Эротические экспонаты кунсткамеры со времен петра 1. Первый музей, открытый петром первым. Цены на входной билет

История создания, которую получила Кунсткамера Петра 1 начинается с тысяча семьсот четвертого года, когда Петр I подписал указ, в котором оговаривалось то, что люди были обязаны приносить ему различные необычные вещи. Со всей России начали свозить всевозможные находки. Диковины, выкупленные за солидное вознаграждение, изначально хранились в Москве. Распорядившись о переносе столицы России из города Москвы в Санкт- Петербург, Петр 1 распорядился и переводе своей личной коллекции и библиотеки, так называемого "государева Кабинета". Все предметы аккуратно переправили и расположили в Летнем дворце. Коллекция, которой обладала Кунсткамера Петра 1 , оказалось такой обширной, что пришлось отвести для нее специальное помещение.

Помещение назвали Кунсткамерой на европейский манер (в переводе - кабинет редкостей). За сохранность коллекции отвечал лейб-медик Р. Арескин, являющийся главой Аптекарского ведомства. Впоследствии он получил должность «надсмотрщика за редкостями». Это событие произошло в августе тысяча семьсот четырнадцатого года. По совместительству этот год является датой основания первого русского музея. Кунсткамера Петра 1 обустраивалась тщательно, также как и все начинания государя. Этому дело было поистине государственного масштаба. В тысяча семьсот семнадцатом году государь велел губернатору Воронежа вылавливать диких зверьков и птиц. В тысяча семьсот восемнадцатом году он подписал указ, в котором говорилось то, что если кто-либо найдет какие-то старые вещи (камни, кости, посуду, оружие), то их надо было обязательно принести царю.

Несли находки со всех уголков России: из Выборга прислали овцу с четырьмя глазами и двумя языками, из Тобольска - барашков, одного - с тремя глазами, другого - восьмью глазами. Все путешественники обязаны были покупать различные диковинные предметы, как у отечественных, так и у иноземных торговцев. Приобретая предметы минералогические, зоологические, анатомические и прочие раритетные вещи, созданные искусством и натуральные, Петр 1 хотел с помощью их составить систематические исторические понятия, а также хотел, чтобы служили они средствами для продвижения науки и художества. Во дворце государя коллекциям не хватало места. Такие ценные предметы нельзя было показывать широкой публике. В итоге было принято решение о перемещении экспонатов. В тысяча семьсот восемнадцатом году Кунсткамера Петра 1 была перенесена во владения одного опального вельможи.

Именно с того времени все предметы, хранившиеся в своеобразном музее, стали доступны для всех.Тогдашний музей совсем не похож на современную Кунсткамеру. В комнатах располагались препараты в стеклянных сосудах, которые когда-то составляли коллекцию голландца Фредерика Рюйша, профессора анатомии и ботаники. Он создал уникальную коллекцию по эмбриологии и анатомии. В тысяча семьсот семнадцатом году неравнодушный к удивительным вещам русский государь купил девятьсот тридцать семь экспонатов собрания. Рюйш, формировавший коллекцию около пятидесяти лет, продать ее согласился только русскому царю. Он верил в то, что этот человек сумеет сохранить для потомков это необычайнейшее Он был прав, ведь и по нынешнее время Кунсткамера Петра 1 существует и показывает людям действительно удивительные вещи.

Количество предметов коллекций с каждым годом все росло и росло. В Кунсткамеру со всех частей России поступали невиданные вещи. Также привозили старинные, археологические находки: серебряные и золотые изделия, раскопанные в Астрахани, различные древние религиозные предметы, древние монеты, старые рукописи. Везли абсолютно все, что могло заинтересовать и вызвать удивление. В этом музее можно было увидеть аккуратно препарированные головки маленьких детей, какие-то конкретные части человеческого тела, всевозможных птиц и мелких животных. Также Кунсткамера Петра 1 содержала гербарии и множество бабочками, животных и красивые раковины. Всем предметам музея старались придать творческую выразительность, устраивая необычные композиции из них, показывающие всю бренность жизни.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге открыта в 1714 г. по указу Петра I. Это первый общедоступный музей России и один из старейших этнографических музеев мира.

