Методика проведения подведения итогов в роте. Руководство боевой подготовкой. Основы военной педагогики и психологии
В соответствии с требованиями приказов Министра обороны Российской Федерации в войсках сложилась практика подведения итогов состояния воинской дисциплины в подразделениях. Как правило, в расчетах, отделениях, взводах дисциплина воинов анализируется ежедневно при подведении итогов боевой и общественно-государственной подготовки. Наблюдая в течение дня за поведением подчиненных, их отношением к службе, учебе, командиры расчетов, отделений, взводов могут конкретно разобрать каждый поступок, дать ему соответствующую оценку, отметить примеры ревностного отношения к исполнению воинского долга, служебных обязанностей, поощрить наиболее достойных, дисциплинированных за разумную инициативу, усердие и отличия по службе.
Особое внимание уделяется обеспечению дисциплины в ходе боевой подготовки, при несении внутренней и караульной служб. Отмечается усердие воинов при исполнении приказов, распоряжений, поддержании уставного порядка, соблюдении правил техники безопасности, воинской вежливости и отдания воинского приветствия. По результатам анализа каждому воину может выставляться индивидуальная оценка. При этом следует руководствоваться тем, чтобы она была объективной, обоснованной, учитывала все стороны поведения и выполнения основных задач в течение дня. Во взводе может быть выделено лучшее отделение, а с сержантами - раскрыта практика работы командира этого отделения.
Состояние воинской дисциплины в роте, батальоне, им равных подразделениях принято анализировать по категориям военнослужащих (со всем личным составом, с сержантами, старшинами, офицерами).
С личным составом роты подводятся итоги в конце каждой недели (в батальоне ежемесячно). В докладах "О состоянии воинской дисциплины и итогах работы по её укреплению", с которыми выступают, как правило, командир или его заместитель по воспитательной работе, отражаются обычно такие вопросы:
¦ общее состояние воинской дисциплины, степень её соответствия требованиям руководящих документов, общевоинских уставов, общая тенденция (хуже, лучше);
¦ влияние воинской дисциплины на боевую готовность подразделений, на решение учебно-боевых задач;
¦ состояние дисциплины караульной и внутренней служб, обеспечение уставного порядка;
¦ разбор происшествий, преступлений, предпосылок к ним со вскрытием причин, указанием конкретных виновников и мер, принятых командованием по этим случаям;
¦ количественный и качественный анализ дисциплинарных проступков, особенно грубых, принятых мер по ним;
¦ сравнительный анализ и оценка состояния дисциплины во взводах, отделениях, расчетах с выделением лучших, худших; сообщением положительного опыта работы командиров;
¦ выполнение требований по обеспечению режима секретности, вопросам эксплуатации и сбережения военной техники и оружия;
¦ поддержание уставных взаимоотношений между военнослужащими;
¦ оценка деятельности общественности по сплочению коллективов.
¦ планируемые и принимаемые меры улучшения воспитательной работы по предупреждению нарушений дисциплины, повышению роли дисциплинарной практики.
В ходе подведения итогов командиры подразделений могут поощрять отличившихся воинов за примерную дисциплину и успехи в боевой и общественно-государственной подготовке. Исходя из конкретных условий, внимание следует сосредоточить на тех вопросах, которые будут рассмотрены более обстоятельно и детально. Для большей наглядности и убедительности могут быть заготовлены схемы, где раскрывается динамика состояния воинской дисциплины.
С младшими командирами подведение итогов проводится на совещаниях, специальных занятиях с участием офицеров. В ходе разбора командир подразделения анализирует и раскрывает их роль в поддержании уставного порядка, личную дисциплинированность, вклад каждого из них в укрепление дисциплины, соблюдение формы одежды, распорядка дня. Пристальное внимание уделяется анализу участия сержантов в дисциплинарной практике, соблюдению уставных требований во взаимоотношениях с подчиненными.
Особое значение следует предавать анализу состояния воинской дисциплины с офицерским составом. Обычно итоги подводятся на офицерских собраниях, совещаниях, разборах. При анализе итогов командир роты может заслушать доклады командиров взводов о состоянии дисциплины, проделанной работе по её укреплению. Он оценивает положение дел во взводах и определяет их места, дает персональную оценку вклада каждого офицера в воспитательную деятельность по укреплению дисциплины с учетом его личной дисциплинированности и исполнительности, указывает на упущения и недостатки. Проводится тщательный анализ дисциплинарной практики офицеров, соблюдения при этом ими уставных требований, участия в воспитательных мероприятиях, организации индивидуальной работы с подчиненными.
Анализ должен помогать закреплению положительного в поступках, поведении и действиях офицеров соответствующей оценкой, вооружать уверенностью в своих силах и способностях и в то же время откровенно оценить негативные факты, раскрыть их причины. Такой подход убеждает офицеров в том, что каждый успех или ошибка, любое проявление ответственного отношения и безответственности не остается без внимания.
Следует избегать того, что на итоговых разборах иногда негативно оценивается деятельность офицеров (а также сержантов и старшин) только в связи с тем, что в подчиненных им подразделениях совершены проступки. Подобный подход возможен и оправдан лишь в том случае, если эти проступки явились следствием бездеятельности, безответственного отношения к выполнению своих обязанностей со стороны офицера. Если же конкретной вины офицера в проступке подчиненного нет, и он предпринимает все от него зависящее, чтобы навести порядок, организовать службу, то отрицательная оценка его работы может сыграть негативную роль в воспитании офицера.
