Европейская Комиссия. Функции и полномочия. Европейская комиссия: понятие, значение и история возникновения Европейская комиссия входит в структуру

Чтобы быть в курсе происходящих в мире событий и понимать политические процессы, следует разбираться в структуре существующих органов власти ближайшего и дальнего зарубежья. Одним из наиболее масштабных объединений является Европейский Союз, в особенностях устройства которого можно разобраться в первую очередь.

Что такое Европейская комиссия?

Любое государство или объединение государств нуждается в управлении. Контроль деятельности в пределах Европейского Союза осуществляет комиссия, являющаяся не только высшим но и владеющая правом законодательной инициативы. Целями существования данного органа власти является контроль за соблюдением договоров и правовых актов, выполнение решений Европарламента и разработка новых законопроектов.

Принципы работы

Комиссия состоит из двадцати восьми членов, которых также называют комиссарами. Каждый из них представляет отдельную страну-участницу объединения, в которой был избран в национальном правительстве.

Однако на время работы, продолжающейся в течение пяти лет, члены становятся абсолютно независимыми от страны и действуют исключительно в интересах Европейского Союза. Существует контроль над выбором комиссаров. Его осуществляет Европейский парламент, в котором утверждается каждая предложенная кандидатура, выдвинутая советом министров. Члены комиссии ответственны за разные направления деятельности объединения, к примеру, связанным с вопросом отношения с третьими странами. Каждый из них является главой определенного подразделения с названием Генеральный Директорат.

Деятельность Европейской комиссии

Работа данного органа власти является неотъемлемой частью работы ЕС. Законы, которые разрабатывает Европейская комиссия, рассматриваются в Совете, который осуществляет дальнейший контроль процесса. Кроме того, орган осуществляет контроль за выполнением разнообразных правовых актов и при выявлении нарушений может применять разнообразные санкции. Иногда итогом становится обращение в Самостоятельные решения Европейская комиссия может принимать в сферах сельского хозяйства, транспорта, работы внутреннего рынка, конкуренции и Также она занимается управлением фондами, контролем бюджета и созданием сети представительств за границами ЕС для выполнения дипломатических функций. Для работы комиссия еженедельно проводит собрания в брюссельской штаб-квартире. Языками ее работы официально являются английский, французский и немецкий.

Возникновение организации

Или НАТО появляются в международных новостях ежедневно. Тем не менее, совсем недавно многих из этих организаций не существовало. Так, первым вариантом высшего руководящего органа в Европе стала комиссия, созданная в 1951 году. Ее члены представляли страны Европейского объединения угля и стали, а председателем учреждения был Жан Моне. Официально комиссия приступила к работе десятого августа 1952 года. Тогда штаб-квартира располагалась в Люксембурге. В 1958-м, в результате Римских соглашений, возникли новые сообщества. Европейская экономическая комиссия нового варианта контролировала цены на зерно и участвовала в переговорах по тарифам и торговле. С каждым новым этапом в истории развития ЕС менялись и принципы работы его высших органов, а политика и структура организаций нередко определялась главой правления.

Вклад Жозе Баррозу

Европейская комиссия входит в структуру правления ЕС с самого начала его существования, но современный формат ее работы появился всего несколько лет назад. В 2004 году председателем стал Жозе Мануэл Баррозу, работа которого стала решающей для развития органа. Он столкнулся с определенными проблемами при формировании состава новых членов из-за протестов оппозиции. В результате Европейская комиссия была ограничена по количеству комиссаров - ранее крупные государства могли направлять сразу несколько представителей, а изменения повлекли установление равноправия между всеми странами союза. По разработанному под контролем Баррозу, количество членов зафиксировали на постоянной цифре в двадцать шесть представителей: по одному от каждого государства плюс один представитель в союз по иностранным делам и политике безопасности от державы, не получившей места. Впоследствии размеры ЕС изменились, что повлекло поправки до современного числа в двадцать восемь человек.

Где проходят заседания?

Европейская комиссия работает в здании, расположенном в самом центре Брюсселя. Оно было спроектировано специально для организации и построено на земле, ранее принадлежавшей монахиням, жившим в монастыре Берлемон. Автором проекта стал Де Весте, которому помогали такие архитекторы, как Жан Жильсон и Андре Полак. В плане постройки использован неправильный крест, делающий здание одним из самых оригинальных для своего времени. Для создания «Берлемона» использовались материалы с содержанием асбеста. Позднее учеными были выявлены канцерогенные свойства таких составов, и Европейская комиссия на время покинула штаб-квартиру. С 1991 по 2004 год происходила реконструкция и удаление асбестосодержащих веществ, после чего здание стало шире и глубже. В октябре 2004 г. сотрудники снова приступили к работе в «Берлемоне». Другим заметным событием стал пожар 2009 года, произошедший из-за возникновения проблем в системе электропроводки, но не потребовавший долгой эвакуации или прекращения работы в здании.

