Вишневый сад читать краткое фильм. «Вишнёвый сад

Действие происходит в имении Любови Андреевны Раневской.

Действие первое

Раннее майское утро. Цветут вишневые деревья.

Купец Ермолай Алексеевич Лопахин нарочно приехал в имение Раневской, чтобы встретить поезд, на котором она с дочерью прибывает из-за границы, где прожила пять лет. Приехал - и заснул сидя. Поезд опоздал на два часа. О Раневской Лопахин говорит с нежностью: «Хороший она человек. Легкий, простой человек». Отец Лопахина был простой грубый мужик, а про самого себя он говорит, что мужиком был - мужиком и остался. Вот только разбогател.

По дому слоняется конторщик Епиходов и жалуется: «Каждый день случается со мной какая-нибудь неприятность...»

Горничная Дуняша (одета и причесана, как барышня) между делом сообщает купцу, что Епиходов сделал ей предложение. «Человек он смирный, а только иной раз начнет говорить - ничего не поймешь... Человек он несчастливый... Его так и дразнят к нас: невезучий - его так и дразнят: «двадцать два несчастья», - вздыхает Дуняша.

Со станции прибывают Раневская и ее семнадцатилетняя дочь Аня с гувернанткой Шарлоттой Ивановной. С ними входят и встречавшие: брат Любови Андреевны Гаев, ее приемная дочь Варя двадцати четырех лет и сосед-помещик Симеонов-Пищик.

Из беседы Ани и Вари выясняется, что Аня не все пять лет жила с матерью в Париже. Варя отправила ее в сопровождении Шарлотты (нельзя же в семнадцать лет ехать одной!) к матери в Париж.

Аня: Мама живет на пятом этаже, прихожу к ней, у нее какие-то французы, дамы, старый патер с книжкой, и накурено, неуютно. Мне вдруг стало так жаль мамы, так жаль, я обняла ее голову, сжала руками и не могу выпустить. Мама потом все ласкалась, плакала...

Дачу свою около Ментоны она давно уже продала, у нее не осталось ничего.

Раневская не хочет понимать, что она - не богачка, что нужно экономить. В вокзальных ресторанах заказывает самое дорогое, швыряет лакеям на чай по рублю. Наглый ее лакей Яша тоже требует себе порцию.

У Вари дела плохи, проценты за огромный долг Раневской заплатить не удалось - и в августе будут продавать имение.

Аня надеется, что Лопахин сделает Варе предложение, но надежды напрасны. Варя возится целый день по хозяйству и все мечтает выдать сестру замуж за богатого человека, а сама хочет уйти в монастырь.

Заметно, что сестры очень любят друг друга.

В бане ночует студент Петя Трофимов - бывший репетитор утонувшего в семь лет сына Раневской Гриши.

Заботится о кофе для хозяйки дряхлый лакей Фирс. Раневская растрогана: «Мне хочется прыгать, размахивать руками. А вдруг я сплю! Видит бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, все плакала... Шкафик мой родной... (Целует шкаф.) Столик мой...»

Гаев. А без тебя тут няня умерла.

Любовь Андреевна (садится и пьет кофе). Да, царство небесное. Мне писали.

Лопахин говорит, что Раневская сделала ему много добра, он любит ее, «как родную, больше, чем родную», и он хочет сделать для нее что-нибудь хорошее.

Он выдвигает свой проект спасения имения от долгов: нужно разделить сад на дачные участки и сдавать в аренду. Это обеспечит Раневской как минимум двадцать пять тысяч годового дохода. Правда, придется снести старые постройки, в том числе и сам ветхий дом, и вырубить вишневый сад.

Любовь Андреевна с жаром возражает. Против и ее брат: и в «Энциклопедическом словаре» упоминается этот сад.

Лопахин говорит, что сад выродился, что на участках дачники могут заняться сельским хозяйством, «и тогда ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным...»

Но ни Раневская, ни ее брат (он постоянно и бессмысленно пересыпает свою речь бильярдными терминами: «От шара направо в угол! Желтого в середину!») не желают слушать разумных речей купца.

Гаев произносит речь, посвященную столетию стоящего в комнате книжного шкафа:

«Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет...

Раневская глядит в окно на сад:

«О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною... О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя... Если бы снять с груди и плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!»

Она уже собирается пойти поспать с дороги, но входит Петя Трофимов - как он говорит, только поздороваться.

Как и предвидела Варя, просившая Петю подождать до завтра, мать при виде студента вспоминает утонувшего сына и тихо плачет. После она упрекает Петю: «Отчего вы так подурнели? Отчего постарели?»

Трофимов. «Меня в вагоне одна баба назвала так: облезлый барин».

Варя говорит лакею Яше, что в людской уже два дня сидит его пришедшая из деревни мать. Хочет повидаться с сыном. Яша отмахивается: «Очень нужно! Могла бы и завтра прийти...»

Пищик просит у Раневской взаймы, она велит брату дать просящему денег.

Гаев. Сестра не отвыкла еще сорить деньгами... Хорошо бы... попытать счастья у тетушки-графини. Тетка ведь очень, очень богата... нас она не любит. Сестра, во-первых, вышла... не за дворянина и вела себя нельзя сказать, чтобы очень добродетельно. Она хорошая, добрая, славная, я ее очень люблю, но, как там ни придумывай смягчающие обстоятельства, все же, надо сознаться, она порочна. Это чувствуется в ее малейшем движении.

