Презентация "структура фгос образования обучающихся с умственной отсталостью. фгос для обучающихся с овз". Стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Фгос умственная отсталость интеллектуальные нарушения

ПРОЕКТ

Утвержден

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от «__» _____________ 20___ г. №____

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

I. Общие положения 3

1.1. Общая характеристика стандарта 3

1.2. Назначение стандарта 4

II. Варианты адаптированных основных образовательных программ 8

для умственно отсталых обучающихся

2.1. Общая характеристика адаптированной основной образователь - 8

ной программы для умственно отсталых обучающихся

2.2. Адаптированная основная образовательная программа для ум - 12

С )

2.2.1. Требования к структуре адаптированной образовательной программы 12

2.2.2. Требования к результатам освоения адаптированной образовательной 28

программы

2.2.3. Требования к условиям реализации адаптированной основной образова - 38

тельной программы

2.3. Адаптированная основная образовательная программа для ум - 54

ственно отсталых обучающихся (вариантD )

2.3.1. Требования к структуре адаптированной основной образовательной про - 54

2.3.2. Требования к результатам освоения адаптированной основной образова - 69

тельной программы

2.3.3. Требования к условиям реализации адаптированной основной образова - 85

тельной программы

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Общая характеристика стандарта

1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования умственно отсталых обучающихся (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования умственно отсталых обучающихся образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию .


2. Стандарт включает в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ.

3. Требования к структуре, условиям и результатам освоения адаптированной основной образовательной программы образования умственно отсталых обучающихся учитывают возрастные, типологические и индивидуальные особенности обучающихся.

3. Стандарт учитывает особые образовательные потребности умственно отсталых обучающихся.

4. Стандарт является основой объективной оценки образования умственно отсталых обучающихся и объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности образовательной организации.

5. Нормативный срок освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования умственно отсталых обучающихся составляет 9 лет (I–IX) классы. Указанные сроки обучения могут быть увеличены на один год за счет введения подготовительного класса.

Для углубленного изучения отдельных видов профессионального труда в образовательной организации, имеющей необходимую материальную базу, могут создаваться X-XI классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой.

7. В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ООП ― основная образовательная программа;

ФГОС НОО ― федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования .

АОП ― адаптированная образовательная программа;

АООП ―адаптированнаяосновная образовательная программа;

1.2. Назначение стандарта

1. Стандарт общего образования умственно отсталых обучающихся обеспечивает формирование личности умственно отсталого обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей путем развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и элементарных умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

2. Стандарт направлен на обеспечение:

равных возможностей получения умственно отсталыми детьми каче-

ственного общего образования; государственных гарантий уровня и качества образования умственно

отсталых обучающихся на основе единства обязательных требований к условиям реализации адаптированных основных образовательных программ и результатам их освоения; вариативности содержания образовательных программ для умственно отсталых обучающихся, возможности формирования образовательных программ различных по уровню сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся5; духовно-нравственного развития умственно отсталых обучающихся, формирование основ их гражданской идентичности как основного направления развития гражданского общества; преемственности основных образовательных программ дошкольного,


начального общего, основного общего образования; единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных организаций для умственно отсталых обучающихся; демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления , расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний умственно отсталых обучающихся, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения; разработки критериальной оценки результатов освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы общего образования умственно отсталых обучающихся, деятельности педагогических работников, образовательных организаций, функционирования системы образования в целом; условий для эффективной реализации и освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы общего образования умственно отсталых обучающихся, в том числе, обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся.

3. В основу Стандарта для умственно отсталых обучающихся положен деятельностный и дифференцированный подход, осуществление которого предполагает:

признание в качестве основного средства достижения цели образования обучающихся с умственной отсталостью организацию познавательной и предметно-практической деятельности, обеспечивающей овладение ими содержанием образования; признание того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью зависит от характера организации в образовательном процессе доступной им деятельности, в первую очередь, учебной; развитие личности умственно отсталых обучающихся в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социальной адаптации; разработку содержания и технологий образования умственно отсталых обучающихся, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где общекультурное и личностное развитие обучающегося составляет цель и основной результат образования умственно отсталых обучающихся;

признание решающей роли содержания образования умственно отста-

лых обучающихся, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, развитии способностей каждого обучающегося, формировании и развитии его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; учет возрастных, типологических и индивидуальных особенностей умственно отсталых обучающихся, а также их особых образовательных потребностей; роли и значения видов деятельности и форм общения для определения результатов образования и путей их достижения; вариативность основных образовательных программ, дифференцированно учитывающих специфические образовательные потребности разных групп умственно отсталых обучающихся.

