Кто был лидером эстетического движения. Прерафаэлиты: цель искусства, художники, задачи, картины. Картины на исторические темы

Никогда не задумывались, почему движения каждого человека настолько неповторимы и уникальны?
Манера ходьбы, движения руками, пальцами, общая координация.

Почему одни движутся завораживающе плавно, гармонично, а другие дерганно и неестественно или даже просто двигаются. Невыразительно, усредненно.
Почему от того, как одна девушка садится на стул или подносит ко рту чашку кофе теряешь голову, а другая может извиться в страстном танце, но не вызовет и половины таких же эмоций?

Что делает наши движения законченными?
Наполненными той самой эстетикой, которая всегда притягивает взгляд. Завораживает.

Для начала можно посмотреть на то, как двигаются люди, которых мы хорошо знаем.
Что из их жизни привносит в их движения свои неповторимые черты.

Во-первых, это конечно же спорт. Многократные повторения одних и тех же движений глубоко врубаются в память тела.
Мы начинаем привыкать двигаться так, как нас учили двигаться.
Причем не важно, чему именно нас учили: ходить на лыжах, танцевать или драться.
Движения всегда выдадут, что именно запомнило ваше тело. Легкий скользящий шаг, "переваливание" с ноги на ногу с проносом корпуса, легкие пружинящие движения - иногда они едва заметны, а иногда складывается впечатление, что человек и не уходил со своей тренировки.

Мой первый тренер рассказывал мне, как еще в юности они любили в спортшколе наблюдать из окна за людьми и угадывать по их движениям, чем именно они занимаются.
Прошло время, и вот я уже увлекся чем-то подобным:)

Конечно, не только спорт дает о себе знать.
Травмы, страхи, сиюминутные эмоции - все они отражаются на манере двигаться, держаться.

Когда в человеке смешиваются много разных "школ движения" наблюдать за ним становится куда интереснее.
В этом случае человек начинает двигаться не просто по рельсам привычного, а все больше приближается к той самой гармоничности.
Его тело запомнило во много раз больше путей, его координационная сеть во много раз чаще - практически любое его движение наполнено.

И тогда уже совсем не важно, что именно он делает - колет дрова, танцует, переносит тяжести или рубит салат.
Любое его движение в этом случае будет естественно. Экономично. Красиво. Инстинктивно!

Недавно был в супермаркете, и, как всегда, по ходу дела развлекался с тележкой.
Не, ну нужно же как-то развлекать себя в магазине, помимо сбора продуктов:))
А после того, как стал заниматься танцами - это становится великолепным развлечением.

Так вот - эстетика движения с тележкой, это тот же танец, где тележка, практически идеальная партнерша!
Она движется точно по вашим движениям, крутится, легко управляется, плавно скользит.

Толкаешь ее между людьми, легко проходишь рядом, одной рукой закручиваешь тележку, другой снимаешь с полки продукт, сам делаешь разворот, встречаешь тележку рукой, меняя направление вращения так, чтобы она легко прошла между людей...
Чем тяжелее тележка, тем интереснее управлять - больше приходится предсказывать движений людей вокруг, делать поправку на инерцию, на расположение продуктов внутри, которые смещают ее центр тяжести. Это невероятно задорно:)

Женские движения - отдельная песня:)
Движения некоторых как будто бы наполнены своей внутренней красотой, витальностью , женственностью.
Они будут одинаково естественны и в вечернем платье, и в камуфляже в лесу, и в картофельном мешке с дыркой для головы (с)
Движения рук, повороты головы, направления взгляда... как мало же таких осталось.
Раньше этому специально учили. Теперь тоже учат, но мало кто учится.

Куда больше стало девушек, движения которых резкие - пацанские или наоборот нарочито женские, аляповатые, карикатурные.
Они не понимают, что важна не длина юбки, а соответствие длины юбки внутреннему содержанию:)

Знакомые люди всегда узнают по манере движения.
Мы можем еще не видеть лицо, не узнать одежду, но одну ногу, крюк вместо руки и попугая на плече походку и манеру двигаться мы узнаем всегда.

Попробуйте задуматься о том, как вы двигаетесь.

Попробуйте хоть ненадолго специально обратить на это внимание - перевести бессознательный процесс в сознательный.
Не с целью исправления, хотя может вам и захочется это сделать.
А просто из любопытства. Попробуйте почувствовать эстетику собственного движения.

Присмотритесь к мелочам, который составляют ваш образ.
Осознайте, откуда именно взялась та или иная манера что-то делать.
Сможете узнать о себе много нового:)

Arts and Crafts - “Искусства и ремесла”. Это художественное течение возникло в Англии в 1860-х годах как реакция на эпоху индустриализации и промышленной революции. В него входили художники, дизайнеры, архитекторы, ремесленники и писатели. Вдохновителем движения и его неофициальным лидером был Уильям Моррис , в котором уживались художник-романтик и бизнесмен, мечтатель и политический деятель. Мощная харизма Морриса придавала жизненную энергию всему движению Arts and Crafts.

Главное, против чего восставали члены Arts and Crafts - это бездушное машинное производство, лишившее работника радости от своего труда. С конвейера сходили аляповатые, безвкусные вещи, которыми люди наполняли свои дома - мебель, ткани, посуда. Индустриализация принесла с собой всеобщий упадок художественного вкуса, когда красоту и гармонию подменила “красивость”.