Анализ состояния дисциплины - процесс творческий. Многое зависит от опыта, методического мастерства командира, воспитателя, от справедливости оценок. Большую пользу анализ приносит тогда, когда носит дидактический характер, сочетается с разъяснением, убеждением, доказательностью, когда умело реализуется принцип опоры на положительное.
Подобный подход поможет решить важную задачу - вооружить офицеров единой методикой анализа и оценки состояния воинской дисциплины в своих подразделениях, а также выработать систему мер (организационных, воспитательных и др.), которые способствовали бы дальнейшему укреплению порядка и дисциплины. Наиболее важными из них могут быть:
¦ специальные занятия с офицерами, прапорщиками, сержантами и старшинами, в ходе которых изучаются передовой опыт и методы работы командиров, воспитателей, достигших наилучших результатов в укреплении дисциплины;
¦ систематический анализ состояния дисциплины и подведение итогов работы по ее укреплению во всех подразделениях с участием старших командиров и начальников;
¦ оказание конкретной помощи подразделениям, отстающим в дисциплине;
¦ другие организационные мероприятия (прием зачетов по знанию общевойсковых уставов от военнослужащих всех категорий; прием военнослужащих старшими начальниками непосредственно в подразделениях и др.);
¦ воспитательные мероприятия в подразделениях (вечера вопросов и ответов, тематические вечера, диспуты, собрания личного состава и т.п.);
¦ мероприятия, связанные с повышением качества караульной и внутренней служб;
¦ меры, направленные на улучшение материально-бытового обеспечения, организацию досуга и отдыха личного состава и др.
Функция управления войсками, заключающаяся в глубоком анализе результатов деятельности подчиненных и их объективной оценке, публичном доведении результатов и оценок, обучении эффективным способам работы, поощрении успехов и порицании недостатков.
Командиры соединений и воинских частей РВСН проводят П.и.п.в. за год, период обучения и месяц по всем элементам боевой готовности, показателям и критериям соединений и воинских частей РВСН, а также по выполнению задач после завершения каждого важного мероприятия (учения, несения боевого дежурства, регламентированного или сезонного технического обслуживания и других) с офицерами своих управлений и непосредственно подчиненными командирами. При подведении итогов за год и период обучения привлекаются все офицеры воинских частей.
Целью П.и.п.в являются: определение и оценка результатов повседневной деятельности частей, подразделений и военнослужащих по поддержанию установленной боевой и мобилизационной готовности, выполнению конкретных задач; оценка эффективности служебной деятельности органов управления, подразделений, должностных лиц и всех военнослужащих; доведение результатов и оценок до военнослужащих и стимулирование их служебной деятельности; разбор отдельных достижений и недостатков для обучения участников.
Командиры подразделений в РВСН итоги подводят за период обучения со всем личным составом и еженедельно с офицерами, прапорщиками и сержантами. За неделю командиры подразделений итоги подводят по вопросам несения боевого дежурства, выполнения расписаний занятий, состояния дисциплины.
Командиры воинских частей и подразделений в РВСН подводят итоги: командир воинской части - за учебный год, зимний период обучения, ежемесячно; командир дивизиона (батальона и им равные) – за учебный год, зимний период обучения, ежемесячно; командир группы (батареи, роты и им равные) – за учебный год, зимний период обучения, ежемесячно, еженедельно; начальник отделения (командир взвода и им равные) – еженедельно, ежедневно; начальник расчета (командир отделения) – ежедневно.
Командир воинской части подведение итогов за месяц проводит с офицерами управления и командирами подразделений в течение 1-1,5 час. в один из последних дней месяца после окончания планирования на следующий месяц. Время и место проведения подведения итогов определяется в Календарном плане основных мероприятий воинской части на месяц.
Система подведения итогов в РВСН предусматривает периодическое личное участие руководящего состава соединения и воинской части в подчиненных частях, подразделениях и определяется: командир воинской части, заместители командира воинской части – не реже 1 раза в месяц в одном из подразделений; начальники служб воинской части – не реже 1 раза в месяц в одном из подразделений; командир дивизиона, заместители командира дивизиона (батальона и им равные) – не реже 2 раз в месяц; командир группы (батареи, роты и им равные) – не реже 2 раз в неделю; начальник отделения (командир взвода) – ежедневно.
Подведение итогов командиры соединений и воинских частей в РВСН подводятся в следующей последовательности: напоминание личному составу главных задач и основных мероприятий текущего периода обучения; оценка степени и качества выполнения главных задач и основных мероприятий; итоги несения боевого дежурства, боевой подготовки, состояния воинской дисциплины и службы войск (может докладывать сам командир или заместители по своей линии ответственности); оценка деятельности подразделений, органов управления и должностных лиц; доведение Календарного плана основных мероприятий на следующий месяц - главных задач, задач подразделениям, основных мероприятий и сроков их проведения; доведение личного плана работы командира в части касающегося присутствующих - мероприятия, сроки их осуществления, кто привлекается, что подготовить.
Необходимо отметить важность аналитической деятельности командиров, органов управления при подготовке материалов подведения итогов.
По завершению П.и.п.в. формируются выводы о состоянии подготовки соединений и воинских частей в целом, выполнении ими поставленных задач, вырабатываются рекомендации и предложения по устранению недостатков, задачам и мероприятиям подготовки на предстоящий период.
П.и.п.в. является непременным условием достижения высоких показателей в подготовке соединений и воинских частей в РВСН.
Анализ состояния воинской дисциплины и подведение итогов работы по ее укреплению проводится:
В отделениях, взводах (расчетах) - ежедневно
- в ротах, батареях - за неделю
- в частях, батальонах, дивизионах - за месяц
Исходя из конкретных условий, каждый ко-мандир, заместитель по воспитательной работе по-своему подходит к анализу дисциплины. Вместе с тем процесс анализа имеет общие чер-ты, определенную последовательность.