3. Стандарт является основой для:

разработки и реализации образовательной организацией адаптированной основной образовательной программы общего образования умственно отсталых обучающихся; определения требований к условиям овладения умственно отсталых обучающимися адаптированной основной программой образовательной программой, разработанной на основе индивидуального учебного плана; определения требований к результатам освоения умственно отсталыми

обучающимися основной адаптированной программы общего образования; определения нормативов финансового обеспечения реализации образовательных программ для умственно отсталых обучающихся, в том числе, образовательной Программы на основе индивидуального учебного плана;


формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении образовательной организации; объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности организациии подготовки умственно отсталых обучающихся, осваивающих адаптированные основные образовательные программы, при осуществлении государственной аккредитации и государственного контроля в сфере образования ; подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников образовательных организаций, осуществляющих образование умственно отсталых обучающихся.

II. ВАРИАНТЫ АДАПТИРОВАННЫХ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

2.1. Общая характеристика адаптированной основной образовательной программы для умственно отсталых обучающихся

1. Образовательная программа общего образования определяет содержание образования.

Адаптированная основная программа представляет собой комплекс таких характеристик образования как: объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогические условия, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

2. Основная образовательная программа общего образования умственно отсталых обучающихся – это адаптированная основная образовательная программа, которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Адаптированная образовательная программа для умственно отсталых обучающихся-инвалидов дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида.

3. Основная адаптированная программа для умственно отсталых обучающихся направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социальноличностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

4. Основная адаптированная программа для умственно отсталых обучающихся самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для умственно отсталых обучающихся и с учетом примерной основной образовательной программы для умственно отсталых обучающихся.

5. ФГОС для умственно отсталых обучающихся позволяет дифференцированно создавать с учетом особых образовательных потребностей разных групп или отдельных умственно отсталых обучающихся два варианта адаптированной основной образовательной программы (варианты С и D), которые содержат дифференцированные требования к структуре адаптированной программы, результатам ее освоения и условиям реализации, сформулированные с учетом специфики образовательных потребностей разных групп умственно отсталых обучающихся.

6. Реализация основной адаптированной программы (вариант С) предполагает, что умственно отсталый обучающийся получает образование несопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья и в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом.

Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.

На основе Стандарта создается адаптированная образовательная Программа, которая при необходимости индивидуализируется. К адаптированной основной образовательной программе с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы.

Вариант С может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Образовательная организация должна обеспечить требуемые для данного варианта и категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий включения ребенка с ОВЗ в среду здоровых сверстников является устойчивость форм адаптивного поведения.

Для обеспечения освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательной программы может быть реализована сетевая форма взаимодействия с использованием ресурсов как образовательных, так и иных организаций.

7. Умственно отсталый обучающийся (с тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает образование по адаптированной основной образовательной программе (вариант D), на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную образовательную программу (или специальную индивидуальную программу обучения и воспитания), учитывающую специфические образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью (с тяжелыми и множественными нарушениями развития).

Обязательной является специальная организация среды обучающегося для реализации его особых образовательных потребностей, развитие его жизненной компетенции в разных социальных средах (образовательной, дома

Вариант D может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

При реализации варианта D в форме обучения ребенка на дому или семейного образования обязательным является дозированное расширение его жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах. Программа предусматривает не только адаптацию ребёнка к условиям домашней жизни, но и доступное ему социальное развитие . Для обеспечения освоения образовательной программы обучающимися со сложными и множественными нарушениями развития может быть реализована сетевая форма взаимодействия с использованием ресурсов как образовательных, так и иных организаций..

6. Образовательная организация может на основе ФГОС для умственно отсталых обучающихся разработать в соответствии со спецификой своей уставной деятельности один или оба из предложенных вариантов адаптированных основных образовательных программ, в которых формулируются требования к содержанию образования, условиям реализации основной образовательной программы и результатам ее освоения с учетом степени выраженности нарушений в развитии и их сочетаний у обучающихся.

7. Определение варианта адаптированной основной образовательной программы для умственно отсталого обучающегося осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации .

2.2. Адаптированная основная образовательная программа для умственно отсталых обучающихся (вариант С)

2.2.1. Требования к структуре адаптированной образовательной программы

1. Основная образовательная программа общего образования умственно отсталых обучающихся включает: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.

Обязательная часть образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью составляет – 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесс – 30% от общего объема адаптированной основной программы.

2. Адаптированная основная образовательная программа для умственно отсталых обучающихся реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

3. Адаптированная основная образовательная программа общего образования должна учитывать общие и особые образовательные потребности умственно отсталых обучающихся.

4. Адаптированная основная образовательная программа для умственно отсталых обучающихся должна содержать:

Пояснительную записку;

Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы;

Систему оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы обучающимися;

Учебный план;

Программы отдельных учебных предметов;

Программу духовно-нравственного развития;

Программы коррекционных курсов;

Программу формирования универсальных учебных действий умственно отсталых обучающихся;

Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

Программу внеурочной деятельности;

Систему условий реализации адаптированной основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта.

5. Пояснительная записка должна раскрывать:

1) цели реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями стандарта к результатам освоения умственно отсталыми обучающимися адаптированной основной образовательной программы общего образования;

2) психолого-педагогическую характеристику обучающихся с умственной отсталостью;

3) описание особых образовательных потребностей умственно отсталых обучающихся;

4) общие подходы к организации внеурочной деятельности.

6. Планируемые результаты освоения умственно отсталыми обучающимися адаптированной основной образовательной программы общего образования должны:

1) обеспечивать связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования;

2) являться основой для разработки адаптированной основной образовательной программы общего образования образовательных учреждений;

3) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы , а также для системы оценки качества освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы общего образования в соответствии с требованиями стандарта.

Структура и содержание планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования должны адекватно отражать требования стандарта, передавать специфику образовательного процесса (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов), соответствовать возможностям обучающихся.

7. Учебный план общего образования умственно отсталых обучающихся (далее – учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения).

Адаптированная основная образовательная программа общего образования умственно отсталых обучающихся может включать как один, так и несколько учебных планов.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования умственно отсталых обучающихся определяет образовательная организация.

Учебные планы обеспечивают в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации, а также возможность их изучения, и устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.

Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей приведены в таблице:

Образовательные области

Учебные предметы

Основные задачи реализации содержания

ЯЗЫК И РЕЧЕ-

ВАЯ ПРАКТИКА

Русский язык

Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребёнка.

Устная речь

МАТЕМАТИКА

Математика

Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением простых арифметических задач и др.).

Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту

житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах практической деятельности).

Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни.

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Окружающий мир

Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире.

Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.

Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.

Природоведение

Естествознание

География

ЧЕЛОВЕК

Основы безопасности жизнедея-

тельности

Овладение первоначальными знаниями о человеке (о телесной и душевной жизни; здоровье, возрасте, поле, семейных и профессиональных ролях, дружеских связях, правах и обязанностях школьника, общекультурных ценностях и моральных ориентирах, задаваемых культурным сообществом ребёнка и др.).

Развитие у ребёнка представлений о себе и круге близких людей (осознание общности и различий с другими), спо-

Основы социальной жизни

собности решать соответствующие возрасту задачи взаимодействия со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную позицию и форму контакта, реальное и/или виртуальное пространство взаимодействия; обогащение практики понимания другого человека (мыслей, чувств, намерений другого), эмоционального сопереживания, морального выбора в обыденных жизненных ситуациях и др.). Развитие вкуса и способности к личному развитию, достижениям в учёбе, к собственным увлечениям, поиску друзей, организации личного пространства и времени (учебного и свободного), строить планы на будущее.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

История Отечества

Развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими. Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей, об истории своей большой и малой Родины.

Формирование представлений об обязанностях и правах самого ребёнка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства, труженика. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать дру-

История и культура родного края

гим и делать самостоятельный моральный выбор в обыденных житейских ситуациях.

Практическое освоение социальных ритуалов и форм социального взаимодействия, соответствующих возрасту и полу ребёнка, требованиям его безопасности, продуктивного взаимодействия с другими людьми, трудового взаимодействия.

Развитие стремления к достижениям в учёбе, труде, поиску друзей, способности к организации личного пространства и времени (учебного и свободного), стремления задумываться о будущем. Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни, положительного опыта трудового взаимодействия.