Первоначально Кунсткамера в Санкт-Питербурге находилась в Летнем дворце, позже — в Кикиных палатах, а с 1727 года — в здании Петербургской Академии наук на Стрелке Васильевского острова (1718 — 1734 гг., архитектор Кунсткамеры в Санкт-Питербурге — Г.И. Маттарнови, завершали архитекторы Н.Ф. Гербель, Г. Киавери, М.Г. Земцов. После пожара восстановлена архитектором С.И. Чеванским).

Здание Кунсткамеры в Санкт-Питербурге — образец петровского барокко, принадлежит к числу немногих сохранившихся памятников архитектуры Петербурга первой трети XVIII века.

Выбор места для нового здания, по преданию, был сделан непосредственно Петром I. Его внимание привлекли две сосны, росшие на диком берегу Невы. Петр приказал осторожно срубить эти деревья с причудливо переплетенными и вросшими в ствол сучьями, а наиболее курьезные части их передать в Кунсткамеру Санкт-Питербурга. Этот один из самых ранних экспонатов Кунсткамеры Санкт-Питербурга и сегодня можно увидеть в экспозиции. На месте, где росли деревья, было решено заложить фундамент для постоянного здания. Размеры задуманной постройки по тому времени были необычайно велики: длина ее достигала без малого 100 м (97.2 м), а ширина равнялась 15 м. Петр I интересовался состоянием постройки и неоднократно торопил ее окончание. Однако при его жизни здание достроено не было. К началу 1725 г. были возведены лишь стены. Кладка башни, венчавшей здание, и внутренняя отделка были осуществлены Академией уже после смерти царя-реформатора.

Попасть в Кунсткамеру в Санкт-Питербурге сегодня не составит труда. Здание Кунсткамеры в Санкт-Петербурге антропологии и этнографии находится сразу за Дворцовым мостом, слева по ходу движения. Вход со двора. Перед самим зданием часто продают разнообразные стеклянные фигурки. В фойе Кунсткамеры в Санкт-Питербурге слева и чуть вниз — билетные кассы, справа и глубоко вниз — гардероб. Через гардероб осуществляется и выход посетителей, выход в вечернее время перед закрытием Кунсткамеры в Санкт-Петербурге.

Экспозиция кунсткамеры Санкт-Питербурга

Основу собрания Кунсткамеры в Санкт-Петербурге («кабинета редкостей») составили личные коллекции Петра Первого. В 1830-х гг. из Кунсткамеры в Санкт-питербурге образовалось семь самостоятельных музеев. В 1879 г. два из них — Этнографический и Анатомический — были объединены в экспозицию антропологии и этнографии, который с 1903 г. носит имя петра Великого. Стоит обратить ваше внимание на то, что фото и видео съемка в этом «кабинете редкойстей» строго запрещена. Однако, находятся «умельцы», снимающие на современные телефоны.

Этнографические, антропологические и археологические коллекции Кунсткамеры в Санкт-Петербурге представляют культуру и быт многих народов мира всех континентов Земли.

В собрание вошли:

  • старейшая анатомическая коллекция, приобретенная Петром I в 1717 г. у голландского анатома Ф. Рюйша;
  • собрание монстров из Петровской Кунсткамеры Санкт-Питербурга;
  • материалы, собранные в XVII — XIX вв. во время академических экспедиций по Сибири и Камчатке, в результате кругосветного плавания И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, антарктической экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.

Особы интерес вызывает коллекция, собранная Н.Н. Миклухо-Маклаем на новой Гвинее и островах Океании.

Экспозиция музея повествует о происхождении человека и человеческих рас, об основных этапах развития первобытного общества и культурных традициях народов мира. В залах представлены произведения декоративно-прикладного искусства Японии, Китая, Монголии, Кореи, Индии, Индокитая, Индонезии, Ближнего и Среднего Востока, макеты традиционных жилищ, предметы домашнего и хохяйственного уклада, ремесленные изделия, материалы, рассказывающие об обычая и верованиях народов Африки, Азии, Австралии, Океании, Северной и Южной Америки.