Аня, случайно услышав эти слова, просит дядю, чтобы он уж лучше молчал.

Смущенный Гаев обещает изыскать все средства для того, чтобы имение не было продано: занять денег под векселя, поехать в Ярославль к бабушке-графине... «Всем существом моим клянусь!»

Аня верит дяде, покой возвращается к ней.

Действие второе

Поле недалеко от дома. Вечер. Солнце садится. Шарлотта, Яша и Дуняша сидят на скамье. Епиходов стоит, играет на гитаре.

Шарлотта. У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет, и мне все кажется, что я молоденькая. Когда я была маленькой девочкой, то мой отец и мамаша ездили по ярмаркам и давали представления, очень хорошие. А я прыгала сальто-мортале и разные штучки... Я выросла, потом пошла в гувернантки. А откуда я и кто я - не знаю. Кто мои родители, может, они и не венчались... не знаю. (,Достает из кармана огурец и ест). Так хочется поговорить, а не с кем... Никого у меня нет.

Епиходов тоже жалуется, что не знает, «жить ему или застрелиться», и даже показывает револьвер. Его гложет тоска - Дуняша не ответила согласием на его предложение. Она, по ее собственному признанию, «страстно полюбила» лакея Яшу.

Тот зевает: «По-моему, так: ежели девушка кого любит, то она, значит, безнравственная...»

На смену предыдущей группе являются Раневская с братом и Лопахин. Любовь Андреевна заглядывает в кошелек. Удивляется, что осталось так мало денег - и куда они подевались, непонятно. Тут же рассыпает оставшиеся золотые...

Лопахин опять внушает ей, что нужно срочно отдать сад в аренду; Иначе имение будет продано с аукциона за долги! Никакая ярославская тетушка спасти Раневскую не может -столько денег, сколько нужно, она все равно не даст.

Раневская вяло возражает, что «дачи и дачники - это так пошло».

Лопахин. «Таких легкомысленных людей, таких неделовых, странных я еще не встречал. Вам говорят... а вы точно не понимаете...»

Любовь Андреевна не готова решиться на действие, она предпочитает перебирать свои грехи:

Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая, и вышла замуж за человека, который делал одни только долги. Муж мой умер от шампанского, - он страшно пил, и, на несчастье, я полюбила другого...

Утонул сын Гриша, и Раневская уехала за границу, оставив дочь, «чтобы никогда не видеть этой реки».

Любовь Андреевна купила во Франции дачу, ее любовник приехал туда и заболел. Она ухаживала за ним три года, больной был груб и капризен, совсем измучил ее - «душа моя высохла».

Дачу продали за долги, пришлось переехать в Париж в бедную квартирку. Любовник Раневскую бросил, ушел к другой, она пробовала отравиться...

И вот вернулась в Россию, к своей девочке...

Теперь получила телеграмму из Парижа: он просит прощения, умоляет вернуться.

Тут как раз к скамье подходят Варя, Аня и Трофимов. Лопахин подшучивает над Трофимовым: «Ему пятьдесят лет скоро, а он все еще студент».

На самом деле Трофимову около тридцати. Он философствует о гордом человеке, о необходимости работать, о предназначении интеллигенции, которая только себя так называет... А на самом деле «интеллигенты» ничего серьезного не читают, мужикам говорят «ты», «о науках только говорят, в искусстве понимают мало...».

Лопахин противопоставляет сетованиям вечного студента свой взгляд - купец встает в пятом часу утра, работает до вечера. Видит, как много вокруг непорядочных людей, особенно если дело пахнет деньгами. Он думает: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя Тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами...»

Заботливый Фирс приносит Гаеву пальто - становится прохладно.

Уходят все, кроме Трофимова и Ани.

Студент посмеивается над Варей - старшая сестра «боится, а вдруг мы полюбим друг друга... Она своей узкой головой не может понять, что мы выше любви... Мы идем неудержимо к той яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!»

Трофимов говорит, что дворянство во искупление грехов перед прошлым крепостничеством должно упорно трудиться. Не философствовать, не водку пить, а трудиться!

Он уговаривает Аню бросить дом и уйти, чтобы быть свободной, как ветер!

Наивная молоденькая девушка в восторге от этих призывов.

Аня! Аня!

Действие третье

Вечер в гостиной Раневской. Играет еврейский оркестр. Танцуют. Шарлотта показывает фокусы. Дата: двадцать второе августа - день торгов.

Ждут Гаева с известием. Ярославская бабушка прислала пятнадцать тысяч, чтобы купить имение на ее имя, но этих денег не хватит даже на выплату процентов. Однако Раневская надеется на какое-то чудо.

В нервном ожидании она-затевает разговор с Петей Трофимовым. Петя заявляет теперь уже ей, что он «выше любви». Он замечает, что Раневская опять подумывает о поездке в Париж, к тому ужасному человеку, что обобрал ее. Раневская обижена и рассержена:

Надо быть мужчиной, в ваши годы надо понимать тех, кто любит! И надо самому любить... Надо влюбляться! И у вас нет чистоты, а вы просто чистюлька, смешйой чудак, урод... Вы недотепа! В ваши годы не иметь любовницы!

