Сретенский монастырь. Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Священномученик Иларион (Троицкий), Верейский

Архиепископ Верейский Иларион (Троицкий), приобретший свою известность еще в дореволюционной России, считается одним из лучших русских богословов.

Выступление архимандрита Илариона на Поместном Соборе 1917-18 гг. сыграло значительную роль в принятии решения о восстановлении Патриаршества. В одной из своих лекции святитель пророчески представил совершенно новый образ русского Патриарха: «Теперь наступает такое время, - сказал он, - что венец патриарший будет венцом не "царским", а скорее, венцом мученика и исповедника, которому предстоит самоотверженно руководить кораблем Церкви в его плавании по бурным волнам моря житейского». Знаменательны были эти слова, пришедшиеся в точности на день большевистского переворота!

В эпоху попыток уничтожения Русской Церкви изнутри, предпринимаемыми деятелями обновленчества в союзе с революционными властями, он стал правой рукой патриарха Тихона, противодействовал реформам, направленным на разрушение церковного единства.

«Меня совершенно не интересует моя личная судьба, – писал владыка Иларион, – потому что внешнее положение для меня не составляет ничего важного... Но я не могу не страдать и не говорить горячо, видя и понимая страдания Русской Церкви,… и зная церковную историю, нисколько не смущаюсь, избираю лучше страдать с людьми Божиими...».

Активная деятельность владыки вызвала недовольство большевиков, осенью 1923 г. он был арестован, а в июне отправлен на Соловки. На берегу залива Белого моря он работал сетевязальщиком и рыбаком; был лесником. В лагере святителя не оставляли бодрость и духовная радость. Об окружающей его атмосфере святитель писал: «Надо побыть в этой обстановке хотя немного, а так не опишешь. Это, воочию, сам сатана». Именно то место, которое многим кажется богооставленным, архиепископ Иларион заполнил своей любовью и милосердным отношением не только к сокамерникам, но даже и к озверевшим охранникам. Он поражал всех окружающих своим нестяжательством – отдавал все, что бы у него не попросили; на оскорбления не обращал никакого внимания, как будто бы их и не было. Своей веселостью и духом радости он поражал тех, кто считал церковных людей мрачными и вечно скорбящими. Совершенно невольно святитель так поставил себя, что на Соловках стали создаваться о нем легенды. О них мы знаем благодаря очеркам Б. Ширяева, также бывшего соловецким узником. Очерки эти составили книгу «Неугасимая лампада», в которой святителю Илариону отведено немало страниц.

Осенью 1929 года срок заключения святителя Илариона заканчивался. Однако власти не собирались выпускать его на волю. В октябре священномученик был вновь осужден на три года, на этот раз на поселение в Среднюю Азию. Повезли его туда по этапу. В дороге святитель заразился сыпным тифом, вспыхнувшим среди заключенных. Без вещей (в пути его обокрали), в одном рубище, кишащем насекомыми, в горячке его привезли в Ленинград и поместили в тюрьму. Через день при температуре 41°, изнемогая, он пешком перебрался в больницу имени доктора Гааза. Помочь страдальцу было уже невозможно. В бреду священномученик говорил: «Вот теперь я совсем свободен!» Врач, присутствовавший при его кончине, был свидетелем того, как святой благодарил Бога, радуясь близкой встрече с Ним. Он отошел ко Христу со словами: «Как хорошо! Теперь мы далеки от...» Это произошло 15/28 декабря 1929 года. Славный жизненный путь священномученика был увенчал блаженной кончиной.

Ленинградский митрополит Серафим (Чичагов) добился у властей разрешения похоронить святителя в соответствии с его саном. Когда ближайшие родственники и друзья увидели его тело, то с трудом узнали: годы лагерей и тюрем превратили молодого, цветущего человека в седого старика. Похоронен священномученик был на кладбище Новодевичьего монастыря.

Архиепископ Иларион – один из немногих новомучеников, чье захоронение оставалось известным на протяжении советской эпохи, и к кому обращались за молитвами верующие.

24 июня 1998 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира состоялось знаменательное событие – обретение мощей священномученика на Новодевичьем кладбище. В этот день мощи торжественным крестным ходом были перенесены в Казанский храм Воскресенского Новодевичьего монастыря, где и оставались до 9 мая 1999 года, когда были переданы Московскому Сретенскому мужскому монастырю, поскольку Владыка служил его настоятелем.

В Новодевичьем монастыре в прежней раке осталась часть мощей (десница), архиерейское облачение, крест и панагия священномученика Иллариона (причисленного 10 мая 199 г. к лику святых и канонизированного Архиерейским Собором 13 - 16 августа 2000 г.).

И сегодня все люди, которые прибегают к мощам - святым останкам, освященным Духом Святым через подвиг и мученическую, исповедническую кончину человека, прошедшего лагеря, ссылки, клевету, с особым чувством молятся у останков святителя Иллариона. Потому что это ныне бездыханное тело, ставшее сосудом Святого Духа, прежде, будучи вместилищем его прекрасной души, было соучастником удивительных христианских поступков и невыносимых по человеческим силам подвигов.

Память свщмч. Илариона совершается

В день празднования Собора новомученников и исповедников Российских (первое воскресенье после 25 января (7 февраля); 27 апреля (10 мая); 4 (17) июня; 20 августа (2 сентября) - Собор Московских святых; 15 (28) декабря.

