Митрополит рязанский и михайловский. Митрополит рязанский и михайловский марк. Возрождение христианства. Как этого достичь

Паломничество не должно превращаться в религиозный туризм. Это разные вещи, несмотря на то что «пункт назначения» в том и другом случае один и тот же. Вроде бы люди ходят по одним и тем же местам, видят одно и то же и даже, может быть, прикладываются к святыням, но паломничество - это, прежде всего, молитва.

Паломничество - это труд души

Нужно понимать, что паломничество - это самое главное путешествие в жизни человека. Раньше человек разделял путешествия на «святые», которые подробно описывались в путевых заметках, дневниках, и на «профанные», то есть мирские. Последние считались менее важными, их почти не описывали. В наше время всё происходит наоборот. Люди едут в другие города и страны, в основном за увеселениями. Для них издаётся масса путеводителей с подсказками, где и как отдохнуть.

Паломничество - это труд души. Трудиться хотят не все, и в этом - болезнь современного общества.

Известно много случаев, когда паломничество внутренне переворачивало человека, которого, казалось бы, и удивить нечем - везде бывал, всё видел. Один знакомый попросил меня помочь организовать ему экскурсию по Венеции. Я дал ему контакты протоиерея Алексия Ястребова, настоятеля прихода святых жён-мироносиц в Венеции, автора путеводителя «Святыни Венеции». Позже этот знакомый с горящими глазами говорил мне: «Отец Алексий изменил моё отношение к этому городу!».

Паломники приезжают на Святую Землю молиться

Когда я приехал в Иерусалим в конце 1992 года в качестве члена Русской Духовной Миссии, мне пришлось полностью выстраивать паломническую деятельность. Я сам писал программы для паломников, сам печатал их; договаривался по поводу транспорта; готовил сопровождающих (монахинь, послушниц), проводил с ними семинары, на которых рассказывал, как лучше донести информацию до паломников. Многое тогда приходилось делать самому.

Я прожил на Святой Земле 7 лет. Это время запомнилось атмосферой увлечённости. Мы читали литературу о дореволюционном паломничестве на Святую Землю, о жизни в Палестине. Мы всем сердцем ощущали, что живём в период возрождения паломничества русских людей на Святую Землю. Это, конечно, очень сильно воодушевляло, и хотелось, чтобы паломники, приезжая сюда, увидели и узнали как можно больше.

Программа пребывания на Святой Земле была очень насыщенной, и у людей почти не оставалось времени на отдых и сон. Я старался, чтобы было как можно больше литургий. Прежде всего - у Гроба Господня, в Гефсимании, в Вифлееме. Кроме того, служили в Горнем монастыре, нередко ещё раз возвращались ко Гробу Господню. Я сам старался по возможности ездить с группами на литургию - или служил, или молился с паломниками, и мне было радостно такое соприкосновение со святынями.

Помню, одна группа приехала с Синая. Ночью они поднимались на гору, потом был ночлег в Горнем монастыре, а с утра отправились в Гефсиманию. Когда я рассказал об этом настоятелю Гефсиманской обители, он удивился: «Ты что! Ты же их уморишь!». Я говорю: «Паломники приезжают сюда молиться, а спать будут дома».

В 1999 году, накануне 2000-летия Рождества Христова, я старался делать так, чтобы каждая группа побывала на литургии в Вифлеемском храме. Там царит особая трогательная атмосфера. И всегда после богослужения Патриарший наместник в Вифлееме - архимандрит Анастасий - находил возможность говорить слово паломникам, благословлять их иконками, угощать кофе. Люди уходили из храма окрылёнными: лица оживали, глаза светились радостью.

Наша задача сейчас - помочь человеку открыть для себя святые места, вернуть тот дух паломничества, который был у наших предков.

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк убежден, что сейчас в России наступило апостольское время. Людям нужны миссионеры, и это главная обязанность священников и архиереев. Неслучайно в настоящее время достаточно много молодых иереев, ведь для того чтобы возродить церковную жизнь, необходимы молодые силы. И каждый верующий, не суть важно — монах или мирянин, призван в меру собственных сил быть свидетелем Истины.

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Биография

Родился митрополит Марк 31 марта в 1964 году в Перми. В миру его звали Сергей Анатольевич Головков. Помимо Сергея, в семье росли еще два сына и три дочери. Отец будущего Владыки, Анатолий Григорьевич Головков, учился в Саратовской Духовной семинарии и, кроме постоянной работы в миру, служил иподиаконом, пел в хоре. Одно время состоял в качестве казначея в кафедральном соборе города Перми. Так как в советское время церквей было немного, постоянно что-то мастерил по хозяйству для того храма, где служил, при этом не забывая про другие церкви.