Петя заявляет:^ «Между нами все кончено!» Убегает, падает с лестницы.

Раневская.

Какой чудак этот Петя...

Она просит прощения: «Ну, чистая душа... Пойдемте танцевать!»

И Трофимов с Раневской танцуют.

Фирс жалуется Яше на нездоровье, Яша равнодушно отвечает:

Надоел ты, дед. Хоть бы ты поскорее подох.

Яша просит Любовь Андреевну, если она опять поедет в Париж, забрать его с собой. Ему здесь оставаться невозможно: «народ необразованный» и на кухне плохо кормят, «а тут еще Фирс этот ходит, бормочет разные неподходящие слова...»

Является Гаев со слезами: «Имение продано!» Кто купил?

Я купил. Вишневый сад теперь мой! Мой!

Его переполняет радость: он, Ермолай, который мальчишкой по снегу босиком бегал, купил имение, где его отца и деда даже на кухню не пускали... Музыка, играй!

Спохватившись, купец высказывает свое сочувствие Раневской, желает, чтобы ее «нескладная несчастливая жизнь» как-нибудь переменилась. Аня пытается утешить плачущую мать:

Вишневый сад продан, его уже нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась твоя хорошая чистая душа... Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама!

Действие четвертое

Обстановка такая же, как в первом акте. Только занавеси сняты, нет картин. В глубине сцены сложены чемоданы и дорожные узлы. Яша держит поднос со стаканчиками, наполненными шампанским.

Приходят прощаться мужики. Любовь Андреевна отдает им свой кошелек. Слышны укоры Гаева: «Так нельзя, Люба! Так нельзя!»

Лопахин предлагает выпить шампанского. Возникает неловкая пауза. Пьет только Яша.

Пора на станцию.

Лопахин собирается в Харьков - с семейством Раневской он «замучился без дела». Трофимов едет в Москву, как всегда опаздывая к началу занятий. Лопахин сначала подшучивает, по своей давней привычке, над «вечным студентом», а потом предлагает ему денег на дорогу. Студент гордо отказывается:

Дай мне хоть двести тысяч, не возьму. Я свободный человек. И все, что так высоко и дорого цените вы все, богатые и нищие, не имеет надо мной ни малейшей власти... Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!

Лопахин. Дойдешь?

Трофимов. Дойду. Дойду или укажу путь другим, как дойти.

Слышно, как вдали стучат топором по дереву.

Раневская просит, чтобы пока она не уехала, не рубили сада.

Фирса было решено отправить в больницу. Аня спрашивает у Яши, сделано ли. Яша отмахивается, - должно быть, сделано. Высокомерный лакей отказывается проститься с матерью и рекомендует плачущей. Дуняше вести себя прилично - тогда и плакать не придется. Яша мыслями уже весь в Париже - насмотрелся на невежество, хватит!

Раневская собирается жить во Франции на те деньги, что прислала ярославская бабушка. Конечно, денег хватит ненадолго. Аня собирается выдержать экзамен в гимназии, начать работать и помогать маме. Шарлотту бросают без средств к существованию. Однако Лопахин обещает найти ей место. Любовь Андреевна пытается в последний раз сосватать Варю за Лопахина, но из их разговора ничего не получается. Варя нанялась в экономки в богатое имение. Она привыкла работать.

ЛюбовьАндреевна. О мой милый, мой нежный, прекрасный сад! Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай! Прощай!..

Слышно, как на ключ запирают все двери. Экипажи отходят.

В запертом доме остается всеми забытый дряхлый, больной Фирс - никто его в больницу не отправил. Он по привычке беспокоится, что хозяин не надел шубу - в пальто поехал. Обессилевший старик ложится и лежит неподвижно.

Слышно, как стучат топором по дереву.

/ / / «Вишневый сад»

Весна. Цветет вишневый сад в имении Раневской. Но он в ближайшем будущем будет продан за долги его хозяев. В предыдущие пять лет хозяйка имения Любовь Раневская со своей дочерью Анной жили за границей. Во время ее отсутствия за имение присматривал брат хозяйки Леонид Гаев и Варя – приемная дочь Раневской.

Любовь Андреевна привыкла жить на «широкую ногу». Но сейчас испытывала значительные материальные трудности. Около шести лет тому назад от алкоголизма скончался ее муж. Позже Раневская встретила и полюбила другого мужчину. Вскоре в семье Раневских произошло горе – в реке утонул ее младший сын Гриша. Не выдержав горя, Любовь Андреевна решила уехать во Францию. С ней поехал ее новый возлюбленный. Когда он заболел, Раневская была вынуждена поселиться на даче в Ментоне. Еще три года она ухаживала за ним. Немного позже, когда нужно было продать дачу, чтобы расплатится с долгами, он обворовал и сбежал от нее.

По приезду домой, Раневскую и ее дочь Анну встретили на станции Гаев и Варюша. В имении их ждала Дуняша, она была горничной, и Ермолай Лопахин. Его отец был крепостным в роду Раневских, но сам Ермолай выбился в люди. И еще Епиходов, он был конторщиком.

Всю эту идиллию нарушает Лопахин своим напоминанием Раневской о скорых торгах и продаже всего имения. Также он предлагает выход из ситуации, которая поможет рассчитаться с долгами. Это сдача земли, где растет вишневый сад, в аренду. Для Раневской такое предложение кажется неприемлемым. У нее в голове не укладывается, как можно вырубить ее любимый вишневый сад.