В общем виде можно выделить следующие этапы анализа воинской дисциплины:
1. Сбор, обобщение и всесторонний учет сведений о количестве и характере проступков, систематизации полученных данных по видам на-рушений, категориям личного состава, служеб-ному положению.
При этом основными данных являются:
-
проверки, в том числе и личные, в под-разделениях выполнения планов боевой подго-товки, правопорядка в жизни части, соблюдения
общевоинских уставов всеми категориями воен-нослужащих, выполнения приказов, директив, указаний и распоряжений, распорядка дня, мер безопасности, несения службы суточным наря-дом, состояние внутреннего порядка, материально-бытовых условий, обеспечение всеми ви-дами довольствия военнослужащих.
- проверка выполнения плана мероприятий по укреплению воинской дисциплины, организа-ции проведения выходных и праздничных дней.
Доклады командиров подразделений и должностных лиц суточного наряда о состоянии воинской дисциплины и уставного порядка в подчиненных подразделениях.
-
результаты социологических исследова-ний процессов, происходящих в воинских кол-лективах, анонимных опросов по различным направлениям жизнедеятельности подразделений, работы телефона доверия, прямого провода и
т.д.,
- изучение служебных карточек, характеристик, аттестаций подчиненных, актов проверок, материалов расследований происшествий, преступлений, грубых дисциплинарных проступков, получения травм военнослужащими,
Письма, жалобы, заявления личного состава
2. Установление наиболее характерных по-ложительных тенденций в состоянии воинской дисциплины.
- количество поощрений, за что объявле-ны, виды поощрений, какой процент составляют они от всего личного состава подразделения.
- сравнить общее количество поощрений, объявленных в анализируемый период с предыду-щим.
-
кто поощрен по служебному положению (офицеры, прапорщики, военнослужащие контрактной службы, военнослужащие, проходящие службу
по призыву).
Кто более ревностно относится к испол-нению служебных обязанностей.
Таким же образом обобщаются сведения ха-рактеризующие негативные тенденции, состояний воинской дисциплины, обстоятельства участники и причины совершения правонарушений. А также вкакие дни совершены дисциплинарные проступ-ки (рабочие, выходные, праздничные), вкакое время (утром, во время занятий, вличное вре-мя), где совершены (внаряде, в увольнении, при выполнении хозяйственных работ, в коман-дировке и т.д.).
3. Изучение мер, принятых должностными лицами по укреплению воинской дисциплины, оп-ределений степени их участия в дисциплинарной практике.
При этом целесообразно проанализировать:
Знание руководящим составом подразде-ления положения дел, морально-психологическо-го климата в коллективе.
Систему ежедневной личной работы под-чиненных командиров по укреплению воинской дисциплины.
- соответствие жизни и деятельности во-еннослужащих требованиям уставов, система контроля за ней.
- состояние правового воспитания воен-нослужащих различных категорий.
- проведение мероприятий по созданию бе-зопасных условий военной службы.
- организация и качество проведения вос питательных мероприятий, степень участия в ней офицеров и прапорщиков.
Организация индивидуальной работы с подчиненными.
После сбора данных о состоянии воинской дисциплины необходимо все дисциплинарные проступки сгруппировать по видам, оказывающим непосредственное влияние на состояние боевой готовности, службы войск, общее состояние во-инской дисциплины и определить причины их со-вершения.
Вскрыть зависимость совершенных проступ-ков от индивидуальных особенностей военнослу-жащих их совершивших.
Выявить основные мотивы, побудившие во-еннослужащих к совершению проступков (корыст-ные цели, отрицательные черты характера -грубость, эгоизм, малодушие, невыдержанность, отрицательные традиции, последствия неблаго-получного воспитания в семье, коллективе, фи-зические недостатки, болезненное состояние, переутомление, нарушение психики и т.д.
4. Формирование выводов о состоянии дис-циплины и определение мероприятий по ее даль-нейшему укреплению.
ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ:
- конкретные мероприятия с указанием ис-полнителей, места и сроков проведения,
- предложения командиру по улучшению ра-боты в интересах укрепления воинской дисциплины,
- предложения по устранению причин, способствующих совершению дисциплинарных прос-тупков (улучшение материально-бытовых условий, питания, отдыха, повышения контроля со стороны должностных лиц и т. д.).
ПРИ ПОДВЕДЕНИИ ИТОГОВ ПОКАЗАТЬ
- как в целом выполнены поставленные задачи за прошедший период (неделю, месяц) по укреплению воинской дисциплины и в какой степени они обеспечили поддержание постоянной боевой готовности,
-
общую характеристику и оценку состоя-ния воинской дисциплины, ее тенденцию с пре-дыдущим периодом (неделей, месяцем), причины
происшествий, преступлений, Грубых и обычных дисциплинарных проступков,
- количество нарушений по категориям во-еннослужащих. Причиненный ущерб материальный и моральный. Степень вины должностных лиц.
- лучшие и худшие подразделения по сос-тоянию воинской дисциплины,
- степень участия воинского коллектива в изжитии правонарушений и укреплении воинской дисциплины,
- роль должностных лиц (офицеров, пра-порщиков, сержантов) в укреплении воинской дисциплины, их примерность в личной исполни-тельности, остроту их реагирования на наруше-ния воинской дисциплины, сокрытия фактов пра-вонарушений.
