Животные весной. Животные в разное время года Как заяц встречает весну

В видеофильме дети 5-10 лет увидят и половодье в лесу, и волков на охоте, и как вылезает из берлоги медведь, и многие другие весенние явления в природе. Этот фильм сделан на студии учебных фильмов для детей и построен как диалог ребенка и взрослого. Ребенок наблюдает за животными и задает вопросы взрослому, взрослый отвечает на его вопросы и дает интересную дополнительную информацию. Посмотрите фильм с детьми. Фильм очень качественный и сделан профессионально с учетом всех требований к познавательным фильмам для детей. Приятного просмотра и новых открытий!

Для любознательных: о лесных детенышах и их мамах. Интересная информация о животных весной

Зайцы весной

Мама — зайчиха кормит зайчат, и сразу же убегает, оставляя их одних под кустом. А зайчата сидят под кустиком три — четыре дня – ждут, когда их покормит новая мама — зайчиха.

У зайчих чужих зайчат не бывает – все свои, всегда накормят. Молоко у зайчих жирное и питательное, зайчатам его хватает на 3-4 дня.

Почему так устроено в природе? Дело в том, что у зайцев потовые и сальные железы находятся только на подошвах лап. И если бы зайчиха жила бы с зайчатами, их бы быстро нашли – учуяли по запаху — лиса или волк. У зайчат ведь много врагов – и лиса, и волк, и куница, и рысь, и хищные птицы. А когда малюсенький зайчонок сидит под кустом и под себя лапки спрячет, то по запаху его найти невозможно. Получается, что убегая от зайчат, зайчиха их спасает.

Через 8-9 дней у зайчат появятся зубы, а тут и травка появится, и они начнут питаться сами.

Белки весной

У белки тоже появляются весной бельчата. Они рождаются голыми, беспомощными, ничего не видят. Мама-белка о них заботится, два месяца кормит бельчат молоком. А вот папа — белка не живет с семьей, он живет отдельно.

Много времени мама — белка тратит на поиски корма, иначе бельчата вырастут хилыми и больными. Бельчата требуют особого внимания от белки — мамы, их нужно укрывать, согревать, кормить. Только через месяц бельчата открывают глаза и начинают выглядывать из гнезда.

Весной белка – это враг всех птиц и самый опасный хищник для многих пернатых. Она разоряет птичьи гнёзда на ветках деревьев и таскает из них птенцов и яйца.

Ежи весной

В апреле появляются и ежата. Они рождаются в ежином гнезде, похожем на шалаш из сухих листьев, веточек и мха. Ежиха вскармливает ежат молоком, заботится о них.

Ежата, как и бельчата, рождаются беспомощными и голыми, без иголочек. Спустя несколько часов после рождения на коже ежат появляются бугорки, затем они лопаются, и из них появляются тоненькие иголочки. Потом иголочки затвердеют и превратятся в колючки. Мама – ежиха сначала кормит ежат молоком, а потом, когда они подрастут, приносит им в гнездо дождевых червей, слизней.

Медведи весной

В апреле просыпается и выходит из берлоги медведица с подросшими медвежатами. Она бродит по лесу – ищет пищу: вырывает луковицы и корешки растений, ищет личинок.

Выйдя из берлоги, медведь потягивается, катается, старается размяться после зимней спячки, приводит в порядок свою шубу. И ищет еду.

Ко времени выхода из берлоги медведи линяют. У них выпадает зимняя густая шерсть и вырастает короткая, более темная. Всё лето шерсть будет снова расти и вырастет к новой зиме густая и теплая (осенью медведи не линяют).

Медведица весной не только кормит медвежат своим молоком, но и учит их самих добывать себе пищу – выкапывать корешки из земли, искать насекомых, прошлогодние ягоды. Даже если медведица голодна, в первую очередь она отдаст еду своим малышам – медвежатам. Защищая медвежат, медведица может броситься на любого врага.

Весной медведица купает своих медвежат в ручьях и озерах: возьмет за загривок и опускает в воду. Позже, когда малыши подрастут, они станут купаться сами.

Творческое задание «Неумытый Енотик». Прочитайте детям замечательную сказку об Енотике. И придумайте вместе с ребенком, чем закончилась эта история.