Европейская Комиссия в системе институтов ЕС является самым ярким наднациональным органом управления. Она создана в 1958 г. в результате Римских договоров, а с 1967 г., после слияния руководящих органов ЕОУС, ЕЭС и Евроатома, стала единственной Европейской Комиссией в рамках Сообщества.

Резиденция Европейской Комиссии - Брюссель, однако отдельные Генеральные дирекции расположены в Люксембурге. Поскольку целями Европейской Комиссии является обеспечение функционирования общего европейского рынка, защиту интересов ЕС в целом и участия в конкурсе ЕС на международном уровне, то ее представительства есть в каждой из стран - членов ЕС, а также в столицах большинства стран мира. Европейская Комиссия является независимой институцией, она и ее члены не подчиняются и никоим образом не зависят от правительств стран - членов ЕС, хотя и сотрудничают с ними.

Европейская Комиссия выполняет четыре основные функции:

Подает предложения относительно новых законов ЕС, которые она представляет на рассмотрение Европейского Парламента и Совета ЕС;

Обеспечивает применение странами-членами ЕС (следит за соблюдением правовых актов ЕС, гарантирует их воплощения в жизнь, осуществляет надзор за реализацией договоров и решений, принятых институтами ЕС);

Выполняет обязанности органа, что отвечает за практическое воплощение политики ЕС и управления ею, то есть контролирует выполнение решений Европейского Парламента и Совета ЕС, а также управляет финансами ЕС - бюджетом и деятельностью различных фондов и программ ЕС, в том числе и касающихся помощи третьим странам;

Представляет и отстаивает интересы ЕС на международной арене, ведет переговоры по заключению соглашений между ЕС и третьими странами и международными организациями.

Европейская Комиссия обязана ежегодно, но не позднее чем за месяц до открытия сессии Европейского Парламента, публиковать общий отчет о деятельности ЕС.

В состав Европейской Комиссии (в период между вступлением в силу Лиссабонского договора и 31 октября 2014 г.) входят по одному представителю от каждой страны-члена, в том числе и Председатель Европейской Комиссии и Верховный представитель по вопросам иностранных дел и политики безопасности, который является одним из заместителей Председателя Европейской Комиссии.

Начиная с 1 ноября 2014 г., Европейская Комиссия будет состоять из количества членов (в том числе и Председателя, Верховного представителя по вопросам иностранных дел и политики безопасности), которая будет отвечать/ количества стран - членов ЕС, если Европейский Совет единогласно не примет решение относительно изменения этой квоты. Срок служебных полномочий членов Европейской Комиссии составляет пять лет, после чего пребывание их на должности, может быть продлено на следующий срок.

Европейская Комиссия действует как коллегиальный орган, то есть не может быть решений отдельных комиссаров - есть лишь решения Европейской Комиссии, которое принимается абсолютным большинством голосов. Каждый член Европейской Комиссии отвечает за одно или несколько направлений деятельности. Во время исполнения своих обязанностей он имеет поддержку со стороны так называемых кабинетов, в состав которых входит большая группа сотрудников, назначенных комиссаром.

В случае выявления недоверия Европейским Парламентом Европейская Комиссия в полном составе должна уйти в отставку.

Председатель Европейской Комиссии

В начале создания Европейской Комиссии должность Председателя не очень отличалась от остальных должностей членов Европейской Комиссии, но в соответствии с Амстердамским договором ее роль значительно возросла. Эта должность приобрела большее влияние на формирование политики ЕС.

председатель Европейской Комиссии выбирает квалифицированное большинство Европейского Совета. Кандидатура представляется на утверждение большинством голосов Европейский Парламент. Если предложенная кандидатура не поддержана большинством, то Европейский Совет должен подать в Европейский Парламент другую кандидатуру, которую выбирают по той же процедуре.

Основной задачей Главы является руководство работой Европейской Комиссии и участия в конкурсе ее во внешних отношениях. Председатель Европейской Комиссии распределяет обязанности между членами Комиссии и формирует рабочие группы, которые состоят из комиссаров.