Целесообразно проводить подведение ито-гов с военнослужащими по категориям:
- со всем личным составом подразделения,
- с сержантами в присутствии всех офицеров и прапорщиков,
- с прапорщиками в присутствии офицеров,
С командирами взводов (расчетов) в присутствии командиров рот {батарей},
С командирами рот (батарей).
Материалы подведения подкреплены наглядно:
- Сведениями о состоянии правопорядка воинской дисциплины,
- Графическим анализом совершения прос-тупков,
- Анализом участников совершения прос-тупков и другими таблицами и схемами аналитического характера.
Второй учебный вопрос
Руководство боевой подготовкой заключается в непрерывной целенаправленной деятельности командующих, командиров (начальников) и органов управления по организации боевой подготовки, всестороннему обеспечению ее мероприятий; проведении комплекса мер по недопущению гибели и травматизма личного состава при обращении с оружием, боеприпасами и ВВТ при выполнении упражнений по огневой подготовке и вождению боевых (колесных) машин, проведении ТУ (ТСУ); изучению, обобщению и внедрению передового опыта; развитию и совершенствованию УМБ; контролю и оказанию помощи подчиненным в проведении занятий, подведении итогов боевой подготовки.
Руководство обучением и воспитанием должно быть конкретным и обеспечивать полное и качественное выполнение программ и планов подготовки войск.
Требования, предъявляемые к руководству боевой подготовкой:
соответствие содержания боевой подготовки положениям нормативных правовых документов, регламентирующих организацию и осуществление служебно-боевой деятельности внутренних войск;
строгое соблюдение принципов воинского обучения и воспитания;
учет достижений военной науки, опыта войн и вооруженных конфликтов, передового опыта организации проведения мероприятий боевой подготовки;
эффективное использование и развитие УМБ боевой подготовки.
Основными мероприятиями руководства боевой подготовкой являются:
анализ и оценка состояния подготовки подчиненных войск;
организация боевой подготовки;
контроль за ходом боевой подготовки и оказание помощи подчиненным командирам и воинским частям (подразделениям);
целенаправленная подготовка командиров (начальников) и органов управления к руководству боевой подготовкой;
организация работы по повышению (подтверждению) классной квалификации;
организация конкурсов, состязаний (соревнований) среди военнослужащих и подразделений по задачам и нормативам;
постоянное изучение и оперативное внедрение передового опыта в практику обучения войск;
методическая работа;
строительство и совершенствование УМБ, своевременное внедрение в практику боевой подготовки новейших средств обучения;
учет и отчетность, своевременное и объективное подведение итогов боевой подготовки.
Работа по осуществлению контроля и оказанию помощи войскам.
Цель контроля и оказания помощи заключается в обеспечении командующего (командира, начальника) объективными данными, отражающими готовность подчиненных войск и их органов управления к выполнению задач по служебно-боевому предназначению, уровень подготовки личного состава, реальное положение дел в боевой подготовке, обучении командующих (командиров, начальников), органов управления организации, планированию, всестороннему обеспечению, проведению мероприятий боевой подготовки и другим вопросам.
Основным содержанием работы по контролю и оказанию помощи является : проверка выполнения плана и программ боевой подготовки, охвата учебой всех категорий военнослужащих; проверка и оценка организации и методики проведения занятий и учений, уровня подготовки личного состава и слаженности подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления; изучение результатов контроля за ходом боевой подготовки, определение причин вскрытых недостатков и оказание помощи подчиненным в организации и проведении работ по их устранению; обучение командиров, органов управления объединений, соединений, воинских частей и подразделений организации и методике решения поставленных задач путем подготовки и проведения целевых инструкторско-методических и показных занятий, совместной практической работе по подготовке и проведению основных мероприятий подготовки войск; контроль устранения вскрытых недостатков.
Командующие (командиры, начальники), органы управления осуществляют постоянный контроль за выполнением подчиненными соединениями (воинскими частями, подразделениями) поставленных задач и качеством учебного процесса. Контроль осуществляется посредством плановой работы старших начальников в соединениях (воинских частях, подразделениях), а также по докладам, полученным от подчиненных командиров и начальников.
Мероприятия контроляотражаются: в планах подготовки войск; в плане-календаре основных мероприятий – на месяц; личных планах работы должностных лиц.
При проверках организации и хода занятий обязательно проверяется состояние учета боевой подготовки. Результаты проверок записываются в журналы боевой подготовки.
Контроль и оказание помощи войскам в организации боевой учебы с проведением контрольных занятий проводятся в ходе работы целевых и комплексных групп:
командующим войсками объединения – в каждом соединении, воинской части, ему непосредственно подчиненной, – в течение учебного года;
командиром соединения (бригады) – в каждой воинской части в течение периода обучения;
командиром воинской части – в каждом подразделении в течение периода обучения.
Руководящий составобъединений, соединений и воинских частей принимает личное участие в организации боевой подготовки и проведении занятий с личным составом войск. Для контроля выполнения норм проведения занятий в штабах разрабатывается соответствующий план, который хранится с документами плана боевой подготовки, выписки из плана – у должностных лиц.
Должностные лица проводят занятия:
командующий войсками объединения, командир соединения – 4-6 часов в месяц;
заместители командующего войсками объединения (командира соединения) – 6-8 часов в месяц;
начальники служб управления объединения (соединения, воинской части) – 8-10 часов в месяц;
командир воинской части – 2-3 часа в неделю;
заместители командира воинской части – 3-4 часа в неделю;
командир батальона и его заместители – 4-6 часов в неделю.
Командир батальона проверяет качество проведения занятий ежемесячно не менее чем в двух подразделениях, командир роты- еженедельно не менее чем в одном взводе.