Позже Лопахин повторяет попытку уговорить Любовь Андреевну и Гаева последовать его плану с арендой земли. Но, последние, слушать его не хотят.

И вот уже наступило 22 августа – день проведения торгов. Очень некстати, в имении на эту дату был назначен бал. На балу играет еврейский оркестр, Шарлотта Ивановна показывает гостям свои фокусы. Раневская с волнение ожидает своего брата. Гаев поехал в Ярославль к ее тетушке за деньгами. Тетушка дала только пятнадцать тысяч, но этих тоже не хватит, чтобы расплатится с долгами.

Петр Трофимов пытается успокоить хозяйку, говорит, что вишневый сад уже отжил свое и продать его будет лучше. На что Раневская отвечает, что без сада она не видит смысла дальнейшей жизни.

И вот появляется восторженный Лопахин. Он объявляет, что имение продано, а покупателем стал он сам.

Дом постепенно пустеет, гости разъезжаются.

Раневская, переосмыслив произошедшее, вроде бы и рада продажи имения. Она переезжает в Париж и там живет на теткины деньги. У ее дочери Анны тоже началась другая жизнь. Закончив гимназию, перед ней открылся «новый» мир. Соседский помещик Симеонов-Пищик раздал все долги. Гаев стал банковским служащим. Варю взяли экономкой к помещикам Рагулиным. Все как-то устроились, у всех началась новая жизнь.

Только старый слуга Фирс остался в имении, про него как будь-то забыли. Наступает тишина, и только в саду слышен звук топора. Это рубят вишневый сад.

Помещица Любовь Андреевна Раневская и её дочь Аня едут из Парижа в родовое имение. Раневская жила за границей 5 лет. Муж помещицы скончался от алкоголизма. Она начала жить с другим мужчиной. Но тут случилось несчастье – утонул младший сын Раневской Гриша.

Позже с новым возлюбленным она едет за границу, где он ограбил её и покинул. Помещица находится в стеснённом денежном положении, её имение и сад ожидает продажа. В нём живут брат Гаев, брат помещицы, и Варя, её приёмная дочь. С ней приезжают гувернантка Шарлотта и лакей Яша. В имении её ожидает купец Лопахин. Он разбогател, а ведь его предки были у неё крестьянами. Конторщик Епиходов сделал горничной Дуняше предложение. Но с ним постоянно происходят какие-то неприятности. Раневская приезжает и плачет – она дома. Лопахин предлагает Раневской выход из создавшегося положения: вырубить сад и сдавать дачникам в аренду землю. Но здесь прошли её молодые годы. По её мнению, это невозможно сделать. Гаев пытается найти выход. Он даже клянётся, что имение не продадут, так как он хочет взять деньги у богатой тётки.

Действие второй части происходит вне дома. Лопахин опять просит Раневскую прислушаться к его предложению о сдаче земли в аренду. Она не соглашается и не слушает его. Дуняша отказывает Епиходову. Она влюбляется в Яшу. Раневская вспоминает о потраченных деньгах, муже, сыне, любовнике. Она предлагает Лопахину сделать Варе предложение руки и сердца. Приходят Варя, Аня и “вечный студент” Трофимов. Он спорит с Лопахиным, который насмехается над ним. Трофимов считает, что Лопахин – хищник, съедающий у себя всё на пути. Он утверждает, что человек должен работать и оставить гордыню. Прохожий просит денег, и Раневская даёт ему монету. Варя недовольна её поступком, а Любовь Андреевна говорит, что посватала её. Все уходят, Аня и Трофимов остаются. Он предлагает ей бежать, предчувствуя несчастье.

В третьем действии Лопахин и Гаев едут в город, чтобы присутствовать на торгах. В имении веселятся: устраивают танцы, показывают фокусы. Раневская волнуется. Она говорит, что хочет вернуться к любовнику в Париж, но Трофимов этого не понимает. Приходят Лопахин и Гаев. Лопахин – новый хозяин сада и имения. Он их купил. Он очень рад и не видит отчаяние Раневской и Гаева. Когда он уходит, помещица плачет, её успокаивает Аня.

Четвёртое действие показывает отъезд помещицы в Париж. С ней едут Шарлотта и Яша. Дуняша плачет. Лопахиным не осмеливается сделать Варе предложение. Аня и Трофимов остаются вместе. А старый забытый лакей Фирс умирает. Слышен стук топора. Скоро не будет ни сада, ни усадьбы, в которой жили помещики.

В пьесе показано, что главное для нашего времени – деньги и выгода. Наступил век прагматичности. Пьеса учит не унижать и не уничтожать прошлое.

Читать краткое содержание Вишневый сад Чехова по действиям

Действие 1

События пьесы разворачиваются весной в 1904 году. Любовь Андреевна Раневская с дочерью, служанкой и лакеем возвращаются на Родину. За кордоном они провели около пяти лет. Домашние с нетерпением ждут с ними встречи. Дуняша надела свое лучшее платье и ожидает хозяйку. Ей даже Лопахин сделал замечание по поводу внешнего вида. Любовь Андреевна и ее брат банкроты. Они вынуждены продавать свое имущество, в том числе и любимый вишневый сад. Приятель Раневской зажиточный купец Лопахин, который был родом из простой семьи, рекомендует своей близкой подруге вырубить сад, а на его месте сдавать землю под дачи. Помещица даже слышать об этом не хочет. Этот сад стал для нее дорогим, ведь с ним связаны лучшие ее детские воспоминания. Тем не менее Лопахин советует приятельнице взвесить все за и против. Брат Раневской Гаев хочет взять денег у родственницы и рассчитаться с долгами.