Тропарь, глас 4

Воине Христов Иларионе, славо и похвало Церкве Русския, пред гибнущим миром Христа исповедал еси, кровьми твоими Церковь утвердися, разум Божественный стяжал еси, людем верным возглашаше: без Церкви несть спасения.

Кондак, глас 6

Иларионе, священномучениче Христов, служителей грядущаго антихриста не убоялся еси, Христа мужески исповедал еси, за Церковь Божию живот твой положи. Красо новомученик Российских, Руси святыя похвало, ты Церкве нашея слава и утверждение.

28 декабря 1929 г. в Петроградской тюремной больнице скончался от сыпного тифа крупный ученый-богослов, вдохновенный проповедник, мученик за веру Христову архиепископ Верейский Иларион (Троицкий). Вся его жизнь без остатка была посвящена служению Богу и Его Церкви.

Священномученик Иларион (Троицкий), в миру Владимир Алексеевич Троицкий, родился 13 сентября 1886 г. в селе Липицы Каширского уезда Тульской губернии в семье священника. В 1906 г. по окончании Тульского духовного училища и Тульской семинарии, он поступил в Московскую духовную академию (МДА). В 1910 г. окончил академию со степенью кандидата богословия и был оставлен здесь профессорским стипендиатом. С этого времени началась преподавательская деятельность священномученика Илариона в стенах московских духовных школ. В 1912 г. он защитил магистерскую диссертацию на тему: «Очерки из истории догмата о Церкви», а 28 марта 1913 г. состоялся его монашеский постриг. 11 апреля того же года он был рукоположен во иеродиакона, а 2 июня - в сан иеромонаха. 5 июля 1913 г. он был возведен в сан архимандрита и в том же году стал экстраординарным профессором МДА по кафедре Нового Завета. Один за другим выходят его богословско-догматические труды, в которых он описывает идеал Церкви как общности людей, живущих благодатной силой Святого Духа. Эти взгляды оказали влияние на дальнейшее развитие православного учения о Церкви.

Круговорот событий 1917 г. захватил Московскую духовную академию. Уже 13 марта смещен ректор епископ Феодор, временное исполнение обязанностей ректора было поручено инспектору Академии архимандриту Илариону (Троицкому), который на Поместном Соборе 1917-1918 г. был инициатором восстановления патриаршества, а после - правой рукой святителя Тихона, Патриарха Московского.

С приходом большевиков к власти наступил период жесточайших гонений Русской Православной Церкви. В марте 1919 г. архимандрит Иларион был арестован. Три месяца он провел в заключении в Бутырской тюрьме.
25 мая 1920 г. в храме Троицкого Патриаршего подворья архимандрит Иларион (Троицкий) был хиротонисан Святейшим Патриархом Тихоном во епископа Верейского, викария Московской епархии.

За первый год своего архиерейского служения в приходах Московской епархии владыка Иларион отслужил 142 литургии, более 142 всенощных и произнес 330 проповедей, и это притом, что в тот год он два месяца проболел тифом. Эта болезнь сказалась на сердце и серьезно подорвала здоровье епископа.

В сентябре 1921 г. владыка Иларион был подвергнут кратковременному аресту. Это было связано с тем, что он добился у директора Третьяковской Галереи и одного из руководителей Главмузея Наркомпроса И.Я. Грабаря разрешения на праздник Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (26 августа/8 сентября) взять чудотворный образ в Сретенский монастырь, но за этим последовал арест святителя. Произошел суд, но состава преступления опять не нашли. Однако и после этого святитель находился под пристальным вниманием ВЧК. 26 ноября 1921 г. уполномоченный Секретного отдела Московской ЧК Михаил Шмелев составил список лиц, входящих в состав Священного Синода и Московского епархиального управления, которые должны были быть арестованы. В этот список входил и епископ Илларион.

22 марта 1922 г. Епископ Иларион был арестован на квартире, где проживал (ул. Сретенка д.9. кв.1), и до отправки в ссылку в Архангельский край содержался во Внутренней тюрьме ГПУ на Лубянке. Не прошло и двух лет со дня его хиротонии, как он оказался в ссылке в Архангельске. Целый год епископ Иларион был в стороне от церковной жизни.

В Москву епископ Иларион прибыл 5 июля 1923 г. и сразу же направился в Донской монастырь к Патриарху Тихону. По возвращении из ссылки епископ Иларион был возведен Святейшим Патриархом Тихоном в сан архиепископа. Отныне и вплоть до своего последнего ареста в ноябре 1923 г. епископ Иларион был ближайшим помощником Патриарха, начался короткий, но чрезвычайно насыщенный период в жизни святителя Иллариона.

Летом 1923 г. святитель Иларион прибыл в Сретенский монастырь и изгнал из него обновленцев. При этом он совершил беспрецедентное святительское деяние: заново, великим чином освятил престол и собор Сретенского монастыря. Этим он показал, что грех и нечестие отступничества от Церкви требуют особого очищения. Молва об этом сразу разнеслась не только по Москве, но и по всей России. Обновленцы целыми приходами и общинами каялись и возвращались в Церковь.

