Кто такой инквизитор? Как появилось слово? История испанской инквизиции Известные инквизиторы

От древнего до современного значения каждое слово проходит свой извилистый путь. В одних случаях оно теряет свой смысл, в других - приобретает совсем другое значение. Рассмотрим в статье понятие «инквизитор». Значение слова не изменилось с веками, а лишь расширило первоначальное значение.

Происхождение слова

Многие понятия нашего времени уходят своими корнями в Такая же история произошла и со словом «инквизитор». Это кто, чем данный человек занимается, можно узнать из дословного перевода данного термина на русский язык. Латинское слово inquisitio означает "расследование", "дознание". Поэтому ответ на вопрос, кто такой инквизитор, будет звучать, что расследователь, а иногда и судья. Простое латинское слово стало означать грозную силу, наводившую ужас на жителей средневековой Европы.

Кто такой инквизитор

Появление инквизиции датируется началом XII века. До этого времени никто еще не знал, кто такой инквизитор и не имел понятия о том, что веру нужно отстаивать довольно страшными способами. В конце XII века начинается рост различных оппозиционных христианских течений, которые ставили под сомнение некоторые догматы церкви, а вместе с тем снижали влияние папства на ум католиков. Эта тенденция не могла не тревожить католиков, ведь вызов им бросали не бедные язычники прошлого, а представители достаточно знатных и богатых семейств.

Одно из течений христианства называлось альбигойством. Катары представляли серьезную угрозу могуществу Рима. Именно для борьбы с ними были учреждены первые суды веры.

Первоначально роль инквизитора сводилась к дознанию. Представители инквизиционных отрядов направлялись в различные местности, где задавали множество вопросов в настроениях, царивших на данной территории. Понятно, что такой сбор сведений открывал широкие возможности для неправедного доноса.

Всех подозреваемых в инакомыслии приводили к епископу, чтобы тот вершил суд и выносил приговор. А вот приводить приговоры в исполнение поручалось уже светским властям. Нередко приговоренные так и не были казнены из-за своевременного побега в другую провинцию.

Такое легкомысленное отношение к ересям вынудило церковь пойти на крайние меры. Начиная с XIII века преступления против веры стали считаться одним из тягчайших, и тех, кто был признан виновным, ждала ужасная смерть - сожжение на костре. О том, кто такой инквизитор, узнали все, ведь указы папства разрешали казнить даже детей уже с семилетнего возраста. Даже могила не спасала от приговора. Тела умерших нередко быть выкопаны, а затем сожжены на костре.

Инквизиторы и ведьмы

Последний очаг инакомыслия был подавлен в Лангедоке. В этой провинции на юге Франции было обвинено в ереси и казнено одновременно более двухсот человек. Официально церковь победила, целые институты инквизиторов искали новые жертвы. Ими стали женщины и девушки, уличенные в колдовстве.

Для выявления ведьм и принуждения их к признаниям существовала особая книга, которая называлась «Молот ведьм». Особая роль отводилась дознавателям. Понятие, кто такой инквизитор было немного изменено - теперь так называли охотников на ведьм и колдунов. Именно из-за усердия инквизиторов многие женщины были подвергнуты страшным мукам и закончили свои дни на костре.

Современное значение слова

О том, кто такой инквизитор, наши современники узнают из книг или фильмов. Большое распространение получила тема инквизиции в фэнтези и научной фантастике. Древние обязанности ревнителей веры, разумеется, могли частично измениться, но иногда инквизиторы в фантазиях автора выполняют абсолютно несвойственные им функции, например, принимают участие в сражениях.

Следует понимать, что инквизиция - это часть тайной церковной полиции, и по смыслу своему она была далека от власти светской. Поэтому инквизиторы не могли активно принимать участие в боевых действиях. За веру Христову сражались совсем другие представители церкви, например, рыцари ордеров.

Благодаря влиянию средств массовой информации, появились новые значения слова «инквизитор». Синонимы его в современном русском языке - палач, аспид, живодер, иногда въедливый дознаватель. Реже инквизитор - это судья, выносящий суровые и несправедливые приговоры.

Общепризнанной датой зарождения инквизиции является 1229 год, когда церковные иерархи объявили о создании трибунала — высшего органа инквизиции, предназначенного для сыска, суда и наказания еретиков. Теперь инквизиция вполне законно раскинула свои сети по всей Европе. Но наибольшей жестокостью прославилась испанская инквизиция.

В Испании, от страха онемелой, Царили Фердинанд и Изабелла, Но властвовал железною рукой Великий инквизитор над страной… Он был жесток, как повелитель ада, Великий инквизитор Торквемада…

Если Иннокентий III был идейным вдохновителем борьбы с еретиками, то подлинным творцом системы уничтожения еретиков и инакомыслящих стал Томмазо Торквемада (1420-1498 гг.).

В школьные годы это был послушный и тихий мальчик. Затем, став монахом ордена доминиканцев, Томмазо отличался безупречным поведением, уважением к традициям ордена и монашескому уставу.

Орден доминиканцев был учрежден в 1216 году неким Домеником де Гусманом, безжалостным религиозным фанатиком. Спустя тринадцать лет после смерти за кровавые подвиги на поприще борьбы с еретиками До-меник был возведен в ранг святых, а его имя присвоили созданному им ордену. В переводе с латыни имя Доменик созвучно выражению “господня собака”. Поэтому эмблемой ордена стал пес с пылающим факелом в зубах. А сами братья-доминиканцы стали называть себя “псами господними”. Было среди тех “псов” много вкусивших человеческой крови, но самым “кусачим” из всех оказался Томмазо Торквемада. Впрочем, начинал он исподтишка. Будучи настоятелем монастыря, отличался такой строгой набожностью, что слух о нем дошел до испанской королевы, пожелавшей стать его духовной дочерью. Так он появился при испанском дворе, где вскоре стал не только духовным наставником, но и главным советником королевы Изабеллы (1451-1504 гг.).

