О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций. Законодательная база российской федерации С изменениями и дополнениями от

Актуальные вопросы по исполнению требований Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее - Инструкция № 181-И):

В соответствии с требованиями Инструкции № 181-И при совершении операции (в валюте РФ или в иностранной валюте) по контракту, сумма которого в эквиваленте более 200 тыс. руб., но менее "пороговой" суммы для постановки контракта на учет, резидент должен предоставить в уполномоченный банк документы, связанные с проводимой операцией. При этом для проведения платежа в валюте РФ предоставляется расчетный документ по операции, заполненный в соответствии с п. 2.13 Инструкции № 181-И и содержащий информацию о коде вида операции согласно Приложению 1 к Инструкции. Для проведения операции в иностранной валюте рекомендуем также дополнительно предоставить заполненную форму "Сведения о валютной операции". Данная форма размещена на сайте Банка и в системах дистанционного обслуживания.

Никаких действий по контрактам, на которые ранее были оформлены ПС, от резидентов не требуется. Все такие контракты/кредитные договоры с 01.03.2018 г. считаются поставленными на учет в уполномоченном банке. Номер ПС становится уникальным номером контракта/кредитного договора (УНК).

Инструкция № 181-И не предусматривает предоставление резидентами в Банк документов по зачислениям валюты РФ по контрактам, не требующим их постановки на учет. Исключение: в случае несогласия резидента с кодом вида операции, указанным в расчетном документе, либо в случае отсутствия кода в расчетном документе резидент вправе представить в Банк информацию о соответствующем коде вида операции с приложением документов для его обоснования.

Согласно пункта 2) части 1.1 Статьи 19 Федерального закона 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять в уполномоченный банк информацию не только о сроках возврата аванса в соответствии с условиями контракта в случае неисполнения обязательств, но и о сроках исполнения основных обязательств нерезидента по контракту в счет ранее уплаченного аванса. В Пункте 1.1. Приложения 3 к Инструкции № 181-И указан порядок определения (расчета) каждого из этих сроков.

Согласно пункту 8.7 Инструкции 181-И при изменении сведений, содержащихся в принятой банком УК справке о подтверждающих документах (СПД) , в т.ч. сведений об ожидаемом сроке, резидент в срок не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих такие изменения, должен представить в банк УК новую СПД, содержащую скорректированные сведения, с приложением документов, подтверждающих такие изменения.

Для перевода в Банк на обслуживание контракта (кредитного договора), ранее поставленного на учет в другом уполномоченном банке, резиденту необходимо предоставить информацию об уникальном номере контракта/кредитного договора (УНК), а также контракт (кредитный договор) либо выписку из такого контракта (кредитного договора), содержащую информацию, необходимую для заполнения I раздела Ведомости банковского контроля по контракту/кредитному договору.

Для направления "новым" банком запроса в Банк России требуется наличие информации о дате и основании снятия с учета контракта/кредитного договора в "прежнем" банке.

В случае изменения сведений о резиденте, поставившем на учет контракт (кредитный договор), резидент должен представить в Банк заявление о внесении изменений в раздел I ведомости банковского контроля, оформленное в соответствии с требованиями п. 7.2 Инструкции № 181-И, с указанием тех реквизитов, которые требуют изменения в ведомости банковского контроля.
Рекомендованная Банком форма заявления размещена на сайте Банка и реализована в системах дистанционного обслуживания.
Заявление представляется резидентом не позднее тридцати рабочих дней после даты внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц, либо в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, либо в реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, либо в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации.

Банк разработал и предлагает к использованию следующие документы для целей валютного контроля, в рамках исполнения требований Инструкции № 181-И: - Заявление о постановке контракта на учет; - Заявление о постановке кредитного договора на учет; - Заявление о внесении изменений в раздел I Ведомости банковского контроля; - Заявление о снятии контракта (кредитного договора) с учета; - Сведения о валютной операции. Формы документов, а также порядок их заполнения размещены на сайте www.. В разделах «Малый бизнес» и «Крупный бизнес» данная информация также присутствует.
Для клиентов экс-ВТБ24 - на сайте www.vtb24.ru -> Бизнесу -> Расчетное обслуживание -> ВЭД и валютный контроль -> Валютный контроль.
На тех же ресурсах размещены форма справки о подтверждающих документах (установленная Приложением 6 к Инструкции № 181-И) и порядок ее заполнения.
Также обновленные формы документов для целей валютного контроля реализованы в системах дистанционного обслуживания (они могут отличаться от форм, размещенных на сайте).

Согласно главе 4 Инструкции № 181-И контракт (кредитный договор), заключенный между резидентом и нерезидентом, ставится на учет в следующих случаях: Экспортный (Импортный) контракт, предусматривающий вывоз (ввоз) из РФ (в РФ) товаров, выполнение резидентом (нерезидентом) работ, оказание резидентом (нерезидентом) услуг, передачу резидентом (нерезидентом) информации и результатов интеллектуальной деятельности, оказание резидентом (нерезидентом) услуг, связанных с продажей ГСМ и материально-технических запасов для обеспечения эксплуатации транспортных средств, передачу резидентом (нерезидентом) движимого или недвижимого имущества в аренду, финансовую аренду - если сумма обязательств равна или превышает в эквиваленте по курсу Банка России на дату заключения контракта, либо на дату заключения последних изменений (дополнений), предусматривающих изменение суммы контракта, по Экспортному контракту - 6 млн. российских рублей или по Импортному контракту - 3 млн. российских рублей.

Кредитный договор (договор займа) - если сумма предоставляемых (получаемых) резидентом заемных средств равна или превышает в эквиваленте 3 млн. российских рублей по курсу Банка России на дату заключения кредитного договора, либо на дату заключения последних изменений (дополнений), предусматривающих изменения суммы кредитного договора.

Резидент, являющийся стороной по контракту (кредитному договору), должен осуществить его постановку на учет в следующие сроки (п. 5.7 Инструкции № 181-И):
1) При списании денежных средств (далее - ДС) в пользу нерезидента - не позднее даты представления распоряжения о списании средств.
2) При зачислении ДС от нерезидента - не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления средств на счет резидента.
3) При совершении расчетов с нерезидентом через счет резидента, открытый в банке-нерезиденте - не позднее 30 рабочих дней после окончания месяца, в котором была осуществлена указанная операция.
4) При исполнении обязательств по контракту посредством ввоза в РФ (вывоза из РФ) товаров и при наличии требования о таможенном декларировании товаров - не позднее даты подачи ДТ, документа, используемого в качестве ДТ, заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара).
5) При исполнении обязательств по контракту посредством ввоза в РФ (вывоза из РФ) товаров и при отсутствии требования о таможенном декларировании - не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы (далее - ПД).
6) При исполнении обязательств по контракту посредством выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, - не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены ПД.
7) При исполнении обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от указанных в пунктах 1 - 6 - не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены ПД. 8) В случае если контрактом (кредитным договором) не определена сумма обязательств:
не позднее срока для представления резидентом документов, связанных с проведением операций, не позднее даты подачи документов для таможенного оформления товара или срока для представления справки о ПД в случае иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) при проведении той операции, таможенном оформлении той партии товара, ином исполнении обязательств, в результате которого сумма расчетов по контракту (кредитному договору), стоимость товара по контракту, сумма обязательств по контракту (кредитному договору) будет равна или превысит пороговое значение для постановки контракта (кредитного договора) на учет.