Начиная с 23 ноября 2004 г., Главой Европейской Комиссии Жозе Мануэль Баррозу - португальский политический деятель, который на этой должности сменил Романо Проди (1999-2004 гг.). Кандидатура Баррозу на пост Председателя Европейской Комиссии была повторно одобрена Европейским Парламентом 1 сентября 2009 г. На поддержку Баррозу проголосовали 382 депутата, против - 219, воздержались-117.

Председатель Европейской Комиссии созывает заседание Европейской Комиссии; утверждает повестку дня заседаний; проводит голосование и визирует протоколы и правовые акты, принятые Европейской Комиссией.

Европейская Комиссия из своих членов может выбрать одного или двух заместителей Председателя Европейской Комиссии.

Европейская Комиссия делится на Генеральные директораты и службы. Каждый Генеральный директорат отвечает за конкретную сферу деятельности, а Генеральный директор который его возглавляет, подотчетен одному из комиссаров. Такое структурное разделение Европейской Комиссии напоминает разделение на министерства в правительствах стран-членов ЕС. Генеральный директор всегда является гражданином другой страны, чем комиссар.

Комиссары - члены Европейской Комиссии - являются международными служащими и представляют интересы ЕС в целом, а не своих стран. Они не могут пользоваться никакими инструкциями от правительств стран-членов. Одновременно страны должны уважать независимость комиссаров и не оказывать на них никакого давления.

Комиссару в выполнении его обязанностей помогает кабинет, в состав которого входят преимущественно доверенные лица, которые по правилам родом из той же страны, что и комиссар. Работу кабинетов координируют служащие, которые занимают очень высокие посты в правительственной иерархии ЕС. их главной функцией является представлять комиссара в случае его отсутствия на заседаниях Европейской Комиссии.

Комиссары не могут осуществлять деятельность, которая противоречит их обов"язкам. им запрещено заниматься любой другой профессиональной работой, даже если она неоплачиваемая. Если комиссар ненадлежаще выполняет свои функции, Совет ЕС и Европейская Комиссия могут обратиться в Суд ЕС с предложением о его отставке. Суд ЕС может также лишить комиссара пенсионных прав и других привилегий.

Работа Европейской Комиссии координируется Генеральным секретариатом, во главе которого стоит Генеральный секретарь. Он может участвовать в заседаниях Комиссии, но не является ее членом и не имеет права голосовать. Затем Генеральный секретарь координирует работу Генеральных дирекций, визирует протоколы заседаний Европейской Комиссии, а также отвечает за сотрудничество с другими институтами ЕС, национальными парламентами и неправительственными организациями.

European Commission

Европейская комиссия – высший коллегиальный орган исполнительной власти Европейского Союза, политически независимое учреждение, реализующее и защищающее общие интересы ЕС. Еврокомиссия обладает фактически эксклюзивным правом законодательной инициативы, что наделяет ее статусом движущей силы европейской интеграции. Она подготавливает, а затем вводит в исполнение законодательные акты, принятые Европейским Советом и Европейским Парламентом, в соответствии с политикой Европейского Союза.

Еврокомиссия также имеет права реализации, управления и контроля. Она ответственна за планирование и реализацию общей политики, исполнение бюджета и управление программами Европейского Сообщества. В качестве «хранителя Договоров» она также следит за выполнением европейского законодательства.

