Соединяя небо и землю…. Маковец. Выставка «Имре Маковец. Соединяя небо и землю Имре маковец

Здравствуйте, дамы и господа. Приглашаю вас на увлекательную «минутку архитектуры» на страницах любимого журнала. Архитекторы ведь точь-в-точь как дизайнеры – воплощают свои идеи в материю, вот только материалы у творцов разные.

На днях мне посчастливилось посетить выставку известного венгерского архитектора, представителя органической архитектуры , Имре Маковеца в Москве. Она называется «Соединяя небо и землю» .

Имре Маковец (Makovecz Imre) родился 20 ноября 1935 года в Будапеште, Венгрия. Окончил Будапештский технический университет. В раннем творчестве архитектора угадывается влияние работ Рудольфа Штайнера (австрийского ученого, оккультиста, эзотерика, социального реформатора, архитектора и знаменитого мистика 20 века).

Экспозиция выставки представлена яркими фотографиями творений архитектора, воплощенными в жизнь, и проектами, так и оставшимися в зачатке, а также макетами сооружений. С первого взгляда вы смотрите и понимаете, это что-то экстраординарное, взгляд цепляют необычные детали, и в целом образы домов, многие из которых похожи на живых существ. На вас как будто смотрят их глаза, и четко просматривается характер. Они словно приглашают войти… Я видела фото пары частных домов, построенных господином Маковецем, и – честное слово – я бы там жила! Я рассматривала и удивлялись – как можно было так придумать? Например, чтобы веранду затеняли резные деревья, «стоящие» между вертикальных опор. Вот ветви, совсем как живые, они обрамляют, одевают пространство веранды уютной тенью… И ведь если убрать их – будет совсем другой вид!

Непохожие друг на друга, уникальные проекты, каждый со своей душой, будь то кабак или семейный дом. Вальдорфский детский сад (Шоймар, Венгрия) так удивительно спроектирован архитектором, он как будто и не мог выглядеть иначе. В такой садик я бы с удовольствием отдала своего ребенка, а вы?

Поражают воображение церкви Маковеца, с первого взгляда давая понять, что человек, построивший их, совершенно точно шел по жизни рука об руку с верой, и в каждую из них, неважно какую – евангелическую, католическую, экуменическую – он вложил свою душу. А что это еще, если не душа, когда внутри церкви своды потолка уходят вверх мощными деревянными «ребрами», соединяясь у витража, формой напоминающего сердце… Где фигура Христа, против привычных правил, воздевает руки к небу (что необычно и очень символично – Имре Маковец считал самым важными эпизодом в зарождении христианства именно воскрешение Христа)… Где ангелы точно спустились с небес и наблюдают, охраняют своими добрыми крылами всех людей… И все это сочетается в одном «просто здании», если вдуматься. Разве не потрясающе?

Римско-католическая церковь Святого духа в городе Пакш украшает своим фото обложку буклета, как зерно выставки, визитная карточка творчества великого архитектора. Меня удивило, что помимо креста, на ее куполах уходят ввысь почти языческое солнце и полумесяц, кажется, сошедший с мечети. Как оказалось, это просто символы двух начал – мужского и женского, по задумке автора нашедшие свое отражение в облике церкви.

«Мне всегда хотелось построить то здание, которое уже существовало до появления человечества на земном шаре, с начала времен, которое и есть настоящий живой Дом времен Золотого века.

Пожалуй, в некоторых случаях мне удавалось создать какие-то элементы этого дома, но, увы, мой опыт показывает, что чем ярче предстает перед моими глазами древняя картина, тем более я отдаляюсь от сути. Я становлюсь все больше человеком, оставаясь один на один с темными силами. Исключительно любовь детей и друзей смягчает это состояние так, что молчание Бога становится терпимым. В своей жизни я занимался многим, чтобы прийти к пониманию живого дома: наблюдал за формами движения, находился в поиске минимального пространства, анализировал образцы народного искусства и древней архитектуры, исследовал драму в архитектуре и пространственно-временной континуум.

Хочу верить в то, что у Бога есть юмор, и он простит меня за ту жизнь, на которую давал мне силы, и которую я прожил» (Имре Маковец).