Детей он, вместе с женой Анной Васильевной, воспитывал в христианском духе, что в то время приравнивалось к подвигу. Анатолий Григорьевич понимал, что детям нужно привить любовь к Богу, чтобы у них было религиозное мировоззрение. Для этого он приобщал их к чтению которую собирал долгие годы. Митрополит Рязанский и Михайловский Марк рассказывал, что у отца была антикварная литература на религиозную тему, среди книг встречались дореволюционные издания духовных академий.

Матушка митрополита Марка отличалась редкостной добротой и трудолюбием. В памяти мальчика запечатлелось, как она рассказывала детям про подвиги святых подвижников, читала про жития святых. Анна Васильевна, сколько помнит архипастырь, всегда служила в епархии, пела на клиросе.

Юность архипастыря

Большая удача и счастье — родиться в семье, где духовная жизнь стоит во главе угла. Но для этого нужны стойкость и непоколебимость в убеждениях. В то время быть верующим значило идти против всех, бросить вызов обществу.

Сергей Головков, как и остальные советские ребята, пошел в обычную школу и даже был принят в октябрята и пионеры. В этом не было ничего предосудительного, ведь тогда за это никто от него не требовал отречения от Христа, просто давали галстук и прикрепляли значок. Но будущий митрополит Рязанский и Михайловский Марк знал свою цель. Окончив десять классов средней школы, юноша решает поступить в духовную семинарию, но в то время в подобные места брали только тех, кто отслужил в армии. Поэтому Сергей, не подавая документы в друге вузы, прямиком пошел в приемную комиссию военкомата.

Сидя напротив врача, он заметил, что на одном листке (а это была характеристика из школы) было подчеркнуто: «воспитывался в религиозной среде». Это стало поводом к тому, чтобы руководитель комиссии заорал на него: «Как же ты, верующий, будешь служить?». Но молодой человек уже тогда умел владеть собой и спокойно ответил, что как все, так и он. Годы службы митрополит вспоминает с теплотой. Господь хранил его от вопиющих случаев дедовщины и других неприятностей, в это время он возмужал и приобрел опыт жизни вдали от родных и близких.

Годы в семинарии

В спокойный, добрый Сергей Головков приобрел много друзей. В то время интерес к вере, религии постепенно стал проявляться и в среде разных слоев населения. Большей частью семинаристы состояли из детей, выросших в верующих семьях, детей священников. Были, но значительно реже, юноши, выросшие в атеистических семья и наперекор родителям пришедшие в Академию.

В то время (уже началась перестройка) самиздат стал выпускать много книг на религиозную тему, и в Духовная Академия стала притягивать людей, интересующихся верой, читающих, глубоко вникающих в труды, написанные великими подвижниками христианства. Неудивительно, что многие взрослые, закончившие светский институт, подавали заявления в Академию и садились сразу на второй курс.

Прежде всего семинарист Сергей Головков ценил ту дружбу, искреннее общение между студентами и преподавателями. Для него семинария была как (об этом сказал в интервью митрополит Рязанский и Михайловский Марк) семья. Они (семинаристы) тогда объединились в одно стадо, сплотившееся вокруг Господа, между ними никогда не возникало ссор, не было фальши. Каждый старался ценить дружбу и время, проведенное друг с другом.

Монашество

В 1990 году Сергея Головкова постригли в монашество с именем Марк в честь апостола и евангелиста Марка. В том же году его рукоположили в иеродиакона, а через несколько месяцев — в сан иеромонаха. 12 август 1992 года священник Марк становится членом Русской духовной миссии в Иерусалиме.

Для него Израиль без преувеличения стал второй родиной. Молодому человеку еще не исполнилось тридцати лет, а уже появилась необходимость на родине Христа общаться со множеством «параллельных миров», как он сам об этом говорил.

Служение на Святой Земле

Во-первых, Иерусалим — это место, где впервые люди услышали Божественную проповедь, это святые места: Голгофа, Гефсимания, Гроб Господень, Вифлеем, которые, несомненно, располагают к молитве и духовному созерцанию. Во-вторых — это русский мир, сотрудники миссии, монахи, соотечественники, трудящиеся в Израиле. В третьих — это знакомство с архипастырями и священниками православных церквей и других конфессий: католической церкви, протестанской, АПЦ (армянской апостольской церкви) и со всеми приходилось общаться и сотрудничать.