Э. Шим «Кто на кого похож?»

«Маленький Енотик прибежал домой, а мама так и ахнула:

— Батюшки, на кого ты похож?! Ты это где извозился? Почему вся шёрстка в мусоре?

— А я муравейник ворошил.

— Почему лапы в болотной тине?

— А я за лягушкой гонялся.

— Нос почему в земле?!

— Я жука выкапывал…

— Нет, Вы только посмотрите на него! – мама говорит. – Разве так порядочные звери выглядят?

А как порядочные звери выглядят?

— У порядочных зверей шёрстка блестит, носы вылизаны, коготки вычищены! А ты погляди-ка на себя!

— Я хотел поглядеть, — Енотик отвечает, — да только не дали.

— Кто не дал?

— А Медведица. Я не речку пришел, к воде спустился – вдруг Медведица с медвежатами! Страааашная такая! Злю-ю-ущая!

— Да ты знаешь, зачем она на речку пришла?

— Не знаю. Я скорей убежал.

— Она медвежат купать привела. И ей стыдно, когда дети чумазые!

— Вот оно что… — говорит Енотик. – Теперь понимаю. А то я догадаться не мог, почему она лапой машет и рычит: «Ах ты, чумичка, ах ты Енот неумытый!»

Вопросы для детей:

  1. Почему Енотик не смог посмотреть на себя – на своё отражение в воде?
  2. Зачем Медведица на речку пришла? Почему Медведица рычала и сердилась?
  3. Что дальше сделал Енотик, когда он узнал, почему Медведица сердилась и ругалась «Енот неумытый»?
  4. Придумайте вместе с детьми, чем закончилась эта история. (Например, побежал быстро Енотик на речку, умылся, причесался, коготки почистил. Вернулся домой, даже мама его не узнала, и очень порадовалась…)

Иногда в семье медведей есть старший медвежонок – «пестун» (медвежонок из прошлогоднего выводка). Так его называют от слова «пестовать». Медвежонок — пестун – главный помощник мамы — медведицы, пример для подражания для малышей – медвежат. Он показывает им, как лазать по дуплам за медом, как лакомиться муравьями и их личинками. Он разнимает медвежат, если они подрались и наводит среди них порядок. Вот такой помощник есть у медведицы! А папа – медведь не принимает участия в воспитании малышей – медвежат.

Медвежонок – пестун хоть и старший медвежонок, но поиграть очень любит. Прочитайте ребенку диалог Сороки и Медвежонка – пестуна:

Э. Шим «Сорока и медвежонок»

«- Медвежонок, ты эту рябинку сломать собрался?

— Ты ее в дугу сгибаешь?

— Ты ее ободрать хочешь?

— Отстань ты, Сорока. Ничего я не хочу. Просто взял и на этой рябинке качаюсь. Дайте мне хоть чуток поиграться, пока мать не пришла да меньшого братца нянчить не заставила!»

Лисы весной

Появляются детеныши и у лисиц. Обычно в марте – апреле рождаются у лисы 4-6 лисят. Маленькие лисята — темно-бурого цвета, а кончики хвостов у них – белые! Через 3-4 недели лисята перестают есть молоко мамы — лисицы, но живут еще в норе. Родители им приносят в нору пищу.

К лисятам никого не подпускает их мама – лиса. Она охраняет нору. Мама — лиса внимательно следит, нет ли рядом опасности. В случае опасности лиса громко тявкает, и лисята быстро убегают — прячутся глубоко в норе. А если у лисьей норы побывали люди или собаки, то лиса обязательно перенесет своих лисят в другое безопасное место – подальше от прежней норы. Папа – лис тоже помогает выращивать лисят. Он их учит, приносят добычу.

Волки весной

Чтобы вырастить волчат, волки устраивают логово в лесной чащобе. Весной у волчицы рождается 4-7 волчат. Они рождаются беспомощными и покрытыми серым пухом. Сначала волчица кормит волчат своим молоком, и никуда от них не отходит. А папа – волк приносит волчице пищу. Когда волчата подрастают, то уже и мама, и папа вместе их кормят.