Благодаря Изабелле Томмазо Торквемада был назначен на должность генерального инквизитора Испании. И вот здесь “гений зла” проявил себя в полную меру! Разумеется, и до него трибуналы инквизиции не сидели сложа руки, и до него полыхали костры, а в застенках монастырей допрашивали еретиков, изуверскими пытками выбивая признания. Но лишь с приходом Торквемады испанская инквизиция достигла “высшей” степени развития, став общеевропейским “эталоном жестокости”.

В то время главными жертвами испанской инквизиции были так называемые “новые христиане” — марраны и мориски. Марраны — это евреи, отказавшиеся от иудейства, а мориски — мавры, согласившиеся с тем, что Мухаммед “лжепророк”. Вот на них-то в первую очередь и устроили охоту “псы-инквизиторы”. Предательство стало главной добродетелью в Испании. Фискалы-доносчики выискивали, на кого бы донести. Один испанец попал на костер по доносу проигравшего ему в карты партнера. Тот сообщил, что во время игры он сказал: “Все, голубчик, даже если Бог будет тебе помогать, ты все равно проиграешь…” Оказывается, при помощи инквизиции можно было выиграть самую безнадежную партию.

Но особенно поощряла инквизиция доносы на самых ближайших родственников!

А морискам и марранам было и того хуже — любого из них и без доноса можно было обвинить, что он, мол, “неискренний христианин”! А как доказать искренность или неискренность веры?

Вот Торквемада и задался целью создать такую систему, которая выворачивала бы наизнанку душу! Система была проста: пытать до тех пор, пока человек не сознается, что собирался убить папу римского! Под пытками люди признавались в совершении чудовищных преступлений…

Можно долго перечислять зверские пытки, придуманные изобретателями-садистами. Но достаточно напомнить про “испанский сапожок”, пытку на колесе и каленым железом…

Сам Торквемада, видевший основную цель своей жизни в истреблении вероотступников, отличался дьявольской жестокостью и коварством. Перед ним трепетали не только жертвы, но и его сторонники. Он мог заподозрить в ереси любого! А уж выбить признание в каком-нибудь тайном умысле было, что называется, “делом техники”.

Необузданное честолюбие, жажда славы, стремление к неограниченной власти, — вот что вело по жизни “тихого мальчика” Томмазо Торквемаду. И конечно, необъяснимая, патологическая жестокость! И неизменный страх. Когда он передвигался по стране, его сопровождали 50 всадников и 200 отборных пехотинцев, а на его рабочем столе всегда под рукой был носорожий рог — тогда верили, что с его помощью можно обнаружить яд. Так он и жил, убивая других и трясясь за собственную жизнь…

“Безупречный во всех отношениях” “великий инквизитор” Томмазо Торквемада имел одну “слабость”: более всего ему нравилось смотреть, как в огненном пламени сгорают заживо люди.

Что такое ересь и еретики? Если говорить коротко, ересь — это любое отклонение от истинной веры, как ее понимает сама церковь. А еретики — прежде всего изменники истинной веры, то есть люди, совершившие непростительный грех перед Богом. Но только папская церковь могла решать, какие верования и какие высказывания о Боге правильные, а какие ложные, следовательно,…

Священники и христианские писатели средневековья говорили о девяти ангельских хорах (или чинах), что окружают престол Всевышнего и славят Творца песнопениями. По их представлению, эти девять хоров составляли иерархическую Небесную лестницу, на которой ангелы низших чинов подвластны ангелам высшим. По образу и подобию Небесной иерархии строилась и земная иерархическая лестница, на самом верху которой были папы…

О том, как совершалась казнь еретика, сохранилось немало свидетельств современников. Ритуал аутодафе был строг и одновременно пышен и театрален. Аутодафе — одновременно религиозная церемония, и казнь, и зрелище. Обычно аутодафе приурочивалось к церковным праздникам или восхождению на престол нового монарха… Так, в 1680 году состоялось аутодафе в честь женитьбы Карла II на французской принцессе Марии-Луизе…

Про опустошительные, часто бессмысленные войны мы говорили достаточно. А еще средневекового человека постоянно преследовал голод. Европу покрывали дремучие леса, пахотных земель было мало, да и обрабатывались они из рук вон плохо. Конечно, спасал лес. Здесь собирали желуди для откорма свиней, заготавливали дубовую кору для дубления кож, смолу для факелов, мед диких пчел, хворост для отопления…

Знаменитые братья Кирилл и Мефодий, которых иногда называют “солунскими братьями”, родились в византийском городе Фессалоники (на территории современной Греции) в первой половине IX века. Кирилл до пострижения в монахи в 865 году носил имя Константина. “Солунские братья” происходили из семьи знатного военного, помощника наместника провинции. С раннего детства они одинаково хорошо владели как греческим языком,…

В период средневековья подавляющее большинство людей не умели ни читать, ни писать, а книги, которых насчитывались единицы, были рукописными. Но по мере развития общества, христианской и светской культуры грамотность приобретала все большее значение, следовательно, росла потребность в размножении текстов. В средние века рукописи создавались в монастырях и хранились в монастырских библиотеках. Нам трудно вообразить, сколько…

Многие столетия разные люди думали о том, как сохранить слово, как донести его до других… Размышлял об этом и Иоганн Гутенберг (1400-1468 гг.). Поскольку именно ему пришла в голову гениальная идея сделать шрифт из отдельных отлитых металлических литер (букв). Это изобретение (наборный шрифт из литер, с которого можно было делать сколь угодно оттисков) на века…

Король Франции Филипп IV (1285-1314 гг.) имел несколько прозвищ, чаще всего его называли Филиппом Красивым. Еще Филиппа IV когда с почтением, а когда и со страхом называли “железным королем”. Он обладал твердой волей, при любых обстоятельствах оставался невозмутимым и всегда умел добиваться желаемого. Для упрочения своей власти и расширения территории Франции, Филиппу необходимы были соседние…