У Раневской есть три месяца, чтобы погасить долги, иначе вишневый сад будет автоматически выставлен на аукцион.

Действие 2

Проходит время. Уже пора решать вопрос с вишневым садом, а помещица с братом продолжают вести привычную жизнь. Гаев и Любовь Андреевна бросают деньги на ветер. Лопахин вернулся с Харькова, а дело как было нерешенным, так и осталось. Купец задает множество вопросов Раневской по поводу его совета, но она будто бы не слышит. Любовь Андреевна и ее брат настолько спокойные, даже создается впечатление, что они надеются на какое-то чудо. На самом деле нет никакого волшебства, просто они уже опустили руки.

В это время Дуняша гуляет с Яшей, Епиходовым и подругой Шарлоттой. Дуняша испытывает симпатию к Яше, но для него она всего лишь временное развлечение. Епихадов любит Дуняшу, даже готов ради нее жизнь отдать.

Действие 3

В гостиной играет музыка, все выселяться, танцуют. Настал долгожданный день. 22 августа – день рассмотрения имущества Раневской на аукционе. Любовь Андреевна переживает и с нетерпением ждет новостей от брата. Она полностью погрузилась в свои мысли. Думает Раневская о том, хватило ли денег, которые отправила им родственница, чтобы рассчитаться с долгами.

Атмосфера в комнате накаляется. Раневская предчувствует неудачу и уже в мыслях готовиться ехать в Париж. Там ждет ее любимый. Любовь Андреевна хочет выдать замуж своих дочерей: Анну за Петю, а Варвару за своего приятеля Лопахина. В последнем Раневская не сомневается, а вот насчет Пети переживает, так как он постоянно учиться в вузе, как же он будет обеспечивать семью?

В это время разгорается дискуссия о том, что ради любви можно совершить безумные поступки. Петя напоминает Раневской о ее возлюбленном, который как-то раз ограбил ее и уехал. Еще нет результата аукциона, но все присутствующие уже знают, что будут делать, если дом и вишневый сад продадут.

В гостиную заходят Лопахин с Гаевым. Последний не может сдержать слез, а вот Ермолай Алексеевич безумно счастлив. Купец сообщает всем, что он является новым владельцем дома и сада. Он горд за то, что достиг таких высот самостоятельно без чьей-либо помощи. Теперь Лопахин осуществит свою мечту, вырубит сад и будет сдавать дачи в аренду.

Раневская плачет, Варя нервничает, а Анна успокаивает мать тем, что вся жизнь впереди и будет еще много веселья.

Аня раскрывает Пете тайну о том, что сад для нее не имеет значения, она стремится к абсолютно другой жизни.

Действие 4

Пустые комнаты, собранный багаж. Вокруг слышно лишь стук топора и пилы. Новый хозяин имения ожидает свою приятельницу и ее родню, чтобы те попрощались с домом и своими слугами. Лопахин по такому случаю угощает гостей шампанским, но настроения для распивания этого напитка нет ни у кого. Любовь Андреевна с братом еле сдерживает слезы, Аня с Петей ждут свадьбу, Яша счастлив, что покидает родные края и уезжает заграницу.

Бывшие хозяева имения отправляются в Харьков, а затем в разные уголки мира. Раевская и Яша улетают во Францию, Анна – на учебу, а Петя – в столицу, Гаев устраивается на работу в банк, а Варя стала экономкой. Епиходов остался помогать Лопахину в имении.

Только Фирс спокоен и никуда не спешит. Из-за хаоса, который царит в доме, все забыли, что должны были отвезти его в госпиталь.

Неожиданно приходит Пищик и отдает деньги, которые брал в долг, Лопахину и Любовь Андреевне. Пищик рассказал о своем заработке. Дело в том, что он сдавал землю в аренду и получил хорошую прибыль.

Раневская надеется на женитьбу Вари и купца Лопахина, но этому не суждено было сбыться. Все начали грузить багаж. Лишь Раневская с братом остались во дворе. Крепко обнялись, плачут, вспоминают моменты детства и юности своей. Они понимают, что все изменилось и как прежде не будет.

Лопахин закрывает дом под ключ. За Фирса все забывают. Но он не держит зла на хозяев, он просто тихонечко ложится на кровать и покидает этот мир.

Вокруг слышно лишь, как пилят вишневый сад. Занавес.

Пьеса учит своего читателя дорожить и беречь то, что имеешь на данный момент, завтра этого может и не быть. Жизнь двигается вперед, все вокруг меняется, сегодня ты барин, а завтра слуга и наоборот.

По действиям и главам

Пересказ

Раневская Любовь Андреевна - владелица замечательного сада, состоящего из вишневых деревьев. За окном прекрасная весна, цветет вишня, но этот дивный сад скоро продадут из-за больших долгов.