Ни лидеры обновленчества, ни их покровители-чекисты не могли простить святителю Илариону своего поражения. В ночь с 15 на 16 ноября 1923 г. владыка снова был арестован и приговорен к трем годам заключения в концлагере. Этапом он был доставлен на Соловки, где стал сетевязальщиком и рыбаком.

В середине лета 1925 г. из Соловецкого лагеря архиепископа Илариона отправили в Ярославскую тюрьму. В тюрьме его пытались склонить к присоединению к новому расколу Русской Церкви, спланированному ОГПУ, - григорьевщине (раскол существовал до начала 1940 гг.). К архиепископу Илариону явился к нему агент ОГПУ и стал склонять его к присоединению к расколу. Архиепископ Илларион решительно отверг это предложение, и к его сроку было добавлено еще три года, основанием для чего послужило «разглашение» святителем среди заключенных содержания разговора с агентом в тюрьме.

Весной 1926 г. архиепископ Иларион был возвращен на Соловки, где принял участие в составлении «Соловецкого послания» (обращения к правительству СССР православных епископов с Соловецких островов), определяющего положение Православной Церкви в новых исторических условиях. В декабре 1929 г. архиепископа Илариона направили на поселение в Среднюю Азию, в Алма-Ату, сроком на три года. На этапе владыка заболел сыпным тифом и скончался в тюремной больнице в Ленинграде 28 декабря 1929 г.
Митрополит Серафим (Чичагов) добился у властей разрешения похоронить святителя Илариона в соответствии с его саном. Когда ближайшие родственники и друзья увидели его тело, святителя с трудом узнали: в гробу лежал изможденный старец с обритой головой... Священномученику было 43 года.

Святитель Иларион (Троицкий) был похоронен в Ленинграде на кладбище Новодевичьего монастыря у Московской заставы, в 1990-е годы его могила была местом почитания. В 1999 г. состоялось обретение мощей владыки Илариона и перенесение их в Москву, в Сретенский монастырь. В том же году 10 мая святитель Иларион был прославлен в лике местночтимых московских святых. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. он был причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских.

Мы попросили некоторых выпускников Сретенской духовной семинарии рассказать, что значит для них день памяти священномученика Илариона и сам святитель.

Иеромонах Ириней (Пиковский) , насельник Сретенского монастыря:

‒ Для меня день памяти священномученика Илариона — один из самых ярких в году. Это не только итоги года, потому что память совершается 28 декабря, накануне окончания гражданского года, но и особое торжество, когда собираются выпускники Сретенской семинарии — те, кто закончил семинарию год, два, пять, десять лет назад. И мы уже видим не моложавых парней, которые только-только думают о своем пути, ищут невесту, но тех, кто уже состоялся в жизни, людей, которые являются настоятелями храмов, приходов и монастырей. Все вместе мы собираемся, чтобы почтить память святого, который для всех нас является духовным ориентиром. Во время, когда начало царствовать безбожие, сщмч. Иларион сохранил не только твердость в исповедании Христа, но и оптимизм, радость о Господе, — и этим воодушевлял других людей. Мне кажется, в наше время, когда повсюду царит уныние, а люди страдают от депрессии и приходят в храм жаловаться, очень важно, чтобы мы, пастыри Христовы, несли свет и радость людям.

Праздник святого Илариона всегда особо торжественно отмечается в Сретенском монастыре. В первую очередь, мы это видим в благолепии богослужения и украшения храма. Живые ярко-красные цветы обрамляют раку с мощами святителя Илариона, икону с его образом. Красный, пасхальный цвет облачений и торжественное, почти пасхальное пение — знак победы веры над безверием, знак победы Христа над смертью, знак того, что Церковь Христову врата ада не одолеют. Это праздник в нашем монастыре особый, потому что именно здесь почивают его честные мощи. И поэтому вся братия — а я являюсь одним из насельников Сретенского монастыря — любит этот праздник, ведь после него начинается подготовка к Рождеству, а до него — подводятся итоги года.

День памяти священномученика Илариона — это некий водораздел между тем суетным, что царит в окружающем мире хозяйственных отношений, и тем предрождественским настроением, которое возвещает нам Боговоплощение, явление Христа в мир и спасение человечества. Священномученик Иларион в своей книге «Без Церкви нет спасения» очень большой акцент сделал на Таинстве Воплощения Господа Иисуса Христа. Неоднократно на протяжении этого важного догматического труда мы встретим ту мысль, что без Боговоплощения, без Рождества Христова невозможна была и Его смерть, и славное Воскресение. И начало нашего спасения было положено именно тогда, когда Архангел Гавриил возвестил Деве, что Та родит от Святого Духа. Человечество ждало девять месяцев, когда наконец эта тайна совершится, и Христос родится в мир. И, словно предвозвещая искупление человечества, Иларион и сам встал в ряд праотцев и отцов, ведь его переход в жизнь вечную произошел тогда, когда мы особо чествуем пророков, праведников и богоотцов, тех, кто возвестил о том, что Христос приходит в мир, рождается, нас учит, за нас страдает, за нас умирает и воскресает, чтобы мы с Ним воскресли в жизнь вечную.

Священник Алексий Веретельников , клирик храма Новомучеников Российских в Строгино, выпускник 2012 года:

‒ Сретенская семинария для меня дом родной. Всякий раз, когда я возвращаюсь сюда, здесь тепло, хорошо. Очень радуют встречи с братией, с теми, с кем я вместе учился. А память священномученика Илариона очень важна для меня лично прежде всего потому, что именно в этот день 8 лет назад я был рукоположен в Сретенском монастыре в сан диакона. И, конечно, молитвенное предстательство святителя ощутимо на протяжении всех этих лет служения.

