13 международный конкурс артистов балета. XIII Международный конкурс артистов балета и хореографов. г, VIII международный конкурс артистов балета

Марк Чино

Младшая группа. Здесь совершенно справедливо оказался Марк Чино, с внешним спокойствием протанцевавший обе свои вариации (Альберта из « » и вариацию из «Венецианского карнавала»). Молодой выпускник Московской академии хореографии отличается статью, приятной внешностью и профессиональными данными. Его наставник Валерий Анисимов приложил все усилия, чтобы из юноши в будущем получился настоящий премьер – с подобающими манерами и стабильной техникой.

Екатерина Клявлина из Московского хореографического училища при театре танца «Гжель» в дуэте с Алексеем Путинцевым обратила на себя внимание аккуратным танцем и детальной отработкой движений в па-де-де из балета « » (хореография В. Вайнонена).

Элизабет Бейер

Блестяще показалась в двух своих вариациях сольная участница из США Элизабет Бейер (вариации из «Арлекинады» и « »). Не уверен, что существует какой-то самобытный американский стиль классического балета, но, несомненно, существует стиль , пластика которого очень близка Бейер, обладающей крепким внутренним стержнем и зрелой балеринской подачей. Ее соотечественница – американка Лорен Хантер – запомнилась мягкой пластикой и гармоничными переходами от одного движения к другому (педагог-репетитор А. Ханиашвили). Можно сказать, что её выступление было менее заметным, чем Бейер, но не менее качественным.

Уроженец Эчмиадзина, темпераментный и импульсивный, но не резкий Размик Марукян не оставил равнодушными зрителей, покорив их благородным и достаточно ровным по технике танцем (вариации Дезире из « » и Франца из «Коппелии»).

Участница и первый лауреат пяти международных конкурсов Елена Исеки из Японии и Виктор Кайшета Гонкаувес из Бразилии станцевали эстетически сложное «Гран-па классик» на музыку Д. Обера. Особых ошибок юные артисты не совершили, но и в силу своего возраста не смогли глубоко проникнуть в детали этого шедевра классического танца. Однако смелости и уверенности им было не занимать.

Денис Захаров

Явные фавориты младшей группы – Елизавета Кокорева и Денис Захаров (педагог Денис Медведев) из Московской академии хореографии. Их танец не только смел, напорист и активен, но и выразителен, свободен и лёгок. Оба артиста явно наслаждались данной им хореографией па-де-де Лизы и Колена из « ».

Московский «академик» Игорь Пугачёв (педагог С. Орехов) на конкурсе продолжил удивлять сложнейшими трюками в вариациях Раба из « » и Филиппа из « ». Но на этот раз темперамент не захлестнул артиста и позволил ему в равных пропорциях сбалансировать в своём выступлении технику и актёрскую выразительность.

Правильно и точно по рисунку продемонстрировала монолог Никии и вариацию Жизели из первого акта Ли Субин из Южной Кореи.

Необычный и выигрышный для себя репертуар подобрала Алеся Лазарева из хореографического училища при «Гжели» (вариации Нунэ из « » в хореографии Н. Анисимовой и из балета «Ручей»). В обоих танцевальных фрагментах она показалась не конкурсанткой, а уже артисткой, стремящейся к образному, содержательному исполнению.

Карлис Цирулис – самый молодой солист Латвийской оперы – не пропал среди своих конкурентов и показал хорошую манеру и грамотный, выразительный танец (вариации Принца из балета «Щелкунчик» в хореографии В. Вайнонена и Базиля из « »).

Первокурсница Корейского национального университета искусств Пак Сон Ми вместе с участником из старшей группы Ли Сангмином станцевала па-де-де из балета «Талисман». Предельная собранность и артистическая свобода позволили этим участникам сосредоточиться на хореографии и не совершить явных помарок и ошибок.

Ли Сыи механически чётко станцевала вариации из «Арлекинады» и Медоры из балета «Корсар». С конкурсным настроем исполнил вариации Актеона и Раба Аслан Алиев из Кыргызстана.

Бахтияр Адамжан

Несомненными лидерами в старшей группе стали солистка «Юниверсал Балет» Эвелина Годунова (Латвия) и Бахтияр Адамжан (Казахстан). Сделав яркую заявку на предыдущих турах, эти исполнители ушли в значительный отрыв от других участников конкурса. И по технике, и по темпераменту они удержали лидерское положение и в третьем туре. Хорошие же внешние данные им лишь добавили баллов.