Контроль за ходом боевой подготовки подразделяется на текущий (повседневный) и периодический.
Текущий (повседневный) контроль служит для обеспечения качества учебного процесса, корректировки процесса обучения, предупреждения негативных явлений в боевой учебе.
Содержание текущего контроля : проверка готовности основных мероприятий боевой подготовки, подготовки руководителей к очередным занятиям; проверка организации, методики и хода занятий; проверка качества усвоения (отработки) военнослужащими тем, учебных задач и нормативов в ходе занятий; проверка исправности и эффективности использования УМБ; заслушивание подчиненных командиров (начальников) о выполнении мероприятий боевой подготовки и готовности к занятиям на следующий день.
Повседневный (текущий) контроль за ходом боевой подготовки целесообразно проводить в соответствии со сводным расписанием занятий, а также личными планами работы командира и других офицеров управления соединения и воинской части.
Периодический контроль организуется в целях проверки уровня подготовки личного состава по отдельным предметам обучения, должностным и специальным обязанностям, выучки подразделений в целом, после отработки отдельных разделов программ (завершения этапов слаживания подразделений и воинских частей).
Содержание периодического контроля: проверка уровня подготовки личного состава к несению боевой службы; зачетные (контрольные) занятия (учения); итоговые (контрольные) проверки; проверка организации подготовки и ввода в строй вновь прибывшего пополнения, выпускников учебных воинских частей, офицеров-выпускников ВОУВПО; проверка выполнения офицерами индивидуальных заданий; контроль внедрения передового опыта, прием зачетов по знанию руководящих документов по боевой подготовке.
Проверка качества выполнения планов и программ боевой подготовки осуществляется постоянно, не нарушая при этом хода учебного процесса. Выявленные недостатки устраняются на местах с оказанием практической помощи в. Обобщение опыта боевой подготовки и доведение его до органов военного управления и войск.
Изучение, обобщение и внедрение передового опыта обучения заключается в целенаправленной повседневной работе командующих (командиров, начальников), органов управления по выявлению новых, передовых методов и способов организации обучения и воспитания офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин), солдат (матросов) и применение новых методов, способов обучения и воспитания путем проведения показных, ИМЗ, совещаний и методических конференций (семинаров) по актуальным вопросам боевой подготовки, разработке методических пособий и рекомендаций.
Проведение таких мероприятий способствует установлению единых взглядов на методику подготовки и проведения занятий и учений в каждой воинской части, соединении.
Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки и уровня обученности войск. Учет включает в себя сбор, систематизацию, хранение, обновление и анализ данных, раскрывающих степень подготовки подразделений, воинских частей и соединений.
Учетом результатов боевой подготовки обеспечивается всесторонний анализ состояния уровня выучки и слаженности соединений, воинских частей и подразделений, хода и качества учебного процесса в целях подготовки необходимых решений, рекомендаций в процессе управления войсками для поддержания и совершенствования их боевой готовности.
Учет подразделяется на оперативный и периодический .
Оперативный учет заключается в повседневной записи и обработке результатов выполнения планов подготовки и усвоения программы обучения личным составом. Он включает учет боевой подготовки солдат (матросов) и сержантов (старшин) взвода, подразделений, прапорщиков (мичманов), офицеров органов управления и подразделений.
Периодический учет - обобщение результатов оперативного учета с последующим анализом и выводами за установленный период времени учебного года (неделю, месяц, квартал, полугодие, год).
Основным учетным документом по боевой подготовке является журнал учета боевой (командирской) подготовки, который ведется в течение учебного года (периода обучения). Журналы хранятся в течение последующего года и уничтожаются по его завершении.
Во взводеучет боевой подготовки ведется в журнале учета боевой подготовки с конкретизацией до каждого военнослужащего и за отделения (экипажи, расчеты).
В ротеучет боевой подготовки ведется в журнале учета боевой подготовки роты за отделения, взводы и командирскую подготовку сержантов. Кроме того, делаются отметки о проведении (выполнении) занятий (мероприятий) в расписании занятий.
В батальонеучет боевой подготовки ведется за взводы, роты. Командирская подготовка командиров взводов учитывается в журнале учета командирской подготовки.
В воинской частиучет боевой подготовки ведется за роты и батальоны. Командирская подготовка офицеров управления, командиров батальонов, рот и их заместителей, прапорщиков (мичманов) учитывается в журналах учета командирской подготовки. Ведется учет подготовки военнослужащих женского пола управления воинской части. В плане основных мероприятий делаются отметки о выполнении мероприятий.
В том случае, когда воинская часть (отдельный батальон) организационно состоит из рот (взводов) журнал учета боевой подготовки ведется и за батальон, и за воинскую часть.
В штабе соединенияучет боевой подготовки ведется за батальоны и каждую воинскую часть, а также за подготовку офицеров управления соединения, командиров воинских частей и их заместителей, прапорщиков, военнослужащих женского пола управления соединения и подразделений, входящих в управление соединения. В плане основных мероприятий делаются отметки о выполнении.
В отделе боевой подготовки объединенияглавными задачами учета боевой подготовки являются сбор, обобщение и статистическая обработка данных для анализа состояния подготовки войск. В отделе обобщаются данные за состояние подготовки каждого соединения, воинской части, батальона по каждому предмету обучения.
Отчетность по боевой подготовке – система отчетно-информационных документов и мероприятий, обеспечивающая командиров и органы управления своевременными и объективными данными о ходе и качестве подготовки войск. Она включает:
доклады об итогах боевой подготовки за каждый период обучения и учебный год;
доклады (акты, пояснительные записки, сводные ведомости) по результатам проверок и инспектирований;
доклады о выполнении планов подготовки войск;
доклады о готовности и проведении основных мероприятий боевой подготовки;
текущие (в том числе формализованные) доклады.