В начале XIV века на папском престоле находился Бонифаций VIII. Узнав о том, что Филипп IV обложил французское духовенство податью, папа тут же издал буллу, в которой под угрозой отлучения от церкви запретил светским властям требовать от духовенства какие-либо денежные отчисления, а духовенству платить их без особого на то разрешения папы. Французские прелаты (высшие должностные…

Об ордене тамплиеров вы, конечно же, знаете. Тем не менее необходимо сказать хотя бы несколько слов об истории этого самого знаменитого и самого загадочного рыцарского союза. Основан он был, как и другие рыцарские ордена (госпитальеры, тевтонцы), во время Крестовых походов в Святую землю. Официально он назывался так — “Орден бедных рыцарей Христа и Соломонова храма”….


Очень часто период Средневековья ассоциируется у современного обывателя с мраком, фанатичной набожностью и безжалостным отношением к людям. Не последнюю роль в сложившемся образе сыграла инквизиция. Самым ярым сторонником «борьбы с ересью» считается испанец Томас де Торквемада . За все время его нахождения на посту Великого инквизитора в стране было замучено и убито несколько десятков тысяч человек.




Томас де Токвемада родился в 15 веке в семье священника. Он получил богословское образование. Однако пока юноша был молод, он много путешествовал, не проявляя рвения в служении к Богу.

Существует версия, что ненависть к инакомыслящим у Торквемады проявилась после того, как его отвергла любимая девушка, предпочтя богослову мавра. Но, как бы там ни было, со временем Торквемада стал главным гонителем евреев, мавром и прочих некатоликов.




В начале своего пути Торквемада служил в ордене доминиканцев, где он поражал всех своими ораторскими способностями и умением ловко трактовать католические догмы. Именно поэтому он стал духовным наставником инфанты Изабеллы Кастильской, будущей королевы Испании. Священник воспитывал ее в ненависти ко всем еретикам без исключения. Позже ему удалось выдать ее замуж за Фердинанда Арагонского, тем самым объединив Испанию.



Королева прислушалась к мнению своего духовного наставника, который яростно призывал ее бороться со всеми еретиками, и в 1483 году Торквемада назначается на пост Великого инквизитора Испании. Теперь перед инакомыслящими стоял выбор – или принятие католичества, или смерть. Из-за этого сотни тысяч евреев и мавров были изгнаны из Испании, бесчисленное количество людей томилось в темницах, ожидая смертного приговора. Инквизитор писал множество руководств по определению еретиков.



Кроме пыток в тюрьмах, в стране стали популярны акты веры (аутодафе) или, по простоту, публичные сожжения. Инквизиция настигала всех, кто был не угоден Торквемаде или короне, не зависимо от социального статуса или степени богатства. Человека уничтожали, а его имущество конфисковывали. Сам Папа Римский Сикст IV высказывал осуждение жестоким действиям испанской инквизиции, однако это не возымело никакого эффекта.



Фанатичные суды испанской инквизиции продолжались и после смерти Торквемада, однако они считались уже не такими зверскими и беспощадными, как при первом Великом инквизиторе. Поразительно, но полностью инквизиция была упразднена только в 1834 году.
Ну а до того времени, чтобы еретики были по сговорчивее, к ним применялись

Статья первая. ГЛАВНЫЙ ИНКВИЗИТОР. СОВЕТ ИНКВИЗИЦИИ. ОРГАНИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ

I. Среди мероприятий, к которым привело новое рассмотрение буллы от 2

форму постоянного трибунала, с главой, которому были подчинены все

инквизиторы вообще и каждый из них в отдельности. Должность главного

инквизитора Кастильского королевства лишь в эту эпоху была предоставлена

Томасу Торквемаде, имя которого, до тех пор было известно не иначе, как в

числе многих других имен, означенных в февральской булле 1482 года.

инквизитором Арагонского королевства, и огромные полномочия его должности

преемниками этого папы. Торквемада вполне оправдал сделанный выбор. Было

почти что невозможно найти человека, более способного выполнить намерения

Фердинанда в отношении умножения конфискаций, римской курии - в смысле

пропаганды ее властолюбивых и фискальных принципов, и, наконец, самой

инквизиции - в поставленной ею задаче казнями установить систему террора, в

котором она нуждалась.

III. Торквемада создал сначала четыре подчиненных трибунала - для

Севильи, Кордовы, Хаэна и Вилья-Реаля, называемого в настоящее время

Сьюдад-Реаль . Четвертый трибунал был вскоре перенесен в Толедо. Затем

Торквемада позволил доминиканцам приступить к исполнению их обязанностей в

различных епархиях кастильской короны.

IV. Эти монахи, получившие мандаты от святого престола, подчинились не

без некоторого сопротивления приказаниям Торквемады под тем предлогом, что

они не являлись его уполномоченными. Торквемада, чтобы не повредить начатому

им делу, не решился уволить их в отставку; но, будучи убежден в

необходимости для своих видов единства действия, приготовился установить

основные положения, без которых, как он хорошо видел, нельзя было обойтись.

В качестве асессоров и советников он избрал юрисконсультов Хуана Гутьерреса

де Чавеса и Тристана де Медину.

V. Тем временем Фердинанд, не терявший из вида, сколь важно было в

интересах фиска организовать трибунал надлежащим образом, создал королевский

совет инквизиции, законным и пожизненным председателем его назначил главного

инквизитора, а советниками дома Альфонсо Карильо, который был в то же время

епископом Мазары в Сицилии, но пребывал тогда в Испании, Санчо Веласкеса де

Куэльяра и Понса из Валенсии. Оба последних были докторами права.