Европейская Комиссия European Commission Европейская комиссия – высший коллегиальный орган исполнительной власти Европейского Союза, политически независимое учреждение, реализующее и защищающее общие интересы ЕС. Еврокомиссия обладает фактически эксклюзивным правом законодательной инициативы, что наделяет ее статусом движущей силы европейской интеграции. Она подготавливает, а затем вводит в исполнение законодательные акты, принятые Европейским Советом и Европейским Парламентом, в соответствии с политикой Европейского Союза. Еврокомиссия также имеет права реализации, управления и контроля. Она ответственна за планирование и реализацию общей политики, исполнение бюджета и управление программами Европейского Сообщества. В качестве «хранителя Договоров» она также следит за выполнением европейского законодательства. Европейская Комиссия назначается сроком на пять лет. В соответствии с Лиссабонсаким договором, список ее членов составляется Европейским Советом по согласованию с избранным Председателем Комиссии и вносится в Европейский Парламент всем составом, включая Председателя и Высокого Представителя Союза по ОПВБ. После одобрения последним состав Комиссии должен быть утвержден квалифицированным большинством Европейского Совета. Каждый комиссар отвечает за определенное направление и исполняет свои обязанности при содействии Администрации, состоящей из Главных управлений и специализированных отделов, сотрудники которых находятся в основном в Брюсселе и Люксембурге. Поначалу в состав Европейской Комиссии входили по два представителя государств ЕС с большим населением и по одному представителю от остальных государств. Однако Ниццкий договор ограничил число ее членов до одного от каждого государства-участника. При этом в своей работе они представляют не страну, а исключительно Европейский Союз. Нынешняя численность Еврокомиссии будет сохранена до 1 ноября 2014 г., а затем в ее состав будут входить число представителей, соответствующее 2/3 от количества стран-членов ЕС, если Европейский Совет единогласно не примет иного решения. Еврокомиссары будут назначаться на основе принципа ротации между государствами-членами. назначается сроком на пять лет. В соответствии с Лиссабонсаким договором, список ее членов составляется Европейским Советом по согласованию с избранным Председателем Комиссии и вносится в Европейский Парламент European Parliament Европейский Парламент является собранием депутатов, представляющих всех граждан Европейского Союза. Начиная с 1979 г., депутаты избираются с помощью прямого всеобщего голосования, и в настоящее время в состав Европарламента входят 785 депутатов, мандаты которых распределены между государствами-членами ЕС пропорционально количеству населения в этих государствах. Основными функциями Европейского Парламента являются: - Законодательная власть: в большинстве случаев Европейский Парламент разделяет законодательную власть с Советом Евросоюза, в особенности в рамках Процедуры принятия совместных решений; - Бюджетные полномочия: Европейский Парламент разделяет бюджетные полномочия с Европейским советом посредством принятия годового бюджета голосованием, приведения его в законную силу с помощью подписания Председателем Европейского Парламента и наблюдения за его исполнением; - Полномочия контроля над органами Европейского Союза, в особенности над Европейской Комиссией. Парламент имеет право предоставлять или отказывать в одобрении назначения Европейских Комиссаров, а также распускать действующий состав Еврокомиссии с помощью принятия вотума недоверия. Кроме того, Европейский Парламент имеет право осуществлять контроль над деятельностью Европейского Союза путем подачи письменных и устных запросов в Еврокомиссию и Европейский Совет. Он также имеет право назначать временные комитеты по расследованию, в компетенцию которых входят не только действия институций Европейского сообщества, но и действия государств-членов ЕС по реализации политики ЕС. Амстердамский договор увеличил полномочия Европейского Парламента путем значительного расширения Процедуры принятия совместных решений. Ниццкий договор также повысил его роль как соавтора законопроектов, тоже расширив Процедуру принятия совместных решений, а также наделив Европейский Парламент правом предъявлять иски в Верховный Суд Европейского сообщества. Наконец, Лиссабонский договор предоставил Европейскому Парламенту право избрания председателя Еврокомиссии. Кроме того, он был наделен теми же правами, что и Совет ЕС. Наконец, с 2014 г. число членов Европейского Парламента будет ограничено 750+ председатель, а места будут распределяться по принципу «снижающейся пропорциональности»: минимум 6 представителей от государства, максимум – 96. всем составом, включая Председателя и Высокого Представителя Союза по ОПВБ. После одобрения последним состав Комиссии должен быть утвержден квалифицированным большинством Европейского Совета.

Каждый комиссар отвечает за определенное направление и исполняет свои обязанности при содействии Администрации, состоящей из Главных управлений и специализированных отделов, сотрудники которых находятся в основном в Брюсселе и Люксембурге.