Лоси весной

Весной у лосихи рождается 1- 2 лосенка. Мама – лосиха облизывает их после рождения, и они сразу же встают на ножки. А уже через 3-4 дня маленькие лосята бегают за мамой! Долго кормит их мать – лосиха своим молоком, а лосята растут как богатыри – не по дням, а по часам!

Барсуки весной

Барсук просыпается и вылезает из норы. Барсук – это очень аккуратное и чистоплотное животное. Поэтому он весной принимается за ремонт своего дома, обновляет свою подстилку, чистит ходы, выбрасывает мусор.

Весной барсук есть всё съедобное, что может найти, так как ему нужно быстро восстановить силы после зимней спячки. Ест он личинки, дождевых червей, мышей, разоряет гнезда птиц.

В апреле у барсучихи рождаются 3-6 барсучат. Она их воспитывает одна. Несколько дней она вообще не выходит из норы, потом выходит, но ненадолго. Чтобы малыши росли быстрее, барсучиха их по одному выносит на солнышко на свежий воздух – возьмет в зубы, принесет и положит рядышком под кустик или под дерево. Когда барсучатам исполняется два месяца, они выходят из норы сами.

Рыбы весной

Весной лед на реке тает, и по нему уже нельзя ходить. А потом и вовсе начинается ледоход. Все обитатели водоемов радуются тому, что под водой стало светло. Рыбы выплывают на мелкие места, где вода более прогрета солнцем.

Весной рыбы начинают расти, причем их чешуйки нарастают колечками. И по их числу можно определить, сколько рыбе лет.

В мае рыбы мечут икру. Из нее появляются мальки.

Сначала мальки голые, без чешуи, потом у них вырастает чешуя. Прежде всего вырастают грудные плавники будущей рыбки, потом – плавники на спине, а потом уже на животе. Когда мальки подрастут, у него появляется хвост.

Мальки прячутся от своих врагов в темноту. У некоторых рыб мальки прячутся родителям в рот и сидят там в безопасности. Иногда мальки прячутся рядышком с родителями, присасываясь к их боку и уплывая от опасного места подальше.

Перелетные птицы весной: логические задачи для детей

Логическая задача 3. Каждому – свой срок. Птицы весной


Каждая птица прилетает к нам в «своё время». Вот как об этом написано в рассказе Н. Сладкова:

Н. Сладков. Птицы весну принесли

«Грачи прилетели — проталины принесли. Трясогузки-ледоломки лёд на реке раскололи. Зяблики появились — зелёная травка заворсилась.

Весна так и делается: каждый понемножку».

Почему у каждой птицы свой срок прилета? Попробуйте догадаться сами вместе с детьми.

А поможет Вам догадаться, в чем причина, сказочный диалог в лесу «Коростель и грач» (Э.Шим)

«- Коростель, ты чего запоздал, из теплых краев так поздно прилетел?

— А я ждал, пока мой дом подрастет.

— Как это, дом подрастет?!

— Ты на дереве, Грач, живешь, тебе не понять. А я на чистом лугу живу, в траве прячусь. Вот и ждал, пока трава подрастет!»

Еще одна подсказка – первыми возвращаются к нам те птицы, которые улетели последними осенью. И наоборот, последними уже почти летом возвращаются к нам те птицы, которые в начале осени первыми улетели от нас. Почему? Давайте вместе с детьми вспомним, почему птицы улетели от нас осенью и не стали с нами зимовать? Они бы замерзли бы, у них не было бы питания. Значит, какие птицы прилетают первыми? Те, кто даже в марте может добыть себе корм.

А почему ласточки прилетают только в мае? Вспомним, как ласточки перед дождем летают близко к земле – почему они это делают? Потому что ловят насекомых (летом в деревне покажите это явление детям). Ласточки питаются насекомыми. А когда появляются в наших лесах, полях, садах насекомые? В мае. Вот и ласточки прилетают к нам, когда уже появится для них пища.

Логическая задача 4. Птицы – ревизоры

«Этих птиц трактористы называют «резиворами». Как только выходят трактора на весеннюю пашню, так эти черные гордые птицы тут как тут – чинно и важно вышагивают за трактором по свежевспаханной полосе, выбирая из земли червяков. Что это за птицы?»