Нельзя сравнивать, однако в музее у меня возник вопрос: почему все знают великого Антонио Гауди, и в значительно меньшей степени – Имре Маковеца, также создававшего уникальные, фантастические произведения? Ответ я получила от милой дамы, которая пришла на выставку уже во второй раз. Она сказала: «Должны совпасть для творца три вещи: талант, время (эпоха) и меценатство». Он осуществлял те свои проекты, в которые были финансовые вливания, вот почему осталось много нереализованных планов, которые живут лишь на бумаге и в памяти компьютера. Хочется верить, что придет время и в них тоже вдохнут жизнь, потому что… как фотографии хотят быть напечатанными, образы нарисованными, а стихи написанными, так же и дома хотят быть построенными, и чтобы ими любовались.

Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Москва, ул. Воздвиженка, 5/25 (понедельник выходной

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

«Мне всегда хотелось построить то здание, которое и есть настоящий живой дом времён золотого века», - говорил венгерский архитектор Имре Маковец. В своих проектах он соединял небо и землю, время и пространство, свой внутренний мир и образ своей страны. В столичном Музее архитектуры открылась выставка работ Имре Маковеца. Эксклюзивные чертежи, рисунки и фотографии рассмотрели «Новости культуры».

Лоб - это крыша, наличники - брови, подоконники - локти. Название частей дома на венгерском языке полностью совпадает с названием частей тела человека. Антропоморфизм в идеях Имре Маковеца соединился с архитектурой: фасады домов - будто лица, потолок в поминальной часовне - человеческие ребра. Они же могли быть и крышей павильона в Севилье, а его поверхность формой напоминать животного.

«Неслучайно эта выставка называется "Соединяя небо и землю". Я думаю, что это человек думал про то, как Земля, как люди Земли взаимодействуют со Вселенной. И, конечно, эта архитектура гуманистична. Она и органична, в ней есть мистика. Это какие-то фантастические сооружения», - описывает директор Музея архитекторы имени А.В. Щусева Ирина Коробьина.

«Каждое здание - законченная мысль», - считал Имре Маковец. И исследовал пространство - изучал положение человека в нем: лежа, сидя, стоя. Его интересовало народное искусство: знаки и символы. Он пытался соединить небо и землю в одной плоскости. Для эксперимента архитектор использовал апельсин.

«Апельсин - это только способ. Маковец рассматривал апельсин как мир, Вселенную. Имре предложил нарезать апельсин по спирали и, тем самым, разложить его на плоскости. Она напоминает s-подобные руны, у кожуры - темная и светлая сторона, как мужское и женское начало, как инь и янь. На двойственности он и построил в дальнейшем свое творчество», - объясняет куратор выставки, архитектор, ученик И. Макевеца Леринц Чернюш.

Римско-католическая церковь Святого Духа в городе Пакш - s-подобные руны и у основания, и в самом строении. По бокам -два ангела, купала украшают солнце и луна - как символы двух начал - мужского и женского.

Имре Маковец считал, что в истории с Иисусом Христом самое важное не распятие, а его воскрешение, потому в Римско-католической церкви Иисус тянется к свету, но служителям церкви это не понравилось, и они перед зданием поставили само распятие. Архитектор не растерялся и на нем обозначил символы своей философии.

Один из основоположников органической архитектуры Имре Маковец большое значение придавал деревьям - он вообще считал, что в древности те могли передвигаться. В своих проектах архитектор использовал их и с кроной, и с корнями.

«Он относился к деревьям как к живому объекту, считал, что это охранники, которые находятся среди нас», - рассказывает Леринц Чернюш.

Имре Маковец ушел из жизни в 2011-м. После смерти его ученики нашли наброски церкви и дорисовали их. Спонсорами экуменической церкви в Девечере стали 13 лесников. Своим последователям Маковец оставил не только искусство, он не уставал повторять: «Оставайтесь свободными - не только художниками, но и людьми».

Вчера френдина выложила обзор интересной выставки в Брюсселе, посвященной модерну и её представителям: Гауди, Орта и Лехнеру: bruxelloise-ru.livejournal.com/55537.htm l Каждая ветвь модерна имела свой национальный колорит, а я вспомнила об интересном венгерском архитекторе, который продолжил традиции модерна, скрестив их с национальными строительными традициями.