С 01.03.2018 г. номер ранее оформленного по контракту (кредитному договору) паспорта сделки (ПС) становится уникальным номером контракта/кредитного договора (УНК).

Справка о подтверждающих документах (далее СПД) продолжает использоваться в условиях действия Инструкции № 181-И и является единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов (п. 1.3 гл. 1). Случаи, порядок и сроки предоставления СПД регламентируются гл. 8 Инструкции № 181-И. Форма и порядок заполнения СПД установлены Приложением 6 к Инструкции № 181-И.

Обращаем внимание, что статьей 15.25 Кодекса об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение сроков предоставления СПД.

С 01.03.2018 отменено требование о представлении резидентами в уполномоченный банк справки о валютных операциях.

В соответствии с Инструкцией № 181-И резидент обязан или вправе предоставить документы, связанные с проводимой операцией.

При наличии требования о предоставлении информации об операции (УНК, код вида операции, ожидаемый срок) данная информация может быть предоставлена как в произвольном формате, так и по форме "Сведения о валютной операции", рекомендованной Банком (для оперативности контроля на стороне Банка).

№14 Достаточно ли для исполнения платежа в иностранной валюте направить в Банк только заявление на перевод с указанием основания платежа и реквизитов договора с нерезидентом, сумма которого меньше или равна эквивалента 200000 рублей?

Нет, такого заявления на перевод недостаточно.

Согласно пункту 2.7 Инструкции № 181-И при списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте резидент в рассматриваемой ситуации должен предоставить в уполномоченный банк информацию о коде вида операции, соответствующем наименованию операции из Приложения 1 к Инструкции № 181-И.

Резидент может использовать для предоставления в Банк ВТБ (ПАО) форму "Сведения о валютной операции" или предоставить информацию в произвольной форме на бумажном носителе или по системе ДБО. В любом случае сведения о валютной операции или иное сообщение клиента должно содержать указание на то, что сумма договора с нерезидентом не превышает в эквиваленте 200000 рублей, в связи с чем документы, связанные с проводимой операцией, не предоставляются.

№15 Можно ли считать наличие во внешнеторговом договоре срока его действия достаточным для выполнения требований Федерального закона № 173-ФЗ о включении в договор информации о сроках исполнения обязательств сторонами (вступают в действие с 14.05.2018), или сроки исполнения должны быть установлены отдельно?

По нашему мнению, наличия срока действия договора недостаточно.

Согласно части 1.1 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ в целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах, заключенных между резидентами и нерезидентами в целях осуществления внешнеторговой деятельности, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам. Срок действия договора может включать также, например, гарантийный период, срок для предъявления возможных претензий после исполнения обязательств или иные дополнительные сроки, не относящиеся к контролю за сроком репатриации средств по внешнеторговым контрактам.

Уважаемые клиенты,

На официальном сайте Центрального Банка Российской Федерации 20.09.2018 опубликовано Указание Банка России от 05.07.2018 № 4855-У О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».

В соответствии с п.2 Указания оно вступает в силу по истечении 60 дней после дня его официального опубликования, то есть с 20.11.2018.

С полным текстом Указания можно ознакомиться на официальном сайте Банка России в сети Интернет (www.cbr.ru) и в информационно-правовой системе «Консультант».

С 1 марта 2018 года изменяются правила осуществления валютных операций в Российской Федерации. Вступает в силу новая Инструкция Центрального Банка 181-И , которая вводит новые требования к подтверждению валютных операций. Она содержит 190 страниц, отменяет действующую до этого 138 инструкцию ЦБ «О порядке представления банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций , порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».

В настоящей статье я расскажу о 5 важных требованиях новой 181 инструкции ЦБ, при нарушении которых банк обязательно сообщит о выявленных нарушениях валютного контроля в ФНС и ФТС РФ, что повлечет за собой проверку вашей валютной деятельности данными контролирующими службами.

С Вами Ирина Степанова, кандидат экономических наук, Директор Школы Экономики и Права. С Вами Ирина Степанова, кэн, Директор Школы Экономики и Права. Ранее мы работали как Бизнес-Семинары и Тандем-Форум. Наша компания с 1998 года и до настоящего времени организует круглые столы по вопросам валютного регулирования и контроля в РФ.



Как известно, новая Инструкция 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации , о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» вводит ряд послаблений:

  • отменяет требование оформления паспорта сделки,
  • отменяет справку о валютных операциях,
  • исключает необходимость представления подтверждающих документов по договорам, не превышающим 200 тысяч рублей.

При этом сохраняется ряд требований к осуществлению валютных операций, выполнения которых банк будет требовать от вас. В случае непредставления требуемых документов банк будет отказывать в проведении валютной операции .

Банк может отказать в проведении валютной операции не только в случае непредставления подтверждающих документов, но и в случае ФЗ-173 ). Подробнее о ФЗ-173 мы поговорим в следующей статье, а сейчас хочу обратить Ваше внимание на то, что при выявлении нарушений в порядке и сроках предоставления документов по осуществлению валютных операций, банк сообщает в ФНС и ФТС РФ . Следствием чего будет требование о предоставлении подтверждающих документов по валютным операциям от налоговой и/или таможенной службы, штрафные санкции, выездная налоговая или таможенная проверка.

Для того, чтобы избежать всех этих неприятностей, давайте рассмотрим какие основные требования к представляемым документам в соответствии Инструкцией Центрального Банка России № 181-И от 16 августа 2017г. «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций , о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».

5 главных требований инструкции Центрального Банка №181-И

Первое требование — Если проводится операция в иностранной валюте

В банк представляют документы , связанные с проведением операции в иностранной валюте, не позднее 15 рабочих дней после зачисления $(иностранно валюты) на счет либо списания денежных средств со счета.

До представления документов возможно списание с транзитного счета при представлении кода вида операции.

!! Представляется только код вида операции без документов, если сумма сделки с нерезидентом – 200 000 рублей в эквиваленте.

Второе требование – Если проводится валютная операция в рублях

В этом случае представляется расчетный документ по валютной операции (383-П)+ документы , указанные в части 4 статьи 23 №173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”

!! Представляется только расчетный документ по операции (383-П) без документов, если сумма сделки с нерезидентом – 200 000 рублей в эквиваленте.

Когда контракт (кредитный договор) ставится на учет?