Почему грачей называют «ревизорами»? Кто такой «ревизор»? Грачи – перелетные птицы или зимующие? Почему грачей люди называют «вестниками весны»?

Логическая задача 5. Почему у грачей белый клюв?

Грачи прилетают к нам одни из первых, гордо ходят по полям, ищут червяков, личинок, жуков на проталинах.

Какого цвета клюв у грача? Белый. А у некоторых грачей клюв … черный!!! Как вы думаете, почему? У этой загадки очень интересная разгадка. И ее расскажет Вам и Вашим деткам старый грач Белый Клюв и молодой грач Черный Клюв (Э. Шим «Черный клюв и белый клюв»).

Лучше всего разыграть это рассказ с помощью фигурок двух грачей, по-разному раскрашенных.

«- Грач, ты небось на пожар летел?

— Почему это – на пожар?

— Да у тебя нос закопчённый!

— Почему это – закопченный?

— У грачей носы белый, а у тебя чёрный! Будто его нарочно коптили!

— И всё ты врёшь! Нос у меня нормальный! И очень красивый! Просто я еще молодой грач, мало на поле бывал, мало в земле ковырялся… Вот и не успел клюв до блеска начистить!»

После чтения этого небольшого рассказа – диалога, спросите ребенка, как понять – старого грача мы встретили в деревне весной или молодого? Почему клюв молодого грача назвали «закопченным»? (Поясните ребенку – что бывает на пожаре, что такое «закопченный». Вспомните сажу, которую могли видеть дети на даче, угли от костра, расскажите ребенку, что после пожара остаются только черные угли. А клюв у молодого грача тоже черный. Поэтому и назвали его клюв «закопченым»).

Занимательная задача 6. Секрет соловья

Весной соловьи поют. А когда же они едят? Песнями сыт не будешь. Оказывается, у соловушек есть свой секрет. Вот какой:

«Пел в черемухах соловей. Без передышки пел, звонко и хлестко. Язычок его в широко разинутом клювике бился как колокольчик. Когда только успевает он есть и пить! Ведь песней одной сыт не будешь.
Свесил крылышки, запрокинул головку, острый клювик его щелкает, как ножницы в руках ловкого парикмахера. Щелкает и выщелкивает такие звонкие трели, что даже соседние листики вздрагивают, и теплый парок вырывается из разгоряченного горлышка.

…А на парок слетаются комары! Под тугое перо им носа не подточить, так зундят они над разинутым клювиком. Сами в рот так и просятся, прямо на язык сами липнут! Щелкает соловей песни и… комаров. Два дела разом. И одно другому не помеха. А еще говорят, что соловья песни не кормят!»

(Н. Сладков. Соловей)

Любознательным: интересные факты о соловьях весной

В первой половине мая возвращаются к нам соловьи. Сначала прилетают к нам соловьи – самцы и сразу же начинают петь, но поют еще слабо и неуверенно. Их пение – это сигнал для соловьев – самочек. Когда прилетают самочки, начинаются соловьиные песни. Голос этой птички удивительно красив!

Но не любой соловей научится красиво петь. Учатся петь соловьи целых три года! Лишь на третий год они становятся великолепными певцами. Молодые соловьи учатся петь у своих соседей – старых соловьев. Если соседи поют не очень хорошо, то соловей не обретает своего полного красивого голоса. Как говорится, с кем поведешься – от того и наберешься. Эта пословица в прямом смысле относится к «музыкальной школе пения соловьев», в которой опытные соловьи учат пению молодых соловушек.

Обычно Соловьиный день отмечают 15 мая – это время солнечной теплой весны и соловьиных песен. В народе говорили так: «Соловьи прилетают тогда, когда они смогут напиться росы или дождевой воды с березового листа».

В мае – июне соловьи начинают вить гнезда. Гнездо делается из трав, шерсти, сухих листьев. Самочка насиживает яйца две недели.

В июне рождаются птенцы. В это время заканчиваются сольвьиные концерты – соловьи выращивают птенчиков.

Соловья многие слышали, да не все видели. Он – невидимка. Увидеть маленькую серую птичку очень трудно.

Э. Шим. Соловей и воронёнок

«- Карр! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь!

— Почему?

— В этих кустах Соловушко живет – золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?