Видео: Кунсткамера в Санкт-Петербурге

С 1993 г. подразделением Музея антропологии и этнографии является экспозиция М.В. Ломоносова, который занимает башню и Циркулярный зал здания Кунсткамеры в Санкт-Питербурге. Экспозиция развернута в трех залах. В числе экспонатов — подлинные личные вещи Ломоносова, его научные труды и литературные сочинения, различные научные приборы и механизмы, инструменты для астрономических наблюдений (экспозиция «Первая астрономическая обсерватория Академии наук»), географические карты, образцы цветных смальт, благодаря которым Ломоносову удалось восстановить утраченное искусство мозаики.

Большой Готторопский глобус

Здесь же экспонируется Большой Готторопский глобус, восстановленный взамен сгоревшего в 1747 г. глобуса, подаренного Петру Первому голштинским герцогом Карлом-Фридрихом. Диаметр глобуса составляет 3 м 10 см, внутри находятся круглый стол и скамья, на которой могут поместиться 12 человек. Готторопский глобус был восстановлен в 18 веке, благодаря стараниям современных рестовраторов и исследователей. Это один из самых первых в Мире планетариев.

Внешняя сторона глобуса представляет собой физическую карту мира, а, находясь внутри, можно видеть карту звездного неба. с помощью особого механизма глобус вращается и,тем самым, демонстрируется движение небесной сферы.

Экспонаты Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Старинные анатомические модели и детские медициские патологии. 18-19 век.

Предупреждаю- в посте много картинок с заспиртованными младенцами, слабонервным- не смотреть!

Экспонаты из Музея медицинской истории Мюттера и выставки старинных медицинских редкостей из европейских музеев в Университете Алабамы.

Такие экспонаты делали с 17-го века, некоторые анатомические восковые скульптуры- как живые, с настоящими волосами и ресницами, я их показывала в прошлых постах.

Модели

Wax models with human hair in rosewood and Venetian glass cases; Workshop of Clemente Susini of Florence, 1781-1786

The Josephinum: Vienna, Austria

Wax model in rosewood and Venetian glass cases; Workshop of Clemente Susini of Florence, 1781-1786

he Mütter Museum: Philadelphia, Pennsylvania Wax model of head and thorax; Vasseur & Tramond; 19th Century

Лица

The Mütter Museum: Philadelphia, Pennsylvania Pathological model; 19th Cent

Скелеты

Museum of Anatomical Waxes “Luigi Cattezneo” (Museo Delle Cere Anatomiche “Luigi Cattaneo”): Bologna, Italy preparation; Cesare Taruffi, circa 1850

Музей медицинской истории Мюттера

Philadelphia, Pennsylvania

Музей медицинской истории Мюттера (Mutter Museum of Medical History) — это экспозиция медицинских патологий, старинного медицинского оборудования и биологических экспонатов, расположенный в Колледже врачей Филадельфии (College of Physicians of Philadelphia), открытого Бенджамином Франклином.

В 1750 году совет попечителей выкупил для университета здание, построенное для евангелистского молельного дома, и в 1751 году там начались занятия. По предложению Франклина колледж принял девиз «Законы без морали бесполезны» (Leges sine Moribus vanae).

Один из главных экспонатов Музея Мюттера — Гарии Истлак, человек, при жизни страдавший прогрессирующей оссифицирующей фибродисплазией (Fibrodysplasia Ossificans Progressiva, FOP) — заболеванием, при котором происходит формирование лишних костей на месте синяка или раны.

mutter_museum_ossification_skeleton

Перед тем, как умереть в возрасте сорока с лишним лет, Истлак передал в дар музею свой скелет.

Fetus Replica at 5 months

Fetus Replica at 5 months

Fetus Replica at 5 months in Specimen Jar

Патологии

Видео: Кунсткамера Санкт-Петербурга. Уродцы в банках

From Theatre Exhibition, September, 2007.

Fetus with Roberts Syndrome

Photos from the Mütter Museum in Philadelphia, PA

The The Vrolik: Amsterdam, The Netherlands

Anatomical preparation; 19th Century

University of Alabama at Birmingham.

The The Vrolik: Amsterdam, The Netherlands

Близнецы-twins

Co-joined twins from the Mütter Museum, Philadelphia

Hunterian Museum: London, England

The skull of a young boy with a second imperfect skull attached to its anterior fontanelle.