Экспорт товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности — если сумма обязательств равна или превышает в эквиваленте 6 млн рублей на дату заключения контракта, либо в случае изменения суммы обязательств по контракту —

Импорт товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности — если сумма обязательств равна или превышает в эквиваленте 3 млн рублей по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта , либо в случае изменения суммы обязательств по контракту — на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения.

Кредитный договор (договор займа) ставится на учет ,если сумма обязательств равна или превышает в эквиваленте 3 млн рублей по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения кредитного договора, либо в случае изменения суммы обязательств по кредитному договору — на дату заключения последних изменений (дополнений) к кредитному договору, предусматривающих такие изменения.

В какие сроки необходимо поставить на учет контракт (кредитный договор)?

  • Если оплата осуществляется после вывоза/ввоза товара не позднее срока подачи Таможенной декларации
  • Если расчеты через банк не позднее расчетов
  • Если расчеты через банк-нерезидент не позднее 30 рабочих дней после месяца, в котором была операция
  • Если иное исполнение обязательств не позднее срока подачи Справки о подтверждающих документах (с учетом, что у банка 3 рабочих дня на проверку указанных документов)
  • Если иные случаи не позднее сроков представления соответствующих документов

Помимо документов, связанных с валютной операцией и операцией и перечисленных выше, резидент, поставивший на учет контракт (кредитный договор), также должен выполнить следующие три требования.

Третье требование — Необходимо предоставлять информацию об уникальном номере контракта (кредитного договора) (УНК)

  • при зачислении инвалюты на ТВС – одновременно с представлением информации о коде вида операции или документов, связанных с проведением операций;
  • при списании инвалюты с расчетного счета в иностранной валюте – одновременно с распоряжением о списании иностранной валюты ;
  • при зачислении рублей на расчетный счет – не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления на расчетный счет резидента , указанной в выписке по операциям на счете либо в ином документе, переданном уполномоченным банком резиденту;
  • при списании рублей с расчетного счета – одновременно с расчетным документом по операции .

Четвертое требование — Необходимо представлять документы, связанные с проведением операции

Что относится к подтверждающим документам (за исключением товаров, декларируемых путем подачи ДТ):

1) документы, используемые в качестве декларации на товары , предусмотренные пунктом 4 статьи 180 Таможенного кодекса Таможенного союза, заявление на условный выпуск (заявление на выпуск компонента вывозимого товара), предусмотренное статьей 215 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации;

2) транспортные (перевозочные, товаросопроводительные), коммерческие документы,

Дополнительно может представить: иные документы, содержащие сведения о вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, поставке, перемещении) или ввозе товара на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении), оформленные в рамках контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота

3) акты приема-передачи , счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота, в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота

4) иные документы , подтверждающие соответствующее исполнение (изменение, прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору), в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота

Какие сроки подачи подтверждающих документов?

1) не позднее 15 рабочих дней после месяца , в котором на документах, используемых в качестве декларации на товары, заявлении на условный выпуск (заявлении на выпуск компонента вывозимого товара), должностным лицом таможенных органов проставлена отметка о дате их выпуска (условного выпуска) . При наличии на указанных документах нескольких отметок должностного лица таможенных органов о разных датах выпуска (условного выпуска) товаров срок, указанный в настоящем подпункте, исчисляется от наиболее поздней даты выпуска (условного выпуска) товаров, указанной на документе;

2) не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца , в котором были оформлены иные подтверждающие документы . Датой оформления таких подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат — дата его составления либо дата, свидетельствующая о ввозе на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении) или вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, перемещении), указанная в подтверждающем документе.

Пятое требование — Необходимо представлять информацию об ожидаемых сроках исполнения обязательств при списании с расчетного счета резидента аванса в пользу нерезидента.

Это основные требования к представлению подтверждающих документов по валютным операциям установленные Инструкцией 181-И . Если про них помнить и соблюдать, то Вы застрахуете себя от риска отказа банка в осуществлении валютного платежа. Мы уже упоминали, что Банк может отказать в проведении валютной операции не только в случае непредставления подтверждающих документов , но и в случае если данный валютный платеж нарушит положения статей 9, 12 или 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (ФЗ-173 ).

Завтра в новой статье я расскажу подробнее о требованиях к валютным операциям налагаемых ФЗ-173 «О валютном регулировании и валютном контроле».

  • Инструкция
    • Раздел II. Порядок оформления, закрытия, переоформления паспорта сделки, представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, формирования и ведения ведомости банковского контроля, перевода паспорта сделки в другой уполномоченный банк и особенности учета валютных операций по аккредитивам
      • Глава 8. Порядок внесения изменений в паспорт сделки (переоформление паспорта сделки)
      • Глава 9. Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, связанных с осуществлением валютных операций по договорам (контрактам), на которые установлено требование об оформлении паспорта сделки
      • Глава 10. Порядок формирования и ведения ведомости банковского контроля
      • Глава 11. Оформление паспорта сделки и особенности представления резидентами документов и информации при осуществлении валютных операций через счета резидента в банке-нерезиденте
      • Глава 12. Особенности оформления (закрытия) паспорта сделки и представления документов и информации при осуществлении валютных операций по отдельным контрактам (кредитным договорам)
      • Глава 13. Особенности оформления паспорта сделки в случае отзыва лицензии на осуществление банковских операций у уполномоченного банка
      • Глава 14. Перевод паспорта сделки в связи с переводом контракта (кредитного договора) на обслуживание в другой уполномоченный банк
      • Глава 15. Особенности перевода паспортов сделок в случае реорганизации банка ПС или закрытия филиала уполномоченного банка, являющегося банком ПС
      • Глава 16. Особенности учета уполномоченным банком валютных операций по аккредитивам при осуществлении расчетов по контракту, по которому оформлен паспорт сделки
    • Раздел III. Обмен документами и информацией между резидентами (нерезидентами) и уполномоченными банками. Осуществление уполномоченными банками контроля при представлении резидентами (нерезидентами) документов и информации. Досье валютного контроля
      • Глава 17. Порядок обмена документами и информацией между резидентами (нерезидентами) и уполномоченными банками
      • Глава 18. Осуществление уполномоченными банками контроля при представлении документов и информации
      • Глава 19. Досье валютного контроля и порядок его ведения
    • Раздел IV. Переходные и заключительные положения
  • ПРИЛОЖЕНИЯ К ИНСТРУКЦИИ
    • Приложение 1. СПРАВКА О ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЯХ
    • Приложение 2. ПЕРЕЧЕНЬ ВАЛЮТНЫХ И ИНЫХ ОПЕРАЦИЙ РЕЗИДЕНТОВ И НЕРЕЗИДЕНТОВ
    • Приложение 3. ПЕРЕЧЕНЬ ДАННЫХ ПО ВАЛЮТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ, ПОДЛЕЖАЩИХ ХРАНЕНИЮ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ БАНКАМИ
    • Приложение 4
    • Приложение 5. СПРАВКА О ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ДОКУМЕНТАХ
      • Порядок заполнения справки о подтверждающих документах
    • Приложение 6. ВЕДОМОСТЬ БАНКОВСКОГО КОНТРОЛЯ ПО КОНТРАКТУ
      • Раздел IV. Сведения о контроле исполнения требований статьи 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"
        • Подраздел IV.I. По контрактам, предусматривающим вывоз товаров с территории Российской Федерации (выполнение резидентом работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них)
        • Подраздел IV.II. По контрактам, предусматривающим ввоз товаров на территорию Российской Федерации (выполнение нерезидентом работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них)
      • Порядок формирования ведомости банковского контроля по контракту
    • Приложение 7. ВЕДОМОСТЬ БАНКОВСКОГО КОНТРОЛЯ ПО КРЕДИТНОМУ ДОГОВОРУ
      • Раздел III. Сведения об исполнении обязательств по основному долгу по иным основаниям, отличным от проведения расчетов в денежной форме
      • Порядок формирования ведомости банковского контроля по кредитному договору
    • Приложение 8. ФОРМАТЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО КОНТРАКТУ
    • Приложение 9. ФОРМАТЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО КРЕДИТНОМУ ДОГОВОРУ
      • 2. Ведомость банковского контроля по кредитному договору (договору займа)

