Параболическая скорость. Параболическая скорость Дайте определение понятиям

Решебник по астрономии 11 класс на урок №11 (рабочая тетрадь) - Движение космических аппаратов

1. Запишите формулы, по которым определяют значения космических скоростей для поверхности земли, и объясните входящие в них величины.

Проанализируйте записанные формулы и сделайте выводы.

Космические скорости для поверхностей других небесных тел зависят от масс небесных тел и их радиусов.

Траекторией движения тел является:

а) окружность
б) парабола относительно Земли
в) гипербола относительно Земли и парабола относительно Солнца

2. Рассчитайте первую (а) и вторую (б) космические скорости для Луны (масса Луны m = 7.35*10 22 кг, а её радиус R = 1740 км).

Решение:
а) первая космическая скорость для Луны:


б) вторая космическая скорость для Луны:

3. Может ли период обращения искусственного спутника Земли, движущегося по законам Кеплера, быть T = 81 мин? Ответ аргументируйте.

Нет, так как наименьший период обращения искусственного спутника Земли равен 84.4 мин, что видно из следующего расчёта:

4. Дайте определение понятиям.

Орбита - траектория, по которой движется небесное тело в космическом пространстве в поле тяготения других небесных тел и их систем.
Апогей - наиболее удалённая от Земли точка орбиты Луны или искусственного спутника Земли.
Перигей - ближайшая к Земле точка орбиты Луны или искусственного спутника Земли.
Эксцентриситет орбиты - мера сплюснутости эллипса, равная отношению расстояния между фокусами к большей оси эллипса.

5. Укажите формы орбит небесных тел, если их эксцентриситеты принимают следующие значения:

6. Рассчитайте время полёта по полуэллиптической орбите: а) до Марса; б) до Венеры.



Н. В. Гончар

Изучение природы Луны. 11-й класс

Изучение природы Луны

··· Приёмы и находки ···

Н.В.ГОНЧАР ,
с. Стретенка, Приморский кр.

Изучение природы Луны

Обилие данных о Луне создаёт некую методическую трудность при изучении её физической природы – изложить весь материал за время, отведённое школьной программой, оказывается невозможным. Мой опыт показывает, что содержание этих уроков должно сводиться к рассмотрению основных физических характеристик (размеров, массы, средней плотности, вращения, температуры, рельефа, особенностей строения поверхности) Луны и к раскрытию принципов тех методов, которыми они найдены. Важно также рассмотреть причины, обуславливающие отсутствие на Луне атмосферы. Для активизации учащихся и лучшего усвоения содержания следует предусмотреть и самостоятельную работу.

Материал предлагаю распределить следующим образом:

Урок 1. Физические характеристики Луны (размер, масса, средняя плотность, ускорение свободного падение, вращение, температура), методы их определения.

Урок 2. Отсутствие на Луне атмосферы, его причины, рельеф и строение лунной поверхности. (На эту тему, я считаю, надо отводить 2 ч вместо 1 ч, предусмотренного программой.)

Изложение материала на 1-м уроке я начинаю с уже известных учащимся сведений: среднего расстояния от Земли до Луны (a = 384 400 км) и видимого углового диаметра (d = 31" ) или углового радиуса ( = 15,5" 1/4°). На доске показываю заранее подготовленный чертёж. Предлагаю учащимся самостоятельно вычислить линейный радиус Луны по формуле R Л = a sin.

Из курса математики учащиеся знают, что синусы малых углов пропорциональны самим углам, поэтому можно считать sin = sin1°. Приняв 1/4° и найдя по таблице тригонометрических функций sin1° = 0,0175, получаем R З = 384 400 · 0,25 · 0,0175 1580 (км).

Указываю на приближённость полученного результата и поясняю причину: несколько занижено значение углового радиуса Луны. Записываю на доске принятое в науке число R Л = 1738 км, отмечаю допустимость ошибки в 2% при приближённых вычислениях и предлагаю учащимся выразить линейный радиус Луны через средний радиус Земли R З = 6371 км:

откуда делается вывод о том, что поперечник Луны примерно в 4 раза меньше земного.

Далее напоминаю, что массы небесных тел вычисляются по третьему обобщённому закону Кеплера путём сравнения движения их спутников, и объясняю, что этот метод применим и для определения массы Луны. Расчёт средней плотности Луны не провожу на уроке, только напоминаю, что средняя плотность Земли 5,52 · 10 3 кг/м 3 , пишу на доске значение средней плотности Луны (3,37 · 10 3 кг/м 3), и отношение этих плотностей.

Сравнив эти значения получаем Л = 0,61 З. Здесь следует обратить вним ание учащихся на то, что небольшая средняя плотность Луны свидетельствует об отсутствии у неё плотного ядра, аналогичного земному.

