Дж келли биография. Американский психолог Джордж Келли (George Alexander Kelly): биография. Теория личностных конструктов. Особенности и применение

КЕЛЛИ ДЖОРДЖ АЛЕКСАНДР.

Джордж Александр Келли родился 18 апреля 1905 г. в США. В ю-ности он учился достаточно заурядно и, только обучаясь в университете, заинтересовался психологией. Его первые статьи вышли в 30-е гг. XX в. и были посвящены практической психологии, проблемам общения.

В конце 1930-х гг. Дж. Келли заинтересовался проблемами психологии личности. Теории, существовавшие в то время, не соответствовали взглядам молодого ученого, поэтому он решил создать собственную концепцию. Для этого ему даже пришлось разработать особый метод исследования личности, получивший название «метод репертуарных решеток».

После защиты докторской диссертации Дж. Келли преподавал в университете и параллельно проводил лабораторные исследования. Он был талантливым экспериментатором и активно применял свой метод. В результате им была разработана новая концепция личности, получившая название теории личностных конструктов. Эта теория появилась в том числе из-за назревшего в научных кругах разочарования в бихевиористских и необихевиористских теориях. Она стала новым словом в психологии и во многом предвосхитила появление когнитивного направления. 15 апреля 1955 г. вышла книга Дж. Келли «Психология личностных конструктов». В этой работе автор рассмотрел то, как человек строит в своем сознании целостный образ мира и как с помощью этого образа он может предсказывать и контролировать события и поведение окружающих его людей.

Ключевым понятием созданной Дж. Келли теории личностных конструктов, составляющим ядро личности, выступает понятие «личностный конструкт» - обобщение из предшествующего опыта, создаваемого личностью классификационно-оценочного эталона и проверяемого ею на собственном опыте Личность в теории личностных конструктов представляет собой организованную систему более или менее важных конструктов И чтобы понять личность, достаточно знать конструкты, которые она создает и использует, события, включенные в эти конструкты, и то, как они соотносятся друг с другом.

Если конструкт облегчает адекватность прогнозирования событий, он сохраняется личностью, если же прогноз не подтверждается, то конструкт подвергается пересмотру или исключается. Действенность этой структуры проверяется личностью с точки зрения ее прогностической эффективности, степень которой может меняться. Личностный конструкт организует и регулирует поведение, реконструирует систему взаимоотношений, осуществляя понимание объектов в их сходстве и различиях, конструируя образ «Я».

Дж. Келли писал, что все личностные конструкты имеют два противоположных полюса: эмерджентный (полюс сходства элементов конструкта) и имплицитный (полюс контраста). Для создания конструкта необходимы по крайней мере три элемента, два из которых должны быть похожими друг на друга, а третий - отличаться от первых двух. В предвидении событий личность выделяет конструкты, которые кажутся релевантными, и тогда выбирает, какой из полюсов релевантных конструктов будет применен. Выбор полюса конструкта называется в теории личностных конструктов сложным выбором.

В соответствии с природой контроля, осуществляемого над элементами, Дж Келли выделял специфические типы личностных конструктов: упредительный, констелляторный и предполагающий. Упредительный конструкт отвечает за стандартизацию входящих в него элементов. Констелляторный конструкт может одновременно принадлежать различным областям, но является постоянным только в своей области. Предполагающий конструкт оставляет свои элементы открытыми для альтернативных конструкций и позволяет личности быть открытой для нового опыта.

Конструкты как сложные образования обладают рядом свойств. Во-первых, они характеризуются диапазоном применимости, который включает в себя все события, при которых конструкт может быть применим Это свойство возникает потому, что все конструкты имеют ограниченный диапазон применимости, хотя от конструкта к конструкту границы диапазона могут меняться. Во-вторых, существует фокус применимости конструкта, специфичный для каждого человека.

Третьим важным свойством конструкта является степень его проницаемости, по которой они могут различаться. Проницаемый конструкт допускает в свой диапазон применимости элементы, еще не истолкованные в пределах его границ. Непроницаемый же конструкт охватывает явления, составляющие его первоначальную основу, и остается закрытым для интерпретации нового опыта. Степень проницаемости и непроницаемости конструктов относительна. Проницаемость относится только к области пригодности конструкта - конструкт по определению непроницаем для опыта, выходящего за диапазон применимости.

В зависимости от особенностей применимости Дж. Келли выделял основные и периферические конструкты. По степени устойчивости и неизменности он различал также основные и ситуативные личностные конструкты, а по особенностям диапазона - всесторонние и частные конструкты. Также они могут быть жесткими, т.е. дающими неизменный прогноз, либо свободными, позволяющими делать различные прогнозы при сходных условиях.