VI. Эта организация предоставляла советникам право решающего голоса во

всех делах, подсудных гражданскому праву, и только совещательного голоса в

делах, принадлежавших церковной власти, которою, в силу апостолических булл,

был облечен один Торквемада.

VII. Это обстоятельство часто приводило к большим пререканиям между

главными инквизиторами и членами верховного совета , так как обе

стороны горячо поддерживали свои обоюдные претензии. Однако вопрос остался

нерешенным, потому что он не был поставлен как следует, причем авторы его не

умели различить двух видов дел, которыми занимался совет, и потому что его

члены принадлежали к духовенству, а это, естественно, заставляло их относить

многие вопросы, подсудные гражданской власти, к канонической юрисдикции.

VIII. Такое управление сильно уменьшило число дел, которые королевская

светская власть имела право разбирать, и она вскоре заметила, как сильно ее

соперница вредила интересам и прибылям фиска. Если бы контрагенты светской

власти хорошо изучили цель и организацию совета и истинные принципы

гражданской и церковной юрисдикции, этот противозаконный захват никогда не

произошел бы, потому что случаи необходимости прибегать к духовной власти

главных инквизиторов были бы сведены к небольшому числу.

IX. Торквемада поручил своим двум асессорам составить основные законы

для управления нового трибунала, предварительно познакомившись с тем, что

воспользовавшись советами сведущих людей. Он созвал общее собрание,

составленное из инквизиторов четырех учрежденных им трибуналов, из своих

двух асессоров и из королевских советников. Эта хунта произошла в

первые законы испанской инквизиции.

X. У меня имеется их копия, содержащая также инструкции,

последовательно обнародованные вплоть до 1561 года, помимо большого

количества отдельных узаконений, которые еще не устарели. Я не сомневаюсь,

что друзья истории встретят с удовольствием обнародование этого собрания

жестоких законов, порожденных фанатизмом и суеверием, Но в план этого

сочинения не входит передача буквальной копии статей первоначальной

инструкции. Я ограничусь предоставлением моим читателям их общей идеи

совокупности, чтобы познакомить с тем духом, который царил в инквизиции и

управлял ее действиями.

XI. Первая статья устанавливала способ, которым учреждение трибунала

будет оповещено в стране, где он должен быть установлен. - Распоряжения об

этом соответствовали тому, что происходило в Севилье, когда инквизиция была

там установлена. В них можно уже заметить захват прав государя и

злоупотребления, которые являются естественным следствием этого.

Вторая статья предписывала обнародование в местной церкви указа,

сопровождаемого угрозою церковных кар тем, кто, совершив преступление ереси

или вероотступничества, не донесет на себя добровольно до истечения

дарованного им льготного срока, и тем, кто воспротивится исполнению

мероприятий, предписанных святым трибуналом.

Третьей статьею был определен месячный срок еретикам для объявления

самих себя и для предупреждения этим конфискации их имущества, однако без

ущерба для денежных штрафов, к которым они могли быть приговорены.

В четвертой статье было сказано, чтобы добровольные сознания,

заявляемые во время льготного срока, делались письменно, в присутствии

инквизиторов и секретаря так, чтобы виновные давали ответы на все вопросы и

интерпелляции, обращенные к ним инквизитором по вопросу об их исповедании и

насчет их соучастников и тех, вероотступничество коих они знают или

подозревают. - Эта статья оказывала человеку милость лишь для того, чтобы

предать других преследованию.

Пятая статья запрещала давать тайно отпущение тому, кто сделает

добровольное сознание, за исключением единственного случая, когда никто не

знает о его преступлении и следует опасаться его огласки. - Легко видеть,

насколько эта мера была жестока, потому что она предавала позору публичного

аутодафе даже того, кто по свободному и добровольному душевному движению

признавался в своем грехе. Какая разница между этим поведением инквизиторов

и поведением Иисуса Христа относительно блудницы, самарянки и грешницы!

Указанная мера передала в руки римской курии громадные суммы: тысячи

новохристиан обратились к папе и предложили принести искреннее сознание в

прошлом и обещание быть в будущем верными своему долгу христианами, если им

пожелают тайно дать отпущение: римская курия извлекла выгоду из готовности

этих перепуганных людей и даровала им за деньги апостолические бреве,

которые должны были предоставить им безопасность.

Шестая статья устанавливала, что часть епитимьи того, кто примирится с

Церковью, будет состоять в лишении его пользования всякой почетной

должностью, употребления золота, серебра, жемчуга, шелка и тонкого полотна.

Посредством этой отвратительной комбинации все оповещались о бесчестии, к

которому данное лицо присуждалось за преступление ереси. Ужасное

распоряжение это послужило лишь к обогащению римской курии в силу

умножившихся просьб о получении папского бреве о реабилитации. Они

выдавались до тех пор, пока Александр VI, по ходатайству испанских

инквизитору право реабилитировать осужденных, но с несправедливой оговоркой,

которая аннулировала все пожалования, сделанные раньше в Риме.

Седьмая статья налагала денежные штрафы на всех, кто сделал

добровольное признание. - Говорили, что основанием этой меры была

бдительность к охране католической веры; но она указывает еще более ясно на

ту цель, которою задался Фердинанд, учреждая инквизицию.

Восьмая статья гласила, что добровольно кающийся, который явится со

своим признанием по истечении льготного срока, не может быть избавлен от

конфискации своего имущества, которая будет объявлена и которой он

подвергнется по праву со дня своего вероотступничества или своей ереси. -

Это распоряжение еще раз доказывает жадность короля и то, чего он ожидал для

себя от инквизиции.

В девятой статье сказано, что если лица моложе двадцати лет явятся по

собственному побуждению, чтобы заявить свое сознание, по истечении льготного

срока, и если будет доказано, что они вовлечены в заблуждение своими

родителями, то достаточно наложить на них легкую епитимью. - Но что эти

люди, хладнокровно жестокие, понимают под этого рода епитимьей? Это

публичное ношение в течение года или двух лет санбенито и присутствие под

этой вывеской в праздничные дни на торжественной мессе и в процессиях или

пребывание в другом более или менее унизительном положении.