В трудах сщмч. Илариона как апологета Церкви содержится самый верный вектор, руководствуясь которым, человек может идти твердой поступью за Христом. Искушения существуют во все времена, но труд «Христианства нет без Церкви» актуален как никакой другой в наше немощное время, когда нападки на Церковь все усиливаются. Нам всем его надо читать и перечитывать.

Диакон Владимир Хажомия , клирик Сретенского монастыря:

‒ Безусловно, владыка Иларион — это выдающийся богослов, одареннейший человек и историческая личность в истории Церкви, которая «прикрывала» собой Патриарха, святителя Тихона. Действительно, это все так и есть, но я хотел бы сказать о двух качествах владыки, которые поражают и являются примером, как для меня, так и для всех здесь учащихся и всех монашествующих.

Первое его качество — детская простота. Я помню, отец Николай Гурьянов употреблял такое выражение: «Над умными есть разумные, над разумными есть мудрые, над мудрыми есть премудрые, а над премудрыми ‒ святая простота». Вот эта детская простота была присуща его личности, по слову Господа в Евангелии: будьте как дети. В Царствие Божие вы не можете войти, если не будете как дети. И этой чертой, простотой детской, владыка Иларион был гражданином Царствия Небесного. Эта простота была присуща его личности: люди очень просто находили с ним общий язык, а он с людьми, несмотря на его величие и высоту, несмотря на его архиерейский сан. Второе качество — смелость и ревность по Богу. Он не боялся говорить правду в лицо, оттого и прожил так мало. Смелость и ревность по Богу обусловлены любовью к Богу, а любовь к Богу у него была ревностная, пламенная, ‒ и простота, как у дитя. Многое сказано про владыку, но эти два качества сделали его тем, кем он был, кем он стал и кем он сейчас является.

Священник Андрей Гринев , выпускник 2012 года:

‒ Сретенский монастырь и Сретенская семинария для меня — настоящие Alma Mater. И память священномученика Илариона для меня — тоже особенный праздник. Его молитвенная помощь ощущалась и на протяжении моего обучения в семинарии, и сейчас помогает в моем нынешнем служении.

Я думаю, все учащиеся и выпускники Сретенской семинарии чувствуют это и с особым теплом относятся к этому празднику и этому дню. Просто замечательно, что владыка Тихон в этот день приглашает всех на торжественное богослужение. Я, к сожалению, в этот день служу в своем храме, но хочу с самыми теплыми чувствами передать слова огромной благодарности владыке Тихону, всей братии монастыря и всему преподавательскому составу семинарии.

Священник Николай Конюхов:

‒ Я поступил в Сретенскую семинарию в 2008 году, и для нас, начиная с первого курса, священномученик Иларион был как отец. Мы приходили к его мощам, плакали о том, что у нас не получалось, или радовались, когда у нас что-то удавалось. Больше всего мы просили помощи, когда у нас наступали сессии. Была даже целая традиция, как бы ты ни подготовился, все равно сходить к владыке Илариону и попросить благословения. После этого на экзамен шли со спокойной душой.

Также именно в день памяти сщмч. Илариона нам на первом курсе дали подрясники, а для нас тогда это было событие мирового масштаба. Поэтому это всегда особенно торжественная дата. И вошло уже в традицию 28 декабря ехать в свою Alma Mater и участвовать в службе. Там мы видим всех своих сокурсников, кого жизнь разбросала по разным епархиям. Мы собираемся, обнимаемся, радуемся и молимся вместе. И спасибо большое владыке, что он дает нам всем возможность вместе послужить и снова почувствовать себя студентами Сретенской духовной семинарии.

Священник Борис Яковенко, клирик храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Братеево:

‒ Для меня святитель Иларион является примером для подражания, он действительно показал веру живую. И в этот праздник, помимо того, что можно помолиться святому, попросить его о помощи, о пастырском попечении, ‒ можно увидеть и встретить своих однокурсников и вместе, по-семейному, по-братски послужить, расспросить, вспомнить годы учебы в стенах Сретенской семинарии и всем вместе еще раз порадоваться и помолиться святителю Илариону, чтобы он нам помогал в пастырском служении.

Я помню, как в какой-то год, когда я ещё учился в семинарии, накануне праздника в честь святителя Илариона выпало очень много снега. И нас буквально за час до службы, всех, кого только могли, отправили на чистку снега. После службы мы опять чистили монастырь, потому что снег все шел и шел, чистили до самого отбоя, до 11 часов вечера. Мы думали, что все, можно наконец-то отдохнуть. Просыпаемся утром — намело еще. И мы опять чистили этот снег, и меня поразило, что именно в этот день, в этот праздник, ‒ а все-таки зимой хочется получить какую-то радость от морозных дней, ‒ мы получили эту радость, потому что все вместе дружно очищали территорию монастыря и восхваляли святителя Илариона.