Действует Редакция от 04.06.2012

Наименование документ ИНСТРУКЦИЯ ЦБ РФ от 04.06.2012 N 138-И "О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗИДЕНТАМИ И НЕРЕЗИДЕНТАМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМ БАНКАМ ДОКУМЕНТОВ И ИНФОРМАЦИИ, СВЯЗАННЫХ С ПРОВЕДЕНИЕМ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ ПАСПОРТОВ СДЕЛОК, А ТАКЖЕ ПОРЯДКЕ УЧЕТА УПОЛНОМОЧЕННЫМИ БАНКАМИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И КОНТРОЛЯ ЗА ИХ ПРОВЕДЕНИЕМ"
Вид документа инструкция
Принявший орган цб рф
Номер документа 138-И
Дата принятия 01.10.2012
Дата редакции 04.06.2012
Номер регистрации в Минюсте 25103
Дата регистрации в Минюсте 03.08.2012
Статус действует
Публикация
  • "Вестник Банка России", N 48-49, 17.08.2012
Навигатор Примечания

ИНСТРУКЦИЯ ЦБ РФ от 04.06.2012 N 138-И "О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗИДЕНТАМИ И НЕРЕЗИДЕНТАМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМ БАНКАМ ДОКУМЕНТОВ И ИНФОРМАЦИИ, СВЯЗАННЫХ С ПРОВЕДЕНИЕМ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ ПАСПОРТОВ СДЕЛОК, А ТАКЖЕ ПОРЯДКЕ УЧЕТА УПОЛНОМОЧЕННЫМИ БАНКАМИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И КОНТРОЛЯ ЗА ИХ ПРОВЕДЕНИЕМ"

Раздел I. Представление резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций. Хранение уполномоченным банком данных по валютным и иным операциям, проведенным резидентами и нерезидентами

Глава 1. Общие положения

1.1. Используемые в настоящей Инструкции понятия и термины применяются в значениях, определенных в гражданском, банковском, валютном, таможенном и других отраслях законодательства Российской Федерации.

1.2. В целях организации работы в соответствии с настоящей Инструкцией уполномоченный банк из числа своих сотрудников определяет ответственного сотрудника (сотрудников), имеющего (имеющих) право совершать от имени уполномоченного банка как агента валютного контроля действия по валютному контролю, предусмотренные настоящей Инструкцией (далее - ответственное лицо), в том числе подписывать документы, указанные в настоящей Инструкции, и заверять документы на бумажном носителе оттиском печати уполномоченного банка, используемой для целей валютного контроля (далее - печать уполномоченного банка).

Ответственное лицо и печать уполномоченного банка утверждаются распорядительным актом уполномоченного банка.

1.3. Документы, указанные в части 4 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", связанные с проведением валютных операций (далее - документы, связанные с проведением валютных операций), представляемые резидентом в уполномоченный банк в соответствии с настоящей Инструкцией, должны соответствовать требованиям, установленным частью 5 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", и могут представляться резидентом в уполномоченный банк в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

Порядок оформления (заверения) копий документов, связанных с проведением валютных операций, может быть согласован уполномоченным банком с резидентом.

1.4. Документы и информация, требования о представлении которых установлены настоящей Инструкцией, представляются резидентом (нерезидентом) в уполномоченный банк на бумажном носителе и (или) в электронном виде в порядке, согласованном уполномоченным банком с резидентом (нерезидентом).

1.5. Справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которых установлены настоящей Инструкцией, являются формами учета по валютным операциям резидентов.

1.6. Настоящая Инструкция распространяется на нерезидентов и резидентов, являющихся юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"), физическими лицами - индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - резиденты).

Требования настоящей Инструкции не распространяются на нерезидентов - физических лиц.

1.7. Настоящая Инструкция не распространяется на осуществление валютных операций по счетам, открытым в Банке России, а также на осуществление валютных операций федеральными органами исполнительной власти, специально уполномоченными Правительством Российской Федерации на осуществление валютных операций в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".

Глава 2. Порядок представления резидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций в иностранной валюте

2.1. Резидент при осуществлении операций, связанных с зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет или со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте, представляет в уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) (далее - уполномоченный банк, за исключением прямого указания на филиал уполномоченного банка) одновременно следующие документы:

справку о валютных операциях;

2.2. Справка о валютных операциях заполняется резидентом в одном экземпляре в соответствии с приложением 1 к настоящей Инструкции.

2.3. Справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в уполномоченный банк в следующие сроки (за исключением случаев, установленных пунктами 2.5 - 2.9 настоящей Инструкции):

При зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет - не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет;

При списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте - одновременно с распоряжением о переводе иностранной валюты.

2.4. Справка о валютных операциях не заполняется резидентом и не представляется в уполномоченный банк в следующих случаях:

при взыскании с резидента денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе при взыскании денежных средств органами, выполняющими контрольные функции, и взыскании по исполнительным документам;

Если договором либо иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе между резидентом и уполномоченным банком предусмотрено списание иностранной валюты с его расчетного счета в иностранной валюте путем прямого дебетования с согласия резидента (акцепт, в том числе заранее данный акцепт);

при осуществлении валютных операций между резидентом и уполномоченным банком, в котором резиденту открыт расчетный счет в иностранной валюте;

при списании в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации резидентом иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте, открытого в уполномоченном банке, и ее зачислении на расчетный счет в иностранной валюте другого резидента, открытый в этом уполномоченном банке;

При списании резидентом иностранной валюты со своего расчетного счета в иностранной валюте и ее зачислении на свой расчетный счет в иностранной валюте, на свой счет по депозиту в иностранной валюте, открытые в одном уполномоченном банке, при списании иностранной валюты со своего счета по депозиту, зачислении иностранной валюты на свой счет по депозиту в иностранной валюте, при внесении (снятии) наличной иностранной валюты на свой расчетный счет (со своего расчетного счета) в иностранной валюте;

Если договором между уполномоченным банком и резидентом предусмотрено, что уполномоченному банку предоставлено право на основании представляемых резидентом в сроки, установленные пунктом 2.3 настоящей Инструкции, документов, связанных с проведением валютных операций, и иной информации заполнять справку о валютных операциях. В этом случае справка о валютных операциях заполняется уполномоченным банком самостоятельно с соблюдением сроков, установленных пунктом 2.3 настоящей Инструкции.