Поначалу в состав Европейской Комиссии входили по два представителя государств ЕС с большим населением и по одному представителю от остальных государств. Однако Ниццкий договор Treaty of Nice Принятый в декабре 2000 г. на заседании Европейского Совета в Ницце и подписанный 26 февраля 2001 г. Ниццкий договор вступил в силу 1 февраля 2003 г. Он является результатом открывшейся в феврале 2000 г. Межправительственной конференции, которая должна была заниматься проблемами адаптации функционирования европейских институтов ввиду вступления в ЕС новых членов. Ниццкий договор проложил путь институциональным реформам, необходимым вследствие расширения Европейского Союза и включения новых восточно- и южноевропейских стран. Некоторые положения были адаптированы в рамках подписанного в апреле 2003 г. в Афинах договора о вступлении десяти новых государств и подписанного в апреле 2005 г. Люксембургского договора о вступлении Румынии и Болгарии. С момента последнего расширения, то есть 1 января 2007 г., Европейский Союз, таким образом, основывается на Договоре о Европейском Союзе и Договоре о создании Европейского Сообщества в последней редакции, основанной на последних добавлениях, сделанных в рамках Ниццкого, Афинского и Люксембургского договоров. Изменения, связанные с Ниццким договором, затрагивают в первую очередь ограничение количества членов и определение состава Комиссии, расширение квалифицированного большинства, новый подсчет голосов в Совете и гибкий механизм расширенного сотрудничества. «Декларация о будущем Европейского Союза», прилагающаяся к договору, описывает шаги, необходимые в настоящий момент для дальнейшей реализации институциональных реформ; Ниццский договор должен стать лишь этапом в этом общем процессе. Подписанный в октябре 2004 г. проект Конституции должен служить продолжением процесса институциональных реформ, начало которому положено Ниццким договором. Для вступления в силу Конституционный договор должен быть ратифицирован всеми государствами ЕС согласно их конституционно-правовым предписаниям (ратификация в парламенте или референдум). В результате выявившихся в ходе ратификации в отдельных государствах ЕС проблем главы государств и правительств на заседании Европейского Совета 16–17 июня 2005 г. приняли решение о необходимости введения «периода обсуждения» будущего Европы. На заседании Европейского Совета 21–22 июня 2007 г. европейские лидеры пришли к компромиссному решению. Был выдан мандат на созыв Межправительственной конференции, которая вместо конституции должна разработать и принять «договор о реформировании» для Европейского Союза. После его ратификации этот договор мог бы вступить в силу еще до выборов в Европейский Парламент в июне 2009 г. ограничил число ее членов до одного от каждого государства-участника. При этом в своей работе они представляют не страну, а исключительно Европейский Союз European Union Европейский Союз (Евросоюз, ЕС) был основан Договором о Европейском Союзе (Маастрихт, 1992 г.), став преемником Европейского Сообщества. Идея создания Европейского Союза имеет долгую историю, но проект впервые был озвучен на Европейском саммите в 1972 г. Европейский Союз является как политическим проектом, так и формой правовой организации. Европейский Союз является политическим проектом в том смысле, что основной функцией Союза является «последовательная и солидарная организация отношений между государствами-участниками и между их народами» (Статья 1 Договора о Европейском Союзе). Для достижения этого Союз поставил перед собой ряд целей: - Содействовать экономическому и социальному прогрессу, устойчивому развитию, создать пространство без внутренних границ, а также экономический и валютный союзы. Данные цели должны соответствовать отраслевой политике ЕС. - Утвердить свое единство на международной арене. Данная цель тесно связана с внедрением и проведением Общей внешней политики и политики в области безопасности. - Упрочить защиту прав человека путем введения гражданства Союза. Союзное гражданство, созданное Маастрихтским договором, является отношением особого рода между ЕС и гражданами государств-членов. - Создать пространство свободы, безопасности и справедливости. В соответствии с названием, данная сфера занимается обеспечением большей свободы, безопасности и справедливости для граждан. - Строиться на основе acquis communautaire – свода правил, установленных Союзом для самого Союза. Союз основывается на определенных ценностях: уважение человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, верховенства закона и прав человека. У Союза есть свои собственные символы: флаг (двенадцать звезд на синем фоне), гимн (Людвиг ван Бетховен, «Ода к радости»), девиз («Единство в многообразии»), валюта (евро) и день Европы (9 мая). Европейский Союз является формой правовой организации с тремя правовыми опорами: - во-первых, это Европейское Сообщество (в экономической сфере); - во-вторых, это Общая внешняя политика и политика в области безопасности (CFSP), а также Европейская политика безопасности и обороны (ESDP); - в-третьих, это полицейское сотрудничество и взаимодействие в судебной сфере по уголовным делам. ЕС обладает единой институциональной системой реализации деятельности в рамках трех опор, состоящей из Европейского Совета, Европейского Парламента, Совета Европейского Союза и Европейской Комиссии. Это обеспечивает согласованность и последовательность действий Европейского Союза по всем трем направлениям. Лиссабонский договор наделил Европейский Союз правосубъектностью (при соблюдении определенных условий). .