Цель Arts and Crafts - вещи, сделанные людьми и для людей, радующие и того, кто их создает, и тех, кто ими пользуется. Изготовленные вручную предметы обихода гораздо лучше по качеству и вкусу и не идут ни в какое сравнение с машинными. Идеалом организации производства для Arts and Crafts были средневековые гильдии - когда весь процесс производства вещи, от задумки до окончательной отделки, проходил через руки мастера.

Художественные идеи это течение черпало в европейском искусстве Средневековья, в исламском искусстве и в недавно открытом европейцами искусстве Японии. Те, кто разделял принципы Arts and Crafts, пробовали себя в разных отраслях: изготавливали мебель, гобелены, обои, драпировки, изделия из металла, стекла и керамики.

Основные приметы стиля Arts and Crafts:

  • Ручная работа.
  • Простые формы, умеренность украшений и продуманность орнамента. Мебель была простой, невычурной и почти лишенной украшений, а вот обои и ткани были, наоборот, очень декоративны.
  • Подчеркивание красоты и фактуры природных материалов.
  • Легкая незавершенность форм, их вертикальность и удлинненность.
  • Орнамент из растений или животных.

В 1860-х годах Уильям Моррис основал компанию по производству предметов декоративно-прикладного искусства Morris and Co, в которую вошли его друзья: художники- прерафаэлиты Данте Габриэль Росетти, Эдвард Берн-Джонс, Форд Мэдокс Браун

и архитектор Филип Уэбб. Эта компания, в которой Моррис проработал до конца жизни, поощряла и спонсировала возрождение традиционных ремесел - витражной росписи, ручной вышивки, изготовление набивных тканей для стен и мебели, крашение шелка и шерсти природными красителями. Моррис сам придумывал поразительно красивые орнаменты - для обоев, для набивных и шерстяных тканей, для вышивки. Он в одиночку возродил производство гобеленов, и гобелены, созданные по его дизайну, до сих пор производятся и продаются в Британии.

Мечтой Морриса был дом как произведение искусства. "Мне еще не доводилось бывать ни в одном богатом доме, который не стал бы только лучше, если бы девять десятых из того, что в него понапихано, отправилось бы в костер", - заявлял Моррис. Его мечта воплотилась, когда он, в содружестве с архитектором Филипом Уэббом, построил под Лондоном Red House - Красный дом

(получил такое название потому, что, в отличие от всех домов той эпохи, не был оштукатурен - стены остались из красного кирпича), который преподнес в качестве свадебного подарка своей жене Джейн. Дизайн всей внутренней отделки и интерьера был выполнен по эскизам Морриса.

Хотя главной идеей Arts and Crafts было внести красоту в повседневный быт простых людей, вскоре оказалось, что для них изделия из мастерских Морриса не по карману - мастеру-художнику за работу требовалось платить достойную плату, поэтому конкурировать с фабричным производством в плане доступности продукции не получилось. Однако у состоятельных клиентов изделия фирмы Морриса пользовались неизменным успехом.

Члены движения Arts and Crafts всячески поддерживали рукоделие не только на профессиональном, но и на любительском уровне. Созданная ими в 1880-х годах Ассоциация домашних искусств и рукоделий (куда входили и члены королевской семьи) проводила мастер-классы по всей стране, организовывала выставки.

Большая заслуга Arts and Crafts в том, что они первыми провозгласили тесную связь дизайна и качества жизни. Многие черты этого течения сохранились в художественных стилях, которые пришли ему на смену - эстетизме и модерне.

Ключ к пониманию Arts and Crafts заключен в лозунге, который был придуман другим видным членом движения, архитектором и художником Чарльзом Войси: "Head Hand and Heart" - "Голова, руки и сердце". "Голова" - это способность к творчеству и воображение, "руки" - умение и мастерство, "сердце" - любовь и искренность.

Я больна Оскром.
Я больна его творчеством.
Я больна его произведениями.
Я больна.
Я больна...)))

Итак...что он из себя представляет:

Оскар Уайльд - великий ирландский поэт и драматург, который стал известен благодаря своим сатирическим произведениям "Lady Windermere"s Fan", 1892, и "The Importance of Being Earnest", 1895.
Уайльд был идейным лидером эстетического движения в Англии в XIX веке, который выступал за искусство ради самого искусства.
Оскар Уайльд в конце жизни оказался в центре скандала, связанного с его гомосексуальной связью, шокировавшей лондонскую общественность.

Уайльд родился 16 октября 1854 года в Дублине, в семье профессиональных литераторов.
Его отец был хирургом, однако совмещал эту деятельность с изданием книг по археологии, фольклору и биографии и творчеству Джонатана Свифта. Что касается мамы, то она принадлежала к революционному крылу английской литературной общественности и увлекалась кельтскими мифами и фольклором.
После окончания королевского колледжа в Эннискиллене (1864-1871) Уайльд поступил в Тринити колледж в Дублине (1871-1874), а затем в 1874-78 годах учился в Оксфорде, окончив его с отличием.
Ещё во время учебы Уайльд искрил остроумием, был настоящим позером, но, тем не менее, в 1878 году получил премию Ньюдигейт за поэму "Равенна".