Система отчетности должна исключать дублирование сведений, представляемых в одну и ту же инстанцию. Она устанавливается распоряжениями и указаниями старших командиров (начальников).
Командиры анализируют степень и качество выполнения расписания занятий, плана подготовки войск объединения (плана боевой подготовки соединения, воинской части) и докладывают установленным порядком по команде: командир взвода – ежедневно, командир роты – еженедельно; командир батальона, воинской части, соединения – ежемесячно.
Кроме того, командир воинской части на основании итоговых данных за период обучения и учебный год представляет письменный доклад командиру соединения (командующему войсками объединения). Командир соединения ежемесячно анализирует состояние боевой подготовки воинских частей и подразделений, степень выполнения поставленных задач и докладывает, в объеме установленном командующим войсками объединения, итоги месяца и результаты проверок проведенных за отчетный период.
Каждое управление, отдел (отделение), служба обобщает сведения о состоянии боевой подготовки по своей специальности за все воинские части, подразделения по подчиненности. Для этого устанавливается порядок докладов по службам и разрабатываются учетные формы.
Подведение итогов боевой подготовки, постановка задач.
Итоги боевой подготовки подводятся:
в подразделениях – на совещаниях с офицерами, прапорщиками, сержантами подразделения, на общем собрании личного состава: в батальоне, роте – за месяц, во взводе – после проведения занятия;
в воинской части, соединении – на служебном совещании с офицерами, общем собрании личного состава – ежемесячно, за период обучения и учебный год;
в объединении – на служебном совещании с офицерами управления – за период обучения и учебный год.
При подведении итогов также осуществляется определение основных направлений в боевой подготовке и постановка задач на очередной период.
Сроки и время подведения итогов и постановки задач указываются в документах планирования. Для их проведения в штабах (управлениях) составляются планы, в которых указываются место, время проведения, форма одежды, кто привлекается, а также кто выступает и по какому вопросу, дается перечень наглядных пособий.
План подписывается начальником штаба и утверждается командующим войсками объединения (командиром). Материалы подведения итогов и постановки задач должны быть оформлены:
в роте, батальоне – в рабочей тетради командира роты, батальона;
в воинской части, соединении, объединении – в деле боевой подготовки, которые хранятся в течение года, как отчетные документы.
При подведении итогов боевой подготовки командир:
оценивает степень выполнения плана и программ боевой подготовки;
анализирует качество отработки пройденных тем, нормативов, охват личного состава учебой, результаты боевой подготовки по основным предметам обучения (оценочные показатели командирской подготовки, подготовки органов управления, соединений, воинских частей и подразделений);
указывает недостатки и их причины, положительные стороны в обучении и воспитании, отмечает отличившихся и отстающих за прошедший период, наиболее поучительные мероприятия боевой учебы;
уточняет порядок выхода воинских частей (подразделений) в учебные центры, на полигоны, расход моторесурсов, материальное обеспечение;
оценивает состояние руководства боевой подготовкой, указывает: кто, когда и где оказывает помощь или контролирует качество проведения занятий;
доводит темы ИМЗ с офицерами, сержантским составом и сроки представления планов проведения занятий на утверждение;
делает выводы по результатам боевой подготовки и ставит задачи на следующий этап подготовки.
Результаты боевой подготовки отражаются в приказах по объединению (соединению, воинской части) об итогах боевой подготовки в прошедшем периоде обучения (учебном году) и задачах на новый период обучения (новый учебный год), об итогах служебно-боевой деятельности и аналитических справках (обзорах).
Справки по анализу состояния боевой подготовки оформляются:
в воинской части – за месяц, учебный период, учебный год;
в соединении – за месяц, учебный период, учебный год;
в объединении – за учебный период, учебный год.
Кроме того, отчетными документами по боевой подготовке являются:
сводные ведомости общих результатов инспектирования, итоговых и контрольных проверок за последние 5 лет (с детализацией: в объединении – до воинской части; в соединении – до батальона, отдельной роты; в воинской части – до роты, отдельного взвода), командирской подготовки офицеров;
ведомости результатов подготовки классных специалистов;
сведения об объектах УМБ с необходимой технической документацией, выписки из приказов о закреплении этих объектов за воинскими частями (подразделениями);
контрольные экземпляры методических материалов по предметам обучения;
журнал учета приказов, директив, распоряжений по боевой подготовке, поступивших из вышестоящего штаба.
Методическая работа – это комплекс мероприятий, направленных на повышение методической подготовки офицеров, прапорщиков и сержантов в обучении и воспитании подчиненных и повышению на этой основе качества и результативности занятий, эффективности боевой подготовки.
Методическую работу организуют и направляют командующие войсками объединений, командиры соединений и воинских частей.
Мероприятия методической работы отражаются в документах планирования .
Основным содержанием методической работы является : разработка и внедрение в практику подготовки личного состава методических пособий, практических рекомендаций, типовых (опорных) конспектов, частных методик; обобщение и внедрение в жизнь передового опыта обучения и воспитания военнослужащих; установление единства в понимании и применении форм и методов обучения и воспитания в процессе обучения, организация проведения методических конференций, УМС, методических совещаний и обсуждений; проведение инструкторско-методических и показных занятий, открытых уроков, оказание помощи молодым командирам в их становлении по вопросам обучения и воспитания с использованием новейших достижений педагогической науки и научно-технического прогресса в целом.
Мероприятия методической работыотражаются в плане боевой подготовки на год отдельным разделом и уточняются на период обучения.