Дуэт японцев Мидори Тэрады и Кои Окавы из Татарского театра оперы и балета более всего восхитил зрителей во втором туре, где они станцевали па-де-де из «Талисмана». Однако в па-де-де Дианы и Актеона они не сдали своих позиций и показали чёткую слаженность движений и виртуозную технику!

Коя Окава и Мидори Тэрада

Не столь эффектным оказалось «Гран-па классик» Д. Обера в исполнении высоких и фактурных Екатерины Чебыкиной (Украина) и Ивана Оскорбина (вне конкурса). В предыдущем туре артисты показались лучше и интереснее.

В академическом ключе прозвучало выступление китайской пары из балетной труппы Ляонина Ао Динвэн и Ван Джанфын («Гран-па классик» Д. Обера).

Башкирский оперный театр может по праву гордиться своей солисткой Лилией Зайнигабдиновой, раскрывшей весь свой танцевальный потенциал на московском конкурсе (вариации Лизы из «Тщетной предосторожности» и Китри из «Дон Кихота»), где её отличали и темперамент, и профессиональная выучка.

Никита Ксенофонтов из Новосибирского театра оперы и балета в дуэте с Екатериной Лиховой в па-де-де из «Коппелии» сумел сосредоточиться на качестве танца. Ему, перспективному и привлекательному танцовщику, несомненно, к лицу героический и комедийный репертуар.

Японская танцовщица Оширо Мишио с ощущением внутренней наполненности станцевала вариации Сванильды из «Коппелии» и Гамзатти из « ».

Эрнест Латыпов и Анастасия Матвиенко

Три разных дуэта явно и незримо конкурировали между собой на всех турах. И каждый из них был по-своему привлекателен и интересен для зрителей. Эрнест Латыпов (педагог Геннадий Селюцкий) с опытной Анастасией Матвиенко (Мариинский театр), выступавшей вне конкурса, постарался показать манеру и стиль петербургского балета в па-де-де из «Спящей красавицы». Именно на их пару все смотрели с особой надеждой, и именно они являлись ориентиром для всех в плане канона исполнения. Оправдать артистам такое доверие удалось. Но особой подачи и харизматичности в их танце, всё же, не оказалось.

Аманда Мораес Гомес и Михаил Тимаев

Аманда Мораес Гомес и Михаил Тимаев (Татарский театр оперы и балета), помогавший ей в дуэте из третьего акта « », станцевали выразительно, грамотно. Аманде удалось найти свои нюансы в партии и создать запоминающийся, чарующий образ экзотичной девушки-птицы.

Джой Вомак и Михаил Мартынюк

Напористо, с нарастанием эмоций выступили артисты из «Кремлёвского балета» Джой Вомак и Михаил Мартынюк (вне конкурса). Джой собралась и станцевала буквально на пределе своих возможностей. Отличающаяся редким трудолюбием и целеустремленностью, эта артистка вызывает разные эмоции, но она же не перестаёт удивлять и покорять своей балеринской подачей и искренними эмоциями.

Также в программе третьего тура показались и другие артисты из Китая, Казахстана и Кыргыстана.

На настоящий момент баллы данным исполнителям уже выставлены, вручены премии и распределены призовые места. О результатах и итогах всего конкурса читайте в следующем материале автора этой статьи.

С 11 по 20 июня 2017 года в Москве, в Государственном академическом Большом театре России, будет проходить XIII Международный конкурс артистов балета и хореографов. Учредителями конкурса являются Правительство Российской Федерации и Министерство культуры Российской Федерации. Организатор – ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ». Нынешний,XIII конкурс проводится в год 90-летнего юбилея Юрия Николаевича Григоровича и предваряет Год Русского балета (2018) и 200-летия Мариуса Петипа.

Оргкомитет конкурса возглавила Заместитель председателя Правительства РФ Ольга Юрьевна Голодец. По итогам заседания Оргкомитета были объявлены беспрецедентные за всю историю конкурса два Гран-При: 100 000$ США – в номинации «Артисты балета» и 100 000$ США – в номинации «Хореографы».