Sent to John Hunter from Bengal, India in the late 1780s.

University of Alabama at Birmingham.

КУНСТКАМЕРА - Первый публичный музей в Российской империи, естественно-научный.

Кунсткамера ос-но-ва-на в Санкт-Пе-тер-бур-ге в 1714 году по рас-по-ря-же-нию ца-ря Пет-ра I . В ос-но-ву Кунсткамеры по-ло-же-ны лич-ные со-б-ра-ния Пет-ра I, ана-то-мические кол-лек-ции, хра-нив-шие-ся в Главной ап-те-ке, и другие экс-по-на-ты. В 1714-1718 годах кол-лек-ции раз-ме-ща-лись в Санкт-Пе-тер-бур-ге в Лет-нем двор-це Пет-ра I, в 1718-1727 году в до-ме А. В. Ки-ки-на - «Ки-киных па-ла-тах» (от-кры-ты для по-се-ще-ния в 1719 году). Над-зор за кол-лек-ция-ми пер-во-на-чаль-но по-ру-чен лейб-ме-ди-ку Р. К. Аре-ски-ну, а по-сле его смер-ти в 1719 году - Л. Л. Блю-мен-тро-сту (смотри в статье Блю-мен-трост). В 1718-1728 годах на стрел-ке Ва-силь-ев-ско-го ост-ро-ва для раз-ме-ще-ния кол-лек-ций по-строе-но пер-вое в Рос-сии здание, спе-ци-аль-но спро-ек-ти-ро-ван-ное для нужд пуб-лич-но-го му-зея. Его вен-ча-ла баш-ня с мо-де-лью ар-мил-ляр-ной сфе-ры на ку-по-ле (ар-хи-тек-то-ры Г. И. Мат-тар-но-ви, Н. Ф. Гер-бель, Г. Киа-ве-ри; строи-тель-ст-во верх-не-го яру-са баш-ни за-вер-ше-но в 1734 году М. Г. Зем-цо-вым). В баш-не был ус-та-нов-лен Гот-торп-ский гло-бус (уни-каль-ный гло-бус- пла-не-та-рий - по-лая вра-щаю-щая-ся сфе-ра, на на-руж-ной сто-ро-не ко-то-рой изо-бра-же-на по-верх-ность Зем-ли, а на внут-рен-ней - кар-та звёзд-но-го не-ба), а так-же раз-ме-ще-на ас-тро-но-мическая об-сер-ва-то-рия Пе-тербургской АН (ны-не Му-зей М. В. Ло-мо-но-со-ва). По «Про-ек-ту уч-ре-ж-де-ния Ака-де-мии...» (1724 год) Кунсткамера и раз-ме-щён-ная в ней биб-лио-те-ка (ны-не Биб-лио-те-ка Рос-сий-ской ака-де-мии на-ук) пе-ре-шли в ве-де-ние Пе-тербургской АН. По-сле на-зна-че-ния Блю-мен-тро-ста пре-зи-ден-том АН прак-тическое ру-ко-во-дство Кунсткамерой до 1761 года осу-ще-ст-в-лял И. Д. Шу-махер. В декабре 1747 года при по-жаре бы-ли ут-ра-че-ны боль-шин-ст-во эт-но-гра-фических кол-лек-ций Кунсткамеры и Гот-торп-ский гло-бус (вос-соз-дан в 1751 году с учё-том но-вых гео-гра-фических от-кры-тий), на-не-сён су-ще-ст-вен-ный ущерб са-мо-му зда-нию (в 1754-1758 году пе-ре-строе-но архитектором С. И. Че-ва-кин-ским без верх-не-го яру-са баш-ни, вос-соз-дан-но-го в 1947-1948 году по про-ек-ту Р. И. Ка-пла-на-Ин-ге-ля). В 1766 году, по-сле ре-мон-та, Кунсткамера от-кры-та для по-се-ти-те-лей.