{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "474761" ,offered: true ,ticket: "u59b3597347f6b318afdb23ef33c58047" ,nodes: { confirm: "photo-notes-confirm", text: "photo-notes-text", add: "photo-notes-add" }, areas: }


Начну с того, что Будапешт был нашей первой заграницей. Буквально через два года мы уже были в Париже, но эти два года были переломными, так-как мы все превратились из невыездных и ограниченно выездных в свободно путешествующих граждан. Были бы деньги!
В тот момент, съездить за границу было еще достаточно сложно, помню какую очередь мы выстояли, чтобы получить загранпаспорт, купить билет. Само осознание, что мы вырвались за железный занавес, было пьянящим. В нашем питерском Ленкоме шел тогда модный спектакль "Три мушкетера", в осовремененном виде. В тот момент, когда Д,Артаньян, отправившийся за подвесками, ступал на английскую землю, актер, выдержав паузу, кричал радостно:" Заграница!"
Зал взрывался аплодисментами.
Вот и мы, вышли на вокзале Ньюгати, сели на трамвай, чтобы доехать до наших знакомых и, когда трамвай пересекал мост и открылся вид на Дунай, парламент, гору Геллерт и весь прекрасный город, мы почти-что закричали:"Заграница!"
Венгрия, отчасти разрешавшая частный бизнес, который у нас только начинался, уже обросла жирком. Наша знакомая венгерка, с которой буся училась вместе на филфаке универа, посоветовала нам сходить посмотреть коттеджи "новых венгров" на горе. Мы отправились и вечером задавали вопросы, которые сейчас казались бы глупыми. Мы не могли поверить, что эти дома с тремя гаражами для машин, могли принадлежать одной семье. Кто же эти богатые люди? Нам ответили, что строители таких же частных домов, работники автосервиса.

Один из домов, увиденных нами, я нашла в инете, у нас он есть на слайдах. Тогда я не знала его автора. А Автор стал известным архитектором и даже основателем школы.

{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "474776" ,offered: true ,ticket: "u59b3597347f6b318afdb23ef33c58047" ,nodes: { confirm: "photo-notes-confirm", text: "photo-notes-text", add: "photo-notes-add" }, areas: }


Имре Маковец признан, как архитектор - постмодернист, хотя я бы не стала загонять в его в общее стойло постмодернистов, поскольку он имеет свой почерк, а главное тесную связь с национальной венгерской архитектурой и связь с модерном, а не просто заимствует элементы архитектуры прошлого,
вставляя их в современный контекст.

{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "474777" ,offered: true ,ticket: "u59b3597347f6b318afdb23ef33c58047" ,nodes: { confirm: "photo-notes-confirm", text: "photo-notes-text", add: "photo-notes-add" }, areas: }


План дома напомнит архитекторам план дома Константина Мельникова.

{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "474778" ,offered: true ,ticket: "u59b3597347f6b318afdb23ef33c58047" ,nodes: { confirm: "photo-notes-confirm", text: "photo-notes-text", add: "photo-notes-add" }, areas: }

Его архитектура интересна внутренней жизнью, в которой есть бионические поиски модерна, строительные традиции своей страны и удивительно интересная трактовка деревянных конструкций.

Одна из первых больших работ. Деревянная конструкция крыши не только любопытна технически, есть образ, я бы назвала его "историческим".

{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "474780" ,offered: true ,ticket: "u59b3597347f6b318afdb23ef33c58047" ,nodes: { confirm: "photo-notes-confirm", text: "photo-notes-text", add: "photo-notes-add" }, areas: }


Это соединение современности и историчности, флер средневековых трансильванских замков и современные строительные материалы дало новый результат.

Центр "Миллениум"

{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "474758" ,offered: true ,ticket: "u59b3597347f6b318afdb23ef33c58047" ,nodes: { confirm: "photo-notes-confirm", text: "photo-notes-text", add: "photo-notes-add" }, areas: }


{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "474762" ,offered: true ,ticket: "u59b3597347f6b318afdb23ef33c58047" ,nodes: { confirm: "photo-notes-confirm", text: "photo-notes-text", add: "photo-notes-add" }, areas: }


Маковец ищет новые, современные формы на основе традиционного дома с белой стеной и крышей из черепицы, красной или черной. Он строит и церкви и жилые дома, католический центр, любая функциональная задача ведет к поиску новой эстетики с местным колоритом. И в то же время, это отчетливо архитектура этого века.

{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "474763" ,offered: true ,ticket: "u59b3597347f6b318afdb23ef33c58047" ,nodes: { confirm: "photo-notes-confirm", text: "photo-notes-text", add: "photo-notes-add" }, areas: }


{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "474760" ,offered: true ,ticket: "u59b3597347f6b318afdb23ef33c58047" ,nodes: { confirm: "photo-notes-confirm", text: "photo-notes-text", add: "photo-notes-add" }, areas: }


{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "474782" ,offered: true ,ticket: "u59b3597347f6b318afdb23ef33c58047" ,nodes: { confirm: "photo-notes-confirm", text: "photo-notes-text", add: "photo-notes-add" }, areas: }


Так же, как в эпоху модерна, архитектор стремится к уникальному интерьеру, вплоть до мебели.