2.5. При осуществлении резидентом валютных операций, связанных со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте с использованием банковской карты, справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением таких валютных операций, не представляются в уполномоченный банк, за исключением случая осуществления валютных операций по контракту, по которому оформлен паспорт сделки. В этом случае справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в срок не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором была осуществлена соответствующая валютная операция с использованием банковской карты.

2.6. При осуществлении резидентом валютных операций в иностранной валюте, связанных с расчетами по контракту (кредитному договору), по которому оформлен паспорт сделки, через счет резидента, открытый в банке за пределами территории Российской Федерации (далее - банк-нерезидент), справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в порядке, установленном главой 11 настоящей Инструкции.

2.7. При осуществлении в случаях, указанных в главе 12 настоящей Инструкции, валютных операций, связанных с расчетами по контракту (кредитному договору), по которому оформлен паспорт сделки, третьим лицом - резидентом (другим лицом - резидентом, резидентом, который не оформляет паспорта сделки) справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом, оформившим паспорт сделки, в порядке, установленном главой 12 настоящей Инструкции.

2.8. При осуществлении резидентом валютных операций в иностранной валюте, связанных с расчетами по контракту, по которому оформлен паспорт сделки, с проведением расчетов по аккредитиву, справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в порядке, установленном главой 16 настоящей Инструкции.

2.9. При изменении сведений, содержащихся в принятой уполномоченным банком справке о валютных операциях (за исключением изменения сведений об уполномоченном банке или о резиденте), резидент в срок не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих такие изменения, представляет в уполномоченный банк новую справку о валютных операциях, заполненную в порядке, установленном приложением 1 к настоящей Инструкции, и содержащую скорректированные сведения (далее - корректирующая справка о валютных операциях), с приложением документов, подтверждающих такие изменения.

В случае если уполномоченному банку предоставлено право на основании представляемых резидентом документов, подтверждающих такие изменения, с соблюдением срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, изменить содержащиеся в ранее принятой уполномоченным банком справке о валютных операциях сведения, уполномоченный банк самостоятельно заполняет корректирующую справку о валютных операциях.

Глава 3. Порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций в валюте Российской Федерации

3.1. Резидент при осуществлении валютной операции, связанной со списанием в пользу нерезидента валюты Российской Федерации со своего расчетного счета в валюте Российской Федерации, открытого в уполномоченном банке, представляет в уполномоченный банк одновременно следующие документы:

Распоряжение о переводе денежных средств, предусмотренное нормативным актом Банка России, регулирующим правила осуществления перевода денежных средств, с учетом особенностей его составления, предусмотренных пунктом 3.2 настоящей Инструкции (далее - расчетный документ по валютной операции);

документы, связанные с проведением валютной операции, указанной в расчетном документе по валютной операции.

3.2. В расчетном документе по валютной операции перед текстовой частью в реквизите "Назначение платежа" должен содержаться код вида операции из перечня валютных и иных операций резидентов и нерезидентов, приведенного в приложении 2 к настоящей Инструкции (далее - код вида валютной операции), который соответствует назначению платежа, а также сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, связанных с проведением указанной валютной операции.

Информация о коде вида валютной операции должна быть заключена в фигурные скобки и иметь следующий вид:

{VO<код вида валютной операции>}.

Отступы (пробелы) внутри фигурных скобок не допускаются.

Символ "VO" указывается прописными латинскими буквами (например, {VO11100}).

3.3. Расчетный документ по валютной операции не составляется и не представляется резидентом в уполномоченный банк в следующих случаях:

При взыскании с резидента в пользу нерезидента денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе при взыскании денежных средств органами, выполняющими контрольные функции, и взыскании по исполнительным документам;

если договором либо иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе между резидентом и уполномоченным банком предусмотрено списание валюты Российской Федерации с его расчетного счета в валюте Российской Федерации путем прямого дебетования с согласия резидента (акцепт, в том числе заранее данный акцепт);

При осуществлении резидентом валютных операций с использованием банковских карт;

при осуществлении резидентом валютных операций, связанных с расчетами по аккредитиву.

3.4. Нерезидент при осуществлении валютной операции, связанной со списанием валюты Российской Федерации со своего банковского счета, открытого в уполномоченном банке в валюте Российской Федерации, представляет в уполномоченный банк расчетный документ по валютной операции с указанием в нем в порядке, установленном пунктом 3.2 настоящей Инструкции, кода вида валютной операции, который соответствует назначению платежа, за исключением следующих случаев:

при взыскании с нерезидента денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе при взыскании денежных средств органами, выполняющими контрольные функции, и взыскании по исполнительным документам;

Если договором либо иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе между нерезидентом и уполномоченным банком предусмотрено списание валюты Российской Федерации с его банковского счета в валюте Российской Федерации путем прямого дебетования с согласия нерезидента (акцепт, в том числе заранее данный акцепт);

при осуществлении валютных операций в валюте Российской Федерации между нерезидентом и уполномоченным банком, в котором нерезиденту открыт банковский счет в валюте Российской Федерации;

При переводе нерезидентом валюты Российской Федерации с банковского счета в валюте Российской Федерации на другой банковский счет нерезидента, счет по депозиту в валюте Российской Федерации нерезидента, открытые в одном уполномоченном банке, при переводе нерезидентом валюты Российской Федерации со счета по депозиту в валюте Российской Федерации на свой банковский счет;

при переводе нерезидентом валюты Российской Федерации с банковского счета в валюте Российской Федерации с использованием банковской карты.

3.5. Договором между уполномоченным банком и резидентом (нерезидентом) может быть предусмотрено, что уполномоченному банку предоставлено право самостоятельно составлять расчетный документ по валютной операции с указанием в нем кода вида валютной операции на основании документов, связанных с проведением этой валютной операции, представляемых резидентом (нерезидентом) до осуществления валютной операции в порядке, согласованном уполномоченным банком с резидентом (нерезидентом).

3.6. В случае осуществления валютных операций, связанных с зачислением на расчетный счет резидента в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента, и (или) со списанием с его расчетного счета в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации в пользу нерезидента, по контракту (кредитному договору), по которому оформлен паспорт сделки, резидент представляет в уполномоченный банк следующие документы:

справку о валютных операциях;

Документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях.