На про-тя-же-нии XVIII века шёл про-цесс ин-тен-сив-но-го по-сту-п-ле-ния но-вых кол-лек-ций в Кунсткамеру. Сре-ди пер-вых - ес-те-ст-вен-ное со-б-ра-ние «жи-вот-ных чет-ве-ро-но-гих, птиц, рыб, змей, яще-риц, ра-ко-вин и дру-гих ди-ко-вин-ных про-из-ве-де-ний из Ост- и Вест- Ин-дии» ам-стер-дам-ско-го ап-те-ка-ря А. Се-бы, со-б-ра-ние ана-то-мических пре-па-ра-тов голландского вра-ча и ана-то-ма Ф. Рёй-са (при-об-ре-те-ны Пет-ром I), те-ра-то-ло-гическое соб-ра-ние, фор-ми-ро-вав-ше-еся в со-от-вет-ст-вии с ука-зом Пет-ра I 1718 года «О при-но-се ро-див-ших-ся уро-дов...» за воз-на-граж-де-ние, и другие. В 1720-х годах в Кунсткамеру по-сту-пи-ло об-шир-ное со-б-ра-ние по эт-но-гра-фии на-ро-дов Си-би-ри немецкого учё-но-го и пу-те-ше-ст-вен-ни-ка Д. Г. Мес-сер-шмид-та. Во 2-й половине 1730-х годов в Кунсткамеру пе-ре-да-на кол-лек-ция ма-те-ма-тических и ме-ха-нических ин-ст-ру-мен-тов, мо-нет и ме-да-лей, со-б-ран-ная Я. В. Брю-сом. Бо-га-тые кол-лек-ции по-сту-пи-ли от уча-ст-ни-ков 2-й Кам-чат-ской экс-пе-ди-ции 1733-1743 годов.

В конце 1730-х годов в Кунсткамере ве-лась ра-бо-та по сис-тема-ти-за-ции кол-лек-ций. В 1741 году из-дан ил-лю-ст-ри-ро-ван-ный пу-те-во-ди-тель по му-зею «Па-ла-ты Санкт-Пе-тер-бург-ской им-пе-ра-тор-ской ака-де-мии на-ук, Биб-лио-те-ки и Кун-ст-ка-ме-ры...» (2-е издание в 1744 году), в 1741-1745 годах в 2 то-мах на латинском язы-ке - ка-та-лог экс-по-на-тов Кунсткамеры «Musei Im-pe-rialis Petropolitani».

По-сле по-жа-ра 1747 года АН пред-при-ня-ла ме-ры по вос-ста-нов-ле-нию ут-ра-чен-ных кол-лек-ций, в част-но-сти в середине 1750-х годов в Ки-тай пос-лан ле-карь Ф. Л. Ела-чич. В по-след-ней тре-ти XVIII века в Кунсткамеру по-сту-пи-ли кол-лек-ции, со-б-ран-ные уча-ст-ни-ка-ми Ака-де-мической экс-пе-ди-ций 1768-1774 годов, пер-вые эт-но-гра-фические экс-по-на-ты из Япо-нии и Южной Аме-ри-ки, а так-же Океа-нии и Северо-Западной Аме-ри-ки, со-б-ран-ные 3-й кру-го-свет-ной экс-пе-ди-ци-ей Дж. Ку-ка. В 1776 году из-дан ка-та-лог кол-лек-ций Кунсткамеры «Опыт о Биб-лио-теке и Ка-би-не-те ред-ко-стей и ис-то-рии на-ту-раль-ной Санкт-Пе-тер-бург-ской Ака-де-мии на-ук», со-став-лен-ный И. Г. Бак-мей-сте-ром (на французском языке; русский перевод 1779 год), а в 1793 году - ка-та-лог «Ка-би-нет Пет-ра Ве-ли-ко-го», со-став-лен-ный О. П. Бе-ляе-вым (на русском языке, части 1-2; 2-е издание, части 1-3, 1800 год). В 1-й тре-ти XIX века в Кунсткамеру по-сту-пи-ли эт-но-гра-фич. кол-лек-ции, со-б-ран-ные во вре-мя кру-го-свет-ных пу-те-ше-ст-вий И. Ф. Кру-зен-штер-ном и Ю. Ф.Ли-сян-ским (1803-1806 годы), Ф. П. Лит-ке и М. Н. Ста-ню-ко-ви-чем (1826-1829 годы) и другими.