ИСКУССТВО

Накопление первоначальных впечатлений от разных видов искусств (музыка, живопись, художественная литература , театр, кино и др.) и получение доступного опыта художественного творчества. Освоение культурной среды, дающей ребёнку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к посещению музеев, театров, концертов и др.

Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребёнка и их использование в организации обыденной жизни и праздника.

Развитие опыта самовыражения в разных видах искусства.

Изобразительное искусство

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Физическая культура

Овладение ребёнком основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций.

Формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью. Овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Овладение умениями включаться в занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать физическую нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна.

Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок. Развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

ТЕХНОЛОГИИ

Трудовое обучение

Овладение основами трудо-

Профильная тру-

довая подготовка

вой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия.

Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.

Коррекционно-развивающая область и основные задачи реализации коррекционных предметов представлена в таблице 215:

Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.

Особые образовательные потребности обучающихся требуют специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.

Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области "Язык и речевая практика" предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир; вербальных и невербальных средств коммуникации, включая электронные, в т.ч. компьютерные устройства и соответствующее программное обеспечение.

Освоение предметной области "Математика" предполагает использование разнообразного дидактического материала в виде предметов различной формы, величины, цвета; изображений предметов, людей, объектов природы, цифр; оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам; программное обеспечение для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений; калькуляторы и другие средства.

Формирование доступных представлений о мире и практики взаимодействия с окружающим миром в рамках содержательной области "Окружающий мир" происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, Интернет-ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с миром живой природы (растительным и животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, живые уголки, расположенные в здании организации, а также теплицы, сенсорный сад и другие объекты на прилегающей к организации территории.

Формирование представлений о себе, своих возможностях в ходе освоения предметной области "Окружающий мир" происходит с использованием средств, расширяющих представления и обогащающих жизненный опыт обучающихся. Организация должна располагать необходимыми материалами и оборудованием, позволяющим обучающимся осваивать навыки самообслуживания, доступной бытовой деятельности. Содержательная область предполагает использование широкого спектра демонстративного учебного материала (фото, видео, рисунков), тематически связанного с жизнью общества.

Специальный учебный и дидактический материал необходим для образования обучающихся в области "Искусство". Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества требует некоторых специфических инструментов (ножниц, кисточек и других), позволяющих ребенку овладевать отдельными операциями в процессе совместных действий с взрослым.

На занятиях музыкой и театром важно обеспечить обучающимся использование доступных музыкальных инструментов (маракас, бубен, барабан и другие), театральным реквизитом.

Предметная область "Физическая культура" должна обеспечивать обучающимся возможность физического самосовершенствования, даже если их физический статус значительно ниже общепринятой нормы. Для этого оснащение физкультурных залов должно предусматривать специальное адаптированное оборудование для обучающихся с различными нарушениями развития, включая различные тренажеры, инвентарь для подвижных игр и т.п.

С учетом того, что подготовка обучающихся к трудовой деятельности в рамках предметной области "Технология" начинается с формирования у них элементарных действий с материалами и предметами, для обучения необходимы разнообразные по свойствам и внешним признакам материалы, игрушки, заготовки, различные инструменты, соответствующие профилю труда, включая оборудование и прочие предметы. По мере накопления опыта предметно-практической деятельности диапазон формируемых действий постепенно расширяется, увеличивается время их выполнения и меняются их качественные характеристики. Постепенно формируемые действия переходят в разряд трудовых операций.

Материально-техническое обеспечение коррекционных курсов включает технические средства, в том числе электронные, специальное программное обеспечение, предназначенное для коррекции и развития движения, коммуникации, познавательной деятельности, сенсомоторных действий. Для обеспечения занятий по сенсорному развитию необходимы наборы средств, воздействующих на различные анализаторы и вызывающих положительные реакции обучающихся на окружающую действительность. Для формирования предметно-практических действий необходимы разнообразные по свойствам и внешним признакам материалы, игрушки и прочие предметы. Двигательное развитие происходит с использованием разнообразного спортивного, а также ортопедического и лечебно-физкультурного оборудования и инвентаря.

Здоровья отдельной категорией выделяются дети с нарушениями интеллекта. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), внедренный 1 сентября 2016 года, определяет с умственной отсталостью. Специфика заключается уже в самом термине «умственная отсталость». При разработке указанного стандарта эта проблема обсуждалась разработчиками, представителями Министерства образования и науки РФ, педагогами, общественными организациями.