Масса Луны и её размеры определяют ускорение свободного падения и параболическую скорость (вторая космическая скорость) на лунной поверхности. Поясняю, что ускорение свободного падения можно найти из закона всемирного тяготения. Далее констатирую, что ускорение свободного падения на Луне в 6 раз меньше земного:

Параболическая скорость на поверхности Луны определяется по формуле известной из курса физики (расчёт параболической скорости выполняется при наличии времени).

Температура на Луне была установлена наземными наблюдениями: на дневном полушарии она достигает +130 °С, а на ночном понижается до –170 °С. Космические исследования, проведённые на Луне, подтвердили большое различие температур на её дневном и ночном полушариях.

В заключение урока учащиеся должны сделать общие выводы об основных характеристиках Луны в сравнении их с земными.

Домашнее задание: § 13 учебника Е.П.Левитана «Физика-11». – М.: Просвещение, 1994. Вопрос 1, с. 67 (письменно в тетрадь).

На 2-м уроке предлагаю ученикам назвать основные физические условия на Луне, перечислить физические характеристики. Затем приступаю к объяснению отсутствия атмосферы на Луне: сообщаю и записываю на доске значения средних квадратичных скоростей молекул водорода (2240 м/с), азота и угарного газа (по 600 м/с), кислорода (560 м/с). Подчёркивания, что все они превосходят первую космическую скорость (круговая скорость), поэтому выделяющиеся из лунных недр газы улетучиваются в космическое пространство. Вода же не может существовать в жидком состоянии без атмосферного давления.

Поясняю, что атмосфера и вода на Земле постепенно разрушают рельеф, а на Луне изменения рельефа очень слабые и вызываются слабой тектонической деятельностью и падением метеоритов. Работаем с лунным глобусом.

Обобщение и закрепление материала провожу путём самостоятельной работы учащихся с карточками: перечислить формы рельефа, видимые на фотографиях лунной поверхности; показать на лунной карте и назвать два-три моря, два-три кратера.

Далее сообщаю, что лабораторные исследования лунных пород показали сходство их химического состава с земными породами, что свидетельствует о материальном единстве Вселенной. Однако лунный грунт – реголит – более рыхлый. Весь остальной материал учащиеся изучают самостоятельно по учебнику Е.П.Левитана .

ОБ АВТОРЕ. Наталия Владимировна Гончар родилась и выросла в Алма-Ате. В 1985 г. окончила физфак Казахского ГПУ им. Абая. С 1988 г. живёт и работает в с. Стретенка Дальнереченского района Приморского края. С 1999 г. является директором школы. Сын – студент факультета прикладной информатики Дальневосточного ТУ.


ГРАВИТАЦИОННОЕ ПОЛЕ 2 - ПАРАБОЛИЧЕСКАЯ СКОРОСТЬ

Чтобы ракета покинула Землю и смогла долететь до Луны или других планет, она должна развить скорость около 11 км/с. Минимальная скорость, необходимая для преодоления телом силы притяжения другого, более массивного тела, называется параболической. Относительно планет ее еще называют второй космической скоростью, или скоростью ухода. Если двигатели ракеты недостаточно мощные, то она не сможет развить эту скорость и останется на околопланетной орбите или упадет на планету.

Чтобы ракета массой m покинула планету массой М первой, нужна энергия, равная GMm/R, где R - радиус планеты. Ракета должна покинуть гравитационное притяжение планеты благодаря своей кинетической энергии, которая после выработки топлива равна GMm/R. Скорость ухода v yx должна быть такой, чтобы минимум кинетической энергии 1 / 2 mv 2 yx также равнялся GMm/R.

Таким образом, скорость ухода от поверхности планеты равна 2GM/R, или 2g s R, поскольку g s , сила тяжести у поверхности планеты, определяется по формуле GM/R 2 . У поверхности Земли g = 9,80 Н/кг, а R = 6370 км (приблизительно). Отсюда скорость ухода равна (2 x 9,80 x 6370 x 1000) = 11 200 м/с. У поверхности Луны g = 1,62 Н/кг и R = 1740 км, отсюда скорость ухода равна 2380 м/с. Так как параболическая скорость ухода от поверхности Луны значительно меньше, чем та же скорость у поверхности Земли, астронавты с корабля «Аполлон» могли стартовать с Луны с помощью значительно меньших модулей, чем ракета-носитель «Сатурн», которая стартовала с Земли.

У Земли есть атмосфера, у Луны нет. Молекулы газа в атмосфере Земли двигаются со скоростью, меньшей скорости ухода (11,2 км/с), и поэтому они не могут преодолеть силу земного притяжения. Молекулы газа у поверхности Луны имели бы тот же диапазон скоростей, что и молекулы газа у поверхности Земли, так как диапазон температур там приблизительно тот же, что и на Земле. Но они легко покинули бы Луну, так как скорость ухода от поверхности там значительно меньше.