Резидент вправе представить указанные в настоящем пункте справку о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, при зачислении на его расчетный счет в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента, при осуществлении валютных операций, не предусматривающих оформления паспорта сделки, в случае, указанном в пункте 3.14 настоящей Инструкции.

3.7. Справка о валютных операциях заполняется резидентом в одном экземпляре в соответствии с приложением 1 к настоящей Инструкции.

3.8. Справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в уполномоченный банк в следующие сроки (за исключением случаев, установленных пунктами 3.10 - 3.13 и 3.15 настоящей Инструкции):

При зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет в валюте Российской Федерации - не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в выписке из расчетного счета резидента либо в ином документе, переданном уполномоченным банком резиденту, который содержит информацию о зачислении на этот расчетный счет резидента валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента;

при списании валюты Российской Федерации с расчетного счета в валюте Российской Федерации - одновременно с расчетным документом по валютной операции.

3.9. Договором между уполномоченным банком и резидентом может быть предусмотрено, что уполномоченному банку предоставлено право на основании представляемых резидентом в сроки, установленные пунктом 3.8 настоящей Инструкции, документов, связанных с проведением валютных операций, и иной информации заполнять справку о валютных операциях. В этом случае справка о валютных операциях заполняется уполномоченным банком самостоятельно с соблюдением сроков, установленных пунктом 3.8 настоящей Инструкции.

3.10. При осуществлении резидентом валютных операций по контракту, по которому оформлен паспорт сделки, связанных со списанием валюты Российской Федерации с его расчетного счета в валюте Российской Федерации с использованием банковской карты, справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в уполномоченный банк в срок не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором была осуществлена соответствующая валютная операция с использованием банковской карты.

3.11. При осуществлении резидентом валютных операций в валюте Российской Федерации, связанных с расчетами по контракту (кредитному договору), по которому оформлен паспорт сделки, через счета резидента, открытые в банке-нерезиденте, справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в порядке, установленном главой 11 настоящей Инструкции.

3.12. При осуществлении в случаях, указанных в главе 12 настоящей Инструкции, валютных операций, связанных с расчетами по контракту (кредитному договору), по которому оформлен паспорт сделки, третьим лицом - резидентом (другим лицом - резидентом, резидентом, который не оформляет паспорта сделки) справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом, оформившим паспорт сделки, в порядке, установленном главой 12 настоящей Инструкции.

3.13. При осуществлении резидентом валютных операций, связанных с расчетами по контракту в валюте Российской Федерации, по которому оформлен паспорт сделки, с проведением расчетов по аккредитиву, справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в порядке, установленном главой 16 настоящей Инструкции.

3.14. При зачислении на расчетный счет резидента в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента, в случае несогласия резидента с кодом вида валютной операции, указанным в поступившем от нерезидента расчетном документе по валютной операции, либо если в расчетном документе по валютной операции не был указан код вида валютной операции, резидент в срок, установленный пунктом 3.8 настоящей Инструкции, представляет справку о валютных операциях, в которой указывает код вида валютной операции, соответствующий одновременно представленным им в уполномоченный банк документам, связанным с проведением такой валютной операции, в том числе (по усмотрению резидента) в случае зачисления на его расчетный счет в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента, при осуществлении валютных операций, не предусматривающих оформления паспорта сделки.

3.15. При изменении сведений, содержащихся в принятой уполномоченным банком справке о валютных операциях (за исключением изменения сведений об уполномоченном банке или резиденте), резидент в срок не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих такие изменения, представляет в уполномоченный банк корректирующую справку о валютных операциях, заполненную в порядке, установленном приложением 1 к настоящей Инструкции, с приложением документов, подтверждающих такие изменения.

Датой оформления указанного в настоящем пункте документа, подтверждающего такие изменения, является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления.

В случае если уполномоченному банку предоставлено право на основании представляемых резидентом документов, подтверждающих такие изменения, с соблюдением срока, установленного настоящим пунктом, изменить содержащиеся в ранее принятой уполномоченным банком справке о валютных операциях сведения, уполномоченный банк самостоятельно заполняет корректирующую справку о валютных операциях.

Глава 4. Хранение уполномоченным банком данных по валютным и иным операциям, проведенным резидентами и нерезидентами

4.1. Уполномоченный банк хранит в электронном виде указанные в приложении 3 к настоящей Инструкции данные по проведенным его клиентами-резидентами в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации и его клиентами-нерезидентами в валюте Российской Федерации валютным и иным операциям, указанным в приложении 2 к настоящей Инструкции (далее - данные по валютным операциям), через их счета, открытые в этом уполномоченном банке.

Порядок хранения данных по валютным операциям, за исключением сроков хранения, определяется уполномоченным банком самостоятельно.

4.2. Данные по валютным операциям формируются (корректируются) уполномоченным банком на основании документов и информации, требования о представлении которых резидентами и нерезидентами установлены главами 2 и 3 настоящего раздела, а также на основании иных документов и информации, которые имеются в распоряжении уполномоченного банка, в том числе представляются резидентами и нерезидентами при открытии и ведении банковского счета.

В случаях если в соответствии с настоящей Инструкцией не требуется представления резидентами (нерезидентами) документов и информации при проведении валютных операций, уполномоченный банк самостоятельно на основании имеющихся у него документов и информации, в том числе распоряжений о переводе денежных средств и поручений на покупку и (или) продажу иностранной валюты, формирует данные по валютным операциям.

4.3. По усмотрению уполномоченного банка данные по валютным операциям могут быть дополнены иной информацией.

4.4. Информация, содержащая данные по валютной операции, хранится уполномоченным банком в электронном виде не менее трех лет после даты проведения соответствующей операции.

Информация, содержащая данные по валютной операции, проведенной по контракту (кредитному договору), по которому оформлен паспорт сделки, хранится уполномоченным банком в электронном виде не менее трех лет после даты закрытия паспорта сделки.

4.5. Уполномоченный банк по запросам органов валютного контроля представляет в электронном виде и (или) на бумажном носителе данные по валютным операциям, подлежащие хранению в соответствии с требованиями настоящей главы, которые были осуществлены за определенный период, либо определенными клиентами, либо по определенным кодам вида валютных операций.

При этом представление данных по валютным операциям должно соответствовать порядку следования показателей в соответствии с приложением 3 к настоящей Инструкции.

14.11.2017

2 ноября 2017 года была опубликована Инструкция Банка России от 16 августа 2017 г. № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (вступает в силу с 1 марта 2018 г. ; одновременно прекращает свое действие действовавшая ранее Инструкция № 138-И от 4 июня 2012 г.).

Новая Инструкция несколько упрощает порядок оформления в российских уполномоченных банках документов, связанных с проведение валютных операций по внешнеэкономическим сделкам. Она распространяется на резидентов - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, а также на нерезидентов, не являющихся физическими лицами.