Десятая статья налагала на инквизиторов обязанность объявлять в их акте

примирения время, когда примиренный впал в ересь, чтобы знать, какая часть

его имущества принадлежит фиску. - Суровость этой статьи заставила многих

зятьев потерять приданое их жен, потому что оно было им выплачено после

преступления их тестей. Это привело в семьях еретиков к громадным убыткам,

последствия которых были неисчислимы.

Одиннадцатая статья гласила, что если содержащийся в секретной тюрьме

святого трибунала еретик, движимый истинным раскаянием, попросит отпущения,

то ему можно его даровать, наложив на него в виде епитимьи кару пожизненного

заключения. - Я предоставляю своим читателям труд судить, находятся ли в

этом случае преступление и наказание в правильном соотношении.

Двенадцатой статьей указывалось, что, если инквизиторы думают, что в

случае, указанном в предыдущей статье, признание кающегося притворно, они

должны отказать ему в отпущении, объявить его лжекающимся и присудить его,

как такового, к релаксации и преданию в руки светского правосудия для

сожжения на костре. - Из этого видно, что жизнь узника зависела от

произвольного усмотрения инквизиторов, даже в том случае, если он настаивал

на искренности своего раскаяния.

Тринадцатой статьей было постановлено, что если человек, получивший

отпущение после своего добровольного сознания, хвастает, что скрыл разные

преступления, или из собранных сведений вытекает, что он совершил их большее

количество, чем то, в котором покаялся, он будет арестован и судим как

лжекающийся. - Вторая часть этой статьи носит очевидный характер жестокости,

потому что вполне возможно, что обвиняемый просто забыл многие из своих

прегрешений.

Четырнадцатая статья гласила, что, если уличенный обвиняемый упорствует

в своих отрицаниях даже после оглашения свидетельских показаний, он должен

быть осужден как нераскаянный. - Это распоряжение привело на костер тысячи

жертв. Во-первых, потому, что считали уличенными тех, которые не были ими, а

публичными и подлинными свидетельствами - урезанные свидетельские показания,

соответствие в показаниях двух или трех свидетелей, то клевета (а еще чаще

ложное толкование) могла скомпрометировать участь подсудимого, несчастного

уже тем, что он не мог ни доказать, ни убедить своих судей, отказывающих в

сообщении ему документов его процесса.

На основании пятнадцатой статьи, когда против отрицающего свое

преступление обвиняемого существовала полуулика, он должен был подвергнуться

пытке. Если во время пытки он признает себя виновным и затем подтвердит свое

сознание, то его наказывали как уличенного; если он отказывался от

подтверждения, его подвергали вторично, по праву, той же пытке или

присуждали к чрезвычайному наказанию. - Привод к пытке во второй раз спустя

некоторое время был запрещен советом инквизиции. Однако были инквизиторы

столь жестокие, что они все-таки применяли его к заключенным святого

трибунала. Они говорили при этом, что подвергают пытке заключенного только

один раз, потому что после первого сеанса на относящихся к процессу бумагах

они писали, что откладывают пытку, чтобы продолжать ее, когда это им

понадобится и захочется сделать.

Шестнадцатой статьей было запрещено сообщать обвиняемым полную копию

свидетельских показаний; можно было только давать им понятие о том, что на

них было донесено, оставляя их в неведении об обстоятельствах, которые могли

бы им помочь узнать свидетелей. - Одна эта статья была бы способна внушить

отвращение к трибуналу инквизиции. В том, что обвиняемому отказывали в

сообщении результатов предварительного следствия, не было ничего

противозаконного. Но отказывать ему в ознакомлении с документами его

процесса во время самого суда - не означает ли это сделать для подсудимого

невозможным пользоваться правом самозащиты?

Семнадцатая статья предписывает инквизиторам самим допрашивать

свидетелей, когда это для них не невозможно. - Это распоряжение справедливо,

но его делает иллюзорным то обстоятельство, что его редко было возможно

осуществить, так как свидетели и судьи почти всегда находились в разных

местах государства. Приходилось комиссару трибунала рассматривать и

принимать показания при помощи нотариуса, исполнявшего обязанности

секретаря. Так как оба они присягают в сохранении тайны, то можно видеть,

какой может произойти беспорядок, граничащий с преступлением, от

распоряжения, заставляющего подначальных людей уголовного трибунала

удостоверять преступность скорее, чем невиновность, чтобы этим быть приятным

для лиц, приказывающих им свидетельствовать. Кроме того, разве не следует

признать, что ничего не может быть опаснее истолкования ответов, данных

свидетелями, которые не получили ни воспитания, ни образования?

Восемнадцатая статья велит одному или двум инквизиторам присутствовать

при пытке, которой должен подвергнуться подсудимый, кроме случая, когда,

будучи заняты в другом месте, они должны обращаться к комиссару для

получения показаний, если пытка все-таки должна быть применена. - Не лучше

ли было бы ее совсем отменить?!

На основании девятнадцатой статьи, если после вызова в суд согласно

предписанным формам обвиняемый не явится, он должен быть осужден как

уличенный еретик. - Мера бесконечно несправедливая, потому что тысяча

обстоятельств может помешать человеку, вызванному в суд, быть осведомленным

о своем вызове; если предположить даже, что он это знает, уклонение его от

явки может быть вызвано боязнью быть посаженным в тюрьму, что далеко до

молчаливого признания своего преступления.