{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "474773" ,offered: true ,ticket: "u59b3597347f6b318afdb23ef33c58047" ,nodes: { confirm: "photo-notes-confirm", text: "photo-notes-text", add: "photo-notes-add" }, areas: }

Мне очень нравится вот этот автобусный вокзал для небольшого городка. Крыша в виде крон деревьев создает интересный образ, в котором деревянная стропильная конструкция становится ветками этих деревьев.

{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "474781" ,offered: true ,ticket: "u59b3597347f6b318afdb23ef33c58047" ,nodes: { confirm: "photo-notes-confirm", text: "photo-notes-text", add: "photo-notes-add" }, areas: }


{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "474779" ,offered: true ,ticket: "u59b3597347f6b318afdb23ef33c58047" ,nodes: { confirm: "photo-notes-confirm", text: "photo-notes-text", add: "photo-notes-add" }, areas: }


За двадцать лет, с тех пор, как мы увидели коттедж от Имре Маковца, он спроектировал и построил много разнообразных зданий, теперь проектирует целые комплексы.

{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "474759" ,offered: true ,ticket: "u59b3597347f6b318afdb23ef33c58047" ,nodes: { confirm: "photo-notes-confirm", text: "photo-notes-text", add: "photo-notes-add" }, areas: }


{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "474775" ,offered: true ,ticket: "u59b3597347f6b318afdb23ef33c58047" ,nodes: { confirm: "photo-notes-confirm", text: "photo-notes-text", add: "photo-notes-add" }, areas: }


Но приятно и другое, он не остался, как Гауди, одиночкой из ряда вон.Маковец - основатель школы и имеет продолжателей. Теперь он эскизирует и доверяет молодым архитекторам доводить его проекты, а они создадут новые интересные объекты.

{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "474770" ,offered: true ,ticket: "u59b3597347f6b318afdb23ef33c58047" ,nodes: { confirm: "photo-notes-confirm", text: "photo-notes-text", add: "photo-notes-add" }, areas: }


{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "474771" ,offered: true ,ticket: "u59b3597347f6b318afdb23ef33c58047" ,nodes: { confirm: "photo-notes-confirm", text: "photo-notes-text", add: "photo-notes-add" }, areas: }


{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "474772" ,offered: true ,ticket: "u59b3597347f6b318afdb23ef33c58047" ,nodes: { confirm: "photo-notes-confirm", text: "photo-notes-text", add: "photo-notes-add" }, areas: }

Похожие статьи

  • Пьер-Жозеф Прудон: краткая биография и основы идеологии

    Прудон Пьер Жозеф (1809-1865) - французский мелкобуржуазный политический деятель, философ, социолог и экономист, один из основоположников анархизма . В философии Прудон - идеалист, эклектик; вульгаризировал гегелевскую диалектику,...

  • Отражение менталитета народа в языке Исторические изменения в языке

    Осознание неуниверсальности и относительности понятия множества в описании мира влечет за собой совершенно новую и чуждую традиционной европейской науке идею целостности - целостности как уникального свойства единства мира, конечной...

  • Чем закончится для человечества локальный ядерный конфликт

    16 июля 1945 года на авиабазе ВВС США в штате Нью-Мексико произошло событие, изменившее всю последующую историю человечества. В 5 часов 30 минут по местному времени здесь была взорвана первая в мире ядерная бомба Gadget, мощностью 20...

  • Поверхностные акустические волны

    Звук представляет собой звуковые волны, которые вызывают колебания мельчайших частиц воздуха, других газов, а также жидких и твердых сред. Звук может возникать только там, где есть вещество, не важно, в каком агреатном состоянии оно...

  • Солнечные и лунные затмения

    Чтобы произошло солнечное затмение, Земля, Луна и Солнце должны выстроиться в одну линию, что бывает только в моменты новолуний. Из-за движения Луны по орбите со скоростью около 1 км/с ее тень приблизительно с той же скоростью перемещается...

  • Ближайшими предками ресничных червей считаются

    Класс ресничные черви или турбеллярии - относятся к типу плоские черви. Тип плоские черви включает такие классы, как ресничные, сосальщики, ленточные и насчитывает около 26000 видов. Представитель ресничных червей Происхождение ....