Практически все основные работы Уайльда были созданы и опубликованы в последние годы его жизни.
Например, в "The Picture of Dorian Gray", 1890, Уайльд совместил элементы готической новеллы с греховностью французского декадентства. В "Intentions", 1891, состоящей из нескольких ранее опубликованных эссе, Уайльд определил свое отношение к искусству, заимствовав идеи у французских поэтов Теофила Готье и Шарля Боджелера, а также у американца Джеймса Уистлера.
В том же году свет увидели две отдельные работы - "Lord Arthur Savile"s Crime" и "A House of Pomegranates".

Оскар Уайльд умер совершенно неожиданно 30 ноября 1900 года от менингита, полученного через ушную инфекцию.
В последние дни жизни он перешел в лоно Римского католической церкви, которой всегда восхищался.

Крылатые выражения

Храни любовь в сердце своем.
Жизнь без нее подобна бессолнечному саду с мертвыми цветами

Тоска - страшный недуг тех, кому жизнь ни в чем не отказывала

Опыт - это имя, которое каждый дает своим ошибкам

Мужчины женятся со скуки, женщины - из любопытства. И те, и другие испытывают разочарование

Мужчины всегда хотят быть первой любовью женщины. Женщины мечтают быть последним романом мужчины

Женщины относятся к нам, мужчинам, так же, как человечество - к своим богам: они нам поклоняются - и надоедают, постоянно требуя чего-то

Это - то и злит меня в женщинах.
Обязательно им подавай хорошего мужчину

Чтобы вернуть свою молодость, я готов делать все, - только не вставать рано, не заниматься гимнастикой и не быть полезным членом общества

Женщины бывают только двух родов: некрасивые и накрашенные

Джентльмен - это человек, который никогда не оскорбит ближнего без намерения

Весь мир - театр, но труппа никуда не годится

Образование - вещь превосходная, но хорошо бы иногда помнить, что ничему из того, что следовало бы знать, научить нельзя

Общество испытывает поистине ненасытное любопытство ко всему, любопытства не заслуживающему

Оптимизм начинается с широкой улыбки и кончается синими очками

Патриотизм по сути своей агрессивен, а патриоты, как правило,- люди злые

В жизни есть только две настоящие трагедии: одна - когда не получаешь того, чего хочешь, а вторая - когда получаешь

В любви есть некоторая романтика, в помолвке - никакой, ведь помолвка большей частью кончается свадьбой.

В наше время у каждого великого человека есть ученики, причем его биографию всегда пишет Иуда

В наш уродливый и благоразумный век поэзия, живопись, музыка черпают вдохновение не из жизни, а друг у друга

Вопросы никогда не бывают нескромными. В отличие от ответов

В поведении людей, которых разлюбили, всегда есть что-то нелепое

Все великие идеи опасны

Все женщины похожи на своих матерей, и в этом их трагедия, но ни один мужчина не похож на свою мать, и в этом тоже его трагедия

Все можно пережить, кроме смерти, и люди все вам готовы простить,кроме незапятнанной репутации

В современном мире ничто не производит столь благоприятного впечатления, как бесцветность.
Она сближает

В старые добрые времена книги писали писатели, а читали все; теперь же книги пишут все, но не читает никто.

Должен сознаться, что родственники вызывают у меня живейшее отвращение. Происходит это, видимо, оттого, что невозможно переносить, когда у других такие же недостатки, как у тебя

Дружба между мужчиной и женщиной - вещь невозможная; между ними может быть страсть, вражда, обожание, любовь, но только не дружба

Дружба трагичнее любви - она умирает гораздо дольше

Душа рождается старой и постепенно молодеет. Это комедийная сторона жизни. Тело же рождается молодым и постепенно стареет. А это сторона трагедийная

Единственное, чего не видит художник,- это очевидное.
Единственное, что видят другие,- это очевидное.
Результат - критические статьи о художнике в газетах

Женщины вдохновляют нас на создание шедевров, но мешают нашему вдохновению реализоваться

Женщины стали слишком остроумными. Ничто так не мешает в любви, как чувство юмора у женщины и его отсутствие у мужчины

Жизнь - слишком серьезная штука, чтобы воспринимать ее слишком серьезно

Жить в средние века значило не иметь тела; жить сегодня - значит не иметь души; жить в Древней Греции значило не иметь на себе одежды

Истина перестает быть истиной, если в нее поверят больше,чем один человек

Каждая женщина - бунтарь по натуре, причем бунтует она исключительно против себя самой

Мужчин можно анализировать и обсуждать, женщин же только обожать

Большинство из нас - это не мы.
Наши мысли - это чужие суждения;
наша жизнь - мимикрия;
наши страсти - цитата

Бывать в обществе просто скучно.
А быть вне общества - уже трагедия

Быть естественной очень трудная поза - долго не выдержишь!

Абсурдно делить людей на хороших и плохих.
Люди бывают или обаятельные или занудные

Как только человек начинает мыслить, у него непропорционально вытягивается нос, или увеличивается лоб, или что-либо другое портит его лицо.
Посмотри на выдающихся деятелей любой ученой профессии - как они уродливы!
Исключение составляют, конечно, наши духовные пастыри, - но эти ведь не утруждают своих мозгов

Верность!
В ней - жадность собственника.
Многое мы охотно бросили бы, если бы не боязнь, что
кто-нибудь другой это подберет...