Двадцатая статья гласит, что, если доказано книгами или поведением

умершего человека, что он был еретиком, он должен быть судим и осужден как

таковой; его труп должен быть вырыт из земли, все его имущество конфисковано

в пользу государства, в ущерб его законным наследникам. - Кто мог бы

поверить, что подобная мера против умершего, которого невозможно уже

обратить, продиктована ревностью по вере? Поэтому надо искать другую

правдоподобную причину такого поступка - в жадности, в желании внушить ужас

и стать страшным. Однако примеров столь великой жестокости встречается

немного, кроме, быть может, истории папы Стефана , который заставил

выкопать из земли труп своего предшественника Формоза , чтобы обречь

его память на бесславие.

Двадцать первой статьей инквизиторам было приказано распространить свою

юрисдикцию на сеньориальных вассалов; если сеньоры откажутся ее признать, то

применить к ним церковные кары и другие наказания. - Это дало инквизиторам

случай удовлетворять свое тщеславие, унижая этот надменный класс людей

епитимьями, к которым они их присуждали как сопротивляющихся декретам

трибунала.

В двадцать второй статье было сказано, что если человек, присужденный к

выдаче в руки светского суда, оставляет несовершеннолетних детей, то им

даруется государством, в виде милостыни, небольшая часть конфискованного

имущества их отца, и что инквизиторы обязаны доверить надежным лицам заботу

об их воспитании и христианском просвещении. - Хотя я прочел большое

количество старинных процессов, но нигде не встретил, чтоб инквизиторы

занимались судьбою несчастных детей осужденного. Нищета и позор были их

единственным наследием, и такова была судьба (в течение последнего

десятилетия XV века и в начале следующего века) бесчисленного множества

испанских семейств.

На основании двадцать третьей статьи, если еретик, примиренный в

течение льготного срока, без конфискаций имущества, имел собственность,

происходящую от лица, которое было присуждено к этой каре, то эта

собственность не должна была включаться в закон прощения. - Постыдный

расчет, подтверждающий мысль, что инквизиция получила свое возникновение не

из чего иного, как из жадности своих основателей.

Двадцать четвертая статья обязывала давать свободу христианским рабам

примиренного, когда не было конфискации, ввиду того что король даровал свою

милость только на этом условии.

Двадцать пятой статьей запрещалось инквизиторам и другим лицам,

причастным к трибуналу, получать подарки под страхом верховного отлучения и

лишения должности, присуждения к возврату и к штрафу в размере двойной

стоимости полученных вещей.

Двадцать шестая статья предлагает должностным лицам инквизиции жить

друг с другом в мире, без стремления к превосходству, даже со стороны того,

кто облечен властью епархиального епископа; в случае какого-либо раздора

главному инквизитору поручалось прекращать его без огласки. - Это

распоряжение доказывает, что были епископы, которые предоставляли свои

полномочия одному из инквизиторов, что было явной несправедливостью, потому

что тогда сокращалось число судей, и эта мера удаляла из трибунала, к

несчастию обвиняемых, единственного человека, который обыкновенно был

беспристрастным, другом справедливости, гуманным, просвещенным среди этих

апостолических судей, которым, по-видимому, нравилось во время процесса

подтверждать дурное мнение, которое установило против подсудимого тайное

следствие.

старательно следить за своими подчиненными, чтобы они были точными в

исполнении своих обязанностей.

Наконец, двадцать восьмая статья предоставляет мудрости инквизиторов

рассмотрение и обсуждение всех пунктов, не предусмотренных в основных

законах, с которыми читатель только что познакомился.

XII. Будем ли мы рассматривать в отдельности двадцать восемь статей

кодекса инквизиции или возьмем их в целом, мы видим, что судебные решения и

приговоры зависят от способа, каким велось следствие, и от личного взгляда

судей, высказывающихся за ересь или правоверие обвиняемого, на основании

индукций, аналогий и результатов, извлеченных из отдельных фактов или

разговоров, переданных часто с большим или меньшим преувеличением и

неверностью. Что можно было ожидать от таких людей, ставших распорядителями

жизни и смерти себе подобных, видя их полное ослепление предубеждением

против беззащитных обвиняемых? Бесхитростный человек должен был погибнуть,

торжествовал только лицемер.

XIII. Изложенный выше устав несколько раз пополнялся, даже в первые

времена. К нему прибавили особо инструкции, которые были установлены в

Авиле в 1498 году и, наконец, в Вальядолиде в 1561 году. Несмотря на все эти

изменения, не видно, чтобы формы судопроизводства когда-либо переменились

или чтобы отказались от произвола, составляющего основу этого ненавистного и

жестокого правосудия. Для подсудимого было невозможно установить надлежащим

образом свою защиту. Поставленные между альтернативой признания его

невинности или подозрения в виновности, судьи постоянно давали увлекать себя

в это последнее решение и не нуждались более в. уликах. Это варварское

учреждение под предлогом ревности по вере укрепляло с тех пор свою власть,

чтобы преследовать невинного и слабого и освобождать только лицемеров.