Главными событиями конкурса станут: 11.06, 18.00 – Пресс-конференция, посвященная открытию конкурса; 11.06, 19.00 – Торжественное открытие. Сюита из балетов в постановке Ю. Григоровича 18.06, 17.00 – Заседание X Генеральной юбилейной ассамблеи Международной федерации балетных конкурсов, работающей под эгидой ЮНЕСКО; 20.06, 18.00 – Церемония награждения лауреатов и гала-концерт победителей. Во время проведения конкурса планируется также Встреча со СМИ членов жюри и участников конкурса (о времени будет сообщено дополнительно). 17 апреля 2017 года завершился прием заявок на участие в конкурсе. Всего было подано 278заявок из 28 стран. По итогам а отборочного тура по видеозаписям к участию в конкурсе допущено 200 человек (170 участников в номинации «Артисты балета» и 30 участников в номинации «Хореографы») из 27 стран (Венесуэла, США, Украина, Бразилия, Южная Корея, Германия, Китай, Аргентина, Япония, Италия, Латвия, Армения, Куба, Кыргызстан, Финляндия, Португалия, Мексика, Таджикистан, Казахстан, Албания, Панама, Южная Африка, Великобритания, Швеция, Молдова, Канада, Россия. Участники из России представляют города – Москву, Воронеж, Новосибирск, Пермь, Сыктывкар, Якутск, Красноярск, Уфу, Ижевск, Санкт-Петербург, Краснодар, Йошкар-Олу. Председатель жюри конкурса – народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, двух Государственных премий СССР, хореограф Большого театра Юрий Григорович (Россия). Состав конкурсного жюри: народная артистка России, ректор Московской государственной академии хореографии Марина Леонова (Россия); народная артистка России, Прима-балерина Большого театра России Светлана Захарова (Россия); Заслуженный артист России, и. о. заведующего балетной труппой Мариинского театра Юрий Фатеев (России); народный артист России, ректор Академии Русского Балета им. А. Я. Вагановой Николай Цискаридзе(Россия); народный артист Украины, художественный руководитель Донецкого национального академического театра оперы и балета имени А. Б. Соловьяненко Вадим Писарев (Украина); Прима-балерина и художественный руководитель балетной компании «International Ochi Ballet» Кумико Очи (Япония); лауреат международных премий, артист балета, балетмейстер Владимир Малахов (Австрия); Художественный руководитель театра the Liaoning Ballet Чу Цзидяао (КНР); народный артист СССР, балетмейстер, хореограф, педагог, член Совета Европы по культуре Валентин Елизарьев (Республика Беларусь); педагог-репетитор Королевского балета Фландрии Оливье Патэ (Франция); Художественный руководитель Королевского балета Швеции Йоханнес Охман (Швеция); Художественный руководитель Датского королевского балета Николай Хюббе (Дания); Художественный руководитель Национального балета Эстонии Эдур Томас Командор Ордена Британской империи; Президент жюри Международного балетного конкурса в Джексоне, хореограф, артист балета Джон Михан(США); Прима-балерина театра Ла Скала, руководитель Департамента Аттестации высшего хореографического образования в Италии Маргерита Парилла (Италия); Ответственный секретарь жюри – заслуженный деятель искусств России, генеральный директор Международной федерации балетных конкурсов Сергей Усанов (Россия). На XIII Международный конкурс артистов балета и хореографов в качестве почётных гостей приглашены известные деятели мирового искусства хореографии из многих стран мира, среди которых Художественный руководитель Открытого Всеяпонского конкурса в Нагоя Соломаха Вадим (США); директор Международного конкурса балета в Сполетто Бонкомпани Паоло (Италия); Художественный руководитель Международного конкурса балета в Варне Димитрова Соня (Болгария), Директор Международного балетного конкурса в Лозанне Пауэр Шелли (Швейцария), президент Международного конкурса балета в Сеуле Пак Джо Кын (Южная Корея), Художественный руководитель «Youth America Grand Prix» в Нью-Йорке Савельева Лариса (США), Председатель совета директоров Международного балетного конкурса в Джексоне Кэрол Пакетт (США), а также также представители российских и зарубежных СМИ. Справка: Международный конкурс артистов балета был учреждён вслед за конкурсом П. И. Чайковского в 1969 году и в скором времени стал значимым явлением в мировом искусстве хореографии. Конкурс проводится раз в четыре года. У истоков его создания стояли легенды русского балетного искусства: Галина Уланова – председатель жюри I Конкурса, Игорь Моисеев, возглавлявший его Оргкомитет, Ольга Лепешинская – Председатель Оргкомитета многих последующих конкурсов. С 1973 года бессменным Председателем жюри и Художественным руководителем конкурса является выдающийся хореограф современности Юрий Николаевич Григорович. Московский балетный конкурс (как ещё принято его называть) открыл целую плеяду блестящих танцовщиков, ставших яркими звёздами мирового балета второй половины XX и начала XXI вв. Среди них Михаил Барышников, Вячеслав Гордеев, Владимир Малахов, Герман Корнехо, Миса Куранага, Тьяго Суареш, Евгения Образцова, Иван Васильев, Наталья Осипова и многие другие. За всю историю конкурса Гран-При были удостоены четыре артиста: Надежда Павлова (СССР) – на II Конкурсе артистов балета в 1973 году; Ирек Мухамедов (СССР) – на IV Конкурсе артистов балета в 1981 году, Андрей Баталов (Россия) – на VIII Конкурсе артистов балета в 1997 году; Денис Матвиенко (Украина) – на X Конкурсе артистов балета и хореографов в 2005 году. В состав жюри конкурса в разные годы входили: Марина Семенова, Галина Уланова, Софья Головкина, Майя Плисецкая, Ирина Колпакова, Владимир Васильев, Иветт Шовире, Алисия Алонсо, Арнольд Хаскелл, Руди ван Данциг, Светлана Захарова, Ульяна Лопаткина, Хелги Томассен, Хулио Бокка и другие представители балетной элиты мира. Московский конкурс трижды отдавал дань уважения выдающимся деятелям русского и мирового балетного искусства: VII Московский конкурс артистов балета (1993) был посвящен хореографии Мариуса Петипа, IX Международный конкурс артистов балета и хореографов (2001) проведен в честь великой Галины Улановой (с 2001 года в программу был включён конкурс хореографов); XI Конкурс (2009) – посвятили выдающейся русской балерине Марине Семеновой. В течение более полувека Московский конкурс лидирует среди международных состязаний подобного уровня и интерес к нему не иссякает. Общее количество участников за 12 прошедших конкурсов составляет 1198 человек. За всю историю в нем приняли участие представители из 35 стран мира.