Честолюбие - последнее прибежище неудачников
Самый большой порок - поверхностность
...Скептицизм - начало веры
Злословие - это сплетня со скучным оттенком морали
Мода - это то, во что одеваемся мы сами.
Немодно то, что носят другие
Это ужасно тяжелая работа - ничего не делать

Цель жизни - самовыражение.
Проявить во всей полноте свою сущность - вот для
чего мы живем

Красота выше гения, потому что не требует понимания

Философия учит нас с невозмутимостью относиться к неудачам других

Когда о вас говорят, то хуже этого может быть только одно - когда о вас не говорят

Женщину никогда нельзя обезоружить комплиментом, мужчину можно всегда

Я живу в постоянном страхе, что меня поймут правильно

Своих мужей ревнуют некрасивые женщины.
Красивым женщинам не до того - они заняты тем, что ревнуют чужих мужей

Настоящая великая страсть встречается ныне довольно редко.
Это привилегия людей, которым больше нечего делать

Только неглубокие люди знают себя до самых глубин

Любовь к себе - это начало романа, который длится всю жизнь

Прощайте ваших врагов- это лучший способ вывести их из себя

Пунктуальность - воровка времени

Молитва должна оставаться без ответа, иначе она перестает быть молитвой и становится перепиской

Я предпочитаю мужчин с будущим, а женщин - с прошлым

Мода - настолько невыносимая разновидность уродства, что приходится менять ее каждые полгода

Я всегда очень дружески отношусь к тем, кто мне безразличен

Мужчина может быть счастлив с любой женщиной, если только он не влюблен в нее

Когда мы счастливы, мы всегда добры, но когда мы добры, мы не всегда счастливы

Всегда приятно не прийти туда, где тебя ждут

Когда человек приходит в гости, он тратит время хозяев, а не свое

У меня непритязательный вкус: мне вполне достаточно самого лучшего

Если вы хотите узнать, что на самом деле думает женщина, смотрите на нее, но не слушайте

Нельзя доверять женщине, которая не скрывает свой возраст. Такая женщина не постесняется сказать все что угодно

  • 3. Реализм во Франции второй половины XIX века. «Расин и Шекспир» Стендаля как эстетическая программа реалистической художественной системы.
  • 4.Специфика жанра новеллы во французской литературе второй половины XIX века.
  • 5. Этические и эстетические взгляды ф. Стендаля и их отражение в творчестве.
  • 6. Художественное своеобразие социально-психологического романа ф.Стендаля «Красное и черное».
  • 13. Эстетика г.Флобера. Место писателя в литературном процессе Франции XIX века.
  • 14. Художественное своеобразие романа г.Флобера «Мадам Бовари».(1856г.)
  • 15. Французская поэзия 50-60 гг. XIX века.
  • 16. Эстетика «Парнасской школы». Леконт де Лиль, т.Готье и др.
  • 17. «Теория соответствий» ш. Бодлера и ее отражение в сборнике «Цветы зла».
  • 2) Перетекающие друг в друга чувственные впечатления обладают силой внушения: они пробуждают воспоминания. Главным становится аромат (стихотворения "Экзотический аромат", "Волосы").
  • 3) Сам природный психофизический мир (мир вещей, чувств.Впечатлений, эмоц. Переживаний) оказывается знаком, отзвуком, отражением духовной сверхприроды (мир вещей/мир идей)
  • 18. Э.Золя как теоретик натурализма. Художественное своеобразие одного из романов (по выбору).
  • 19.Мастерство Мопассана-новеллиста.
  • 20.Романное творчество Мопассана
  • 21. Художественный мир ч. Диккенса
  • 22. Жанр рождественской повести в творчестве ч. Диккенса. («Рождественская песнь в прозе»). «Рождественская философия» ч. Диккенса.
  • 40-Е годы - Диккенса глубоко волнует вопрос о путях усовершенствования общества.
  • 23.Своеобразие поэтики романа ч. Диккенса «Домби и сын».
  • 24.Тема детства и воспитания в творчестве ч. Диккенса и ее влияние на русскую литературу XIX века.
  • 25.Английские романистки XIX века. Творчество Дж. Остен, ш. Бронте, э. Бронте, Дж. Элиот (1 роман по выбору).
  • 1) Творчество отражает характерные тенденции в развитии реализма 50-70-х годов XIX в. 2) Вступила в литературу в то время, когда общественный подъем 40-х годов был уже позади.
  • 2) 1862-1880; Романы «Ромола» (Romola, 1863), «Феликс Холт, радикал» (Felix Holt, the Radical, 1866), «Миддл-марч» (Middlemarch, 1872) и «Даниэль Деронда» (Daniel Deronda,1876).
  • 26.Романтические и реалистические тенденции в романе ш. Бронте «Джейн Эйр».
  • 27.Художественный мир у.Теккерея.
  • 28.Художественное своеобразие романа у. Теккерея «Ярмарка Тщеславия». Символика заглавия и подзаголовка. Образ Кукольника.
  • 2 Сюжетные линии ведутся параллельно, но пересекаются в определенных точках, изображается жизнь двух семейств:
  • 36. Проблематика американской литературы (на примере романного творчества г. Бичер-Стоу, м. Твена и др. Авторов).
  • 5 Июня 1851 года в газете «НациональнаяЭрф» в Вашингтоне началось серийное издание еще не законченной книги.
  • 35. Своеобразие поэтики у. Уитмена.
  • 34. Символика названия сборника «Листья травы» у. Уитмена. Лирический герой у.Уитмена. Уитмен и Маяковский.
  • 33. Значение жанра романа для развития реализма в западноевропейской литературе второй половины XIX века.
  • 32.Синтез романтического и реалистического начал в западноевропейской литературе XIX века.
  • 31.Тема «утраченных иллюзий» в западноевропейской литературе XIX века.
  • 30.Эстетика и творчество поэтов и художников прерафаэлитов.
  • 30.Эстетика и творчество поэтов и художников прерафаэлитов.