Совокупность личностных конструктов представляет собой систему, имеющую сложную иерархию и множество подсистем. Поскольку конструкт не усваивается извне, а строится исключительно самим человеком, он всегда определен индивидуально. В своей работе Дж. Келли приводил примеры личностных конструктов, которые человек использует с целью оценки повседневной жизни, «взволнованный - спокойный», «умный - глупый», «мужской - женский», «религиозный - нерелигиозный», «хороший - плохой» и «дружеский - враждебный».

Эту книгу можно рассматривать как попытку объединить научные и гуманистические подходы к изучению личности человека. Здесь Келли предпринял попытку преодолеть несоответствие теоретических концепций личности, создаваемых в разное время, и практических проблем каждого отдельного человека. Таким образом, он пришел к мысли о создании своеобразной метатеории, которая может быть применена как к научным исследованиям, так и к конкретным проблемам отдельного человека. Основным принципом подхода Келли было одинаковое восприятие психолога и испытуемого. Он понимал человека как ученого, исследователя, который строит свой образ мира По мнению Келли, каждый человек постоянно делает выводы из поступающей к нему информации, выдвигает гипотезы и проверяет их правильность. Он пытается предсказывать события, свое поведение и поведение окружающих, учитывая при этом всю информацию, получаемую извне. Таким образом, подход этого ученого сильно отличался от общепризнанных принципов. Взамен объектного подхода, применявшегося большинством психологов того времени, Дж. Келли предложил субъектный.

Особенностью этой книги также является то, что в ней автор противопоставил свою теорию личности другим концепциям, которые понимают человека как пассивно подчиняющегося воздействию внешних сил, зависящего целиком и полностью от случая и подвластного внутренним, подсознательным иррациональным влечениям.

Джордж Александр Келли умер в 1962 г. В психологии он выступил в роли новатора, поскольку его идеи на несколько лет предвосхитили развитие науки. Он создал оригинальную теорию личности, которая была глубоко научной и в то же время имела практическое значение. Келли противопоставил ее взглядам бихевиори-стов, он понимал каждого человека как исследователя, постоянно занимающегося построением своего собственного «образа мира» при помощи конструктов.

Грейс Келли. Снежная королева Во время съемок фильма «Для заказа убийства наберите „М“» Альфред Хичкок иронично назвал Грейс Келли Снежной королевой. Но это прозвище совершенно ей не подходило, так как на самом деле актриса прославилась на съемках этого и других

Грейс Келли Коллекция мужчин и изумрудовГрейс Патри?ция Ке?лли (1929–1982) – американская актриса, с 1956 года – супруга князя Монако Ренье III, 10-я княгиня Монако, мать ныне правящего князя Альбера II.В книге Джеймса Спады «Грейс Келли, тайная жизнь принцессы» приведены слова

Грейс Келли. Принцесса американской мечты Жизнь Грейс Келли может служить примером того, как может сбыться любая мечта – надо только мечтать изо всех сил. Она жила на полную катушку и смогла не только добиться успеха в своей профессии – кино, – но и получить, как писал

Грейс Келли ПРИНЦЕССА АМЕРИКАНСКОЙ МЕЧТЫЖизнь Грейс Келли может служить примером того, как может сбыться любая мечта – надо только мечтать изо всех сил. Она жила на полную катушку и смогла не только добиться успеха в своей профессии – кино, – но и получить, как писал

ПРИНЦЕССА НА ЭКРАНЕ И В ЖИЗНИ Грейс Келли

ДЖОН ТРАВОЛТА И КЕЛЛИ ПРЕСТОН Трудно найти более разных людей: он – типичное воплощение экранного повесы-танцора, человек эмоциональный и открытый, неугомонный затейник, поедатель огромного количества гамбургеров; она – образец капризной кинодивы, изводящей мужа

Представляем Грейс Келли: ту, что верит в мечты Будущая модель и телезвезда, королева Голливуда и княгиня Монако – иначе говоря, суперзвезда – родилась 12 ноября 1929 года. Но прежде чем достигнуть всех этих высот, она была просто Грейс Патрисией, третьей из четверых детей в

Академия флирта Грейс Келли Преступные страсти, любовные романы, скандалы и слухи… Уф! Мы уже успели утомиться, обсуждая личную жизнь Грейс, еще до того как добраться до выдуманного флирта в фильмах, основу которого составляет любовный треугольник (или квадрат). По сути,

Руководство по стилю Грейс Келли Во-первых, давайте взглянем на основы стиля Грейс без ненужных излишеств (и кружевной

Сумка Келли «Личный стиль главным образом определяет дамская сумка». Криста Вейл Сумка Келли – это аксессуар, более других связанный с Грейс и ее «Образом». Она часто фотографировалась с сумкой от Herm?s в середине 50-х – к примеру, на Каннском кинфестивале 1955 и 1956 годов, а