— А ты его видел?

— Не привелось еще. Но говорят — так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть…

— Так глянь. Я и есть Соловушко!»

Мультфильм о птицах весной

А в заключение предлагаю посмотреть замечательный мультфильм для малышей по сказке В. Бианки «Оранжевое горлышко» о жаворонке и его соседях – куропатках. Из мультфильма в очень увлекательной и доступной для малышей форме сказки дети узнают о том, как живут птицы.

Сначала предлагаю прочитать эту книжку детям (она достаточно большая, поэтому здесь я не буду предлагать ее текст, книгу «Оранжевое горлышко» можно найти в любой детской библиотеке), а затем посмотрите мультик по этой познавательной сказке.

Вот и подошло к концу наше путешествие в удивительный мир природы и животных. Вы и Ваши дети многое узнали о животных весной, придумали свои истории, разыграли диалоги. Надеюсь, что эта статья поможет Вам и Вашим маленьким почемучкам и принесет много радости и удивительных открытий!

Еще о весне речевые игры, стихи, физкультминутки, картинки, сказки для занятий с детьми Вы найдете в статьях сайта:

Времена года играют огромную роль в жизни животных. Для них каждый сезон является периодом определенной деятельности. Если человек может перенести свои планы или изменить образ жизни, то животные на это не способны. Жизнь по правилам природы у них в крови.

Весна

Как животные встречают весну

Весна для всех животных является периодом новой жизни. После долгой и спокойной зимы, все представители животного мира начинают активно готовиться к наступлению жаркого лета.

Весенние дни в жизни животных сопровождаются сменой шерстяного покрова - с зимнего на летний. Свою серую шкурку белки меняют на ярко-рыжую. Их все чаще можно встретить в парках. Белочки скачут по деревьям в поисках пищи.

После зимней спячки просыпаются бурундуки. Внешне его можно спутать с белкой, но главным отличием являются пять темных полос на спинке. Бурундуки запасаются пищей еще с зимы, до того, как они впали в спячку. Поэтому эти животные с приходом весны не озадаченны поисками того, чем можно насытиться.

А вот медведи, также впадающие в зимнюю спячку, не заботятся о том, чем будут питаться после долгого сна. Поэтому весной они выходят из своих берлог в поисках еды.

Для волков весна является временем, когда у них выводится потомство. Маленькие волчата находятся в логове родителей до того времени, пока у них не появится зрение, чтобы хорошо ориентироваться в пространстве. Будучи маленькими, они очень похожи на лисят, только кончики хвостов у них не белые, а серые.

Зайцы начинают линять, меняя свою зимнюю белую шкурку, на серую и менее теплую. Также и енотовидные собаки, просыпаясь после зимней спячки, меняют свой окрас на менее примечательный. Цвет шерсти имеет большое значение. Зимой шкурки белые, это дает возможность слиться с белоснежным покровом земли, если рядом охотится хищник. Серая шерсть летом также служит неким камуфляжем.

Ранней весной просыпаются ежи, ведь в апреле им предстоит выводить потомство.

Лето

Жизнь животных летом

Лето является самым благоприятным периодом в жизни животных. Долгие солнечные дни, тепло и достаток пищи, несомненно, радуют зверей. В это время года они особенно активны. Они еще не готовятся к зиме, но подготавливают к суровому периоду свое потомство. Поэтому звери находятся в постоянном поиске пищи для своих детенышей, чтобы насытить их полезными веществами и витаминами.

Травоядные млекопитающие временами выходят из ареалов своего обитания, потому что повсюду растет то, чем они питаются. Свежие сочные листья позволяют им запастись полезными веществами впрок.

Для птиц лето является пиром, ведь они могут найти лакомство абсолютно везде. Мошки, черви, гусеницы, рыбки - все это является их пищей в летнее время. Также пернатые являются помощниками огородников. Они съедают всех вредителей, способных уничтожить урожай.

Несмотря на то, что лето является самым активным периодом в жизни животных, есть одно исключение. Суслики предпочитают отдыхать в эти теплые дни. А для насыщения жизненной энергией, они ночью выходят на охоту.

Самыми активными животными в летний период являются белки, волки, медведи, различные грызуны. Также эту пору любят: жирафы, верблюды, гиены, гепарды, обезьяны и многие другие.