Жизнь Любовь Андреевы была сложной и трагичной, много горя пришлось ей пережить. Ее муж умер от пьянства, через некоторое время она повстречала и полюбила другого. Через время судьба ей преподносит тяжелый удар, умирает ее сын Гришенька. Она не смогла пережить этого горя и уехала с родного поместья жить в Париж, вместе со своей дочкой Аней. Прожили они там около пяти лет, любовник Любовь Андреевны отправился за ней, вскоре он ее обворовал и бросил.

Во время отсутствия Раневской за поместьем присматривал Гаев Леонид, брат Любовь Андреевны вместе с ее приемной дочерью Варей. Наступил день возвращения Раневской и Ани, Варя и Леонид отправились на станцию, чтобы их встретить. Дома их остались ждать купец Ермолай Лопахин с горничной по имени Дуняша, Епиходов конторщик, старый слуга Фирс, гувернантка Шарлотта Ивановна, сосед Симеонов-Пищик, Петя Трофимов учитель Гриши. Постепенно дом наполнился людьми, все в хорошем расположении, говорят о своем. Сестры Варя с Аней секретничают, Аня хочет, чтоб Варя вышла замуж за купца Лопахина, а Варя мечтает, чтоб Аня вышла замуж за богатого мужчину.

Любовь Андреевна с трепетом разглядывает каждую уголок дома, ее переполняют эмоции радости, ведь для нее сад – олицетворение ее жизни, детства юности, символ родины. Купец Лопахин убеждает Раневскую и ее брата, что единственным правильным решением в этой ситуации будет – отдать землю дачникам, разбив ее на участки. Но Любовь Андреевна и Гаев не желают продавать свое имение, не хотят, чтоб деревья вырубили, ведь они живые.

Ежедневно Любовь Андреевна получает телеграммы от любовника, в которых он уговаривает ее приехать. Она понимает, что, несмотря на его ужасную подлость, она продолжает его любить. В день торгов, Раневская и Гаев очень рассчитывают на деньги своей богатой тетки, но их не достаточно для выкупа поместья. Поместье продано, Любовь Андреевна собирается жить некоторое время на деньги своей тетки, и вернуться к своему любовнику, Аня мечтает о учебе в гимназии, о работе, о новом чудесном мире. Варя и Лопахин влюблены, но он никак не может с ней объяснится. Все в преддверии чего-то нового в своей жизни, а где-то из далека по саду доносится глухие звуки топора.

Картинка или рисунок Вишневый сад

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Вождь краснокожих О Генри

    В романе фигурируют два героя, оба прославились своими деяниям, которые несли только вред. Их имена - Сэм и Билл Дрисколл. Чтобы заполучить еще больше денег, решаются на преступление - похищение сына богатого человека

  • Краткое содержание Камень Мазарини Конан Дойла

    Правительство, обращаясь за помощью к детективу Шерлоку Холмсу по деликатному вопросу совсем, не подозревало о масштабах похищения. Министр внутренних дел и премьер-министр приходят за помощью к детективу и его помощнику.

  • Краткое содержание Сказание о Борисе и Глебе

    Борис и брат его, Глеб, были сыновьями князя Владимира. Всего сыновей у него было 12. Посадил он Бориса в Ростове княжить, а Глеба в Муроме.

  • Краткое содержание Абрамов Трава-мурава

    Трава-мурава - это цикл коротеньких рассказов, написанных Ф. Абрамовым в период с 1955 по 1980 гг. Каждый из них мал по объему, но емок по содержанию. В любой из миниатюр - небольшая история из жизни сибирской деревни.

  • Краткое содержание Мильтон Потерянный рай

    Когда Сатана с мятежными ангелами восстал против Бога, он был повержен, но не смирен. Он созывает на совет свое воинство и предлагает отомстить Богу. Он знает, что Господь создал людей (Адам и Ева)

«Вишневый сад»- вершина русской драматургии начала 20-го века, лирическая комедия, пьеса, ознаменовавшая начало новой эпохи развития русского театра.

Основная тема пьесы автобиографична - обанкротившееся семейство дворян продает с аукциона свое родовое имение. Автор, как человек прошедший сквозь подобную жизненную ситуацию, с тонким психологизмом описывает душевное состояние людей, вынужденных в скором времени покинуть свой дом. Новаторством пьесы является отсутствием деления героев на положительных и отрицательных, на главных и второстепенных. Все они делятся на три категории:

  • люди прошлого - дворяне-аристократы (Раневская, Гаев и их лакей Фирс);
  • люди настоящего - их яркий представитель купец-предприниматель Лопахин;
  • люди будущего - прогрессивная молодежь того времени (Петр Трофимов и Аня).

История создания

Чехов начал работу над пьесой в 1901 году. В связи с серьезными проблемами со здоровьем, процесс написания был довольно нелегким, но тем не менее, в 1903 году работа была окончена. Первая театральная постановка пьесы состоялась через год на сцене Московского художественного театра, став вершиной творчества Чехова как драматурга и хрестоматийной классикой театрального репертуара.

Анализ пьесы

Описание произведения

Действие происходит в родовом имении помещицы Любови Андреевны Раневской, вернувшейся из Франции со своей юной дочерью Аней. На железнодорожной станции их встречают Гаев (брат Раневской) и Варя (ее приемная дочь).