Основной гардероб Грейс Келли Фильм «Безумцы» стал настоящей находкой для поклонников Грейс, любителей Высокой моды и стиля а-ля Келли. Вот вам подлинные факты, рассказывающие об основных деталях гардероба Келли, без которых вдохновленный ею образ был бы

Мистер и миссис Джек Келли Папина дочка Почему Грейс столь спешно вышла замуж за Ренье; почему влюблялась в зрелых женатых мужчин; откуда эта стойкое убеждение нашей героини о необходимости сохранения брака, в котором не было любви… Что, если предположения биографов и

Маленькая записная книга Грейс Келли Магазины Нью-ЙоркBloomingdale’s504 BroadwayNew YorkNY 10012212 729 5900www.bloomingdales.comBanana Republic Flagship StoreRockefeller Center626 Fifth AvenueNew YorkNY 10020212 974 2350www.bananarepublic.comGAP Flagship Store1212 Sixth AvenueNY 10036,New York212 730 1087www.gap.comЛондонFortnum and Mason181 Piccadilly, LondonW1A 1ER0845 300 1707www.fortnumandmason.comJo Malone23 Brook Street, LondonW1K

Фонд Грейс Келли После смерти жены князь Ренье продолжал ее благородную работу, поддерживая деятельность благотворительного фонда, организованного с целью помощи молодым перспективным артистам. «На тридцатом году своего существования, – сообщается на главной

Грейс Келли и музыка Из всех ее достоинств именно это заставляет нас радостно петь и пытаться взять высокую ноту, как Грейс делала это в картине «Высшее общество». Композитор Сай Коулман поставил о ней мюзикл «Грейс», премьера которого состоялась в Голландии в 2001 году. В

Грейс Келли и принц Ренье Ко времени своей встречи с принцем крохотного княжества Монако Ренье американская актриса и звезда кино Грейс Келли уже успела прославиться. Ее партнерами по фильмам были такие кумиры толпы, как Кларк Гейбл, Эва Гарднер, Гарри Купер и Марлон

НОУ ВПО филиал

«Московского психолого-социального института»

в г. Одинцово

Психология личности

Тема: «Джордж Келли: когнитивная теория»

Выполнила

Данилова С.С.


Введение

1. Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы.

1.1 Личностные конструкты.

1.2 Формальные свойства конструктов.

1.3 Личность.

2. Основной постулат.

2.1 Индивидуальность и организация.

2.2 «Продуманный выбор» Келли.

2.3 Цикл О-В-И.

2.4 Изменение в конструктной системе.

3. Практическое применение концепции Келли (Реп-тест).

Заключение

Список литературы


Введение

Джордж Келли, практикующий медицинский психолог, был одним из первых персонологов, кто придал особое значение когнитивным процессам как основной черте функционирования человека. В соответствии с его теоретической системой, получившей название психология личностных конструктов, человек по существу – ученый, исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним. Эта точка зрения на человека лежит в основе теоретических построений Келли, а также современной когнитивной ориентации в психологии личности. Келли отвергает узкое представление о том, что только ученый-психолог имеет отношение к прогнозу и контролю хода событий в жизни. Отнюдь не рассматривая человеческое существо как некую безвольную и бездумную каплю протоплазмы, он наделяет человека-испытуемого теми же самыми устремлениями, что и у так называемого ученого-психолога.

То, что все люди рассматриваются как ученые, привело к ряду важных последствий для теории Келли.

Во-первых, это предполагает, что люди главным образом ориентированы на будущие, а не на прошлые или настоящие события их жизни. Фактически Келли утверждал, что все поведение можно понимать как предупреждающее по своей природе. Он также отмечал, что точка зрения человека на жизнь преходяща, она редко бывает сегодня такой же, как была вчера или будет завтра. В попытке предвидеть и проконтролировать будущие события человек постоянно проверяет свое отношение к действительности: «Прогноз делается не просто ради него самого; он проводится так, чтобы будущую реальность можно было лучше представить. Именно будущее беспокоит человека, а не прошлое. Он всегда стремится к будущему через окно настоящего».

Второе следствие уподобления всех людей ученым – это то, что люди обладают способностью активно формировать представление о своем окружении, а не просто пассивно реагировать на него. Как психолог рационально формулирует и проверяет теоретические представления о наблюдаемых явлениях, так и человек, не принадлежащий к этой профессии, может толковать и объяснять свое окружение. Для Келли жизнь характеризуется постоянной борьбой за то, чтобы осмыслить реальный мир опыта; именно это качество позволяет людям творить их собственную судьбу. Человек не контролируется настоящими событиями (как предлагает Скиннер) или прошлыми (как предлагает Фрейд), а скорее контролирует события в зависимости от поставленных вопросов и найденных ответов.