Осень

Изменение в жизни животных осенью

Осень является периодом подготовки к зимним холодам. От того, как они проживут осень, что успеют сделать за это время, зависит их жизнь зимой. Мохнатые, пернатые, хищники - все должны с ответственно отнестись к этой подготовке, ведь на кону стоит их собственная жизнь и жизнь потомства.

Самыми первыми приход холодов чувствуют насекомые. Они начинают строить себе норки, искать убежища, которыми чаще всего приходятся опавшая листва или древесная кора. Здесь они и проведут всю зиму.

У бабочек есть свой способ пережить холодный период - они превращаются в куколок.

Также одними из первых прячутся жабы, лягушки, змеи и ящерицы. Некоторые лягушки живут поближе к водоемам, чтобы с наступлением холодов, нырнуть в них и проспать на дне, пока не вернутся теплые дни. А вот жабы наоборот, прячутся на суше. Их зимним пристанищем являются корни деревьев или норки грызунов.

Лесные звери в осенний период начинают часто и сытно питаться, ведь им необходимо накопить запас веществ и жира, который поможет им выжить в суровые морозы.

А белки, мыши и кроты начинают запасаться пищей впрок. Они несут в дом как можно больше орехов, ягод и шишек.

Большинство животных проживают естественный процесс предзимней линьки. Они вновь меняют свои шкурки на более теплые и менее приглядные.

Зима

Как зимуют животные

Как правило, зимуют только те животные, которые на это способны. А те, кто категорически боится холодов, сбегают в южные края.

Жизнь животных в зимнее время замирает. Осенью все подготовили для себя убежища, в которых теперь они живут. Холода не страшны для тепло одетых в свои шкурки: зайцев, белок, песцов, лисиц, волков, лосей и многих других.

А некоторые просто засыпают: еноты, сурки, бурундуки, барсуки, медведи и другие животные.

Моллюски зарываются на зимовку в ил. Также норки для себя приготовили осы, шмели, тарантулы.

Тритоны прячутся на берегу, в толстом слое опавших листьев или ветвистых корнях деревьев.

Сон в зимнее время предпочитают суслики, хомяки и тушканчики.

В конце августа — начале сентября суслики, хомяки, тушканчики забираются в свои глубокие норы и засыпают.

Сезонные изменения, происходящие в неживой природе, оказывают значительное влияние на жизнь растений и животных. В большей мере эти перемены касаются условий существования диких животных. Зима - время года, когда обитателям лесов, степей, водоемов приходится особенно трудно. В этот период для выживания им необходимо приспосабливаться к нелегким Многие из них специально готовятся к зиме.

Как зайцы встречают холодное время года?

Можно сказать, что в жизни зайцев не выделяется период, который можно характеризовать как подготовку к зиме. Зверек не строит убежищ, гнезд, заранее не организует лежанок. Не делает он и запасов корма на зиму. У зайца нет необходимости заниматься этим предварительно, так как все нужное для себя он найдет в месте своего обитания в любое время года и при любых погодных условиях.

Единственное, что связано в жизни зайца с подготовкой к зиме, - это его линька. Она начинается в сентябре и заканчивается в октябре, а в некоторых случаях - в ноябре. При этом происходит смена окраса шерсти. Заяц в лесу зимой невидим для хищников и охотников благодаря тому, что его шубка приобретает белый цвет. Мех становится более густым и длинным, что спасает зверька от лютых морозов.

и места их обитания

Прежде чем давать ответ на вопрос, как зимуют зайцы, необходимо точно знать, о каком их виде идет речь. В России наиболее распространены два вида - русаки и беляки. Они обитают в разных условиях, поэтому их повадки отличны. Не совсем одинаково будет протекать и жизнь зайцев зимой.

Русаки предпочитают открытые места - луга, поля, степи. Лишь изредка они посещают перелески и фруктовые сады.

Заяц-беляк обитает чаще всего в где есть заросли осины, ивы. Осока, произрастающая в болотистых местах, также привлекает зайцев этого вида. Беляки, обитающие в условиях тундры, обычно встречаются в зарослях кустарников. В лесостепи зайцы населяют колки - небольшие по площади лесные массивы.