    Прерафаэлиты (англ. Pre-Raphaelites) - направление в английской поэзии и живописи во второй половине XIX века, образовавшееся в начале 1850-х годов с целью борьбы против условностей викторианской эпохи, академических традиций и слепого подражания классическим образцам.

    Самыми видными членами прерафаэлитского движения были поэт и живописец Данте Габриэль Россетти (духовный лидер), живописцы Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Милле, Мэдокс Браун, Эдвард Бёрн-Джонс, Уильям Моррис, Артур Хьюз, УолтерКрейн, Джон Уильям Уотерхаус.

    Первым этапом развития прерафаэлитизма было возникновение так называемого «Братства прерафаэлитов », состоявшего первоначально из семи «братьев»: Дж. Э. Милле, Холмана Ханта (1827-1910), Данте Габриэля Россетти, его младшего брата Майкла Россетти, Томаса Вулнера и живописцев Фредерика Стивенса и Джеймса Коллинсона.Братство прерафаэлитов - общество, находящегося в оппозиции по отношению к официальным художественным течениям.

    Они противники старых канонов живописи. Прерафаэлиты поднимают эстетический бунт. Ориентируются на средневековых мастеров. Обращаются и к сюжетам Античности, Востока, библии и евангельских сюжетов. Сочетание детального изображения пейзажа и сложной символики. Это игра света, ярких красок жизни.

    Их издание – издание «Росток».

    Прерафаэлиты отказались от академических принципов работы и считали, что всё необходимо писать с натуры. Они выбирали в качестве моделей друзей или родственников. Так, например, на картине «Юность Девы Марии» Россетти изобразил своих мать и сестру Кристину. Он же, во время создания картины «Офелия», заставлял Элизабет Сиддал по нескольку часов лежать в наполненной ванне. Более того, прерафаэлиты изменили отношения художника и модели - они стали равноправными партнерами. Россетти мог рисовать королеву с продавщицы, богиню с дочери конюха.

    Большинство прерафаэлитов занимались поэзией, но, по мнению многих критиков, она имеет ценность именно поздний период развития прерафаэлитизма. Данте Габриэль Россетти, его сестра Кристина Россетти, Джордж Мередит, Уильям Моррис и АлджернонСуинберн оставили значимый след в английской литературе, но наибольший вклад внес Россетти, захваченный стихоторениями итальянского Возрождения и особенно произведениями Данте. Главным лирическим достижением Россетти считается цикл сонетов «Дом Жизни» (TheHouseofLife). Кристина Россетти также была известной поэтессой. Поэзией занималась и возлюбленная Россетти, Элизабет Сиддал, чьи произведения остались неизданными при жизни. Уильям Моррис был не только признанным мастером витражей, но и вел активную литературную деятельность, в том числе написал много стихов. Его первый сборник «Защита Гвиневры и другие стихотворения» был опубликован в 1858 году, когда автору было 24 года.

    Источником вдохновения для них служит – поэзия Теннисона.

    Под влиянием поэзии прерафаэлитов развизвалось британское декадентство 1880-х годов: Эрнст Доусон, Лионель Джонсон, Майкл Филд, Оскар Уайльд. Романтическая тоска по Средневековью нашла отражение в раннем творчестве Йейтса.

    А. Теннисон, Р. Браунинг

    В 1890 году Уильям Моррис организовал издательство «Кельмскотт-пресс» (KelmscottPress), в котором вместе с Бёрн-Джонсом напечатал несколько книг. Это период называют кульминацией жизни Уильяма Морриса. Опираясь на традиции средневековых переписчиков, Моррис, также как и английский график Уильям Блейк, попытался найти единый стиль оформления страницы книги, ее титульного листа и переплета. Лучшим изданием Морриса стали «Кентерберийские рассказы» Джефри Чосера; поля украшены вьющимися растениями, текст оживляют заставки-миниатюры и орнаментированные заглавные буквы.

    В последние дни первополосной стала тема молодежного движения в России. Аналитики спорят о том, какое из направлений более перспективно, за кем пойдут массы. Мы решили поговорить о молодежном движении с одним из его пионеров, Ильей Пономаревым , членом оргкомитета Молодежного Левого Фронта

    Скажите, на ваш взгляд, чем обусловлено столь пристальное внимание всех политических сил к молодежному движению, проявившееся в последнее время?

    Мне кажется, причина лежит на поверхности. В стране эволюционный путь развития политической системы практически исчерпан. Демократическая модель управления образца 90-х, и без того не слишком развитая, оказалась разрушена. Ни один из признаков демократического государства - разделение властей, система сдержек и противовесов, федерализм и местное самоуправление - не выражен в России. Ветви власти потеряли свою самостоятельность, и политическая самореализация через парламентские процедуры невозможна.