О важном событии в мире культуры: вот-вот станут известны имена лауреатов Международного конкурса артистов балета и хореографов. Это один из самых престижных смотров, который за годы существования зажег немало звезд, так что внимание к нему огромное. Объявление победителей проходит на сцене Большого театра.

Ни призы, ни места, ни соперники за секунды до выхода на сцену не имеют значения. Только танец! И на любые вопросы до выступления один ответ.

Москва в эти дни - центр притяжения молодых артистов балета и хореографов со всего мира. Международный конкурс на звание лучшего проходит раз в четыре года, как Олимпиада.

И подготовка соответствующая - тысячи повторов под чутким руководством педагога. И тут язык международного общения - русский.

«Чувствуется сразу, где есть «русский след», где учили русские, даже если это Бразилия, или Аргентина, или США. Я очень давно пошутил на эту тему. На пресс-конференции в США меня спросили, почему я считаю, что наш балет лучший. Просто я сказал: в России балет преподают дольше, чем США существует как государство. Я пошутил, но это правда», - рассказывает член жюри, народный артист России Николай Цискаридзе.

Новые имена открывает новая сцена Большого. Именно здесь все эти дни шли репетиции, занятия и этапы конкурса. Но каждый участник стремится на историческую сцену. Тут состоится финал балетного состязания. Чего стоят эти «выше, легче, точнее», видно за кулисами. Кто-то не стоит на ногах, а кто-то плачет после, казалось бы, идеального выступления.

«Я репетировала этот номер по 12 часов каждый день в течении шести месяцев, так готовилась к конкурсу. Танцевала с травмами. И не все получилось. Но то, что я все-таки выступаю сцене Большого, в финале, сбывшаяся мечта, к которой я шла через боль, и я счастлива независимо от результата», - призналась конкурсантка Ао Динфен из Китая.