Основными формами методической работы в соединениях и воинских частях внутренних войск являются:
УМС и методические совещания, научно-практические (методические) конференции и семинары;
заседания методического совета (в учебных воинских частях) и методические совещания, на которых рассматриваются вопросы методики обучения и воспитания;
методические занятия: инструкторско-методические, открытые, показные и пробные, инструктажи, а также лекции, доклады и сообщения по вопросам методики обучения и воспитания, общей и военной педагогики и психологии;
разработка учебно-методических материалов;
проведение педагогических (методических) экспериментов, изучение передового педагогического опыта, опыта служебно-боевой деятельности войск и внедрение их результатов в процесс боевой подготовки.
В целях обобщения и передачи опыта методической работы, а также создания необходимых условий для подготовки руководителей к занятиям в соединениях и воинских частях создаются методические центры, кабинеты, классы, уголки. Их оборудование должно непрерывно обновляться, отражать успехи офицеров по совершенствованию методики обучения и воспитания личного состава, обеспечивать условия для практического их использования руководителями занятий, содержать необходимые материалы для подготовки к занятиям.
В методическом кабинете (классе) полка (батальона) находятся:
военная, техническая и педагогическая литература, тематические подборки из журналов и газет, методические разработки, учебные пособия, стенды и плакаты по методике обучения и воспитания;
образцы конспектов, планов-конспектов и методических разработок по темам;
варианты положений по проведению состязаний на лучшего специалиста (расчет, экипаж, войсковой наряд, подразделение и тому подобное);
стенды и плакаты по общевойсковым дисциплинам, специальной, технической и тактико-специальной подготовке;
материалы по истории развития отечественной, зарубежной науки и техники и новинки по этим вопросам; технические средства обучения.
Заключение
Изложенный материал лекции позволяет сделать вывод, что боевая подготовка является важнейшим условием повышения боевой готовности, успешного решения задач укрепления воинской дисциплины и уставного порядка, которая может быть решена только при четкой и организованной деятельности всех должностных лиц, умении принимать обоснованные решения, в том числе по одиночной и индивидуальной подготовке военнослужащих
Преподаватель напоминает тему и учебные вопросы занятия. Оценивает качество отработанных в ходе занятия учебных вопросов, после чего указывает, что боевая подготовка– это целенаправленный, организованный процесс воинского обучения и воспитания личного состава, слаживания (боевого слаживания) подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления для выполнения служебно-боевых (боевых) задач в соответствии с их предназначением. Это позволит сохранить боеспособность личного состава и выполнить поставленные задачи. Затем оценивает работу курсантов, отмечая положительные стороны и недостатки, выявленные в процессе занятия.
Разработал:
Доцент кафедры защиты населения и территорий
полковник внутренней службы Д. В. Савельев
Эффективное управление повседневной деятельностью воинской части, подразделения и руководство выполнением поставленных задач невозможно без обязательного осуществления постоянного контроля состояния боевой готовности подчиненных подразделений и хода выполнения задач. Контроль позволяет определить на каждый выбранный момент или период времени соответствие состояния боевой готовности установленным показателям (стандартам) или показателей хода выполнения задач планируемым, корректировать действия подчиненных в случае установления такого несоответствия и оказать им необходимую организационную и материальную помощь.
Командиры подразделенийпостоянно и ежедневно отслеживают и обобщают результаты деятельности подчинённых с целью обеспечения своевременной реакции на возможные отклонения от утвержденных планов и установленного порядка. Контроль осуществляется в соответствии с их должностными и специальными обязанностями.
Работа командира подразделения по осуществлению контроля включает :
приём докладов от подчинённых о готовности, начале проведения и завершения планируемых мероприятий и занятий;
личную работу по проверке хода мероприятий и занятий в местах их проведения - организации, методики или технологии, достигнутых результатов;
рассмотрение и утверждение планов проведения мероприятий и занятий, проверка готовности их руководителей;
заслушивание подчиненных о ходе выполнения конкретных задач;
приём текущих докладов подчинённых и лиц суточного наряда;
контроль наличия и учёт личного состава;
личные проверки состояния внутренней и караульной служб;
проверка технического состояния и готовности к применению по назначению закреплённого вооружения и военной техники;
контрольные занятия по предметам боевой подготовки;
Контроль хода выполнения задач командир подразделения должен органически увязывать с оказанием помощи подчинённым. Основным содержанием этой работы является:
более квалифицированное и глубокое изучение состояния дел и вскрытие недостатков;
обучение подчиненных в ходе различных занятий и мероприятий, при подведении итогов их выполнения;
решение организационных и ресурсораспределяющих вопросов, которые находятся в компетенции командира.
В зависимости от результатов анализа хода выполнения задач и результатов контроля командир подразделения должен установить сроки устранения недостатков – либо немедленно в ходе контроля, либо в плановом порядке после окончания контроля с назначением сроков соответствующих докладов, сроков и форм очередного контроля.
Умело подготовленный и проведенный разбор результатов контроля хода выполнения поставленных задач является одной из самостоятельных форм обучения подчинённых. Для этого разбор результатов деятельности подчинённых должен иметь не критический, а критически - обучающий характер.
Порядок и содержание подведения итогов выполнения задач .
Подведение итогов повседневной деятельности воинских частей и подразделений - это одна из функций управления войсками и руководства подчиненными при выполнении ими поставленных задач. Подведение итогов является органическим продолжением контроля и осуществляется на основании анализа и обобщения результатов всех видов контроля.