Во 2-й половине XVIII века Кунсткамеру воз-глав-ля-ли вид-ные отечественные учё-ные П. С. Пал-лас (1767-1771 годы) и С. К. Ко-тель-ни-ков (1771-1797 годы). По-след-ний ди-рек-тор еди-ной Кунсткамеры - Н. Я. Озе-рец-ков-ский (1800-1827 годы). Как еди-ный му-зей Кунсткамера функ-цио-ни-ро-ва-ла до пер-вых де-ся-ти-ле-тий XIX века, ко-гда на её ба-зе бы-ли соз-даны Ази-ат-ский музей (1818 год), Бо-та-ни-че-ский (1823 год; ны-не Бо-та-ни-чес-ко-го института РАН имени В. Л. Ко-ма-ро-ва), Еги-пет-ский (1825 год, ны-не кол-лек-ция в Эр-ми-та-же), Зоо-ло-ги-че-ский (1832 год; ны-не Зоо-ло-ги-чес-ко-го института РАН), Ми-не-ра-ло-ги-чес-кий (1836 год; ны-не имени А. Е. Ферс-ма-на РАН) му-зеи, а так-же в 1836 году ка-би-не-ты - Эт-ногра-фи-чес-кий (ны-не Ан-тро-по-ло-гии и эт-но-гра-фии му-зей, функ-цио-ни-рую-щий в ис-то-рическом зда-нии быв-шей Кунсткамеры) и Ну-миз-ма-ти-чес-кий (ны-не кол-лек-ция в

Публикации раздела Музеи

Семь необыкновенных экспонатов Кунсткамеры

П етербургская Кунсткамера (сегодня Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН) основана в 1714 году. Петр Великий создал ее как собрание диковин и научных курьезов, а его наследники продолжили пополнять коллекцию. «Культура.РФ» рассказывает о семи удивительных экспонатах из собрания Кунсткамеры.

Кунсткамера, Санкт-Петербург. Фотография: Лиляна Виноградова / фотобанк «Лори»

Один из самых первых экспонатов Кунсткамеры. Препарат со скелетом сиамских близнецов происходит из коллекции знаменитого голландского анатома Фредерика Рюйша. Его анатомические препараты, которые он создавал по собственным методам, славились на всю Европу. В юности Петр Великий, побывав в Голландии с Великим посольством, посетил его «кабинет» в числе прочих достопримечательностей Амстердама - и пришел в восторг.

Почти 20 лет спустя, узнав, что Рюйш продает свою сильно выросшую коллекцию, Петр приобрел несколько тысяч экспонатов за 30 тысяч золотых гульденов. Эти предметы (и другие купленные в тот же период коллекции) стали основой собрания Кунсткамеры.

Это первый в мире «глобус-планетарий»: в него можно залезть через специальную дверцу и изнутри смотреть на карту звездного неба, размещенную на внутренней поверхности. Диаметр гигантского глобуса - 3 метра, так что сидеть в нем удобно. Он был создан по заказу готторпского герцога Фридриха III (отсюда и название), а автором проекта был великий картограф Адам Олеарий. В 1713 году очередной правитель герцогства подарил эту игрушку весом в 3,5 тонны известному любителю редкостей - Петру Великому, который пришел в восторг от подарка и установил его в здании Кунсткамеры.

Однако в середине XVIII века глобус сгорел - сохранился только механический каркас. Впрочем, вскоре его восстановили и назвали по-новому: «Большой Академический глобус». В начале ХХ века он находился в Царском Селе, откуда его похитили нацисты. В 1948 году глобус удалось вернуть - именно туда, куда его поместил основатель Кунсткамеры.

Эта механическая игрушка изображает небесный кораблик, на котором божество (из янтаря), окруженное танцовщицами и музыкантами (из слоновой кости) путешествует по морям и океанам. Механизм ладьи заводится с помощью ключа - корабль движется, а слуги танцуют и музицируют.

Редкий пример симбиоза восточного искусства и западной механики был создан в начале XVIII века при дворе императора-маньчжура Канси, в китайской часовой мастерской, работавшей под руководством миссионеров-иезуитов. Игрушка была куплена в Пекине в 1719–1720 годах, судя по всему, русским посланником Л.В. Измайловым. Это один из экспонатов Кунсткамеры, сохранившихся с петровских времен.