Как зимуют зайцы?

Оба вида зимой устраивают лежки. Это укромные места, где они проводят всю светлую часть суток. Зайцы лежат обычно под каким-то укрытием - кустом, снежным наметом, поленницей, оградой, в ямке, овражке. Во время снегопада или поземки зверька заметает снегом и он становится малозаметен. Именно в такую погоду заяц наиболее защищен: следы исчезли под снегом, да и его самого не видно. С наступлением темноты животное выходит на кормежку, так как в это время суток заяц также чувствует себя в большей безопасности.

Между логовом и местом жировки можно увидеть на свежем снегу четкие следы зверька. Именно по ним охотники и выслеживают зайца. Но сделать это бывает не так-то легко. Возвращаясь с места кормежки к лежке, зверек запутывает следы. Для этого он петляет, делает большие прыжки в сторону, проходит по одному и тому же месту несколько раз.

Чем питаются животные зимой?

По следам можно не только определить местонахождение русака или беляка, но и узнать, как зимуют зайцы. Так, например, замечено, что в самом начале зимы, когда еще не так много снега, оба вида обитают вблизи полей с озимыми посевами. Именно здесь они кормятся молодыми побегами ржи и пшеницы.

Зайцам приходится менять место своего обитания по мере увеличения снежного покрова. На полях уже нет возможности найти достаточно корма. Зверьки выбирают менее заснеженные участки. Русак перебирается ближе к огородам, садам, дачам. Здесь животные, поедая кору плодовых деревьев, наносят немалый ущерб посадкам. Особенно от зубов зайца страдают молодые саженцы.

В лесу, где зимует заяц-беляк, достаточно корма до самой весны. Животные питаются корой и ветками лиственных пород деревьев и кустарников, замерзшими ягодами, засохшей травой. На покосах они поедают сено, заготовленное для домашних животных, чем также наносят определенный вред.

Как зайцы спасаются зимой от врагов?

Рассказывая о том, как зимуют зайцы, нельзя забывать, что маленький зверек часто становится добычей таких животных, как волк, лиса. Приходится скрываться ему и от Что же помогает зайцу справиться с такими сильными противниками? Это прежде всего его умение бегать. Подошвы лап зверька зимой покрыты густой шерстью, что делает его ступню широкой и позволяет легко передвигаться даже по рыхлому снегу, не проваливаясь. Подушечки пальцев зайца обильно выделяют пот, благодаря этому не происходит налипание снега. Животное свободно передвигается как по глубокому снегу, так и по насту - ледяной корочке, образующейся на поверхности снежного покрова.

У зайцев очень сильные задние лапы. Благодаря их особому строению зверьки могут выполнять во время передвижения большие прыжки. Кроме того, ударами задних лап животное способно отбиваться от хищника. Стремительный бег зверька, его сильные ноги не только помогают ему в поисках пищи, но очень часто спасают от преследователей.

ТЕМА «КАК ЖИВОТНЫЕ ВЕСНУ ВСТРЕЧАЮТ»

ЦЕЛЬ: познакомить детей с жизнью животных весной;

учиться работать в группе;

воспитывать интерес к новым знаниям, умение найти их в справочной литературе .

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

Формирование групп. Дети, входя в класс, берут карточку, с понравившимся им цветом. Садятся по группам в соответствии с цветом выбранной карточки.

2.Повторение изученного.

Сегодня мы с вами будем работать в группах.

· Повторим правила работы в группах.

Правила работы в группе.

1. Работать дружно.

2. Уметь слушать мнения другого.

3. Не выкрикивать.

4. Работать тихо.

Давайте вспомним, что происходит в жизни животных зимой?

· Каждой группе предстоит вытащить название животного, о котором она будет рассказывать.(медведь, лягушка, заяц, лось, волк, насекомые.)

Дается три минуты, чтобы составить небольшой рассказ о животных зимой, не называя этого животного. Другие группы должны отгадать, кто это. Представителя от группы, который будет рассказывать о животном, вызывают для устного сообщения к доске.

· Представитель от группы рассказывает свой рассказ в «Кресле автора».

3. Новый материал.