Нынешняя численность Еврокомиссии будет сохранена до 1 ноября 2014 г., а затем в ее состав будут входить число представителей, соответствующее 2/3 от количества стран-членов ЕС, если Европейский Совет European Council Европейский Совет состоит из глав государств и правительств стран-членов ЕС и их заместителей – министров иностранных дел. Членом Европейского Совета является также Президент Европейской Комиссии. Европейский Совет всегда был высшей политической инстанцией Европейского Союза, а после ратификации Лиссабонского договора приобрел официальный статус его института. Роль Европейского Совета состоит в стимулировании развития ЕС и определении стратегических направлений его политики. Наряду с Советом ЕС, Европейский Совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Вырабатываемые и принимаемые им решения не только имеют характер политической директивы, но и обретают юридически обязательную силу. Институты, органы и организации, а равно государства-члены, которым его решения адресованы, обязаны их исполнять. Европейский Совет созывается, по меньшей мере, два раза в год (как правило, дважды в течение срока каждого председательства, но в случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания). Решения принимаются методом консенсуса по результатам переговоров, которые государства-члены начинают еще до официального открытия саммита. Результаты обсуждений Европейского Совета заносятся в заключения, которые публикуются по окончании заседания. Лиссабонский договор учредил также должность Председателя Европейского Совета, который избирается его членами квалифицированным большинством на 2,5 года с возможностью переизбрания на второй срок. единогласно не примет иного решения. Еврокомиссары будут назначаться на основе принципа ротации между государствами-членами.

См. также:

*(72)
Состав и порядок формирования. Европейская комиссия - институт, сходный по составу и способу формирования с национальными правительствами. Она включает 27 человек: Председателя и 26 комиссаров, отвечающих за определенную сферу управления (комиссар по внешним сношениям, комиссар по вопросам правосудия и внутренних дел и т.д.).
Председатель и комиссары должны быть гражданами Европейского Союза, причем от каждого государства-члена назначается по одному гражданину (27 государств-членов Союза - 27 членов Комиссии). Ниццкий договор 2001 г. (см. вопрос N 10) предусматривал сокращение численного состава Комиссии (в ее состав должно было
входить меньше лиц, чем имеется государств-членов; точные цифры не определялись). Однако Лиссабонский договор 2007 г. о реформе Европейского Союза (см. вопрос N 17) вернулся к прежней формуле "одно государство-член - один комиссар". Она может быть изменена лишь после 2014 г. путем сокращения численного состава Комиссии до 2/3 от общего числа государств-членов.
Несмотря на существование национальных квот, Председатель и комиссары, в отличие от членов Совета, не связаны указаниями своих государств и обязаны действовать только в интересах Сообщества и Союза в целом. Независимость комиссаров служит важнейшим условием назначения их на должность и гарантируется запретом для членов Комиссии получать или запрашивать указания от кого бы то ни было, в том числе от властей родных государств.
Члены Комиссии могут быть отрешены от должности только Судом Европейских сообществ в случае, если они перестают соответствовать установленным требованиям или совершат серьезный проступок. Возможна также принудительная отставка отдельных комиссаров по требованию Председателя (при условии поддержки этого требования большинством членов Комиссии).
Отправить в отставку Комиссию в целом может лишь Европейский парламент путем вынесения ей вотума недоверия, причем в усложненном порядке (абсолютное большинство депутатского корпуса и 2/3 поданных голосов). На практике таких случаев еще не было*(73).
Комиссия формируется сроком на пять лет совместно Советом Европейского Союза и Европейским парламентом: назначение членов Комиссии производит Совет (квалифицированным большинством), а утверждение Комиссии в форме "вотума доверия" - Европейский парламент (простым большинством).
Председатель Комиссии назначается первым, отдельно от других комиссаров, и также отдельно утверждается Европейским парламентом. Согласно Лиссабонскому договору назначение этого должностного лица должно будет производиться с учетом результатов выборов в Европарламент, вероятно, из представителей той "европейской политической партии", которая сформировала наибольшую по численности фракцию в представительном институте Союза.
Функции и полномочия. В институционном механизме Европейского Союза Комиссия отвечает за выполнение в основном тех же задач, которые на уровне государств решают национальные правительства. Отсюда в политическом лексиконе ее часто характеризуют в качестве "главного исполнительного органа" или даже "европейского правительства".
При этом полномочия Комиссии, аналогично полномочиям правительств государств, проистекают из двух источников - непосредственно из "конституции" (учредительных договоров), а также из текстов законодательных актов, издаваемых Советом и Европарламентом (производные или делегированные полномочия). Благодаря этому реальный круг прав и обязанностей Комиссии постоянно возрастает.
В западной доктрине сложилась классификация основных направлений деятельности Комиссии на три функции. В рамках каждой она наделяется соответствующими властными прерогативами:
- охранительная функция, т.е. обеспечение соблюдения учредительных договоров, правовых актов институтов и других источников права Европейского Союза его государствами-членами, а также физическими и юридическими лицами.
Наиболее важное полномочие в рамках этой функции - это расследование противоправных действий и бездействия государств-членов и привлечение их к ответственности перед Судом Европейских сообществ. Сама по себе Комиссия правом наказывать государства-члены не обладает (см. вопрос N 50). Таким полномочием она может наделяться в отношении предприятий в соответствии с правовыми актами (регламентами) Европейского сообщества. При этом понятие "предприятие" охватывает как юридических, так и физических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на внутреннем рынке ЕС.
Регламенты, предоставляющие Комиссии право налагать штрафы на предприятия, изданы в ряде отраслей законодательства Сообщества, прежде всего антимонопольном, транспортном и энергетическом. Например, согласно Регламенту Совета от 27 июня 1960 г. "Об отмене дискриминации в области цен и условий транспортных перевозок" Комиссия вправе штрафовать перевозчиков на сумму до 10 тыс. евро.
Многомиллионные штрафы (до 10% годового оборота предприятия) Комиссия налагает на крупные компании, нарушающие правила конкуренции в ЕС, к примеру "Фольксваген" (решением Комиссии от 29 июня 2001 г. оштрафован на сумму 30,96 млн евро), "ДаймлерКрайслер" (10 октября 2001 г. наложен штраф на сумму около 72 млн евро), "Нинтендо" (оштрафован на 149 млн евро согласно решению от 30 октября 2002 г.), "Майкрософт" (решениями от 24 марта 2004 г. и от 27 февраля 2008 г. оштрафован в совокупности на сумму около 1,5 млрд евро).
В рамках охранительной функции Комиссия наделяется правом санкционировать определенные действия государств-членов и предприятий (форма предварительного контроля). В частности, предварительного согласия Комиссии требуют слияние крупных компаний, предоставление государственной помощи предприятиям и нормативные акты государств-членов по ряду вопросов (например, в области стандартизации).
Законодательством ЕС Комиссии также может предоставляться право предписывать или запрещать определенные действия. Например, посредством своих решений она вправе приказать государствам-членам запретить сбыт или изъять с рынка любой товар, который представляет серьезную угрозу для потребителей (Директива Европейского парламента и Совета от 3 декабря 2001 г. "Об общих условиях безопасности продукции");
- инициативная функция, т.е. подготовка новых нормативных актов и иных мер, подлежащих принятию на уровне Европейского Союза.
Правом вносить в Совет и Европейский парламент проекты регламентов, директив и иных правовых актов Комиссия обладает в рамках всех трех опор Союза. Однако в рамках Европейского сообщества, где издается наибольшая часть законодательства Союза, данное право носит исключительный (монопольный) характер. Другими словами, в рамках ЕС законодательные институты - Европейский парламент и Совет, - как правило, могут принимать решения лишь по предложению Комиссии, но не по собственной инициативе. Более того, Комиссия вправе в любой момент изменить или отозвать внесенное предложение. Если окончательное решение должен принимать Совет, то поправки, с которыми не согласна Комиссия, он может вносить лишь единогласно.
Монополия Комиссии на правотворческую инициативу - особенность механизма сдержек и противовесов в ЕС, благодаря которой Комиссию принято характеризовать как "мотор Сообщества". Данную особенность планируется сохранить и в будущей Конституции Союза. Согласно ее проекту европейские законы и рамочные законы будут издаваться по предложению Комиссии. Лишь в сфере уголовного права и полицейского сотрудничества инициаторами законодательных актов наряду с Комиссией смогут выступать государства-члены (не менее четверти от общего их числа).
К другим важным полномочиям Комиссии в рамках инициативной функции относятся разработка проекта бюджета Европейского Союза и ведение переговоров с иностранными государствами и международными организациями по вопросам, которые входят в компетенцию ЕС и Евратома (первой опоры);
- исполнительная функция (в узком смысле слова), под которой понимается самостоятельное претворение в жизнь Комиссией предписаний учредительных договоров и других источников права Союза.
К главным полномочиям в этой области относится, прежде всего, издание делегированного законодательства и принятие других "мер по исполнению" регламентов, директив, решений Европейского парламента и Совета, исполнение бюджета Европейского Союза, а также управление структурными фондами Сообщества (Европейский социальный фонд, Европейский фонд регионального развития и др.).
Организация работы и принятия решений. Комиссия - постоянно действующий институт, которому в силу характера ее функций и полномочий приходится принимать огромное число решений (в среднем около 10 тыс. каждый год).
По этой причине в Комиссии осуществляется распределение обязанностей ("портфелей") между отдельными членами - комиссарами. Общее руководство Комиссией возложено на Председателя, который из числа комиссаров вправе назначать себе заместителей (вице-председателей).
В дальнейшем, согласно Лиссабонскому договору 2007 г., один из вице-председателей Комиссии будет являться Верховным представителем Союза по иностранным делам и политике безопасности. Это должностное лицо одновременно будет выполнять функции Председателя Совета Европейского Союза на уровне министров иностранных дел государств-членов (см. выше в настоящем вопросе).
Лиссабонский договор также наделяет Верховного представителя рядом самостоятельных прерогатив, осуществляемых им единолично: право представлять Союз в целом на международной арене, руководство "Европейской службой внешнеполитической деятельности" (дипломатической службой ЕС), право самостоятельно разрабатывать и представлять на утверждение Совета и Комиссии проекты новых внешнеполитических мер Европейского Союза.
В качестве отраслевых подразделений (ведомств) Комиссии выступают генеральные директораты (или генеральные дирекции), обозначаемые аббревиатурой DG*(74) и номерами в виде римских цифр, например: DG II "Экономические и финансовые вопросы", DG VI "Сельское хозяйство" и т.д. Руководителем генерального директората является генеральный директор (должностное лицо, назначаемое из числа гражданских служащих Европейских сообществ). Генеральный директор, в свою очередь, подчиняется комиссару, который отвечает за соответствующую отрасль управления.
Кроме генеральных директоратов в структуре Комиссии имеются специализированные службы (Служба переводов, Юридическая служба и др.) и Генеральный секретариат (вспомогательный аппарат).
Большая загруженность Комиссии обусловливает существование у нее обширного персонала (около 50 тыс. служащих - больше, чем в любом другом институте или органе Союза), а также практику внутреннего делегирования, т.е. передачу полномочий принимать решения отдельным комиссарам или генеральным директорам.