В Испании, от страха онемелой,
Царили Фердинанд и Изабелла,
Но властвовал железною рукой
Великий инквизитор над страной...
Он был жесток, как повелитель ада,
Великий инквизитор Торквемада.
— Г. Лонгфелло «Торквемада»
Основатель испанской инквизиции родился около 1420 года в маленьком кастильском городке Торквемада в семье служителя Доминиканского ордена Иоанна Торквемады. Само название города, так же как и фамилия Великого инквизитора происходит от слова torre cremate — «горящая башня».
Согласно местным преданиям, там когда-то сгорел феодальный замок, который принадлежал предкам Томаса. От одного из слуг мальчик узнал, что его бабушка Инесс, как и его родной дядя Хуан де Торквемада, кардинал и теолог, были «конверсо», то есть крещеными евреями. Для Томаса это открытие стало настоящим потрясением, ведь евреи, как и мавры-мусульмане, являлись злейшими врагами христианства. А Торквемада всегда был образцовым католиком.
Возможно, именно это знание и послужило толчком к его будущей деятельности. Томас решил, что должен очиститься в глазах Господа, для чего ему необходимо проявлять особое рвение в борьбе с врагами христианской веры. Так как его отец был служителем церкви, то с образованием у Томаса проблем не возникло, а ребёнком он был весьма одарённым, в чём потом многие убедятся.
Когда Томасу исполнилось двенадцать, он покинул дом и отправился в монастырскую школу, которую закончил с отличием. В 1451 году в возрасте 31 года Томас Торквемада вступает в Доминиканский орден и с этого момента, собственно, и начинается история инквизитора как таковая.
Как я уже писала в предыдущей статье, Испания до 1492 года представляла собой 4 отдельных государства, одним из которых был Гранадский эмират. Здесь жило большинство испанских евреев. Из 16 миллионов жителей Испании мусульмане в то время составляли 3 миллиона, а евреи — почти миллион. Инаковерующие, а следовательно, еретики, отступники, колдуны и ведьмы, враги в глазах церкви и государства. Против всех этих «врагов» молодой Торквемада обратил свои гневные проповеди. Ораторский талант он начал проявлять, поступив в доминиканский монастырь Сан-Педро. По округе разнеслась молва не только о красноречии, но и благочестии молодого монаха — он не ел ни мяса, ни рыбы, носил грубую шерстяную хламиду и спал на голых досках. Скоро Томасу начали предлагать высокие должности в Мадриде, но он каждый раз отказывался. Согласился только занять пост настоятеля обители Святого Креста в Сеговии (область Кастилии). И судьба подарила ему головокружительный взлет.
Этот маленький монастырь посещали представители высшего кастильского общества, в том числе королева-мать с маленькой дочерью Изабеллой. В 1459 году монах стал духовником семилетней инфанты. Стоит отметить, что Изабелла воспитывалась под влиянием матери, которая была ревностной католичкой и отчасти переняла у неё эту фанатичность. Торквемада ухватился за это и пробыл в роли духовного наставника до конца своей жизни. Влияние на Изабеллу он имел сильнейшее, будучи ярой католичкой, Изабелла Кастильская видела в Томасе Торквемаде нечто большее, чем просто монаха, инквизитора или священнослужителя. Из монастырского затворничества Торквемада шагнул в большую политику, обретя власть, которой не было ни у кого из испанских отцов церкви.
1474 год. На трон взошли Фердинанд и Изабелла, и Торквемада становится уже не духовным наставником не инфанты, но королевы.
Торквемада постоянно убеждал их, что благочестие народа падает из-за соседства с иноверцами. Для начала, считал он, нужно разобраться с врагами среди самих христиан. Многие крещеные мавры и евреи продолжали тайно исповедовать веру отцов. Чтобы выявить этих отступников, доминиканец предложил основать инквизиционный трибунал. Строго говоря, инквизиция была создана еще в XII веке по инициативе римского папы. Григория IX, но до XIII в. не имела позднейшего своего специального значения, и церковь еще не пользовалась ей для обозначения той отрасли своей деятельности, которая имела целью преследование еретиков.

С приходом Торквемады Инквизиция переживает второе рождение, его кандидатуру своей буллой утверждает папа Сикст IV.
Одним из основных лозунгов Торквемады был: «Испания для испанцев». Знакомый лейтмотив, не правда ли?
Уже первые шаги испанской инквизиции вызвали сопротивление в придворных и церковных кругах, считавших, что методы инквизиции не только не приведут к решению проблемы марранов в Испании, но, напротив, жестокость, не различающая между малым и большим преступлением, лишь усугубит проблему, вызвав бегство марранов в места, где они не будут под опекой и руководством церкви, а наказания должны быть избирательными, и основным методом интеграции марранов должно быть их терпеливое воспитание в духе католичества. Противники инквизиции оказались в меньшинстве, и институт инквизиции интенсивно развивался.

Духовник королевы быстро превратил инквизицию в мощную организацию с жесткой, почти военной дисциплиной. В 1479 году в каждой испанской провинции были созданы трибуналы во главе с великими инквизиторами. Руководил ими Великий инквизитор всего королевства Торквемада. По новым правилам, еретики могли покаяться в течение месяца после создания в городе трибунала. Остальных отправляли в тюрьму и добивались от них признания. Тех, кто искренне раскаивался в грехах, осуждали на вечное заключение, а всех, кто упорствовал в своей ереси, ждало сожжение, получившее название «аутодафе», то есть «акт веры».

В первые полгода правления Торквемады было сожжено 298 человек а 79 приговорили к вечному заточению. Число жертв инквизиции увеличилось с каждым днем. Дыба, пытки водой, огнем, испанским сапогом доводили несчастных до последней степени изнеможения и нередко кончались смертью прямо в темнице. Из-за многочисленности осужденных пришлось даже придумать особый эшафот, так называемое квемадеро. Он был сложен из камня наподобие печи — туда вводили сразу несколько осужденных и сжигали. Возможно, именно это дьявольское изобретение послужило прототипом гитлеровских газовых камер.

В конце концов, многие богатые мавры и евреи начали покидать Испанию. Оставшиеся посылали в Рим жалобы на жестокость Торквемады. Уже через месяц после начала работы трибуналов папа Сикст IV потребовал приостановить их деятельность (!) Великий инквизитор не послушался, и по его просьбе Фердинанд и Изабелла отправили понтифику письмо с советом впредь не вмешиваться в дела королевства.

Уничтожая еретиков, Торквемада никогда не забывал об иноверцах. Именно их он считал своими главными врагами. Великий инквизитор настоял на том, чтобы королевские войска окружили Гранаду — последний оплот мавров. После долгой осады арабы сдались. Католические монархи могли торжествовать — Испания впервые стала единой, но инквизитор не успокоился.