Результат, помимо первых трех мест, Гран-при, почти священный Грааль конкурса - за полувековую историю его вручали всего четыре раза. А в этом году приз дает еще и беспрецедентную для балетного мира премию - 100 тысяч долларов лучшему хореографу и столько - артисту балета. Но это случится, лишь если жюри под предводительством руководителя смотра Юрия Григоровича проголосует единогласно.

«Здесь должно быть идеально все, начиная от пуантов до тесемок, до ленточки. Как она улыбается, то же самое с танцовщиками, как они держат себя на сцене. Да, падали, да, поскальзывались, да, что-то не доделывали, но когда на сцене артист - эти маленькие погрешности исчезают», - говорит член жюри, народная артистка России Светлана Захарова.

Позади три тура соревнований. Совсем скоро станут известны имена победителей. Впрочем, независимо от мнения судей, многие танцовщики признаются, что уже получили свою награду.

«Эти аплодисменты, которые тебя обнимают, это волшебно! Ради этого надо жить, ради этого надо танцевать, работать, плакать, грызть зубами бетон балета, чтобы только выйти и насладиться этими моментами неповторимыми», - сказала конкурсантка из Латвии Эвелина Годунова.

Из истории московского международного конкурса артистов балета

I международный конкурс артистов балета

Золотые лауреаты:

Нина Сорокина (СССР)
- Юрий Владимиров (СССР)
- Франческа Зюмбо (Франция)
- Патрис Барт (Франция)
- Малика Сабирова (СССР)
- Михаил Барышников (СССР)

II международный конкурс артистов балета

Гран-при:

Надежда Павлова (СССР)

Золотые лауреаты:

Ампаро Брито Гонсалес (Республика Куба)
- Александр Годунов (СССР)
- Вячеслав Гордеев (СССР)

III международный конкурс артистов балета

Золотые лауреаты:

Алла Михальченко (СССР)
- Нина Семизорова (СССР)
- Михаил Крапивин (СССР)
- Данило Радоевич (Австралия)

IV международный конкурс артистов балета
Москва, 1981 год, 11 - 26 июня,
Большой театр.

Гран-при:

Ирек Мухамедов (СССР)

Золотые лауреаты:

Алла Артюшкина-Ханиашвили (СССР)
- Маргарита Перкун-Бебезиче (СССР)
- Янис Пикиерис (Республика Венесуэла)

V международный конкурс артистов балета
Москва, 1985 год, 12 - 26 июня,
Большой театр.

Золотые лауреаты:

Хулио Бокка (Аргентина)
- Нина Ананиашвили (СССР)
- Марина Леонькина (СССР)
- Александр Ветров (СССР)
- Вадим Писарев (СССР)

VI международный конкурс артистов балета

Золотые лауреаты:

Кристина Мак Дермот (Швейцария)
- Галина Степаненко (СССР)
- Владимир Малахов (СССР)

1993 г, VII международный конкурс артистов балета

Золотые лауреаты:

- Елена Князькова (Россия)

Бернар Курто де Бутейе (Франция)

Морихиро Ивато (Япония)

1997 г, VIII международный конкурс артистов балета

Гран-при:

Андрей Баталов (Россия)

Золотые лауреаты:

Мария Александрова (Россия)

Чжань Цзянь (Китай)

Герман Корнехо (Аргентина)

Николай Цискариздзе (Россия)

2001 г, IX международный конкурс артистов балета

Золотые лауреаты:

Оксана Кучерук (Россия)

Ван Циминь (Китай)

Пинто Тьяго Суареш (Бразилия)

Леонид Сарафанов (Украина)

2005 г, X международный конкурс артистов балета

Гран-при:

Денис Матвиенко (Украина)

Золотые лауреаты:

Анастасия Матвиенкко (Украина)

Образцова Евгения (Россия)

Ищук Виктор (Украина)

Саленко Ярослав (Украина)

Ольга Лепешинская, председатель Организационного комитета II, III, IV, V, VI, VII, VIII конкурсов.

Галина Уланова, Председатель жюри Первого Международного конкурса артистов балета.
Юрий Григорович, Председатель жюри II, III, IV, V, VI, VII, VIII конкурсов.