Ученые назвали Венерами подобные фигурки эпохи верхнего палеолита (40–12 тысяч лет назад) отчасти в шутку: не сильно они похожи на изображения прекрасной античной богини Афродиты. А отчасти потому, что в них гипертрофированы признаки женственности - грудь и ягодицы, важные для деторождения. В пещерные времена таких дам ценили высоко.

По одной версии, палеолитические Венеры - это образы богини-прародительницы, символ плодородия; по другой - обереги или изображения реальных женщин. Эта фигурка, вырезанная из бивня мамонта, - возрастом примерно в 21–23 тысячи лет. Ее раскопали на стоянке Костёнки в Средней России в 1936 году.

Одна из работ великого антрополога Михаила Герасимова, придумавшего метод скульптурного восстановления облика человека по черепу. В Кунсткамере находится большая коллекция его произведений. Бюст владимирского князя, погибшего от рук убийц, профессор создал в 1939 году. В этот период Герасимову были доступны для работы останки многих великих правителей Руси - ведь большинство из них стали святыми, их останки покоились в раках, которые большевиками вскрывались и изымались из церквей.

В облике Андрея удивляет азиатский разрез глаз и высокие скулы - Герасимов руководствовался как генетическими маркерами скелета, так и теорией, что мать князя, половчанка, «Аепина дщерь» (дочь хана Аепы), принадлежала к монголоидной расе. В 2000-е годы по благословению Русской православной церкви была произведена новая реконструкция облика князя - и, по свежей версии, никакой монголоидности в его лице быть не должно.

Астролябия Арсениуса

Эти инструменты для определения положения звезд изобрели еще в Древней Греции. В Средневековье лучшие астролябии делали арабы, а европейцы лишь их копировали. В Европе научились создавать астролябии по собственным проектам только в XVI веке. Одним из лучших мастеров этого периода был фламандец Гуалтерус Арсениус, который работал по заказу Филиппа II Испанского и других монархов. Во всем мире сохранилась лишь 21 астролябия его работы, причем в России - только одна.

Мысль о том, чтобы завести в России музей, появилась у 25-летнего Петра во время «великого посольства» в Голландию и Англию. Было это в 1697 году. За границей царь и увидел кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника Петра часто мелькает «зело дивно!» Не скупясь, царь покупал целые коллекции и отдельные вещи. В Амстердаме он побывал на публичных анатомических лекциях учёного Рюйша: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята». Со временем Пётр купил у Рюйша его коллекцию «заспиртованных уродов».

В России в то время анатомические вскрытия были запрещены. Царь издал указ, по которому это больше не считалось богохульством. Пётр хотел видеть Россию просвещённой, для этого и создал Кунсткамеру - кабинет редкостей - первый государственный общедоступный музей. «Я хочу, чтобы люди смотрели и учились», - говорил царь.

Поначалу музей располагался в Летнем дворце, потом был переведён в Кикины палаты. Чтобы заманить публику, Пётр сделал вход бесплатным. Более того, велел угощать посетителей дорогими в то время «чаем, кофе и цукебродами», а также «венгерским вином с закусками».

Кунсткамера стала достопримечательностью столицы, там всегда было «великое людство» и множество «разного звания народу». Пётр любил сам водить экскурсии по музею. Для пополнения коллекций Пётр издал указ, чтобы со всех концов России в Кунсткамеру присылали всё редкостное, необычное. За это выплачивалось вознаграждение. В 1715 году в Петербург привезли знаменитую сибирскую коллекцию скифского золота.

Живые экспонаты

Интересно, что в Кунсткамере были и живые экспонаты. Так, из Выборга прислали овцу с двумя языками и четырьмя глазами. Но «экспонатами» становились и люди! Карлики, великаны, «уроды»… При Кунсткамере они и жили. Пётр хотел развеять предрассудок, что монстры являются порождением дьявола. Он писал, что «един творец всея твари Бог».