Иеродиакон Прокопий (Жамков), Новоспасский монастырь, выпускник Сретенской семинарии 2007 года:

‒ Священномученик Иларион ‒ один из первых новомучеников, с житием которого я познакомился, будучи еще в 1990-е годы на временном проживании в Псково-Печерском монастыре. Я даже тогда и не знал, что такое Печерский монастырь, каким образом он связан со Сретенским монастырем. Тогда отец Максим, гостиничный, которого многие знают, подарил мне небольшую иконочку священномученика Илариона. А в 2003 году я поступил в Сретенскую духовную семинарию. Священномученик Иларион — один из многих новомучеников, памятью которых мы, выпускники Сретенской семинарии, особо дорожим. Быв человеком земным и став земным, он сделался для нас абсолютно родным, таким же родным, как и отец Тихон. Владыка Тихон ‒ это последователь веры, молитвы и дел священномученика Илариона, такой же пламенный и деятельный архипастырь, каким владыка Иларион был в свое время.

Священномученик Иларион объединяет выпускников семинарии разных лет, братию монастыря и тех студентов, которые ныне обучаются в семинарии. Даже те выпускники, которые не попали сегодня на день памяти священномученика Илариона, все равно по-особому отмечают этот день в своей жизни. Для нас священномученик Иларион — прежде всего хранитель православной веры в лихие годы расцвета обновленчества и различных церковных смут. Прочитывая его житие, можно поучиться его вере, ревности, любви к Церкви и народу Божьему, его молитве и делам на ниве церковной.

Иеромонах Афанасий (Дерюгин) , уставщик Сретенского монастыря:

‒ Сама по себе личность священномученика Илариона важна не только для нашего монастыря, но и для всех православных христиан. Потому что сейчас как никогда актуально учение владыки Илариона о Церкви. Недавно, перечитывая его произведение «Христианства нет без Церкви», я поразился, что ни одно слово этого труда не потеряло своего значения, что сейчас с той же силой, как это делал сто лет назад священномученик Иларион, необходимо провозглашать: «Без Церкви нет спасения».

Лично для меня этот праздник больше всего связан с моментом получения подрясника. Думаю, с этого события начался новый этап жизни — этап церковного служения. Когда это служение стало выражаться даже в той одежде, которую я старался носить всегда.

И, конечно, этот день важен в нашем монастыре тем, что на богослужение собираются выпускники семинарии. Апостол Павел пишет, что общительность — одна из христианских жертв, угодных Богу (ср. Евр. 13: 16). И в этот день мы все общаемся друг с другом и ощущаем наше единство, единство во Христе, единство в Церкви, о котором так радел покровитель Сретенского монастыря — священномученик Иларион.

За белокаменной стеной высятся золотые главы величественного храма. Редкие лучи осеннего солнца скользят по венчающим купола крестам. Стоит войти через приоткрытую калитку и сделать несколько шагов по территории обители, как начинаешь ощущать преисполняющую сердце радость от созерцаемого благолепия и соприкосновения с тишиной. В нескольких километрах от Кремля расположился довольно небольшой по площади, но при этом один из самых крупных по численности братии московских монастырей - Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. В его стенах насельники и паломники денно и нощно славят Имя Господа Бога нашего и молятся за весь мир.

Сейчас в этом укромном духовном оазисе посреди шумного, суетливого мегаполиса ничто не напоминает о трагических событиях начала XX века. Десятилетия безбожия, безумства и ненависти оставили на теле нашей страны кровоточащую рану, которая не затянулась до сих пор. По соседству с монастырской стеной располагается то самое здание на Лубянке, долгое время от случайных мыслей о котором у многих выступал холодный пот. В его кабинетах были вынесены тысячи смертных приговоров. Среди жертв репрессий были и насельники скромной обители.

После закрытия обители в 1925 году, большинство монастырских построек были разрушены, в том числе и один из древнейших в столице храмов - храм в честь Марии Египетской. В уцелевших же помещениях обосновалось общежитие НКВД. На территории, примыкающей к зданиям главного ЧК страны, велись расстрелы. В 2011 году на проповеди, посвященной Неделе мытаря и фарисея, епископ Тихон (Шевкунов) назвал участок монастырской земли, пропитанный кровью святых мучеников, «антиминсом, тем благословенным платом, на котором совершается Божественная литургия в храме». В 1995 году в память о жертвах богоборческий власти при входе в монастырь был установлен поклонный крест.

В наши дни в храмах Сретенского монастыря вновь звучат молитвенные песнопения, славится Имя Всевышнего, и вера постепенно оживляет наши сердца. Обитель стремительно возрождается: вот уже выстроен и освящен новый храм, при монастыре действует издательство, литературное кафе, активно ведется миссионерская деятельность.

При Сретенском монастыре с 1999 года действует духовное училище. В 2002 году оно было преобразовано Сретенскую духовную семинарию. Ректором семинарии является епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Московского Сретенского монастыря. Сейчас более 200 воспитанников учатся в Сретенской семинарии, чтобы проповедовать Слово Божие по миру.

Первый год обучения юноши проводят в скиту под Рязанью. Там все устроено для полноценного учебного процесса: у курса есть свой духовник, из Москвы к учащимся приезжают преподаватели. При этом первый год, проведенный в удалении от привычной столичной жизни, помогает воспитанникам утвердиться в выбранном ими пути. Со второго курса семинаристы продолжают обучение в Московском корпусе. Здесь они не только учатся, но и несут некоторые послушания, участвуют во многих проектах обители.