В Иерусалиме митрополит Рязанский и Михайловский Марк получил уникальную возможность окунуться в атмосферу дореволюционной России, увидеть и услышать осколки этой величественной империи.

Митрополит вспоминал необычный благородный звон русских колоколов во время служения в Троицком соборе, и этот звон напоминал ему о потерянном отечестве. Он видел подарки: иконы, церковную утварь, сосуды, которые были преподнесены в дар Иерусалимской церкви в дореволюционный период и которые употреблялись в богослужении. В современной России подобные реликвии находятся в музеях.

Возрождение христианства. Как этого достичь?

То, что Русская Православная Церковь находится сейчас под пристальным вниманием, о ней много говорят и пишут — это доказывает, что у каждого человека, у русского народа душа является христианкой и она заявляет о себе. Так говорит митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Отзывы о духовной стороне народа радуют архиерея, несмотря на многие негативные проявления в обществе. По его мнению, в церкви не хватает делателей, об чем свидетельствует Евангелие: «жатвы много, а делателей мало». Не хватает людей, которые служили бы Церкви не ради выгоды и тщетной славы. Не хватает единства, много ссор, розни между прихожанами, а это разъединяет, разделяет людей. Нужно учиться единству и как можно скорее.

26 февраля перед Великой Четыредесятницей митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил вечерню в Христорождественском кафедральном соборе города Рязани. Владыка сказал, что Святая Великая Четыредесятница (Великий пост) — это время, когда верующие должны преодолеть тиранию плоти и не утонуть в бури житейских попечений.

(Сергей Анатольевич Головков) родился 31 марта 1964 года в Перми в семье церковного певчего. В 1981 году окончил среднюю школу.

В 1982-1984 годах проходил службу в рядах Советской Армии. В 1984 году поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1988 году.

В том же году был принят в Московскую духовную академию. Во время учебы в академии дважды был удостоен Патриаршей стипендии.

21 ноября того же года рукоположен в сан иеродиакона, а 7 января 1991 года — в сан иеромонаха. В 1992 году окончил Московскую духовную академию, защитив на кафедре истории Древней Церкви кандидатскую диссертацию на тему «Блаженный Диадох Фотикийский и его богословские и аскетические взгляды». Решением Священного Синода от 12 августа 1992 года был назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. В праздник Пятидесятницы 1997 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Троицком соборе Русской духовной миссии в Иерусалиме был возведен в сан игумена.

Решением Священного Синода от 28 декабря 1999 года назначен заместителем Председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. Указом Святейшего Патриарха от 26 января 2000 года назначен настоятелем московского храма Живоначальной Троицы в Хорошеве.

3 мая 2000 года митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, председателем ОВЦС, возведен в сан архимандрита. 14 января 2004 года в храме Христа Спасителя рукоположен в сан епископа Святейшим Патриархом Алексием II и cобором архиереев.

Решением Священного Синода от 31 марта 2009 года Владыка Марк освобожден от должности заместителя председателя ОВЦС и назначен секретарем Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Также Священный Синод поручил епископу Марку временное управление Венско-Австрийской и Венгерской епархиями.

Во внимание к усердному служению Церкви Божией 1 февраля 2010 года возведен в сан архиепископа.

В декабре 2010 г. поручено окормление приходских храмов на территории Северо-Западного административного округа г. Москвы (Успенское благочиние).

С 22 марта 2011 г. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 31 декабря 2011 г. назначен управляющим Северо-западным викариатством в границах Северо-Западного и Зеленоградского административных округов г. Москвы и Северным викариатством в границах Северного административного округа г. Москвы и включен в состав Епархиального совета г. Москвы по должности.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 8 апреля 2013 г. назначен и.о. настоятеля храма св. прпмц. Елисаветы — Патриаршего подворья в Покровском-Стрешневе г. Москвы.

Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. назначен временно управляющим приходами Московского Патриархата в Италии.

Решением Священного Синода от 25 июля 2014 г. назначен председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата с временным сохранением должности руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла назначен председателем правления Фонда поддержки строительства храмов г. Москвы.

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 октября 2015 года архиепископ Егорьевский Марк, назначенный Преосвященным Рязанским и Михайловским, главой Рязанской митрополии , освобожден от управления Венско-Австрийской и Венгерской епархиями и должности руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям (журнал № 62).

4 ноября 2015 г. за Литургией в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.