    Отсюда резко возросли ожидания революционных преобразований. А они могут быть осуществлены только молодежью, по понятным причинам. Так что кто будет контролировать молодежное движение, тот и будет следующим лидером страны.

    Кто был первопроходцем, вы в КПРФ или НБП? Почему коммунистам не удалось кооптировать молодежь на выборах-2003?

    НБП - это не молодежное движение. Это постмодернистский эстетический проект интеллектуальных провокаторов (употребляю это слово в позитивном смысле), к которому приложили руку многие яркие и нетривиальные личности: Лимонов, Дугин, Курехин, Белковский и др. Это попытка, и довольно успешная, отмобилизовать наиболее пассионарную, интеллектуально и эстетически неудовлетворенную часть общества (в противоположность социальной и экономической неудовлетворенности, питающей левых). Для осуществления этой мобилизации НБП используется причудливая смесь тоталитарных и фашистских символов, геополитических построений, примитивно понятых левых идей и национал-патриотической демагогии.

    Настоящее молодежное движение, основанное на тех или иных идейных и политических принципах, безусловно, рождалось другими людьми и по-другому. Были левые движения, наследники комсомола - прежде всего, РКСМ Малярова и его наследники - СКМ РФ (комсомол КПРФ), РКСМ(б) (комсомол РКРП) и т.п. Появились независимые левые группы и тенденции, от анархистов и троцкистов до антиглобалистов. Эти организации, большинство из которых объединено сейчас в коалицию, называемую Молодежный левый фронт, владеет инициативой на левом фланге.

    Последние полтора года активно развивается молодежный либеральный проект - "Молодежное Яблоко". Сейчас создается твердое ощущение, что кроме ММЯ и группы отставных политиков у либералов ничего и нет.

    Есть и проект путинских хунвейбинов - "Идущие вместе", которые, хотя и скрепляются на финансовой основе, имеют определенную систему взглядов и принципов. Думаю, что именно перечисленные мной организации и являются тем полем, которое можно определить как современное молодежное движение. Причем традиционные политические партии (ни КПРФ, ни Яблоко, ни Единая Россия), как правило, не имеют к нему никакого отношения.

    - Почему? Вы считаете, что они (КПРФ, ЕР и Яблоко) не умеют работать с молодежью?

    Дело не в умении. Мое глубокое убеждение, что наличие "дочерней" молодежной организации у партии - признак ее болезни. Это следствие того, что сама партия не в состоянии предложить молодому человеку возможности для самореализации внутри себя. Но так как молодежь все-таки нужна (должен же кто-то раздавать листовки, работать "в поле" на избирательных кампаниях и т.п.), то старые политики и создают им альтернативный "загончик", обезопасивая себя от конкуренции, снимая в то же время дивиденды от деятельности своих юных сторонников. Это так же, как чиновники придумали "молодежную политику", "молодежные парламенты" - лишь бы молодые люди не занимались настоящей политикой, и не претендовали на настоящий парламент.

    Заканчивается это одинаково - либо молодежная организация становится чисто бюрократическим отстойником, либо входит в конфликт с партийным руководством. Это произошло или происходит и с РКСМ, и с СКМ, и с "Молодежным Яблоком", и с "Молодежным СПС", и с "Идущими вместе".

    Чем должна, на ваш взгляд, заниматься молодежная организация? Какие акции или действия в последнее время предпринимаете вы?

    Революцией (смеется).

    Если серьезно, то конкретными делами - и чем более они радикальны и нетрадиционны, тем более привлекательно будет выглядеть подобная организация для молодежи.

    Вы сказали, что молодежная организация должна заниматься революцией. Но почему? Почему обязательно революцией? Может быть, лоббированием интересов молодежи, состоящей в организации? Может быть, созданием дополнительных инструментов социальной мобильности? Почему мы сразу упираемся в желание все сломать, а затем...?

    Потому что молодежи заниматься "лоббированием" скучно и не интересно (смеется).

    На самом деле, о ненормальности желания "до основания, а затем", я говорю и сам. Но только в том случае, если в стране есть нормальный политический процесс, политик - такая же профессия, как и любая другая. Только тогда молодой человек может встать на этот путь, быть избранным в органы власти и отстаивать те или иные интересы (в т.ч. интересы молодежи). Сейчас это невозможно не только для молодых (хотя для молодых особенно), но и в принципе. Через выборы сложившийся строй не сменить. Поэтому сейчас резко усилившийся приток молодежи в политические организации можно только приветствовать, потому что у представителей старшего поколения энергетики не хватит, чтобы сменить систему, а у молодых - вполне. Причем, к нам приходят люди, которые не хотят быть профессиональными политиками, зато хотят восстановить попранную справедливость, создать новые возможности для самореализации для всех, в том числе и для себя. Разве это не прекрасно?

    - А чем занимается МЛФ? Какие вопросы вы решаете, какие акции проводите?

    Левый Фронт фактически заявил о себе осенью 2003 года с такой нетривиальной формой действий, как флэш-мобы. Это западное веяние было нами переосмыслено для ведения политической борьбы. В нашем варианте, это были театральные точечные акции, перформансы. Они наполнены определенными символами, часто эпатажными, и при сравнительно небольшом количестве участников привлекают значительное внимание СМИ и позволяют обходить юридические препоны (к счастью, закона о проведении флэш-мобов Дума еще не приняла). Такие акции как "выстрел Авроры", "Матрица.Революция", "Вова, домой", "Марш голосовавших за Путина", прошли в целом ряде регионов и имели значительный резонанс.