В стенах семинарии сформировался знаменитый хор Сретенского монастыря, который поет на богослужениях в обители, а также участвует во многих концертах и фестивалях.

Во время экскурсии, которую для нас организовали и провели Юлия rijaya_koshka и сотрудница паломнической службы Сретенского монастыря Мария, нашей группе благословили побывать в учебном корпусе. При входе нас встретила фреска, на которой Ангел Господень ведет человека за руку. Так Всемилостивый Господь протягивает свою руку каждому своему чаду. И лишь сам человек, своевольничая как капризный и непослушный ребенок, вырывает свою ладошку из руки Отца, а потом, потерявшись, и горько плачет вдали от своего Родителя.

6. В духовной семинарии

Стоило переступить порог семинарии, как сразу возникло ощущение, будто мы вошли в храм. Приглушенный мягкий свет, на стенах - лики святых. Центральное место занимает фреска «Иисус Христос и Его ученики». По обеим сторонам от Спасителя изображены подвижники благочестия разных времен. Рядом установлен интерактивный дисплей, на котором воспитанники семинарии могут узнать об изображенных на фреске святых и прочесть важные новости обители.

7. В духовной семинарии


8.


9.


10.


11.


12.


13.

14. Заседание Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг.

Последний раз, когда я была в Сретенском монастыре, на его территории полным ходом велись строительные работы. Новый храм тогда был скрыт за ограждением. И вот благодаря приглашению Юли появилась возможность побывать в недавно освященном храме в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Уже издалека собор поражает благолепием. Своим торжественным видом он напоминает о Победе Спасителя над смертью и величии подвига Воинов Христовых, пострадавших за веру в богоборческие годы. Не все работы в храме завершены, поэтому мы смогли побывать только на небольшом, специально приготовленном для группы участке и приложиться к честным мощам владыки Илариона. Но даже краткое знакомство произвело сильнейшее впечатление.

Необходимость строительства нового, большого храма в Сретенском монастыре ощущалась давно. Единственный уцелевший после лихолетья собор в монастыре в дни особых церковных праздников не вмещал всех верующих, и многим приходилось слушать богослужение, стоя на улице. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в 2012 году был проведен конкурс проектных работ. На рассмотрение жюри было представлено 48 эскизов, из которых был выбран проект, лучшим образом отражающий идею торжества духовной победы новомучеников и исповедников российский и решающий все поставленные заказчиком технические задачи. В 2014 году в Сретенском монастыре начались строительные работы, а в мае 2017 года Святейший Патриарх Кирилл совершил чин освящения нового храма.

Стены собора, украшенные резными узорами из белого владимирского известняка, напоминают о древних храмах Владимирской земли. Глядя на причудливые орнаменты вспоминаются образы храмов Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли, Димитрия Солунского во Владимире, Георгиевского собора в Юрьев-Польском.

Верхний храм освящен в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской, а нижний - в честь святого Иоанна Предтечи и двенадцати апостолов. В Иоаннопредтеченском храме расположен баптистерий, то есть купель для крещения. Когда наша группа зашла в собор, там как раз совершалось Таинство Крещения. Мы постарались не мешать и ограничились изучением фресок с библейскими сюжетами в притворе.
22.

Притча о званных на брачный пир:
«…Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши тò, пошли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою; Прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; Итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, И говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; Ибо много званых, а мало избранных.» [Мф. 22, 1-14]
23.


24.

Притча о добром самарянине:
«… И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.» [Лк. 10, 25-37]
25.

Притча о сеятеле :
«Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит! [Мф. 13, 1-9]
<...> к всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?
Но он сказал: нет - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то́ и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. [Мф. 13, 19-32]»
26.

О фарисее и мытаре:
«…два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» [Лк. 18, 10-14]
27.


28.

Войдя в верхний храм, вся наша группа на мгновение замерла от восторга - такой он величественный и торжественный. Взгляд старался охватить все пространство и вскоре остановился на фреске над алтарем с изображением Спасителя, окруженного сонмом святых Апостолов и Святых, в том числе и Новомучеников.
29.


30.


31.


32.


33.

34.


35.


36.

27. Святой благоверный князь Александр Невский

Честные мощи священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, ранее пребывали в соборе в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. По окончанию строительства нового храма и освящения его в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской святыня была перенесена на новое место. Теперь верующие могут помолиться у раки с мощами святого в новом соборе.

28. Рака с мощами священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского

Архиепископ Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий) родился 13 сентября 1886 года в семье священника в с. Липицы Каширского уезда Тульской губернии. С детства мальчик стремился к знаниям. В возрасте пяти лет Володя, подражая Михаилу Ломоносову, вместе со своим трехлетним братом решил отправиться в Москву, чтобы учиться. Когда уставший братишка начал плакать, Володя сказал ему: «Ну и оставайся неученым». Правда, в тот раз добраться до столицы отроку не удалось. Родители вовремя спохватились и возвратили детей домой. Но тяга к учебе в будущем архиепископе Верейском не угасала никогда.