Согласно указанной Инструкции:

  1. Произошла отмена требования по оформлению паспортов сделок. Предыдущая Инструкция № 138-И устанавливала порог суммы обязательств по контракту, превышение которого требовало оформления паспорта сделки, в размере 50 000 долларов США. Новая Инструкция 181-И не предусматривает требование составления паспорта сделки.
  2. Отменяется требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях и ведомостей валютного контроля , являвшихся формами учета. При этом требование о представлении документов, являющихся основанием для проведения валютных операций, сохраняется.
  3. Устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами в банк подтверждающих документов и информации в связи с осуществлением валютных операций.

В частности, резидент при проведении операции по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет должен представить в банк документы, связанные с проведением операций, не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления иностранной валюты на транзитный валютный счет, указанной в уведомлении банка о ее зачислении.

При списании иностранной валюты с расчетного счета резидента, резидент должен представить в банк документы, связанные с проведением операций, одновременно с распоряжением о списании.

Требования по представлению подтверждающих документов распространяются на договоры, (заключенные между резидентами и нерезидентами, и предусматривающие расчеты через счета резидентов (открытые как в российских, так и в иностранных банках)), сумма обязательств по которым равна или превышает эквивалент:

  • для импортных контрактов или кредитных договоров – 3 миллионов рублей ;
  • для экспортных контрактов – 6 миллионов рублей.

Сумма обязательств по контракту (кредитному договору), определяется на дату его заключения либо в случае изменения суммы обязательств – на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такое изменение суммы, по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю.

Если сумма обязательств по договору с нерезидентом равна или не превышает в эквиваленте 200 000 рублей, представление документов, связанных с проведением валютных операций по такому договору, не требуется.

  1. Вводится новый порядок учета контрактов в банках с присвоением им уникальных номеров (а также снятия их с учета и изменения сведений в них), которые заменяет собой существующий порядок оформления паспортов сделок.

Резидент, являющийся стороной по экспортному или импортному контракту, либо по кредитному договору, должен осуществить их постановку на учет в уполномоченном банке и проводить расчеты по такому контракту только через свои счета, открытые в уполномоченном банке, принявшем на учет контракт. Банк принимает контракт на учет и присваивает ему уникальный номер (о чем информирует резидента).

Для постановки контракта на учет требуются практически те же сведения, что и сейчас для заполнения паспорта сделки:

  • общие сведения о контракте: вид контракта, дата, номер (при наличии), валюта контракта, сумма обязательств, предусмотренная контрактом, дата завершения исполнения обязательств по контракту;
  • реквизиты нерезидента, являющегося стороной по контракту: наименование, страна.
  1. Паспорта сделки, оформленные, но не закрытые до 1 марта 2018, будут считаться закрытыми с указанной даты. При этом отметка об их закрытии в паспорте сделки проставляться не будет, а его уникальный номер будет перенесен банком в реестр в качестве номера поставленного на учет контракта.

Отметим, что банки не вправе отказать в постановке контракта на учет. При этом максимальный срок для такой операции не может составить более 1 рабочего дня. Действовавшей ранее Инструкцией 138-И был установлен срок для оформления паспорта сделки в 3 рабочих дня.

В дополнение к этому необходимо упомянуть, что помимо изменений правил оформления сделок для целей валютного контроля в сторону их упрощения (уменьшение количества требуемых документов; увеличение пороговых значений сумм сделки, при которых требуется их постановка на учет; уменьшение сроков постановки сделки на учет), появились и другие особенности регулирования внешнеэкономических сделок, предусмотренные Федеральным законом от 14.11.2017 N 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» . К ним относятся следующие:

  1. Устанавливается обязательное требование указания срока исполнения обязательств сторонами по внешнеэкономическому договору.

Исходя из формулировки новой редакции пункта 1.1 статьи 19 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» , необходимо будет не только указывать срок исполнения обязательств в договоре, заключенном между резидентом РФ и нерезидентом, но и сообщать банкам точные сроки зачисления денежных средств в иностранной валюте на счет резидента, а также точные сроки исполнения обязательств нерезидентом.

Формулировка предшествующей редакции позволяла указывать в банковских формах учета ожидаемые сроки исполнения обязательств и зачислений денежных средств в иностранной валюте. Новая редакция вступит в силу с 14 мая 2018 г.

Таким образом, на практике может возникнуть ситуация, когда внешнеэкономический договор без указания сроков исполнений обязательств будет признан недействительным вследствие несоответствия законодательным требованиям, либо банк откажет в проведении валютной операции по такому договору.

  1. Расширение перечня оснований для отказа в проведении валютной операции.

Помимо предусмотренных ранее оснований для отказа в проведении операции из-за непредставления сторонами сделки требуемых банками документов по валютной сделке или недостоверности указанных в таких документах сведений, после вступления в силу положений новой редакции ФЗ-173 банки смогут отказывать и по иным основаниям. В частности, такими основаниями могут быть осуществление запрещенных операции по зачислению средств на счет резидента РФ в иностранном банке, осуществление запрещенных валютных операций между резидентами РФ, а также несоответствие представляемых в связи с проведением сделки документов законодательным требованиям.

  1. Вводится административная ответственность за осуществление запрещенных валютных операций для должностных лиц в дополнение к имеющейся ответственности для физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.

Ответственность заключается в уплате штрафа в размере от 20 до 30 тысяч рублей нарушившим валютное законодательство должностным лицом. За повторное совершение незаконной валютной операции должностное лицо может быть подвержено дисквалификации на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Обобщение

Инструкцией ЦБ РФ несколько упрощается порядок и процедура валютного контроля внешнеэкономических сделок резидентов РФ. В основном это касается отмены паспортов сделок с их заменой на постановку договоров на учет в банке, а также отмены требования представлять документы по сделкам менее чем на 200 000 рублей. Вместе с тем новыми поправками в валютное законодательство были введены требования обязательного указания точного срока исполнения обязательств во внешнеэкономическом договоре (невыполнение которого может привести к отказу в проведении валютных операций по нему, а возможно и к признанию сделки недействительной), уточнен список оснований для отказа банка в проведении валютной операции и расширен список лиц, которые могут быть привлечены к ответственности за нарушение валютного законодательства (была введена ответственность для должностных лиц).