    Сейчас, правда, подобные акции в наших структурах встречаются не так часто - потому что от задачи привлечения внимания к себе мы перешли к системной работе. Выросшее число активистов, налаженные организационные механизмы, а главное - большое количество мест приложений усилий, подкидываемых нам властью, это позволяет. Примеров подобной деятельности может быть много.

    Во-первых, это уличные акции. Мы, конечно, не можем претендовать на то, что мы в состоянии самостоятельно организовать многотысячные выступления, подобные тем, что прокатились по стране в январе-феврале. Но в подавляющем большинстве случаев молодежные лидеры вставали во главе масс протестующих, так как были единственными политическими фигурами, которые были готовы к любым действиям, а также к тому, чтобы формализовать требования протестующих не в виде абстрактных резолюций митингов, а в виде конкретных требований от конкретных властных структур. Во многих местах благодаря молодым левым протесты имели осязаемый успех.

    Например, в Красноярске, на 50% повышены нормы потребления электроэнергии. В Твери отменено повышение тарифов на ЖКХ. В Перми был взят в заложники губернатор Чиркунов, после чего власть пошла на значительные уступки по монетизации льгот. Аналогично был захвачен первый вице-губернатор Краснодарского края Ахеджак. В Алтайском крае, Томской области, еще нескольких регионах молодые коммунисты были в первых рядах штурма региональных администраций.

    Во-вторых, рабочее и профсоюзное движение. Первые успехи были в прошлом году. При поддержке наших организаций и дружественных МЛФ профсоюзов (прежде всего, это ВКТ - Всероссийская Конфедерация Труда, в которую входит профсоюз Норильского никеля, профсоюз АвтоВАЗа, профсоюз Московского метрополитена, Независимый профсоюз горняков) был достигнут ряд конкретных результатов.

    На крупнейшем горнодобывающем предприятии Мурманской области осенью силами СКМ была организована забастовка, в результате которой всем работникам комбината были подняты зарплаты и начат процесс пересмотра условий труда. Последний пример - в жестком противостоянии с одним из лидеров московского строительного рынка, на котором владельцы позволяли себе не платить людям зарплату по 6 месяцев, вчера достигнута полная победа восставшими рабочими. Их действиями руководили Революционная Рабочая Партия (РРП) и также СКМ.

    При этом, надо сказать, что не стоит полностью отказываться и от "традиционных" политических действий. Например, региональные организации, входящие в МЛФ, более чем успешно участвовали в ряде избирательных кампаний. Мы поставили целую серию "рекордов" самых молодых избранных политиков, начиная с 18-летней Марии Марусенко, ставшей депутатом муниципального собрания в Москве. Есть и 27-летний мэр, и 28 летний глава района, и 29 летний спикер регионального законодательного собрания.

    Молодые левые сейчас владеют инициативой с точки зрения теоретической работы по политическим, социальным и экономическим проблемам российского общества, ведя анализ положения дел в стране, основываясь на марксистской теории. Это то, что руководство КПРФ, например, давно забросило, и что завело партию весьма далеко от тех принципов, которые закладывались ее основоположниками. Работы активистов левых организаций регулярно публикуются в нашей прессе и в Интернете.

    Вы хорошо рассказали о реальной работе организации. Я сам много читаю о том, что Вы делаете. Но при этом, согласитесь, вы находитесь на медийной периферии. Ибо первенство отдано членам НБП, которые, возможно имеют на это какое-то право, и "Молодежному Яблоку", структуре, на мой взгляд, довольно аморфной и участием в серьезных акциях не замеченной. Почему такая ситуация сложилась?

    Потому что НБП и ММЯ, при всем моем уважении к их активистам, безопасны.

    НБП безопасно потому, что это не тот проект, который может претендовать на власть - по многим причинам. Кроме того, с Лимоновым всегда можно "договориться". Зато у этой организации нет идеологии, и союзнические отношения начинаются и заканчиваются вокруг простой идеи убрать Путина. Более того, существование НБП напрямую выгодно власти, потому что с помощью нацбольской символики можно дискредитировать любого оппозиционера, как Ющенко весьма успешно дискредитировали альянсом с УНА-УНСО. "Это фашисты, нацисты, разве вы не видите?"

    ММЯ безопасно потому, что также своей целью видит борьбу с персонифицированным злом в виде Путина. Оно не хочет сменить общественный строй, а радикализм этой организации скорее является формой юношеского максимализма. Наиболее радикальным по духу является лидер этой структуры Илья Яшин, но и он пока не готов выдвинуть лозунг о смене системы.

    Наконец, оба движения не являются массовыми, по сути. Это организации активистов, которые могут делать акции любой степени "отмороженности" (на что большинство "комитетчиков-2008" вряд ли способно само по себе), но которые никогда не поднимут смертельно опасный для буржуазного строя протест широких масс. Поэтому НБП и ММЯ становятся любимцами либеральной прессы.

