1988 года. Бортовой №991. ТОФ (2 гн.дн РК) ;
Р-271 – заводской №916, принят в строй в сентябре 1989 года;
Р-442 – заводской №917, принят в строй в декабре 1989 года;
Р-297 – заводской №918, принят в строй в сентябре 1990 года. Бортовой №951. ТОФ;
Р-298 – заводской №919, принят в строй в декабре 1990 года. Бортовой №940. ТОФ (2 гн.дн РК);
Р-11 – заводской №920, принят в строй в сентябре 1991 года. Бортовой №916. ТОФ (2 гн.дн РК);
Р-14 – заводской №921, заложен в 1988 году, принят в строй в декабре 1991 года. Бортовой №924. ТОФ (2 гн.дн РК);
Р-18 – заводской №922, принят в строй в августе 1992 года. Бортовой №937. ТОФ (2 гн.дн РК);
Р-19 – заводской №923, принят в строй в декабре 1992 года. Бортовой №978. ТОФ;
Р-20 – заводской №924, заложен в 1989 году, спущен со стапелей в октябре 1991 года, принят в строй в ноябре 1993 года. Бортовой №921. ТОФ (2 гн.дн РК) ;
Р-24 – заводской №925, заложен в 1989 году, спущен со стапелей в декабре 1991 года, принят в строй в декабре 1994 года. Бортовой №946. ТОФ (2 гн.дн РК);
Р-29 – заводской №924, последний РК, заложенный на мощностях Средне-Невского завода в 1992 году, принят в строй в сентябре 2003 года. Бортовой №916. ТОФ (2 гн.дн РК).




Основные характеристики:
— длина – 56,1 м;
— ширина – 10,2 м;
— осадка – 4,3 (2,5) м;
— водоизмещение норма/макс – 436/493 тонны;
— скорость – 38…39 до 41 узлов;
— дальность хода 1600 миль (скорость 20 узлов) или 400 миль (скорость 36 узлов);
— силовая – ДГТУ, комбинированная, два дизеля (8000 л.с.) и две турбины (24000 л.с.);
— вооружение – 4 ПУ с 3М-80 (ПКР Москит); одна АК-176 калибра 76,2 мм; два АК-630 калибра 30 мм; возможность установки двух ПЗРК «Стрела-3» или «Игла»;
— оборудование – усиленный радиолокационный комплекс;
— команда катера – 40/41 или 44 человека.

Похожие статьи

  • Программа помощи ипотечным заемщикам от государства

    С ухудшением экономической обстановки в 2014 году и падением доходов у населения, большинство россиян, оформивших заем на жилье, оказались в неблагоприятной ситуации. Объем просрочек и невыплат резко возрос. Поэтому правительство РФ...

  • Кредит военнослужащим по контракту сбербанк

    23 Ноябрь, 2017 | 6:31 2 676 Кредит военным — где и как получить Потребительские кредиты выдаются банками различным категориям населения. Банковские ссуды помогают людям разрешить ситуации с нехваткой средств, осуществить давние мечты,...

  • Как работнику поменять зарплатный банк

    В данной статье мы узнаем как осуществляется выплата заработной платы наличными и какие существуют для этого процедуры у ИП и ООО. Также мы рассмотрим отказ работодателя от выплаты заработной платы наличными, разберем типичные ошибки и...

  • Федеральная служба государственной статистики индексы потребительских цен

    Оценить рост благосостояния населения страны – непростая задача. Растут доходы граждан, но в то же время растут и цены. Какая страна может похвастаться более высоким ростом доходов – Россия, или, скажем, Швейцария? Чтобы ответить на этот и...

  • Зарплатный проект в сбербанк бизнес онлайн

    Нас часто спрашивают, как получить зарплатную карту Сбербанка, и всегда мы говорим «В рамках зарплатного проекта». Сегодня будем расшифровывать этот термин подробно.Сначала определимся с самим понятием «Зарплатная карта». Как правило, это...

  • К чему снится искать — толкование сна по сонникам

    искать во сне к чему этоСнится, что Вы в поисках работы - не теряйте бдительности, так как выпадет шанс улучшить материальное положение. Ищете человека во сне - значит хотите решить какую-то проблему в реальной жизни. Если неоднократно...