Его собственная теория во многом послужила причиной современной волны интереса к изучению того, как люди осознают и перерабатывают информацию о своем мире. Уолтер Мишель, выдающийся когнитивный психолог, отдавал должное заслугам Келли как первооткрывателя когнитивного аспекта личности. «Что меня удивило… это точность, с какой он предвидел направления, в которых психология развивалась в последующие два десятилетия. Фактически, все, о чем Джордж Келли говорил в 1950-е годы, оказалось пророческой предпосылкой психологии 1970-х и… на много лет вперед».

Джордж Келли был выдающимся педагогом, ученым, теоретиком, он занимал ключевые посты в американской психологии. Он был президентом двух подразделений – клинического и консультативного – в Американской психологической ассоциации. Он также активно читал лекции с США и за границей. В последние годы Келли уделял большое вниманием возможному применению своей теории личностных конструктов в разрешении различных международных проблем.

Самый известный научный труд Келли - двухтомная работа «Психология личностных конструктов» (1955). В ней описываются его теоретические формулировки понятия личности и их клинические приложения.


1. Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы

1.1 Личностные конструкты

В основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления (или людей) в своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, Келли концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовывать и понять события, происходящие в их жизни.

Ученые создают теоретические конструкты, чтобы описать и объяснить события, которые они изучают. В системе Келли ключевой теоретический конструкт – это сам термин конструкт: «Человек судит о своем мире с помощью понятийных систем, или моделей, которые он создает и затем пытается приспособить к объективной действительности. Это приспособление не всегда является удачным. Все же без таких систем мир будет представлять собой нечто настолько недифференцированное и гомогенное, что человек не сможет осмыслить его».

Именно эти «понятийные системы, или модели» Келли определил как личностные конструкты. Иначе говоря, конструкт – это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, которым человек осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста. Примерами личностных конструктов могут быть «взволнованный – спокойный», «умный – глупый», мужской – женский», религиозный - нерелигиозный», «хороший – плохой и «дружеский враждебный». Это только несколько примеров бесчисленных конструктов, которые человек использует, чтобы оценить значение явлений своей повседневной жизни.

В соответствии с представлением о людях как об ученых Келли утверждает: стоит только человеку предположить, что с помощью данного конструкта можно адекватно прогнозировать и предсказать какое-то событие в своем окружении, как он начнет проверять это предположение по событиям, которые еще не наступили. Если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек вероятно, сохранит его. И наоборот, если прогноз не подтвердиться, конструкт, на основании которого он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже вообще может быть исключен. Валидность конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться.

Келли предполагал, что все личностные конструкты биполярны и дихотомичны по природе, то есть сущность мышления человека заключается в осознании жизненного опыта в терминах черного и белого, а не оттенков серого. Точнее, переживая события, человек замечает, что какие-то события похожи друг на друга (у них есть общие свойства) и при этом они отличаются от других. Именно этот когнитивный процесс наблюдения сходства и различий приводит к формированию личностных конструктов. Таким образом, по крайней мере три элемента (явления или предметы) необходимы для формирования конструкта: два из элементов конструкта должны быть похожими друг на друга, а третий должен отличаться от этих двух. Конструкт можно сформировать, если мы видим, что Джин и Луиза честны, а Марта нет; или если мы считаем, что Джин и Луиза привлекательны, а Марта нет. И схожесть и различие должны иметь место в пределах одного и того же контекста.

Подобно магниту, все конструкты имеют два противоположных полюса. То, в чем два элемента считаются похожими или подобными, называется эмерджентным полюсом, или полюсом сходства конструкта; то, в чем они противоположны третьему элементу, называется имплицитным полюсом, или полюсом контраста конструкта. Следовательно, каждый конструкт обладает эмерджентным и имплицитным полюсами. Цель теории личностного конструкта – объяснить, каким образом люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт с точки зрения сходства и различий.

К сожалению, Келли отказался от исследований процессов, путем которых человек интерпретирует свой жизненный опыт в определенном направлении. Он просто не принимал во внимание вопрос об индивидуальных различиях по отношению к происхождению и развитию личностных конструктов. В определенной степени это понятно, так как теория Келли «неисторична» в том смысле, что в ней не акцентируется прошлый жизненный опыт человека. Однако конструкты должны из чего-то происходить, и наиболее разумным кажется предположение, что они являются продуктами предшествующего опыта. Вероятно, разнообразие индивидуальных конструктных систем можно объяснить различиями в прошлом жизненном опыте.

1.2 Формальные свойства конструктов

Келли предположил, что все конструкты характеризуются определенными формальными свойствами. Во-первых, конструкт напоминает теорию тем, что он затрагивает определенный диапазон явлений. Этот диапазон применимости включает в себя все события, при которых конструкт релевантен или применим. Конструкт «научный – ненаучный», например, вполне применим для интерпретации множества интеллектуальных достижений, но едва ли пригоден для объяснения преимуществ положения женатого человека или холостого. Келли заметил, что прогностическая эффективность конструкта подвергается серьезной опасности всякий раз, когда он обобщается сверх того набора явлений, для которого предназначен. Следовательно, все конструкты имеют ограниченный диапазон применимости, хотя от конструкта к конструкту границы диапазона могут меняться.