ЮРИЙ ГРИГОРОВИЧ

Юрий Григорович, выдающийся русский хореограф, воспитанник Петербургской школы русского классического балета, начинал как солист Мариинского театра, затем осуществил на его сцене свои первые хорео-графические работы - "Каменный цветок" С.Прокофьева и "Легенду о любви" А.Меликова. Эти спектакли открыли Григоровича-балетмейстера и на десятилетия вперед определили художественные поиски русского ба-летного искусства.
С 1964 года более 30 лет Юрий Григорович являлся главным ба-летмейстером Большого театра России. Это время наивысшего художест-венного расцвета труппы, завоевания ею мирового признания и авторите-та. Под его руководством труппа Большого балета более 90 раз совершала международные турне, закрепив повсеместно в мире лидерство русской классической школы балета и выдвинув на мировую сцену ярчайшую ар-тистическую плеяду.
В Москве Григоровичем созданы балеты, принесшие ему мировую славу: "Щелкунчик" П.Чайковского (1966), "Спартак" А.Хачатуряна (1968), "Иван Грозный" на музыку С.Прокофьева, (1975), "Ангара" А.Эшпая (1976), "Ромео и Джульетта" С.Прокофьева (1979), "Золотой век" Д.Шостаковича (1982).
Им даны новые хореографические редакции шедевров прошлого - "Спящая красавица" (1963, 1973) и "Лебединое озеро" (1969) П.Чайковского, "Раймонда" А.Глазунова (1984), "Баядерка" (1991) и "Дон Кихот" (1994) Л.Минкуса, "Жизель" (1987) и "Корсар" (1994) А.Адама.
Юрий Григорович осуществил также постановки в театрах Стокгольма, Рима, Парижа, Копенгагена, Вены, Милана, Хельсинки, Анкары, Праги, Софии, Генуи, Варшавы, Стамбула, Сеула. Он автор принципиаль-ных балетных проектов в римском Колизее, лондонском Альберт-холле, античных театрах Греции, на площади Сан-Марко в Венеции, на спортив-ной арене Лужников (Олимпийские игры, 1980).
Длительное время Юрий Григорович возглавляет жюри междуна-родных балетных конкурсов в России, Финляндии, США, Швейцарии, Японии, Болгарии, Украине, а также Приза "Benois de la Danse" под па-тронажем ЮНЕСКО. С 1975 по 1989 гг. - президент Комитета танца Ме-ждународного института театра, в настоящее время его почетный президент.

МАРИНА СЕМЕНОВА
XI Международный конкурс артистов балета в Москве посвящён Марине Тимофеевне Семеновой, великой балерине XX века. Марина Семенова – легенда русского балета, выдающаяся танцовщица и столь же великий педагог, человек столетия в искусстве хореографии, чей талант вне времени.
Семенова родилась и училась, когда еще можно было увидеть на сцене спектакли императорского театра, получить из первых рук школу и традиции его классического танца, и до совсем недавнего времени репетировала со своими ученицами – звездами сегодняшней балетной сцены. Она была первой и любимой ученицей великого педагога, основательницы современной методики преподавания Агриппины Яковлевны Вагановой. От нее балерина получила великолепную школу, став олицетворением новой эпохи исполнительского искусства. Своим появлением на сцене молодая Семенова не оставила никаких сомнений в жизнеспособности классического танца, переживавшего в то время кризис. Она лишила его манерности, придала естественность, оставив неприкасаемыми точность и виртуозность исполнения движений.
Семенова восхищала публику безупречной техникой, царственной осанкой и балеринским апломбом. В ее творчестве соединились традиции академичной ленинградской школы, московская яркость чувств и мощь собственного актерского дарования, способного завораживать публику в зале.
Семенова-педагог на протяжении полувека преподавала и оттачивала мастерство своих учениц – в Большом театре, в Государственном институте театрального искусства имени А. В.Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства), хореографическом училище. Она как никто умела увидеть и отшлифовать индивидуальность. Семеновские классы воспитывали выносливость, формировали безупречные позы и линии, прекрасно готовили к спектаклям. Среди ее учениц такие известные танцовщицы как М.Плисецкая, Н.Бессмертнова, Н.Сорокина, М.Кондратьева, Н.Тимофеева, Г.Степаненко.
Недавно Марина Тимофеевна Семенова отметила свой столетний юбилей.

Похожие статьи