- (European Commission, Commission of the European Communities) Единый исполнительный орган, созданный в 1967 г. из трех отдельных исполнительных органов – Европейского объединения угля и стали, Европейского сообщества по атомной энергии и… … Финансовый словарь

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ - (European Commission) Комиссия Европейского Союза (European Union), бывшего Европейского Сообщества, больше напоминает исполнительную ветвь государственной власти или службы: она вырабатывает политику и проводит ее в жизнь, но не издает законов.… … Политология. Словарь.

Европейская комиссия - Комиссия европейских сообществ Единый исполнительный орган, созданный в 1967 г. из трех отдельных исполнительных органов Европейского объединения угля и стали, Европейского сообщества по атомной энергии и Европейского экономического сообщества… …

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ - (Комиссия Европейских Сообществ) один из главных органов Европейского Союза (Европейских Сообществ); состоит из 20 членов и председателя, назначаемых 15 правительствами по общему согласию и с одобрения Европейского парламента, является… … Юридический словарь

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ - (КОМИССИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ) один из главных административных органов Европейского Союза (Европейских Сообществ). Обладает широкими полномочиями: готовит предложения для Совета Министров ЕС (Совета); осуществляет контроль за выполнением… … Юридическая энциклопедия

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ - (European Commission) Главный исполнительный орган Европейского союза (ЕС) (European Union, EU). Члены комиссии назначаются правительствами стран – членов ЕС по два человека от каждой крупной страны и по одному – от малой. Комиссия отвечает за… … Экономический словарь

Европейская Комиссия - — EN European Commission The European Union s administrative body, composed of twenty independent members appointed by the Member States for five year terms and vested with powers… … Справочник технического переводчика

Европейская комиссия - (англ European Comission) исполнительный орган Европейского Союза (ЕС), состоящий из председателя и 20 членов, назначаемых правительствами государств членов ЕС по общему согласию и с одобрения Европейского парламента. Е.к. разрабатывает и… … Энциклопедия права

Европейская комиссия - (European Commission) Европейская комиссия, история образования Еврокомиссии Основные функции и полномочия ЕК, состав Еврокомиссии, здание Европейской комиссии Берлемон Содержание Содержание Раздел 1. Функции. Раздел 2. Состав Европейской… … Энциклопедия инвестора

Европейская комиссия - Основана: 1951 Число членов: 27 Президент (2009): Хосе Мануэль Баррозо (Португалия) Срок: 5 лет Европейская комиссия (Комиссия европейских сообществ) высший орган исполнительной власти Евросоюза. Состав. Еврокомиссия состоит из 27 комиссаров, по… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Книги

  • Купить за 1571 грн (только Украина)
  • Венецианская комиссия как субъект интерпретации права , Хабриева Талия Ярулловна. Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия Совета Европы) существует уже почти 30 лет, и одной из ее приоритетных задач является оказаниепомощи различным…

Похожие статьи