Насколько корректно оставить название «умственная отсталость» в стандарте, учитывая, что в это понятие звучит как «интеллектуальные нарушения»? Промаркированное наименование «умственная отсталость» вызывает напряжение и у родителей, и у самих именуемых «отсталыми». Причем, если слово «умственная» является нейтральным, то слово «отсталость» ставит людей, которые имеют такую трудность, на ступеньку ниже. Возникает ситуация сравнения и дискриминирующее наименование этого диагноза вызывает желание оставить термин в медицинской нозологии, исключив его из употребления в образовательном праве.

Специфика образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью

Работа по систематизации всех профессиональных знаний , накопленных в отечественной дефектологии и специальной психологии, соотнесена с реалиями современного образования и с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Внедряемый образовательный стандарт регламентирует требования, которые до момента существования этого приказа, не был введен также в правовое поле. Это требования к образованию тех, кого ранее признавали необучаемыми на фоне глубокой тяжелой умственной отсталости.

Ситуация в системе специального образования менялась в течение последних 5-7 лет. Дети, имеющие пограничные нарушения в интеллектуальной сфере переходили в общеобразовательные школы. Для учащихся с более тяжелым нарушением интеллекта уже существовали специальные программы образования, разработанные коллективами авторов, которые давали возможность организовывать обучение именно для этой категории детей.

Как результат, в рамках образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью появились два варианта программ. Первый предназначен для детей, имеющих легкие стойкие нарушения интеллектуальной сферы. Второй вариант программы - это так называемая специальная индивидуальная программа развития, которая предусматривает максимальную индивидуализацию образования ребенка и дает возможность формировать у него максимальное количество необходимых ему жизненного опыта.

Разработка учебных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями опирается на две составляющие: особенность первичного дефекта (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата) и на интеллектуальные возможности, что в данном случае и является определяющим фактором.

У таких детей есть особые дополнительные образовательные потребности, а именно - необходимость большего пропедевтического периода в образовании, когда между дошкольным и школьным этапом обеспечивается преемственность. Ребенок с тяжелыми нарушениями интеллекта готовится к обучению в школе, требует большей продолжительности обучения, увеличение сроков обучения и введение специальных учебных предметов. Все это должно способствовать формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира, и детальное, проработанное закрепление полученных знаний и навыков.

Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью предусматривает пролонгированные сроки обучения. В связи с этим в данном стандарте не обозначены классы, а обозначен период от девяти до тринадцати лет. Согласно 5-й статье закона «Об образовании в Российской Федерации» человек имеет право на получение образования на протяжении всей жизни. Причем, именно получение основного среднего и общего образования - это гарантированное право гражданина, тогда как профессиональное образование - его личный выбор.

Социальность образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью

Другая особенность ФГОС, волнующая, прежде всего, родителей - это предусмотрение возможности последующего обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью имеет важную социальную направленность, рассматривая дополнительную работу по формированию жизненной компетенции ребенка.

Для продолжения образования «особенные» учащиеся получают свидетельство об окончании либо коррекционной школы 8-го вида, либо общеобразовательной школы в случае, если мы имеем дело с детьми с умеренной умственной отсталостью. То есть после получения общего образования дети с интеллектуальными нарушениями имеют возможность обучаться дальше, проходить профессиональную подготовку и получать квалификационные разряды рабочих, служащих, с достаточно большим перечнем профессий (например, ландшафтный дизайн, зеленое хозяйство).

Таким образом, новый образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью нацелен готовить детей к будущей жизни, при этом обеспечивая высокое качество обучения непосредственно на протяжении нахождения в школе.

Электронный учебно-методический ресурс «Тренировочные сборники для подготовки к ГИА обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» , разработанный ФГБНУ ФИПИ

Ресурс разработан в целях методической поддержки педагогов при подготовке обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к ГИА в форме государственного выпускного экзамена.

ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья с 1 сентября 2016 г.

В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.

Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания.

Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так, немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире - вероятным, но вовсе не обязательным следствием слепоты.

Поэтому уровень психического развития обучающегося с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего (дошкольного) обучения и воспитания.

Дети с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательных организациях специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся. (см. ст.41,42,79 ЗАКОНА РФ об Образовании).

Уважаемые родители!

С 01.09.2016 года вступают в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).

ФГОС ОВЗ и УО представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

ФГОС ОВЗ и УО применяется только в отношении учащихся, зачисленных на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее по тексту АООП) после 1 сентября 2016 года. Остальные учащиеся, перешедшие на обучение по АООП до 1 сентября 2016 года продолжают обучение по ним до завершения обучения.