Параболическая скорость

Анализ второй космической скорости по Исаку Ньютону. Снаряды A и B падают на Землю. Снаряд C выходит на круговую орбиту, D - на эллиптическую. Снаряд E улетает в открытый космос.

Вторая космическая скорость (параболическая скорость, скорость убегания) - наименьшая скорость , которую необходимо придать объекту (например, космическому аппарату), масса которого пренебрежимо мала относительно массы небесного тела (например, планеты), для преодоления гравитационного притяжения этого небесного тела. Предполагается, что после приобретения телом этой скорости оно не получает негравитационного ускорения (двигатель выключен, атмосфера отсутствует).

Вторая космическая скорость определяется радиусом и массой небесного тела, поэтому она своя для каждого небесного тела (для каждой планеты) и является его характеристикой. Для Земли вторая космическая скорость равна 11,2 км/с. Тело, имеющее около Земли такую скорость, покидает окрестности Земли и становится спутником Солнца. Для Солнца вторая космическая скорость составляет 617,7 км/с.

Параболической вторая космическая скорость называется потому, что тела, имеющие вторую космическую скорость, движутся по параболе .

Вывод формулы

Для получения формулы второй космической скорости удобно обратить задачу - спросить, какую скорость получит тело на поверхности планеты , если будет падать на неё из бесконечности . Очевидно, что это именно та скорость, которую надо придать телу на поверхности планеты, чтобы вывести его за пределы её гравитационного влияния.

где слева стоят кинетическая и потенциальная энергии на поверхности планеты (потенциальная энергия отрицательна, так как точка отсчета взята на бесконечности), справа то же, но на бесконечности (покоящееся тело на границе гравитационного влияния - энергия равна нулю). Здесь m - масса пробного тела, M - масса планеты, R - радиус планеты, G - гравитационная постоянная , v 2 - вторая космическая скорость.

Разрешая относительно v 2 , получим

Между первой и второй космическими скоростями существует простое соотношение:

Квадрат скорости убегания равен удвоенному ньютоновскому потенциалу в данной точке (например, на поверхности планеты):

Вторая космическая скорость (скорость освобождения) на поверхности некоторых небесных тел
Небесное тело Небесное тело Масса (по отношению к массе Земли 2-я космическая скорость, км/с
Меркурий 0,055 4,3 Сатурн 95,3 36,0
Венера 0,82 10,22 Уран 14,5 22,0
Земля 1 11,2 Нептун 17,5 24,0
Марс 0,108 5,0 Луна 0,0123 2,4
Юпитер 318,3 61,0 Солнце 333 000 617,7
Сириус В 325 675 10 000 Нейтронная звезда 666 000 200 000
Кварковая звезда 832 500 300 000 Чёрная дыра 832 500 - 5,6*10 15 Бесконечность

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Параболическая скорость" в других словарях:

    Минимальная скорость, которую нужно сообщить телу массой m (напр., космическому аппарату), чтобы оно могло преодолеть гравитационное притяжение другого тела массой М m (напр., Земли) и, двигаясь по параболической траектории, навсегда покинуть… … Большой Энциклопедический словарь

    См. Космическиескорости. Физическая энциклопедия. В 5 ти томах. М.: Советская энциклопедия. Главный редактор А. М. Прохоров. 1988 … Физическая энциклопедия

    Минимальная скорость, которую нужно сообщить телу массой т (например, космическому аппарату), чтобы оно могло преодолеть гравитационное притяжение другого тела массой М>>т (например, Земли) и, двигаясь по параболической траектории, навсегда… … Энциклопедический словарь

    параболическая скорость - parabolinis greitis statusas T sritis Standartizacija ir metrologija apibrėžtis Paraboline trajektorija judančio taško ar kūno greitis. atitikmenys: angl. parabolic velocity vok. parabolische Geschwindigkeit, f rus. параболическая скорость, f… … Penkiakalbis aiškinamasis metrologijos terminų žodynas

    параболическая скорость - parabolinis greitis statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. parabolic velocity vok. parabolische Geschwindigkeit, f rus. параболическая скорость, f pranc. vitesse parabolique, f … Fizikos terminų žodynas

    Скорость, которую нужно сообщить тому или иному телу (космическому зонду, частице атмосферы и т.п.), чтобы оно, преодолев притяжение Земли (Луны, планеты и др.), удалилось от неё по параболической орбите. П. с. уменьшается с расстоянием… … Большая советская энциклопедия

Похожие статьи