    Посмотрите на все примеры "оранжевых революций" в Сербии, Грузии, Украине, Зимбабве и других местах. Нигде аналоги "Поры", "Кмары", "Отпора" и т.п. к власти не приходили, даже в лице отдельных своих представителей. Они всегда выстраивались так, как выстроены НБП или ММЯ, и именно поэтому от них было легко избавиться, как только их спонсоры решали свои политические задачи. Вне всякого сомнения, с нами так не получится.

    Левое движение имеет иную классовую и социальную природу. Раскрутка его идей несет системную опасность для обеих сторон противостояния - как для власти, так и для новых российских "оранжевых". Поэтому когда даже про наши акция пишет пресса, их постоянно приписывают кому-то еще, то НБП, то КПРФ (которая также вполне безопасна в своем нынешнем состоянии, хотя и по другой причине).

    Конечно, есть и чисто технологические проблемы с нашей стороны. Постоянная нехватка денег, невозможность держать в штате нормальную пресс-службу, а также глубокий внутренний скепсис многих активистов по отношению к предвзятым, по их мнению, СМИ, также играет свою роль.

    Наконец, крайне мешает дефицит своих СМИ (имеющий место по все той же финансовой причине) - но здесь, думаю, скоро ситуация начнет меняться.

    Откуда вообще берут молодежные движения средства? Откуда деньги, например, у ММЯ, откуда деньги у вашей организации? Ходят упорные слухи, что и НБП и ММЯ спонсируются Березовским. Да и Вас тоже неоднократно упрекали в связях с лондонским оппозиционером? Вообще, сколько нужно средств для молодежного движения с несколькими сотнями активистов в течение месяца, при условии активной работы?

    У всех нас, включая и НБП, и ММЯ, и МЛФ, по-моему, особенных денег нет. НБП зарабатывает на продаже своей газеты "Лимонка". ММЯ что-то получает от партии. МЛФ фактически спонсируется Институтом проблем глобализации, который ведет ряд заказных аналитических работ в Москве и регионах.

    Что касается "лондонских оппозиционеров". Я думаю, что в современной политической ситуации в России все общаются со всеми. По моей информации, даже Лимонов имеет контакты и с Администрацией, и с Комитетом-2008, и с Родиной, и с КПРФ, и с отдельными олигархами. Наверное, в отдельных случаях это имеет взаимовыгодную основу. Но это не означает, что кто-то из них его полностью контролирует.

    Дело еще и в том, что мой опыт работы в крупных российских компаниях показывает, что их владельцы мыслят очень конкретно, и временными интервалами максимум в 6 месяцев. То есть, если кто-то из оппозиционеров придет к Березовскому с четким бизнес-планом прихода к власти через полгода, то он, наверное, получит денег. Сейчас же все разговоры о финансировании кого-то международными сионистско-масонско-олигархо-империалистическими кругами есть личный пиар тех, кто их ведет. В общем, это как кредит в банке получать - его выдадут тогда и тому, кто докажет, что ему эти деньги вовсе не нужны.

    Кстати, по моей информации, вопреки пугающим слухам и цифрам, тот же Ющенко на Украине получил по международным линиям совсем незначительную часть средств, по сравнению с тем, что было им затрачено на свою избирательную кампанию.

    И это все несмотря на то, что вообще политика не самое затратное направление, если, конечно, с умом вкладывать деньги. А уж молодежные движения тем более малобюджетны - никто не зарплату не претендует, все работают за идею, нужны только относительно небольшие средства на обеспечение внутренних коммуникаций, информационное сопровождение и расходные материалы. В общем, копейки. Даже изгнанные олигархи тратят на порядок больше на абсолютно бессмысленные со стратегической точки зрения проекты.

    - О каких "затратных" проектах вы говорите?

    Ну, например, на те средства, которые были потрачены на избирательную кампанию Хакамады-2004, можно было бы содержать МЛФ в течение минимум трех лет при резком увеличении числа и качества акций.

    Вот подумайте, много ли денег было потрачено в ходе пенсионерских акций января? Думаю, тысяч 50 долларов на всю страну (если посчитать все, что разные организации и партии потратили на звук, транспаранты, листовки и т.п.). А эффект колоссальный. А эта сумма - всего-то зарплата какого-нибудь известного либерального журналиста. А во сколько в итоге обошелся провалившийся Гражданский Конгресс в декабре?

    Да мало ли глупостей делается... Миллионов по 10-15 долларов в год каждый "лондонский оппозиционер" спускает, а толку много видно? Только такие же бойцы в Кремле трепещут - у страха глаза велики. Такое ощущение, что смысл тратить эти деньги только во внутрикремлевском пиаре...

    - Видите ли вы в молодежном движении пространство для государственнического отряда, тех же "Наших", например?

    Молодежь не может поддерживать власть - это противоестественно. Если ты за власть - иди в бизнес, иди в госструктуры работать, чего митинговать-то?

    Именно поэтому "Идущие вместе" за Путина заменены на более абстрактных "Наших". Они не за власть - они против "пятой колонны". В качестве хуныейбинов потенциал у них более чем значителен. Это тот джинн, который власть сама не сможет потом контролировать. Но кто об этом думает сегодня - горизонт планирования у власти ничуть не больший, чем у олигархов, все те же 6 месяцев. За это время "Наши" вряд ли победят, а оппозиционеров замочить в сортирах можно много. А там хоть потоп...
    Беседовал Данилин Павел

    Похожие статьи