Джорж Александер Келли (1905-1966) - американский психолог.

Автор концепции “личностных конструктов”, согласно которой организация психических процессов личности определяется тем, как она предвосхищает (“конструирует”) будущие события (“Психология личностных конструктов”, 1955). Человек трактовался Келли как исследователь, постоянно строящий свой образ реальности посредством индивидуальной системы категориальных шкал - личностных конструктов - и выдвигающий, исходя из этого образа, гипотезы о будущих событиях. Неподтверждение этих гипотез ведет к большей или меньшей перестройке системы конструктов, позволяющей повысить адекватность последующих предсказаний. Келли разработал методический принцип “репертуарных решеток”, с помощью которого были созданы методики диагностики особенностей индивидуального конструирования реальности, нашедшие применение в разных областях психологии.

Как психотерапевт, Дж. Келли работал в русле когнитивной терапии, являясь ее по сути основателем. Смотри →

Дж. Келли и когнитивная психотерапия

Начало когнитивной терапии связывается с деятельностью Джорджа Келли (Ch. L. Doyle, 1987). В 20-х годах Джордж Келли использовал в своей клинической работе психоаналитические интерпретации. Его изумляло то, с какой легкостью пациенты принимали фрейдовские концепции, которые сам Келли находил абсурдными. В качестве эксперимента Келли начал варьировать интерпретации, которые он давал пациентам, в рамках самых различных психодинамических школ.

Оказалось, что пациенты одинаково принимают предлагаемые им принципы и полны желания изменить свою жизнь в согласии с ними. Келли пришел к выводу, что ни фрейдовский анализ детских конфликтов, ни даже изучение прошлого как такового не имеют решающего значения. По мнению Келли, интерпретации Фрейда оказывались эффективными, поскольку они расшатывали привычный для пациентов способ мышления и предоставляли им возможность мыслить и понимать по-новому.

Успехи клинической практики при самых различных теоретических подходах, согласно Келли, объясняются тем, что в процессе терапии происходит изменение того, как люди интерпретируют свой опыт и как они смотрят на будущее. Люди становятся депрессивными или тревожными, потому что попадают в западню ригидных, неадекватных категорий собственного мышления. Например, некоторые люди полагают, что авторитетные фигуры всегда правы, поэтому любая критика со стороны авторитетной фигуры действует на них удручающе. Любая техника, приводящая к изменению этого убеждения, будь она основана на теории, которая связывает такое убеждение с эдиповым (20:) комплексом, со страхом потери родительской любви или с потребностью в духовном руководителе, будет эффективна. Келли решил создать техники для непосредственной коррекции неадекватных способов мышления.

Он предлагал пациентам осознать свои убеждения и проверить их. Например, тревожная, депрессивная пациентка была убеждена, что расхождение с мнением ее мужа вызовет в нем сильный гнев и агрессию. Келли настоял на том, чтобы она тем не менее попробовала высказать мужу собственное мнение. Выполнив задание, пациентка убедилась в том, что это не опасно. Такие домашние задания стали обычными в практике Келли. Иногда Келли предлагал пациентам даже роль новой личности с новым взглядом на себя и на других - сначала на сеансах терапии, а затем в реальной жизни. Он использовал также ролевые игры. Келли пришел к выводу, что сердцевиной неврозов является неадаптивное мышление. Проблемы невротика лежат в настоящих способах мышления, а не в прошлом. В задачу терапевта входит выяснение неосознаваемых категорий мышления, которые приводят к страданиям, и обучение новым способам мышления.

Келли был одним из первых психотерапевтов, которые старались непосредственно изменять мышление пациентов. Эта цель лежит в основе многих современных терапевтических подходов, которые объединяются понятием когнитивная терапия.

На настоящем этапе развития психотерапии когнитивный подход в чистом виде почти не практикуется: все когнитивные подходы в большей или меньшей степени используют поведенческие техники. Это справедливо и по отношению к «рационально-эмотивной терапии»

Джордж Келли, практикующий медицинский психолог, был одним из первых персонологов, кто придал особое значение когнитивным процессам как основной черте функционирования человека. В соответствии с его теоретической системой, получившей название психология личностных конструктов, человек по существу – ученый, исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним. Эта точка зрения на человека как на исследователя лежит в основе теоретических построений Келли, а также современной когнитивной ориентации в психологии личности.