· Сейчас ваши одноклассники покажут вам инсценировку сказки Н. Сладкого «Как медведя переворачивали». А вы подумайте, о чем мы будем говорить на уроке.

Тема нашего урока «Как животные весну встречают».

Почему герои сказки очень хотят, чтобы весна наступила?

4. Работа по теме в группе.

· У каждого в группе есть текст с рассказом о животном в весенний период. Возьмите карандаш и прочитайте текст, делая в нем пометки:

«V»- уже знал

«+»-новое

«-»думал иначе

«?»-не понял, есть вопросы

Лось.

Тяжело лосю было зимой. Но вот пришла весна, есть теперь чем питаться: молодые побеги, травка. Ничего богатырю-лосю теперь не страшно.

Защита от хищников – это рога лося. Они украшают только самцов и начинают расти в апреле или мае.

В конце весны у лосих появляются детёныши; обычно по одному, реже по два. Мать заботится о малышах, защищает их. Лосята остаются с ней на целый год.

Лиса.

Весной лисы строят себе жилища и обзаводятся потомством. Первое время мать не оставляет малышей ни на минуту. Сначала еду добывает отец, а потом оба родителя много охотятся, чтобы прокормить прожорливых лисят. Лисы - очень заботливые родители.

Лисы почти всеядны. Они с удовольствием едят ягоды, фрукты, ловят насекомых, собирают дождевых червей.

Бабочка.

Весной на лесной опушке или полянке ты можешь увидеть бабочку.

Осенью некоторые бабочки улетают в Турцию и Африку. Перелёты бабочек напоминают перелёты птиц. Но только у бабочек улетает одна молодёжь. Бабочки, прилетев на зимовку, через некоторое время откладывают там яйца и умирают. А их дети, появившиеся из яиц, весной отправляются на родину родителей. То есть каждая бабочка только раз в жизни совершает далекий перелет.

А зовут эту бабочку - репейница.

Зайчата.

А вы знаете, что зайчиха покидает своих детёнышей в первые минуты их жизни?

Новорожденные зайчата, ещё не обсохнув, сразу лезут под брюхо матери и сосут молоко. Покормив малышей, мать немедленно убегает. Зайчата разбегаются в разные стороны и прячутся. Они лежат без движения и даже не пищат. Проголодавшись, они отправляются на поиски корма. Но так как зубы у них ещё не выросли, питаться они могут только молоком. К этому времени прибегает другая зайчиха и кормит малышей своим молоком.

Кукушка.

У птиц забот полон рот! Гнездо надо свить надёжное, крепкое, теплое. Яички снести вовремя и прилежно высидеть. Птенчиков накормить. Вылетят они из гнезда – опять заботы. От врагов спасай, прятаться научи, еду искать научи, летать научи.

Одна только птица птенцов не кормит, не учит, не защищает – кукушка. Подбросит яичко в чужое гнездо – и никаких забот. Птенцов и в глаза не видит. Но и они её потом не узнают и за маму не признают.

Лягушка.

Лягушки просыпаются весной, когда начинает греть солнышко. Откладывают яйца в воде. Из икринок появляются крошечные личинки – головастики. Родители бросают их на произвол судьбы, и малыши вынуждены заботиться о себе сами. Головастики совсем не похожи на взрослых лягушек. У них есть плавники и хвост, зато нет ног, и дышат они, как рыбы, жабрами. Постепенно у головастика отрастают ноги, появляются лёгкие и исчезает хвост - и он превращается в лягушку и выходит из воды.

· Теперь в группе обсудите текст и подготовьте одного отвечающего от группы. Каждая группа называет слова трудные и непонятные, которые встретились в тексте, сразу ведется словарная работа.

5. Физминутка.

6.Закрепление материала.

Используя опорные слова придумать рассказ « О весне и о жизни животных весной».

Опорные слова:

Ласковое солнце

Теплый ветерок

Прилетели птицы

Появились листочки

Просыпается медведь

Заяц линяет

Просыпается ёжик

Птицы вьют гнёзда.

Появились первые насекомые

7. Выставка книг и энциклопедий о животных.

8. Итог урока.

Встаньте в круг и выскажите свое мнение об уроке: что запомнилось, что понравилось, что было интересного.

Похожие статьи