Образование:

  • 1988 г. — Московская духовная семинария.
  • 1992 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

Место работы:

Патриаршая наградная комиссия (Председатель)

Финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата (Председатель)

Награды церковные:

  • орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.
  • орден прп. Сергия Радонежского II ст.
  • орден Гроба Господня Иерусалимской Православной Церкви
  • орден прп. Серафима Саровского II ст.
  • орден Дружбы
  • командор венгерского ордена Заслуг

.
— Так получилось, что сразу же после решения Синода мне не удалось приехать в Рязань, поскольку в силу ранее полученных благословений мне нужно было поехать за несколько тысяч километров по благословению патриарха освещать два храма - первый православный храм в Камбодже и ещё один храм в Таиланде. Только лишь сегодня я ступил на Рязанскую землю. Символично, что совершил первую свою литургию здесь в качестве митрополита Рязанского и Михайловского в храме в честь иконы «Всех скорбящих Радость». Не буду говорить о значении этого храма для Рязани. Храм особый, намоленный. Сегодня было большое количество людей на богослужении. Радостно было помолиться вместе с моей новой паствой, - отметил митрополит Марк, начав пресс-конференцию.

Журналистов интересовали его первые шаги в новой должности.
- Сейчас Святейший патриарх часть послушаний с меня снял. Но у меня остаётся финансово-хозяйственное управление Московской патриархии, патриаршая наградная комиссия. Мне придётся это совмещать с должностью правящего архиерея. Нужно сначала осмотреться. У меня задача одна - служить Богу и людям, помогать людям. Поэтому те, кто хочет трудиться, работать во славу Божию, у кого есть хорошие, добрые инициативы, всегда найдут во мне помощника и соработника. Я человек открытый, простой и готов отвечать на инициативы, самые разные чаяния. Неважно, от кого они исходят - от человека в рясе или светского человека. Самое главное, чтобы это было позитивно и направлено на пользу людям, - сказал владыка.

О нововведениях митрополит пока не говорит. Он уточнил лишь, что «любой шаг нужно делать по тщательном изучении», а в деятельности епархии, по его мнению, важны все направления.
- Задача церкви - нести слово Божие людям. В рамках этой задачи нужно, чтобы церковь была максимально открыта для людей, чтобы люди не чувствовали, что церковь представляет из себя узкий клан, сословную прослойку. Здесь нужно развивать и молодёжную деятельность, взаимодействовать с общественными организациями. Словом, нужно быть современными в самом хорошем смысле этого слова, работать на благо людей и стараться, чтобы самые лучшие ожидания людей воплощались, в том числе с помощью церкви, - подчеркнул митрополит Марк.

Управляющему Рязанской митрополией задали и вопрос, вызывающий спор среди жителей Рязани, - о строительстве храмов в парках. Митрополит отметил, что выступает за то, чтобы зелёных зон было как можно больше. Но при этом он подчеркнул, что парки появляются там, где строятся храмы. На пресс-конференции он поддержал предложение общественников, чтобы в новых микрорайонах места под церкви определялись ещё на этапе планирования. Серьёзным митрополит Марк назвал и вопрос развития приходов, которые находятся в глубинке.
- Мы говорили и предварительно наметили дату митрополичьего совета, чтобы вместе трём архиереям нашей Рязанской митрополии обсудить все вопросы, которые есть у нас, у владыки, послушаем отцов. Конечно же, будем учитывать и эту особенность Рязанской епархии (большое количество отдалённых приходов). Везде есть свои особенности. Их нужно принимать во внимание. Есть разные подходы. Есть подход, когда человека интересует процесс. Типичный бюрократический подход. Нас же интересует результат. Всё будем делать для того, чтобы результаты были хорошие, - пояснил свою позицию митрополит Марк.

Отдельной темой стало его знакомство с Рязанью. В первый раз сюда он попал в юности - в 1970-х годах был проездом. Затем в 2000 году приезжал для встречи с митрополитом Рязанским и Касимовским Симоном. С последним, кстати, он встречался дважды. Второй раз - в Николо-Бабаевском монастыре Ярославской епархии, где Симон находился на покое. В этом человеке, возглавлявшем Рязанскую кафедру более двадцати лет, митрополит Марк особо отметил любовь и уважение к ближним.

Он добавил, что «для верующего человека в жизни нет места случаю», а Рязань возникала в его судьбе не единожды. В частности, митрополит рассказал, что ранее сменил владыку Павла, который затем стал митрополитом Рязанским и Михайловским, на управлении епархией в Австрии и Венгрии. Пару лет назад владыка Марк приглашал Павла вновь посетить Австрию и Венгрию. В архиерейскую квартиру тот привёз икону рязанских святых. Сейчас митрополит Марк усмотрел во всём этом «смысловые штрихи, которые неведомо подвели к Рязанской кафедре».