Келли настоятельно советовал своим коллегам-психологам не смотреть на испытуемых как на пассивные организмы, "реагирующие" на внешние раздражители. Он напоминал им, что испытуемые ведут себя так же, как ученые, делающие вывод на основе прошлого опыта и строящие предположения о будущем. Его собственная теория, очень оригинальная и отличная от основных направлений психологического мышления, преобладающих в то время в Соединенных Штатах, во многом послужила причиной современной волны интереса к изучению того, как люди сознают и перерабатывают информацию о своем мире. Уолтер Мишель, выдающийся когнитивный психолог, отдавал должное заслугам Келли как первооткрывателя когнитивного аспекта личности. "Что меня удивило... это точность, с какой он предвидел направления, в которых психология развивалась в последующие два десятилетия. Фактически, все, о чем Джордж Келли говорил в 1950-е годы, оказалось пророческой предпосылкой психологии 1970-х и... на много лет вперед."

Биографический очерк

Джордж Александер Келли (George Alexander Kelly) родился в фермерской общине около Уичиты, штат Канзас, в 1905 году. Сначала он учился в сельской школе, где была всего одна классная комната. Позже родители отправили его в Уичиту, где в течение четырех лет он учился в четырех средних школах. Родители Келли были очень религиозны, трудолюбивы, не признавали пьянство, игру в карты и танцы. Традиции и дух Среднего Запада глубоко почитались в его семье, а Келли был обожаемым единственным ребенком.

Келли в течение трех лет учился в Университете Френдз, а потом один год в Парк-колледже, где получил степень бакалавра по физике и математике в 1926 году. Сначала он думал сделать карьеру в качестве инженера-механика, но, отчасти под влиянием межуниверситетских дискуссий, обратился к социальным проблемам. Келли вспоминал, что его первый курс по психологии был скучным и неубедительным. Лектор уделял много времени обсуждению теорий научения, но Келли это не заинтересовало.

После колледжа Келли учился в Университете Канзаса, изучая педагогическую социологию и трудовые отношения. Он написал диссертацию, основанную на исследовании способов проведения свободного времени среди рабочих Канзас-сити, и получил степень магистра в 1928 году. Затем он переехал в Миннеаполис, где вел класс по развитию речи для Ассоциации американских банкиров и класс по американизации для будущих граждан Америки. Затем он работал в колледже для подростков в Шелдоне, штат Айова, где встретился со своей будущей женой Глэдис Томпсон, преподавательницей той же школы. Они поженились в 1931 году.

В 1929 году Келли начал вести научную работу в Эдинбургском университете в Шотландии. Там в 1930 году он стал бакалавром в области образования. Под руководством сэра Годфри Томсона, выдающегося статистика и педагога, он написал диссертацию по проблемам прогноза успешности в преподавании. В том же году он возвратился в Соединенные Штаты в Государственный университет Айовы в качестве претендента на докторскую степень по психологии. В 1931 году Келли получил степень доктора. Его диссертация была посвящена изучению общих факторов при расстройствах речи и чтения.

Келли начал свою академическую карьеру как преподаватель физиологической психологии в Форт-Хейском колледже штата Канзас. Затем, в середине Be ликой депрессии, он решил, что ему следует "заниматься чем-то еще, кроме преподавания физиологической психологии" (Kelly, 1969, р. 48). Он стал заниматься клинической психологией, даже не будучи формально подготовленным в области эмоциональных проблем. В течение 13-летнего пребывания в Форт-Хейсе (1931-1943) Келли разработал программу передвижных психологических клиник в Канзасе. Он со своими студентами много разъезжал, оказывая необходимую психологическую помощь в системе государственных школ народного образования. На основе этого опыта родились многочисленные идеи, которые позже были включены в его теоретические формулировки. В этот период Келли отошел от фрейдовского подхода к терапии. Его клинический опыт подсказывал, что люди на Среднем Западе больше страдают от продолжительной засухи, пыльных бурь и экономических трудностей, чем от сил либидо.

Во время второй мировой войны Келли в качестве психолога подразделения морской авиации возглавлял программу по обучению местных гражданских летчиков. Он также работал в авиационном отделении Бюро медицины и морской хирургии, где оставался до 1945 года. В этом году он был назначен помощником профессора в Университет Мэриленда.

После окончания войны возникла значительная потребность в клинических психологах, так как у многих американских военных, возвращавшихся домой, были разнообразные психологические проблемы. Действительно, вторая мировая война была важным фактором, повлиявшим на развитие клинической психологии как составной части науки о здоровье. Келли стал выдающейся фигурой в этой области. В 1946 году он вышел на государственный уровень в психологии, когда стал профессором и директором отдела клинической психологии в Государственном университете Огайо. За 20 лет, проведенных здесь, Келли завершил и опубликовал свою теорию личности. Он также проводил программу клинической психологии для лучших выпускников высших учебных заведений Соединенных Штатов.