Финансовое положение семьи Раневских близится к полному краху. Предприниматель Лопахин предлагает свою версию решения проблемы - разбить земельный участок на паи и отдавать их в пользование дачникам за определенную плату. Барыня тяготится этим предложением, ведь для этого придется распрощаться с ее любимым вишневым садом, с которым связано много теплых воспоминаний юности. Добавляет трагизма тот факт, что в этом саду погиб ее любимый сын Гриша. Гаев, проникнувшись переживаниями сестры, обнадеживает ее обещанием, что их родовое поместье не будет выставлено на продажу.

Действие второй части происходит на улице, во дворе имения. Лопахин, со свойственной ему прагматичностью, продолжает настаивать на своем плане спасения поместья, но на него никто не обращает внимания. Все переключаются на появившегося учителя Петра Трофимова. Он произносит взволнованную речь посвященную судьбе России, ее будущему и затрагивает тему счастья в философском контексте. Материалист Лопахин скептически воспринимает молодого учителя, и оказывается, что только одна Аня способна проникнуться его возвышенными идеями.

Третье действие начинается тем, что Раневская на последние деньги приглашает оркестр и устраивает танцевальный вечер. Гаев и Лопахин при этом отсутствуют - они уехали в город на торги, где имение Раневских должно пойти с молотка. После томительного ожидания, Любовь Андреевна узнает, что ее имение куплено на торгах Лопахиным, который не скрывает радости от своего приобретения. Семейство Раневских приходит в отчаяние.

Финал целиком посвящен отъезду семейства Раневских из их родного дома. Сцена расставания показана со всем присущим Чехову глубоким психологизмом. Заканчивается пьеса удивительно глубоким по содержанию монологом Фирса, которого хозяева в спешке забыли в имении. Финальным аккордом звучит стук топора. Рубят вишневый сад.

Главные герои

Сентиментальная особа, владелица поместья. Прожив несколько лет за границей, она привыкла к роскошной жизни и по инерции продолжает себе позволять многое, что при плачевном состоянии ее финансов по логике здравого смысла должно быть ей недоступным. Будучи легкомысленной особой, весьма беспомощной в житейских вопросах, Раневская не желает что-либо в себе менять, при этом она полностью отдает себе отчет в своих слабостях и недостатках.

Преуспевающий купец, многим обязан семейству Раневских. Его образ неоднозначен - в нем сочетается трудолюбие, расчетливость, предприимчивость и грубость, «мужицкое» начало. В финале пьесы Лопахин не разделяет чувств Раневской, он счастлив, что несмотря на крестьянское происхождение, смог позволить купить имение хозяев своего покойного отца.

Как и своя сестра, весьма чувствителен и сентиментален. Будучи идеалистом и романтиком, для утешения Раневской, придумывает фантастические планы спасения родового имения. Он эмоционален, многословен, но при этом совершенно бездеятелен.

Петя Трофимов

Вечный студент, нигилист, красноречивый представитель русской интеллигенции, ратующий за развитие России только на словах. В погоне за «высшей правдой» он отрицает любовь, считая ее мелким и призрачным чувством, чем безмерно огорчает влюбленную в него дочь Раневской Аню.

Романтичная 17-летняя барышня, попавшая под влияние народнических Петра Трофимова. Безоглядно поверив в лучшую жизнь после продажи родительского имения, Аня готова на любые трудности ради совместного счастья рядом с возлюбленным.

87-летний старик, лакей в доме Раневских. Тип слуги старого времени, окружает отеческой заботой своих хозяев. Остался прислуживать своим господам даже после отмены крепостного права.

Молодой лакей, с презрением относящийся к России, мечтающий уехать за границу. Циничный и жестокий человек, хамит старому Фирсу, непочтительно относится даже к родной матери.

Структура произведения

Структура пьесы довольно проста - 4 действия без деления на отдельные сцены. Время действия - несколько месяцев, с конца весны по середину осени. В первом действии происходит экспозиция и завязка, во втором - нарастание напряжения, в третьем - кульминация (продажа имения), в четвертом - развязка. Характерной особенностью пьесы является отсутствие подлинного внешнего конфликта, динамизма, непредсказуемых поворотов сюжетной линии. Авторские ремарки, монологи, паузы и некоторая недосказанность придают пьесе неповторимую атмосферу изысканного лиризма. Художественный реализм пьесы достигается за счет чередования драматических и комических сцен.

(Сцена из современной постановки )

В пьесе доминирует развитие эмоционально-психологического плана, главным двигателем действия являются внутренние переживания героев. Автор расширяет художественное пространство произведения с помощью ввода большого количества персонажей, которые так и не появятся на сцене. Так же эффект расширения пространственных границ дает симметрично возникающая тема Франции, придающая арочность форме пьесы.

Итоговый вывод

Последняя пьеса Чехова, можно сказать - его «лебединая песня». Новизна ее драматургического языка является прямым выражением особой чеховской жизненной концепции, которой характерно необыкновенное внимание к мелким, на первый взгляд незначительным деталям, заострение внимания на внутренних переживаниях героев.

В пьесе «Вишневый сад» автор запечатлел состояние критической разобщенности русского общества своего времени, этот печальный фактор часто присутствует в сценах, где персонажи слышат только себя, создавая лишь видимость взаимодействия.

Центральная линия пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» заключается в конфликте дворянства и буржуазии, причем первое должно уступить место второму. Параллельно развивается еще один конфликт - социально-романтический. Автор пытается сказать о том, что Россия - прекрасный сад, который должен быть сохранен для потомков.