Дата рождения: 31 марта 1964 г. Страна: Россия Биография:

Родился 31 марта 1964 г. в Перми. В 1981 г. окончил среднюю школу г. Перми. В 1982-1984 гг. служил в рядах Советской Армии.

В 1984 г. поступил в Московскую духовную семинарию, по окончании которой в 1988 г. поступил в Московскую духовную академию. В сентябре 1990 г. назначен помощником заведующего Церковно-археологическим кабинетом при МДА.

19 октября 1990 г. в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество, 21 ноября рукоположен в сан иеродиакона, 7 января 1991 г. — в сан иеромонаха. Преподавал в МДС Священное Писание Нового Завета. В 1992 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия.

14 января 2004 г. в Храме Христа Спасителя в Москве хиротонисан во епископа Егорьевского, викария Московской епархии.

Решением Священного Синода от 31 марта 2009 г. () освобожден от должности заместителя председателя ОВЦС и назначен секретарем Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Также Священный Синод поручил епископу Марку временное управление и епархиями.

Решением Священного Синода от 26 февраля 2019 г. () от должности председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 26 февраля 2019 г. освобожден от должности настоятеля храма Живоначальной Троицы в Хорошеве г. Москвы.

Решением Священного Синода от 30 августа 2019 г. () в дополнение к несомому послушанию поручено управление Будапештско-Венгерской епархией с именованием титула в пределах указанной епархии «Будапештский и Венгерский».

Образование:

1988 г. — Московская духовная семинария.

1992 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

Место работы: Патриаршая наградная комиссия (Председатель) Место работы: Московская Патриархия (Руководитель Наградной комиссии) Место работы: Рязанская митрополия (Глава митрополии) Епархия: Рязанская епархия (Правящий архиерей) Епархия: Будапештская епархия (Правящий архиерей) Награды:

Церковные:

  • 2014 г. — св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
  • 2019 г. — св. блгв. кн. Даниила Московского III ст.;
  • орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • орден Гроба Господня (Иерусалимская Православная Церковь).
E-mail: [email protected] Web-сайт: www.ryazeparh.ru

Публикации на портале Патриархия.ru

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк: Дело не в количестве [Интервью]

Архиепископ Егорьевский Марк: На строительство храма в Страсбурге нужны деньги [Интервью]

Архиепископ Егорьевский Марк: Только от нас зависит, какое культурное и духовное наследие мы оставим после себя нашим потомкам [Интервью]

[Статья]

Ответы руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископа Егорьевского Марка на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела [Интервью]

Похожие статьи

  • Как варить овсяную кашу на молоке: техника приготовления, рецепты

    Овсянка – это самый полезный, питательный и сбалансированный завтрак для всей семьи. Важным преимуществом такого блюда является то, что в него можно класть самые различные ингредиенты: фрукты, ягоды, орехи. Приспособить кашку можно под...

  • Всё про сладкие блюда и напитки

    Сладкие Блюда Сладкие блюда и напитки - приятное дополнение к обеденному меню. Как правило, они обладают отменным вкусом и высокой питательностью, так как для приготовления многих из них используются фрукты, ягоды, сахар, шоколад, сливки...

  • Тушеная говядина в луковом соусе Требования к качеству блюда

    Говядина, тушенная с добавлением большого количества лука, получается очень вкусной, сочной и нежной. Мясо легко делится на волокна, а в качестве бонуса вы получаете отличную подливку к макаронам, рису или к картофельному пюре. Готовить...

  • Котлета мясная технологическая карта

    Котлеты домашние готовят также, как котлеты из говядины, но с добавлением говяжьего жира (в фарш и, возможно, при отпуске, полив им котлету домашнюю) и другими нормами закладки компонентов блюда. Сначала получают котлетную массу из...

  • Лучшие рецепты блюда «Говядина, запеченная в луковом соусе»

    Говядина в луковом соусе – блюдо, не требующее больших усилий и особых кулинарных навыков. Продукты для этого замечательного блюда практически всегда можно найти в доме. На его приготовление уйдет достаточно много времени, но лично ваших...

  • Самые знаменитые доисторические хищники

    Мы уже рассказывали о странных, огромных и очень опасных динозаврах и других миллионы лет назад, но на самом деле некоторые из таких животных дожили до наших дней. Претерпев незначительные изменения, или же вовсе не изменив свой внешний...