В 1965 году Келли начал работать в Университете Брандейс, куда он был приглашен на кафедру наук о поведении. Этот пост (сбывается мечта профессора) дал ему большую свободу для продолжения его собственных научных исследований. Он умер в 1967 году в возрасте 62 лет. До самой смерти Келли составлял книгу из бесчисленных докладов, которые он делал в последнее десятилетие. Исправленный вариант этой работы был опубликован посмертно в 1969 году под редакцией Брендана Мэра (Brendan Maher).

Кроме того, что Келли был выдающимся педагогом, ученым, теоретиком, он занимал ключевые посты в американской психологии. Он был президентом двух подразделений – клинического и консультативного – в Американской психологической ассоциации. Он также активно читал лекции в Соединенных Штатах и за границей. В последние годы жизни Келли уделял большое внимание возможному применению своей теории личностных конструктов в разрешении различных международных проблем.

Самый известный научный труд Келли – двухтомная работа "Психология личностных конструктов" (1955). В ней описываются его теоретические формулировки понятия личности и их клинические приложения. Студентам, желающим познакомиться с другими аспектами работы Келли, рекомендуются следующие книги: "Новые направления в теории личностного конструкта" (Bannister, 1977); "Психология личностного конструкта" (Landfield, Leither, 1989) и "Развитие психологии личностного конструкта" (Neimeyer, 1985).

Когнитивная теория личности

Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в ней имеется ряд существенных отличий. Главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение.

Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий. Любое событие открыто для многократного интерпретирования.

Главным понятием в этом направлении является «конструкт » (от англ. construct – строить). Это понятие включает в себя особенности всех известных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи). Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения. Конструкты, которые лежат в основе этих отношений, называются личностными конструктами. Конструкт – это своеобразный классификатор-шаблон нашего восприятия других людей и себя.

Келли открыл и описал главные механизмы функционирования личностных конструктов, а также сформулировал основополагающий постулат и 11 следствий. Постулат утверждает, что личностные процессы психологически канализированы таким образом, чтобы обеспечить человеку максимальное предсказание событий. Все остальные следствия уточняют этот основной постулат.

С точки зрения Келли, каждый из нас строит и проверяет гипотезы, одним словом, решает проблему, является ли данный человек спортивным или неспортивным, музыкальным или немузыкальным, интеллигентным или неинтеллигентным и т.д., пользуясь соответствующими конструктами (классификаторами). Каждый конструкт имеет «дихотомию» (два полюса): «спортивный – неспортивный», «музыкальный-немузыкальный» и т.д. Человек выбирает произвольно тот полюс дихотомического конструкта, тот исход, который лучше описывает событие, т.е. обладает лучшей прогностической ценностью.

Люди отличаются не только количеством конструктов, но и их местоположением. Те конструкты, которые актуализируются в сознании быстрее, называются суперординатными, а которые медленнее – субординатными. Например, если, встретив какого-то человека, вы сразу оцениваете его с точки зрения того, является ли он умным или глупым, и только потом – добрым или злым, то ваш конструкт «умный-глупый» является суперординатным, а конструкт «добрый-злой» – субординатным.

Дружба, любовь и вообще нормальные взаимоотношения между людьми возможны только тогда, когда люди имеют сходные конструкты. Действительно, трудно представить себе ситуацию, чтобы успешно общались два человека, у одного из которых доминирует конструкт «порядочный-непорядочный», а у другого такого конструкта нет вообще.

Конструктная система не является статическим образованием, а находится в постоянном изменении под влиянием опыта, т.е. личность формируется и развивается в течение всей жизни. В личности доминирует преимущественно «сознательное». Бессознательное может относиться только к отдаленным (субординантным) конструктам, которыми при интерпретации воспринимаемых событий человек пользуется редко.

Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Конструктная система, сложившаяся у человека в течение жизни, содержит в себе известные ограничения. Однако он не считал, что жизнь человека полностью детерминирована. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания. Внешний мир – не злой и не добрый, а такой, каким мы конструируем его в своей голове. В конечном итоге, по мнению когнитивистов, судьба человека находится в его руках. Внутренний мир человека субъективен и является, по мнению когнитивистов, его собственным порождением. Каждый человек воспринимает и интерпретирует внешнюю реальность через собственный внутренний мир.

У каждого человека имеется своя собственная система личностных конструктов, которая делится на два уровня (блока):
1. Блок «ядерных» конструктов – это примерно 50 основных конструктов, которые находятся на вершине конструктной системы, т.е. в постоянном фокусе оперативного сознания. Этими конструктами человек пользуется наиболее часто при взаимодействии с другими людьми.
2. Блок периферических конструктов – это все остальные конструкты. Количество этих конструктов сугубо индивидуально и может варьировать от сотен до нескольких тысяч.