В 1900 году Владимир окончил Тульское духовное училище. В 1906-м он с отличием завершил курс Тульской духовной семинарии и поступил в Московскую духовную академию. В 1910 году юноша окончил академию со степенью кандидата богословия и остался при ней в качестве профессорского стипендиата. 28 марта 1913 года в жизни Владимира Троицкого произошло очень важное и долгожданное событие. В скиту Параклит Троице-Сергиевой лавры он принял монашеский постриг с именем Илариона, а спустя два месяца был рукоположен в иеромонахи. 30 мая 1913 года иеромонах Иларион был назначен инспектором Московской Духовной академии. В декабре 1913 года архимандрита Илариона утверждили в звании экстраординарного профессора по Священному Писанию Нового Завета.

29. Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Когда остро назрел вопрос о восстановлении патриаршества, святитель Иларион, как член Поместного Собора 1917 - 1918 годов, вдохновенно выступил на Соборе в защиту патриаршества.

С приходом к власти большевиков начались гонения на Церковь, сопровождаемые арестами, репрессиями, изъятием церковных ценностей, осквернением святынь, варварским разрушением храмов, живодерскими издевательствами над верующими людьми, в том числе и над малолетними детьми, стариками и женщинами.

В первую очередь свой гнев богоборческая власть обрушила на священнослужителей и монашествующих. Архимандрит Иларион впервые был арестован в 1919 году и провел в Бутырской тюрьме три месяца. После освобождения о. Иларион поселился в Москве у своего земляка и друга по академии священника Владимира Страхова. Отец Владимир служил в церкви Святой Троицы в Листах, находящейся на Сретенской улице.

В 1920 году архимандрит Иларион был хиротонисан во епископа Верейского, викария Московской епархии. Тогда же владыка был назначен наместником московского Сретенского монастыря.

30. Рака с мощами священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского

Епископское служение стало его Крестным путем. В день своего наречения о. Иларион сказал: «Прежде я читал книги, теперь должен читать сердца человеческие, эти мудрейшие и часто вовсе непонятные письмена. Тогда писал я чернилами на бумаге, отныне предстоит мне благодатью писать образ Божий в душах человеческих. Прежде учил я, отныне должен вести ко спасению. Раньше мог я оставаться под спудом - ныне вы поставляете меня на свещнице церковном. Прежде я мог скрываться от людей и быть в любезной неизвестности - отныне должен светить людям светом добрых дел. Всей душою любил я жизнь академическую, от мира отрешенную, над миром возвышенную, уединенную, как бы пустынную. Ныне вы отнимаете надежду в эту пустыню снова и всецело возвратиться».

В сентябре 1921 года последовал новый арест. Поводом послужило то, что в престольный праздник Сретенской обители святитель Иларион добился у директора Третьяковской галереи И.Я. Грабаря разрешения взять на один день чудотворный Владимирский образ Божией Матери в Сретенский монастырь, что вызвало значительное скопление верующих. Некоторое время святитель провел в тюрьме, но вскоре был освобожден.

Спустя два года после его хиротонии о. Иларион был вновь арестован и отправлен в ссылку на год в Архангельск. Власти приняли декрет об изъятии церковного имущества и хотели принудить Патриарха Тихона направить духовенству соответствующий указ о сдаче ценностей. Богоборцы пытались оказать влияние на Святейшего посредством арестов приближенных к нему священнослужителей, в числе которых был владыка Иларион.

Помимо гонений со стороны самой богоборческой власти православная вера подверглась в начале XX века и другому нападению - обновленчеству. Сторонник Патриарха Тихона, архиепископ Иларион всеми силами старался противостоять церковному расколу и отступлению от истинной веры. В 1923 году он сослужил всенощное бдение в Сретенском монастыре, захваченном в то время обновленцами. Владыка Иларион великим чином освятил собор, который совершается в случае осквернения храмов. Этим он показал, что грех и нечестие отступничества от Церкви требуют особого очищения. Молва об этом сразу разнеслась не только по Москве, но и по всей России. Обновленцы целыми приходами и общинами каялись и возвращались в лоно Матери-Церкви.

В августе 1923 года Святейший Патриарх Тихон возвел о. Илариона в сан архиепископа.

Покровительствующие обновленцам чекисты не могли просить владыке отказ от сотрудничества и отступления от своих убеждений. В декабре 1923 года архиепископ Иларион был приговорен к трем годам заключения. Этапом он был доставлен в Кемский лагерь, а затем на Соловки. Когда архиепископ увидел весь ужас барачной обстановки и лагерную пищу, то сказал: «Отсюда живыми мы не выйдем».

Кроткий, смиренный пастырь, исполненный христианской любви, и вместе с тем бесстрашный Воин Христов, архиепископ Иларион не оставил служения Христу и в лагере, своим примером являя образ истинного христианина. Находясь на Соловках, владыка сохранил в себе все те добрые качества души, которые он приобрел посредством подвигов и до монашества, и в монашестве, и в священстве. Те, кто в это время находились вместе с ним, являлись свидетелями его полного монашеского нестяжания, глубокой простоты, подлинного смирения, детской кротости. Он простодушно отдавал просящим все, что имел, не заботился о своих вещах и мирских благах. Владыка Иларион радовался мысли, что Соловки оказались школой истинных добродетелей - нестяжания, кротости, смирения, воздержания, терпения, трудолюбия. Благодушие святителя не было избирательным и простиралось даже на советскую власть. И на нее он мог смотреть незлобивыми очами. А доброе и мудрое пастырское слово владыки помогло прийти к покаянию многим заключенным, отбывающим вместе с ним свое наказание.