В образовательных учреждениях будут созданы условия для получения учащимися с ограниченными возможностями здоровья образовательных и личностных результатов, соответствующих требованиям нового стандарта. Информация о ходе реализации и результатах введения ФГОС ОВЗ и УО будет опубликована на сайте.

  • Мониторинг готовности общеобразовательной организации по обеспечению введения ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС О УО).

Условия доступности

  • План мероприятий («дорожная карта») МОУ «СОШ №9» по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования

Наличие пандуса для беспрепятственного входа в здание школы

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

  • Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 годы 25 июля 2016
  • Федеральный перечень отдельных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включенных в реализацию мероприятия «Создание условий для обучения детей-инвалидов в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам), в том числе создание архитектурной доступности и оснащение оборудованием» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы 22 апреля 2016
  • Межведомственный комплексный план мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2020 гг. 1 апреля 2016
  • Федеральный перечень отдельных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включенных в реализацию мероприятия «Создание условий для обучения детей-инвалидов в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам), в том числе создание архитектурной доступности и оснащение оборудованием» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы 1 марта 2016

Организация ГИА для участников с ограниченными возможностями здоровья

«Рособрнадзор постоянно ведет работу по созданию комфортных условий прохождения итоговой аттестации для выпускников с ограниченными возможностями здоровья.Для многих из них учеба становится хорошим стимулом к жизни, позволяет заполнить ее чем-то интересным, поиском знаний, изучением окружающего мира.

Нам важно, чтобы такие ребята чувствовали себя полноправными членами общества и имели такие же возможности учиться и сдавать экзамены, как и их здоровые сверстники», - заявил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. Видеоролик рассказывает, какие условия создаются при сдаче ЕГЭ для лиц с нарушениями зрения, слуха, инвалидов-колясочников и других категорий обучающихся с ОВЗ, какие дополнительные права они имеют, как подать заявление на участие в ЕГЭ, если у выпускника имеются проблемы со здоровьем, как должен быть оборудован экзаменационный пункт и что можно взять с собой на экзамен.

Примерные адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ОУО

Название программы

Статус программы

Одобрена решением от 22.12.2015 г. Протокол №4/15

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Одобрена решением от 22.12.2015 г. Протокол №4/15

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Одобрена решением от 22.12.2015 г. Протокол №4/15

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Одобрена решением от 22.12.2015 г. Протокол №4/15

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования глухих обучающихся
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Примерная основная образовательная программа начального общего образования

" data-url="/api/sort/SectionItem/list_order">

Похожие статьи

  • Казанский (Приволжский) федеральный университет Кфу главная страница

    Казанский (Приволжский) федеральный университет - один из старейших учебных заведений России, которому в 2019 году исполняется 215 лет.Университет занимается подготовкой специалистов высшего уровня как для Поволжского региона, так и для

  • федеральная служба судебных приставов (фссп россии)

    Данный сервис позволяет проверить физическое лицо на наличие исполнительных производств и задолженностей по базе Федеральной службы судебных приставов. Для проверки необходимо ввести ФИО и дату рождения, а также выбрать регион регистрации...

  • Школьный портал Московской области — вход в электронный дневник школьника

    Зайдя в школьный портал Министерства образования Московской области, в котором зарегистрированы практически все образовательные учреждения Подмосковья можно вернуться в прошлое и вспомнить свои школьные годы. Вот тогда начинаешь понимать,...

  • Сергей Бодров остался жив?

    14 лет назад, 20 сентября 2002 г. в горах Северной Осетии произошла трагедия: в Кармадонском ущелье сошел ледник Колка, унесший жизни более ста человек, в числе которых оказался Сергей Бодров-мл. со своей съемочной группой. Тела погибших...

  • Лемурия - исчезнувший континент (ч

    Несмотря на то, что историки все больше углубляются в развитие человеческой цивилизации, некоторые периоды остаются белыми пятнами в хронологии. Некоторые древние трактаты приводят сведения о существовании цивилизаций, следы которых так и...

  • Рейтинг самых сумасшедших людей по знаку зодиака: угомони меня, если сможешь!

    С помощью рейтинга знаков Зодиака можно узнать, какой знак является самым умным, какой самым верным, а какой - самым опасным. Полагаясь на статистические данные и составленные рейтинги, можно сделать определенные выводы относительно...