Целостные свойства личности выступают как результат совместного функционирования обоих блоков, всех конструктов. Выделяют два типа целостной личности: когнитивно сложная личность (личность, у которой имеется большое количество конструктов) и когнитивно простая личность (личность с небольшим набором конструктов).

Когнитивно сложная личность, по сравнению с когнитивно простой, отличается следующими характеристиками:
1) имеет лучшее психическое здоровье;
2) лучше справляется со стрессом;
3) имеет более высокий уровень самооценки:
4) более адаптивна к новым ситуациям.

СПб., Речь, 2000
Kelly, G. A. The psychology of personal constructs: Vol. 1. A theory of personality. London: Routledge.,1991., (Original work published 1955)
Kelly, G. A. The psychology of personal constructs: Vol. 2. Clinical diagnosis and psychotherapy. London: Routledge., 1991., (Original work published 1955)

Джордж Келли - известный американский психолог. Свою популярность он приобрел за разработанную концепцию, касающуюся познавательной деятельности индивида.

Краткая биография

Джордж Келли, получив степень бакалавра по физике и математике, сменил направление своих интересов. Он стал заниматься исследованием социальных проблем. Защитив ученый в течение нескольких лет преподавал. После этого в Эдинбургсокм университете ему была присвоена степень бакалавра по педагогике. В Госуниверситете Айовы Джордж Келли защитил докторскую диссертацию. За несколько лет до начала Второй мировой им была организована программа мобильных психологических клиник. Они выступали как база для практики студентов. Во время войны Келли был авиационным психологом. После окончания боевых действий он стал профессором и руководителем программы по в Госуниверситете Огайо.

Теория личностных конструкторов

Дж. Келли разработал концепцию, в соответствии с которой формирование психических процессов индивида осуществляется на основании того, как человек предвосхищает ("моделирует") предстоящие события. Автор рассматривал людей как исследователей, постоянно составляющих свой образ действительности с помощью собственной структуры категориальных шкал. В соответствии с этими моделями человек выдвигает гипотезы о предстоящих событиях. В том случае, если предположение не подтверждается, происходит перестройка в той или иной степени системы шкал. Это позволяет увеличить уровень адекватности предстоящих предсказаний. В этом и состоит, как считал Джордж Келли, когнитивная Исследователь также разработал особый методический принцип. Он именуется "репертуарными решетками". С их помощью были сформированы методики диагностики специфики индивидуального моделирования действительности. Впоследствии в различных областях психологии стали успешно применяться методы, которые разработал Джордж Келли.

Когнитивная теория

В 20-х годах исследователь использовал в своих клинических трудах психоаналитические интерпретации. Джордж Келли удивлялся той легкости, с которой пациенты воспринимали концепции Фрейда. При этом он сам считал его идеи абсурдными. В рамках эксперимента Джордж Келли начал изменять интерпретации, которые получали его пациенты, в соответствии с различными психодинамическими школами. Выяснилось, что люди одинаково воспринимают принципы, которые им предлагались. Более того, пациенты были готовы изменять течение своей жизни в соответствии с ними. Таким образом, ни анализ детских конфликтов по Фрейду, ни исследование непосредственно самого прошлого не имеют определяющего значения. Именно такой вывод сделал по результатам эксперимента Джордж Келли. Теория личности связывалась со способами интерпретации индивидом своего опыта и предвидения будущих событий. Концепции Фрейда при исследовании имели успех потому, что они расшатывали модель мышления, привычную для пациентов. Они предлагали понимать события по-новому.

Причины расстройств

Джордж Келли считал, что тревожность и депрессии людей возникают вследствие попадания в западню неадекватных и ригидных категорий их мышления. К примеру, некоторые считают, что авторитетные лица правы в любой ситуации. В этой связи, критика со стороны такого человека будет воздействовать удручающе. При использовании любой техники, способствующей изменению этой установки, будет иметь эффект. При этом результативность обеспечивается вне зависимости от того, основана ли она на теории, связывающей данное убеждение с с потребностью иметь духовного наставника или со страхом потерять любовь и заботу родителей. Таким образом, Келли пришел к выводу, что нужно создать техники, которые бы непосредственно корректировали неадекватные модели мышления.

Терапия

Келли предложил пациентам осознавать собственные установки и проверить их в реальности. Так, одна женщина испытывала тревогу и страх при мысли о том, что ее мнение может не совпасть с умозаключениями супруга. Тем не менее Келли настоял на том, что ей следует попробовать высказать мужу свои мысли по какому-то вопросу. В результате пациентка убедилась на практике, что это не представляет для нее опасности.

Заключение

Джордж Келли стал одним из тех психотерапевтов, которые впервые попытались изменить непосредственно мышление своих пациентов. Такая цель лежит в основе многих существующих сегодня методик. Все они объединены термином "когнитивная терапия". Однако в современной практике в чистом виде этот подход почти не используется. В основном реализуются поведенческие техники.

Похожие статьи