Инструкция Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (с изменениями и дополнениями) (утратила силу)

  • Раздел I. Представление резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций. Хранение уполномоченным банком данных по валютным и иным операциям, проведенным резидентами и нерезидентами
    • Глава 1. Общие положения
    • Глава 2. Порядок представления резидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций в иностранной валюте
    • Глава 4. Хранение уполномоченным банком данных по валютным и иным операциям, проведенным резидентами и нерезидентами
  • Раздел II. Порядок оформления, закрытия, переоформления паспорта сделки, представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, формирования и ведения ведомости банковского контроля, перевода паспорта сделки в другой уполномоченный банк и особенности учета валютных операций по аккредитивам
    • Глава 5. Общие положения
    • Глава 6. Порядок оформления паспорта сделки
    • Глава 7. Порядок закрытия паспорта сделки
    • Глава 8. Порядок внесения изменений в паспорт сделки (переоформление паспорта сделки)
    • Глава 9. Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, связанных с осуществлением валютных операций по договорам (контрактам), на которые установлено требование об оформлении паспорта сделки
    • Глава 10. Порядок формирования и ведения ведомости банковского контроля
    • Глава 11. Оформление паспорта сделки и особенности представления резидентами документов и информации при осуществлении валютных операций через счета резидента в банке-нерезиденте (утратила силу)
    • Глава 12. Особенности оформления (закрытия) паспорта сделки и представления документов и информации при осуществлении валютных операций по отдельным контрактам (кредитным договорам)
    • Глава 13. Особенности оформления паспорта сделки в случае отзыва лицензии на осуществление банковских операций у уполномоченного банка
    • Глава 14. Перевод паспорта сделки в связи с переводом контракта (кредитного договора) на обслуживание в другой уполномоченный банк
    • Глава 15. Особенности перевода паспортов сделок в случае реорганизации банка ПС или закрытия филиала уполномоченного банка, являющегося банком ПС
    • Глава 16. Особенности учета уполномоченным банком валютных операций по аккредитивам при осуществлении расчетов по контракту, по которому оформлен паспорт сделки
  • Раздел III. Обмен документами и информацией между резидентами (нерезидентами) и уполномоченными банками. Осуществление уполномоченными банками контроля при представлении резидентами (нерезидентами) документов и информации. Досье валютного контроля
    • Глава 17. Порядок обмена документами и информацией между резидентами (нерезидентами) и уполномоченными банками
    • Глава 18. Осуществление уполномоченными банками контроля при представлении документов и информации
    • Глава 19. Досье валютного контроля и порядок его ведения
  • Раздел IV. Переходные и заключительные положения
    • Глава 20. Переходные положения
    • Глава 21. Заключительные положения
    Приложение 1. Справка о валютных операциях Приложение 2. Перечень валютных и иных операций резидентов и нерезидентов Приложение 3. Перечень данных по валютным операциям, подлежащих хранению уполномоченными банками Приложение 4. Паспорт сделки Приложение 5. Справка о подтверждающих документах
  • Приложение 6. Ведомость банковского контроля по контракту
  • Приложение 7. Ведомость банковского контроля по кредитному договору
    • Раздел I. Сведения из паспорта сделки Раздел II. Сведения о платежах Раздел III. Сведения об исполнении обязательств по основному долгу по иным основаниям, отличным от проведения расчетов в денежной форме Раздел IV. Расчет задолженности по основному долгу
    Приложение 8. Форматы электронных документов по контракту Приложение 9. Форматы электронных документов по кредитному договору

Инструкция Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И
"О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением"

С изменениями и дополнениями от:

На основании Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4859; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 30, ст. 3101; 2006, N 31, ст. 3430; 2007, N 1, ст. 30; N 22, ст. 2563; N 29, ст. 3480; N 45, ст. 5419; 2008, N 30, ст. 3606; 2010, N 47, ст. 6028; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4584; N 50, ст. 7348, ст. 7351) (далее - Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"), Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, ст. 4699; N 44, ст. 4982; N 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29, ст. 3629; N 48, ст. 5731; 2010, N 45, ст. 5756; 2011, N 7, ст. 907; N 27, ст. 3873; N 43, ст. 5973), Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 1998, N 31, ст. 3829; 1999, N 28, ст. 3459, ст. 3469; 2001, N 26, ст. 2586; N 33, ст. 3424; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 27, ст. 2700; N 50, ст. 4855; N 52, ст. 5033, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 1, ст. 18, ст. 45; N 30, ст. 3117; 2006, N 6, ст. 636; N 19, ст. 2061; N 31, ст. 3439; N 52, ст. 5497; 2007, N 1, ст. 9; N 22, ст. 2563; N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 45, ст. 5425; N 50, ст. 6238; 2008, N 10, ст. 895; N 15, ст. 1447; 2009, N 1, ст. 23; N 9, ст. 1043; N 18, ст. 2153; N 23, ст. 2776; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5731; N 52, ст. 6428; 2010, N 8, ст. 775; N 19, ст. 2291; N 27, ст. 3432; N 30, ст. 4012; N 31, ст. 4193; N 47, ст. 6028; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7069; N 50, ст. 7351) и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 31 мая 2012 года N 10) Банк России устанавливает следующий порядок представления резидентами и нерезидентами в уполномоченные банки документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, порядок оформления паспортов сделок, а также порядок учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением.

Регистрационный N 25103

Установлен порядок представления резидентами и нерезидентами в уполномоченные банки документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций. Закреплены правила оформления паспортов сделок, а также учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением.

В части документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, инструкция касается нерезидентов и резидентов, являющихся юрлицами (кроме кредитных организаций и Внешэкономбанка), физлиц - ИП и тех, кто занимается частной практикой. Исключение - физлица-нерезиденты.

Похожие статьи

  • Как гадать на любовь не выходя из дома Видео: Гадание на свечах: как правильно

    Иногда любовь врывается в нашу жизнь неожиданно, и мы не знаем, что же от нее ожидать. Чувства, возникшие в сердце, могут породить массу вопросов, ответы на которые без помощи гадания иногда найти нереально. Гадания на любовь, которыми...

  • Монополия в макдональдсе коды

    Пробник.ру / Ноя.21.2018. / Комментарии к записи Акция «Монополия» в Макдоналдс отключены C 26 ноября по 31 декабря 2018 года включительно в Макдоналдс будет действовать акция Монополия 2018! Для участия в акции покупайте продукцию,...

  • Яркие признаки порчи на постель

    Список некоторых предметов (даже продуктов), которые вы нашли у себя дома и которые не являются вашими. И вы в этом совершенно уверены. Вы узнаете, на что вам наслана порча. В любом случае найденный предмет или продукт питания надо брать...

  • Как разойтись с Девой мужчиной или женщиной?

    Этот чудесный – чудесный и немного безумный мир гороскопов на совместимость…Как часто мы прибегаем к его помощи, особенно любопытствуют девушки, снова-и снова перебирая характеристику знака зодиака ищут максимальную совместимость. Кажется,...

  • Государственная помощь для молодых семей

    Наиболее часто сталкиваются молодые семьи, особенно те, в которых уже родились дети, а необходимая сумма на заветную собственную жилплощадь так и не скопилась. В связи с высокой актуальностью вопроса, правительство страны разработало и...

  • В каких числах перечисляют детские пособия в России?

    Порядок ежегодной индексации социальных выплат и пособий возобновлен в России с февраля. За коэффициент повышения принимается индекс возрастания стоимости жизни за прошлогодний этап. Рассмотрим, какие изменения в порядке выплат детских...