Помещица Любовь Андреевна Раневская, владеющая имением и вишневым садом, давно является банкротом, однако она привыкла вести праздный, расточительный образ жизни и поэтому изменить своим привычкам не может. Она не способна понять, что в новое время необходимо приложить усилия для того, чтобы выжить и не умереть с голоду, именно так описывает ее наше краткое содержание. "Вишневый сад" Чехова только в полном прочтении способен раскрыть все переживания Раневской.

Раневская постоянно думает о прошлом, ее растерянность и покорность судьбе сочетаются с экспрессивностью. Женщина предпочитает не размышлять о настоящем, поскольку смертельно его боится. Однако ее можно понять, поскольку она была серьезно избалована привычкой идти по жизни не задумываясь ни о чем. Полной ее противоположностью является Гаев, родной брат, которого затмило ему глаза, и он не способен на совершение каких-либо осмысленных поступков. Чтобы понять, что Гаев - типичный нахлебник, достаточно прочесть краткое содержание Чехова "Вишневый сад".

Конфликт между старыми владельцами и новыми решается в пользу Лопахина, который в произведении является полной противоположностью старым хозяевам целеустремлен и прекрасно знает, чего хочет от жизни. Он является потомком которые несколько поколений работали для помещиков Раневских. Подробное описание семьи Лопахина по объективным причинам не может войти в Чехова в полном объеме раскрывает коллизию, возникшую между героями.

Автор на примере Лопахина демонстрирует истинную природу капитала. Способность приобретать что-либо может искалечить любого человека и стать его вторым «я». Несмотря на то, что у Лопахина тонкая и чувствительная душа, она со временем загрубеет, поскольку торговец в нем будет побеждать. Невозможно сочетать в единое целое финансы и эмоции, и "Вишневый сад" это неоднократно подчеркивает.

Несмотря на то, что слезы Раневской задевают Лопахина, и он прекрасно знает, что не все покупается и продается, практицизм берет верх. Однако можно ли возвести совершенно новую жизнь на останках вишневого сада? Земельный участок, отданный под строительство дач, разрушен. Исчезла та красота и жизнь, некогда горевшая в вишневом саду ярким пламенем, чтобы понять это, достаточно прочесть является ярким выразителем духа ушедшей эпохи, именно этим пьеса и интересна.

Автору удалось показать тотальное вырождение дворянства во всех его пластах, а затем уничтожение его как социального класса. В то же самое время Чехов показывает, что и капитализм не вечен, поскольку он неминуемо ведет к разрушению. Петя считает, что Лопахину не стоило бы слишком надеяться на то, что дачники смогут стать прекрасными хозяевами.

Герои произведения совершенно по-разному смотрят в будущее. По мнению Раневской, ее жизнь подошла к концу, а Аня и Трофимов, напротив, в какой-то степени рады тому, что сад будет продан, поскольку теперь они смогут начать жить по-новому. Вишневый сад в произведении выступает в качестве символа прожитой эпохи, и он должен уйти вместе с Раневской и Фирсом. «Вишневый сад» показывает Россию на перекрестке времен, которая не может определиться с тем, куда двигаться дальше, это можно понять, прочитав его краткое содержание. "Вишневый сад" Чехова позволяет читателю не просто познакомиться с реальностью прошедших лет, но и найти отражение тех принципов жизни в современном мире.

Похожие статьи

  • Как приготовить молоки лососевых

    Молоки рыбы – это очень ценный продукт, богатый жирными аминокислотами. Европейцы игнорируют его, считают неприемлемым кушать его по эстетическим причинам, а японцы и русские, напротив, с удовольствием едят репродуктивные железы рыб. А вы...

  • Лучшие рецепты из баклажан

    В конце лета и начале осени многие задаются вопросом - как поинтересней приготовить баклажаны, чтобы и сразу побаловать близких вкуснейшими блюдами и зимой удивить заготовкой. Покупая баклажаны, или, как их часто называют, синенькие , не...

  • Пневмоперитонеум — метод коллапсотерапии туберкулеза легких

    Призодящего к перфорации стенки желудка или кишечника (прободной П.), а также накладывается искусственно с диагностической (диагностический П.) или лечебной (лечебный П.) целью. Прободной П. чаще всего является следствием перфорации язвы...

  • Фенольные гидроксильные группы и антиоксидантная активность

    Одноатомные фенолы (аренолы). Номенклатура. Изомерия. Способы получения. Физические свойства и строение. Химические свойства: кислотность, образование фенолятов , простых и сложных эфиров; нуклеофильное замещение гидроксильной группы;...

  • Джонни депп обанкротился по вине родной сестры

    Джон Кристофер (Джонни) Депп II (англ. John Christopher «Johnny» Depp II) — американский актер, кинорежиссер, музыкант, сценарист и продюсер. Прославился ролями у Тима Бертона, начиная с «Эдвард Руки-ножницы». Также заметные фильмы на...

  • Краткая история советского супа Щи из кислой капусты

    Осенью на смену летним холодным супам приходят наваристые первые блюда. Их главная задача — согреть организм и зарядить его энергией. Горячие супы хороши тем, что в теплом виде полезные вещества лучше и быстрее усваиваются организмом....