В начале 1492 Торквемада убедил Фердинанда II и Изабеллу I заставить всех иудеев принять христианство; в противном случае они должны были покинуть пределы Арагона и Кастилии. Как только началось преследование иудеев, еврейская община собрала огромную по тем временам сумму в 30 000 дукатов, чтобы откупиться от преследования. Они предложили её Фердинанду. Тот был не против принять деньги. И вот здесь произошёл знаменитый эпизод. Узнав об этом, Торквемада вошёл к королям и швырнул перед ними распятие, закричав, что однажды уже Иуда предал Христа за 30 серебряников, теперь же вы хотите его предать снова. Набожная Изабелла приняла это очень близко к сердцу. А так как Фердинанд не имел полноценной власти и считался с мнением супруги, то и здесь Торквемада победил.

800 тысяч евреев в повозках и пешком потянулись к портовым городам. Расправившись с одними врагами, Торквемада взялся за других — мавров. Он лично прибыл в Гранаду, чтобы превратить одну из многочисленных мечетей города в католическую церковь. И сам зажигал костры, на которых горели тысячи экземпляров Корана, Талмуда и других еретических сочинений. Уже после смерти Торквемады испанских мавров стали в массовом порядке подвергать крещению. Тогда они подняли восстание и в 1520 году были изгнаны, как и евреи.
На несколько веков Испания стала страной, где не было места иноверцам. Сам Торквемада никогда не появлялся в пыточных камерах и не приближался к кострам, на которых сжигали вероотступников, но всем управляла его твердая рука. Он руководил десятками инквизиторов и тысячами их помощников-доминиканцев. При подготовке Торквемадой процесса против ряда испанских епископов по обвинению в поощрении ереси, уже сам папа Александр VI Борджиа остановил процесс и помиловал осужденных. Он же убедил короля Фердинанда обуздать чересчур ретивого борца за веру.
Король послушался и, объявив, что Торквемада уже стар и болен, назначил ему в заместители четырех генерал-инквизиторов, которые получили право обжаловать его решения. Для Великого инквизитора это было оскорблением. Он больше ни разу не переступил порога королевского дворца, но когда Торквемада умирал, королева Изабелла сама приехала к нему, чтобы попрощаться.

Томас Торквемада прожил достаточно долго - 78 лет. И всю жизнь был одинок. Хотя власть его была велика, но и страх его был велик. Личная охрана Торквемады составляла 250 человек: 200 пехотинцев и 50 всадников. Без этой охраны он нигде не появлялся. Его дом напоминал крепость, сам он постоянно ждал ножа в спину или подсыпанного яда. Его ненавидела вся страна, и он знал это. И так до самой смерти…

16 сентября 1498 года, Томас Торквемада скончался.
За восемнадцать лет своей карьеры «инквизитором душ» Торквемада «десять тысяч двести двадцать жертв сжег живыми, шесть тысяч восемьсот шестьдесят сжег фигурально после их смерти или по случаю их отсутствия и девяносто семь тысяч триста двадцать одного человека подверг опозоренью и исключению из службы на общественных и почетных должностях. Общий итог этих варварских казней доходит до ста четырнадцати тысяч четырехсот навсегда погибших семейств. Сюда не включены те лица, которые по своим связям с осужденными разделяли более или менее их несчастье и горевали, как друзья или родственники, о строгостях, постигших несчастные жертвы» (Льоренте X. А. Критическая история испанской инквизиции).
Если считать «очищением» в глазах Господа то, что устроил Томас Торквемада во второй половине XV века в Испании, то не слишком ли велика цена, заплаченная за это?
Трагедия целой страны, последствия которой ещё чувствуются - цена «чистоты веры» ревностного католика. Торквемада — самый страшный и зловещий инквизитор за всю историю этой организации. В двадцатом веке католическая церковь признала его преступником. Доминиканский орден отрекся от него, посмертно исключив из братства и, тем не менее, у него и сегодня есть поклонники.
За дымом костров уже не разглядеть человека из плоти и крови, а лишь живое воплощение должности Великого инквизитора. Того, кто посылает людей на мучительную смерть, чтобы спасти их души.

Похожие статьи

  • Значение карт ленорман в любовных раскладах

    Любовь и личные отношения - это то, что волнует каждого из нас. Кто-то влюбляется, но не знает, испытывает ли интересующий его человек ответные чувства, у кого-то есть постоянный партнёр, но во взаимоотношениях не всё так гладко. И все они...

  • Эзотерическое гадание Таро “Солнце” на свою личность

    В астрологии Солнце символизирует индивидуальность, личность, сознание и волю, уровень энергетического и творческого потенциала. Все планеты вращаются вокруг Солнца, и каждый человек является центром собственного Мира. Возможность...

  • Гадать онлайн на отношения и чувства человека

    ПОДЕЛИЛИСЬ Как он относится ко мне? Гадание на мысли, чувства, подсознание. Во многих жизненных ситуациях клиента интересует, как относится к нему тот или иной человек, и это не праздное любопытство. От того, каковы истинные мысли,...

  • Гадание Что он обо мне думает

    Каждой влюбленной девушке хочется, чтобы ее чувство было взаимным. К сожалению, не изобрели еще такой машины, которая бы помогала читать мысли других людей. Существуют «народные методы», с помощью которых можно разгадать, что творится в...

  • Толкование игральных карт при гадании — секреты из прошлого

    Рассмотрим по очереди предсказательное значения карт при гадании. Значения карт при гадании ♠ Пики ♠: значение карт при гадании Туз пик – потеря, печальное письмо, удар, испуг, неприятность, раскаяние; время определяется как ночь, зима;...

  • Программа помощи ипотечным заемщикам от государства

    С ухудшением экономической обстановки в 2014 году и падением доходов у населения, большинство россиян, оформивших заем на жилье, оказались в неблагоприятной ситуации. Объем просрочек и невыплат резко возрос. Поэтому правительство РФ...