Милосердный святитель не делал различий между людьми разного происхождения и сословий. Одинаково с любовью он относился и к людям с самого «дна», и к совузникам-священнослужителям, и к своим надзирателям. Однажды во время бури в море унесло лодку с военкомом Суховым. Надзиратели и заключенные на берегу были уверены, что лодка и люди на ней обречены на верную гибель. Никто из лагерных охранников не отважился отправиться на помощь терпящим бедствие. Но владыка, помолившись и во всем полагаясь на Бога, вместе с несколькими заключенными, несмотря на шторм, выдвинулся на поиски пропавшего судна. И по Божией милости случилось чудо - глубокой ночью баркас отца Илариона вернулся вместе со спасенными на борту.

В середине лета 1925 года с Соловков архиепископа Илариона отправили в Ярославскую тюрьму. Здесь обстановка была отлична от Соловков. В тюрьме владыка пользовался особыми льготами - ему позволили получать книги духовного содержания. Архиепископ Иларион погрузился в чтение святоотеческой литературы и сделал много толстых тетрадей с выписками, которые после тюремной цензуры передавал своим друзьям на хранение. Святитель тайком посещал тюремного надзирателя, доброго человека, и вел у него собирание подпольной рукописной религиозной, советской литературы и копий всяких церковно-административных документов и переписки архиереев.

Григорианцы неоднократно склоняли о. Илариона присоединиться к расколу, но верный Христу пастырь не соглашался отступить от своего Учителя, что злило богоборческую власть. В разговоре с агентом ГПУ святитель решительно отверг его предложение получить помилование и войти в группу архиеев, готовящих церковный переворот. «Я скорее сгнию в тюрьме, но своему направлению не изменю», - говорил он своему соузнику, обновленческому «епископу» Гервасию. Весной 1926 года архиепископ Иларион был снова возвращен на Соловки. Основанием для этого было сделано «разглашение» святителем среди заключенных содержания его разговора с агентом.

На Соловках с Божией Помощью святителю Илариону удалось совершить нечто совсем невообразимое для того времени и места - отслужить в лагере Пасхальное богослужение.

Осенью 1929 года срок заключения святителя Илариона закончился, но власти не желали его освобождения. В октябре священномученик был вновь осужден на три года. На этот раз владыку приговорили к высылке в Казахстан на три года, куда его отправили этапным порядком. В дороге святитель заразился сыпным тифом, вспыхнувшим среди заключенных. В горячке владыку привезли в Ленинград и поместили в тюрьму. Когда о. Иларион в тяжелейшем состоянии оказался в больнице, доктора были уже не силах ему помочь. Врач, присутствовавший при кончине владыки, был свидетелем того, как святой благодарил Бога, радуясь близкой встрече с Ним. Он отошел ко Христу со словами: «Как хорошо! Теперь мы далеки от...». Это произошло 15(28) декабря 1929 года.

Благодаря стараниям Ленинградского митрополита Серафима (Чичагова) власти разрешили похоронить святителя в соответствии с его саном. Священномученик Иларион (Троицкий) был погребен на кладбище Новодевичьего монастыря у Московской заставы (г. Ленинград). В 1999 году состоялось обретение мощей владыки Илариона и перенесение их в Москву, в Сретенский монастырь.

Похожие статьи

  • Хлебцы из пророщенных зерен

    Способы доставки Доставка курьером Почта России Самовывоз Способы оплаты Наличные курьеру Наложенный платеж Доставка почтой по России Состав: целые зерна пшеницы, крупа кукурузная, крупа перловая, крупа овсяная, пшено шлифованное,...

  • Как приготовить пирог зебра рецепт 4 яйца

    Привет, дорогие телезрители! Пирог Зебра на молоке — это очень простой, вкусный, красивый, а потому и настолько популярный десерт не только на постсоветском пространстве, но и во всем мире. Внешне Зебра выгодно выделяется на фоне обычных...

  • Гречневая лапша соба с курицей и овощами, рецепт с фото Гречневая лапша с грибами рецепт

    Гречневая лапша с грибами и овощами в тайском стилеГречневая лапша – 400 гСладкий перец – 120 гСтебли сельдерея – 150 гМорковь – 110 гШампиньоны – 250 гКунжутное масло – 120 гЧеснок – 2 зубчикаКисло-сладкий соус – 80 гКинза – 10 г199...

  • Соус из свинины с картофелем

    Известно, что сытным и вкусным блюдом является картофельный соус. Вкуснее всего он получается из свиных ребрышек. Свиные ребра дают соусу особенную наваристость, вкус и аромат. К тому же свинина обладает рядом полезных для организма...

  • Как приготовить рулет из скумбрии в фольге в духовке?

    Скумбрия чаще всего появляется на нашем столе в соленом или копченом виде. Но вкусно приготовить эту жирную рыбку можно и другими способами. Далее опубликованы лучшие рецепты скумбрии, запеченной в духовке.Ингредиенты: тушка рыбы примерно...

  • Скумбрия запеченная калории

    Скумбрия является весьма востребованной рыбой, используемой в кухнях многих стран. Она водится в Атлантическом океане, а так же в некоторых северных, Черном и Средиземном морях. Особенно она любит теплые моря. Ее можно назвать кладезем...