Царь лично привёз из Франции великана Николя Буржуа ростом 2 метра 27 см. Пётр увидел его в Кале, где силач выступал в балагане. Царь сделал Буржуа своим гайдуком и женил на чухонке. Когда в 1724 году Буржуа скончался, сделали манекен, обтянутый его же кожей. Отдельно выставили скелет. Через несколько лет череп сгорел в пожаре, пришлось искать новый. Соответствующий по размерам привезли из Средней Азии. История умалчивает, каким образом его добыли. Зато возникла легенда, что Буржуа ходит по музею и ищет свой череп.

«Дерево-монстр!»

Вскоре коллекциям стало тесно в Кикиных палатах. Пётр захотел разместить музей на Васильевском острове, который должен был стать центром столицы. Сохранилась легенда, связанная с выбором места под здание. Царь будто бы обратил внимание на необычную сосну: несколько ветвей, изгибаясь, вросли в ствол и образовали полукольца. «О, дерево-монстр! Так быть на сем месте новой Кунсткамере!» - воскликнул Пётр. В 1718 году начали строить огромное здание длиной около ста метров и шириной пятнадцать. Его мы видим и сейчас. А вот императору не довелось - работы были закончены уже после его смерти.

Ещё при Петре Кунсткамера стала подразделением Академии наук. В башне здания располагались астрономическая обсерватория, служба точного времени и условная линия Петербургского меридиана.

О Кунсткамере современники писали, что её собрания едва ли не «оставляли за собой все другие музеи Европы». Тем более что в Европе за посещение музеев взимали плату, и немалую.

Готторпский глобус

Один из самых уникальных экспонатов Кунсткамеры - Готторпский глобус, установленный в башне. Этот один из первых в мире планетариев был получен Петром как дипломатический подарок.

Изготовили диковину в 1651-1664 годах для Готторпского герцога Фридриха III. Гигантское сооружение диаметром более трёх метров снаружи оклеено географической картой Земли. Внутри же - небесный купол с медными звёздами, круглый столик и скамейка для 10-12 человек. С помощью механизма небесная сфера начинает вращаться.

Из Голштинии до Петербурга глобус добирался почти четыре года. Его везли морем до Ревеля, потом на огромных санях до столицы. Поначалу глобус находился на Царицыном лугу, это нынешнее Марсово поле. Царь почти ежедневно его осматривал. Затем глобус занял своё место в Кунсткамере. В 1747 году он сильно пострадал во время пожара и был восстановлен русскими мастерами. Увидеть диковину можно и сейчас.

Похожие статьи

  • Экстрасенс Вольф Григорьевич Мессинг: биография, интересные факты из жизни, фото

    Вольф Мессинг – величайшая загадка двадцатого столетия, великий телепат, гипнотизер и народный артист. Это знаковая фигура, которая во многом опередила свое время и превзошла политиков. Он до сих пор будоражит воображение обывателей и...

  • Фестиваль "времена и эпохи"

    Грандиозный фестиваль исторической реконструкции "Времена и эпохи" в рамках городского цикла мероприятий "Московских сезонов" в Москве пройдёт летом 2019 года. На площадках фестиваля пройдут выставки, полноценные широкомасштабные...

  • Храм Василия Блаженного на Красной площади: краткая история

    Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Храм Василия Блаженного) на Викискладе Координаты : 55°45′08.88″ с. ш. 37°37′23″ в. д.  /  55.752467° с. ш. 37.623056° в. д. (G) (O) (Я) 55.752467 , 37.623056 Собор Покрова...

  • Первый музей, открытый петром первым

    История создания, которую получила Кунсткамера Петра 1 начинается с тысяча семьсот четвертого года, когда Петр I подписал указ, в котором оговаривалось то, что люди были обязаны приносить ему различные необычные вещи. Со всей России...

  • Иностранной Литературы Всероссийская Государственная Библиотека им

    Федеральная библиотека В 2002 г. Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М. И. Рудомино (Библиотека иностранной литературы), одна из крупнейших публичных и научных библиотек России, отметила свой 80-летний...

  • Особенности строения кольчатых червей

    Самые известные представители аннелид для каждого человека – это пиявки (подкласс Hirudinea ) и земляные черви (подотряд Lumbricina ), которых также называют дождевыми. Но всего существует более 20 тыс. видов этих животных. Систематика На...