В Вооруженных силах РФ сложилась определенная система подведения итогов и постановки задач в воинской части, подразделении, ставшая неотъемлемой частью практической деятельности офицеров, прапорщиков и сержантов-командиров. Качество подведения итогов в соединении, части, подразделении обеспечивается достоверным знанием командирами, штабами истинного состояния боевой готовности и всех ее элементов.
При подведении итогов и постановке задач определяются:
1) результаты выполнения основных мероприятий плана подготовки, степень выполнения поставленных задач;
2) проводится количественный и качественный анализ состояния дел в целом за подразделение по несению всех видов службы, боевой подготовке, а также по другим видам деятельности, где имеются существенные недостатки;
3) определяются: состояние воинской дисциплины, службы войск и выполнение требований уставов в повседневной жизни;
4) нерешенные вопросы в каждой части (подразделении), конкретные виновники наиболее серьезных упущений;
5) характеристика (оценка) работы каждого командира с указанием вопросов, на которые нужно обратить особое внимание;
6) главные задачи на следующий период обучения (месяц, неделю), стоящие перед подразделением, основные мероприятия, направленные на решение этих задач и устранение отмеченных в предыдущем периоде обучения недостатков;
7) осуществляется доведение личного плана работы командира на очередной месяц с указанием, в какие дни и в какое время привлекаются для совместной работы с ним его заместители, начальники и офицеры служб.
Периодичность и содержание мероприятий подведения итогов и постановки задач изложены в руководящих документах видов и родов войск.
Подведение итогов командиры всех степеней, как правило, проводят:
а) непосредственно после завершения каждого важного мероприятия (учения, занятия, полевого выхода, несения дежурства (боевой службы), технического обслуживания и т.д.);
б) периодически по срокам выполнения задач;
в) за зимний период обучения и учебный год;
г) ежемесячно;
д) еженедельно;
е) ежедневно.
Командир группы (батареи, роты и им равным) подводит итоги:
за зимний период и учебный год обучения со всем личным составом подразделения по состоянию боевой подготовки, состоянию вооружения и военной техники; состоянию правопорядка и воинской дисциплины, состоянию службы войск и безопасности военной службы;
за месяц со всем личным составом подразделения по выполнению задач боевой подготовки и состоянию обученности личного состава; качеству поддержания закрепленных вооружения и техники, состоянию правопорядка и воинской дисциплины; качеству несения караульной и внутренней служб; соблюдению требований безопасности военной службы;
за неделю с офицерами, прапорщиками и сержантами по выполнению задач боевой подготовки и состоянию обученности личного состава; качеству поддержания закрепленных вооружения и техники и их технического обслуживания; поддержанию уставного внутреннего порядка, выполнению распорядка дня, состоянию воинской дисциплины.
Командир взвода (начальник отделения и им равные) подводит итоги:
за неделю со всем личным составом подразделения по выполнению задач боевой подготовки и состоянию обученности личного состава; качеству поддержания закрепленных вооружения и техники и их технического обслуживания; поддержанию уставного внутреннего порядка, выполнению распорядка дня, состоянию воинской дисциплины; качеству несения внутренней службы; соблюдению требований безопасности военной службы.
за день со всем личным составом подразделения по результатам проведенных занятий по боевой подготовке; качеству обслуживания закрепленных вооружения и техники; поддержанию уставного внутреннего порядка, выполнению распорядка дня, состоянию воинской дисциплины; качеству несения внутренней службы; соблюдению требований безопасности военной службы.
Примерный порядок подведения итогов за месяц в роте приведен на рис.4. Алгоритм подготовки и проведения подведения итогов за другие отчетные периоды аналогичен.
При подведении итогов по каждому конкретному вопросу необходимо:
1. Кратко напомнить поставленные задачи.
2. Указать, какие положительные результаты достигнуты в их выполнении, конкретные количественные и качественные показатели (оценки, временные нормативы, ошибки и недостатки).
Похожие статьи
-
Джонни депп обанкротился по вине родной сестры
Джон Кристофер (Джонни) Депп II (англ. John Christopher «Johnny» Depp II) — американский актер, кинорежиссер, музыкант, сценарист и продюсер. Прославился ролями у Тима Бертона, начиная с «Эдвард Руки-ножницы». Также заметные фильмы на...
-
Краткая история советского супа Щи из кислой капусты
Осенью на смену летним холодным супам приходят наваристые первые блюда. Их главная задача — согреть организм и зарядить его энергией. Горячие супы хороши тем, что в теплом виде полезные вещества лучше и быстрее усваиваются организмом....
-
Мультфильм бременские музыканты
Ничего на свете лучше нету,… чем искать ошибки, пересматривая прекрасный советский мультфильм. Кстати, совершенно нетипичный для своего времени: персонажи общаются только посредством пения, прикидываются преступными элементами, одеты как...
-
Путь в нерушимый город. Союз нерушимый. Наземный общественный транспорт
Игрокам открылся путь на легендарный Западный континент, на новую межсерверную Арену Авроры и в подземелье Дворец Рассвета, а также стали доступны рыцарские руны и следующие ступени совершенствования.Герои Perfect World теперь могут...
-
Как разгадывать буквенные ребусы
Кто из нас не знаком с ребусами? Эти занимательные шифровки знакомы всем от мала до велика. В ребусах слова зашифрованы с помощью последовательности картинок и разных символов, в том числе букв и цифр. Слово "ребус" переводится с...
-
Гадание по цветам на любовь
В периоды затишья или в момент бурного развития событий все испытывают желание заглянуть в будущее и узнать, что же будет дальше. Приоткрыть завесу тайны поможет гадание по цветам, которое подскажет, чего ждать и как действовать, чтобы...